Файл: Правовой статус некоммерческих организаций: понятие, виды, общая характеристика..pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие некоммерческих организаций в Российской Федерации
Глава 2. Правовые основы деятельности некоммерческих организаций в Российской Федерации
Глава 3. Порядок образования и прекращения некоммерческой организации
3.1. Порядок создания некоммерческих организаций. Управление и контроль деятельности НКО
Особенности правового положения общественных организаций (объединений) определяются иными федеральными законами. В частности можно выделить:
- Федеральный закон от 19 мая 1995 г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях»[10];
- Федеральный закон от 11 июля 2001 г. №95-ФЗ «О политических партиях»[11];
- Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»[12];
- Федеральный закон от 20 июля 2000 г. №104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» в ст.20 закрепляющий, что союзы (ассоциации) общин малочисленных народов являются некоммерческими организациями.
Отдельно урегулировано правовое положение Фондов - Федеральным законом от 7 мая 1998 г. №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах». Также можно выделить Федеральный закон от 15 июня 1996 г. № 72-ФЗ «О товариществах собственников жилья». Действует и ряд других законодательных актов:
- Федеральный закон от 17 декабря 1999 г. №211-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации»[13].
- Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» и некоторые другие федеральные законы[14].
Наряду с законодательными актами регулированию правового положения некоммерческих организаций посвящен ряд подзаконных нормативных актов: Указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ. Однако они не должны противоречить вышеназванным законам. Кроме того, Федеральное Правительство вправе принимать постановления, содержащие нормы, посвященные деятельности некоммерческих организаций, но только в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами либо указами Президента Российской Федерации.
В частности можно выделить:
- «Положение о театре в Российской Федерации; Положение о принципах финансирования государственных и муниципальных театров в Российской Федерации» утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25 марта 1999 г. №329 «О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации»[15];
- Постановление Правительства РФ от 12 июля 1996 г. №789 «О фондах пожарной безопасности и противопожарном страховании»[16].
Наряду с законодательными и подзаконными нормативными актами необходимо выделить ведомственные акты. В настоящее время действует целый спектр таких актов.
В отношении таких документов существует общее правило, выраженное в постановлении Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997г. №1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации». Согласно этому акту нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации и официальному опубликованию в «Российской газете». Официальное опубликование актов осуществляется не позднее десяти дней после их государственной регистрации. При этом акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий. Приведем лишь часть из них:
- Письмо Минюста РФ от 19 января 1996 г. № 08-09-11-96 «О разъяснениях отдельных положений Федерального закона «Об общественных объединениях»[17];
- Правила рассмотрения заявлений о государственной регистрации религиозных организаций в органах юстиции Российской Федерации, утвержденные приказом Минюста РФ от 16 февраля 1998 г. №19;
- Положение о порядке регистрации, открытия и закрытия в Российской Федерации представительств иностранных религиозных организаций, утвержденное постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. №130.
Наряду с вышеназванными законами и подзаконными актами, в качестве источников правового регулирования необходимо выделить и материалы судебно-арбитражной практики в Российской Федерации. Несмотря на то, что в нашей стране судебная практика не является источником права и тем самым не обязательна в правоприменении (как это принято в англосаксонской системе права), тем не менее, в Российской Федерации нижестоящие суды зачастую пользуются обзорами судебной практики для разбирательств дел. Поэтому важно обозначить обзоры арбитражной практики по делам, связанным с организацией и деятельностью некоммерческих организаций. В частности можно выделить следующие обзоры:
- Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 февраля 1996 г. №С5-7/03-92 «О некоторых положениях Федерального закона «О некоммерческих организациях»;
- Письмо Верховного Суда РФ от 5 февраля 1998 г. №109-4/общ «Об информационном письме «О подведомственности арбитражным судам дел о ликвидации общественных фондов»»;
- Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 июня 2001 г. №64 «О некоторых вопросах применения в судебной практике Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».
Одним из дискуссионных вопросов является определение правоспособности субъектов РФ в части нормотворчества о некоммерческих организациях. Так, некоторые исследователи говорят о «концепции модельного законодательства в области деятельности некоммерческих организаций». При этом эксперты подчеркивают, что федеральное законодательство не оставило «нишу» для региональных органов государственной власти и муниципальных образований в сфере взаимоотношений с «третьим сектором».
Авторы названного сборника говорят о том, что «весьма разумно, как базисную основу и блок-схему развития целей и задач НКО, поддержки «третьего сектора» со стороны властей всех уровней иметь модульный закон, который должен стать системой региональных законов и муниципальных нормативных актов. Поэтому, наверное, следовало бы вернуться к федеральным законам «О некоммерческих организациях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «Об общественных объединениях» и ряду других, которые не представляют целостную систему деятельности и поддержки некоммерческих организаций. Однако, в настоящих условиях, да и в ближайшей перспективе дело абсолютно не реальное, Поэтому модельные законы на уровне региональных органов государственной власти – задача наиболее перспективная в области осуществления взаимодействия государства и некоммерческих организаций»[18].
Глава 2. Правовые основы деятельности некоммерческих организаций в Российской Федерации
Условно социальные группы гражданского общества можно разделить на три сектора: публичный, коммерческий и некоммерческий. Некоммерческие организации по умолчанию не входят в состав коммерческого сектора, в то время как причисление конкретной некоммерческой организации к публичному или некоммерческому сектору определяется совокупностью факторов и, как правило, носит субъективный характер (см. Приложение 2)[19].
Некоммерческие организации - организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Общественный характер деятельности - главная особенность некоммерческих организаций, отличающая их от других хозяйствующих субъектов[20].
В отечественной научной литературе для обозначения всей совокупности некоммерческих организаций всё чаще начинает употребляться понятие «третий сектор». Некоторые авторы, употребляют это понятие для обозначения всей совокупности социально ориентированных некоммерческих организаций. Однако ставить знак равенства между этими понятиями – ошибка, приводящая к стиранию границ определений.
Для определения понятия «третий сектор», чаще всего используют метод исключения, говоря о том, что третий сектор это все те организации, которые не относятся к государственному и коммерческому сектору. Однако такое определение не жестко ограничивает круг рассматриваемых субъектов.
Третий сектор в развитых странах вносит значительный вклад в развитие экономических показателей, а также создаёт рабочие места, что приводит к снижению социальной напряжённости. Большое количество детских садов, домов для престарелых, больниц и подобных учреждений находятся под патронажем НКО. К примеру, во Франции практически все проекты по работе с молодёжью на местном уровне курируют только некоммерческие организации. Но не стоит забывать, что значимость третьего сектора на Западе уже давно перешагнула рамки производства социальных услуг и создания рабочих мест[21].
Третий сектор в России находится на стадии формировании, но имеет значительный потенциал для роста и развития.
Некоммерческие организации выполняют несколько задач, являясь уникальным звеном, связывающим коммерческий и государственный сектор с гражданским обществом.
Некоммерческие организации могут выступать в качестве:
- институто - образующих структур в обществе;
- исполнителей государственные функции по оказанию социально значимых услуг социально незащищённым слоям общества;
- самостоятельных хозяйствующих субъектов.
Выполняя роль институто-образующих структур, некоммерческие организации выступают в роли защитника интересов её членов, которыми могут быть как физические, так и юридические лица. Например, общественные объединения и политические партии дают гражданам возможность совместного взаимодействия для решения совместных задач, лоббирования общих интересов.
К объединениям юридических лиц могут быть отнесены саморегулируемые организации, создающиеся в целях объединения активов, более эффективного осуществления деятельности, взаимного страхования ответственности или просто лоббирования собственных интересов. Такого рода НКО создают качественно новые горизонтальные связи в гражданском обществе.
На практике, некоммерческие организации более эффективно выполняют социальные функции государства, поэтому государство непосредственно заинтересовано в развитии НКО. Преимущества некоммерческих организаций по отношению к государственным структурам – индивидуальный подход в оказании услуг. Государство исходя из своих масштабов деятельности может ориентироваться исключительно на «медианного» потребителя. НКО способны генерировать более разнообразные виды благ и более успешно справляться с задачей удовлетворения потребностей даже очень малых групп людей.
В отличие от государственных структур для выполнения общественно значимых задач, некоммерческие организации могут привлекать ресурсы частного сектора, а так же, гражданского общества. Ресурсы НКО привлекают за счёт значимости проблем, которые они решают, а так же за счёт собственного имиджа. Одновременно с этим, взаимодействуя со спонсорами (государственными и негосударственными), некоммерческие организации попадают в определённого рода зависимость от них. Для того чтобы минимизировать риск подобной зависимости, некоммерческие организации вынуждены диверсифицировать источники финансирования. Только так они могут самостоятельно определять направления собственного развития, сохранить свой имидж и привлечь новых партнёров. Обеспечение независимости от учредителей и спонсоров для многих НКО – залог приобретения, укрепления и сохранения доверия со стороны спонсоров НКО, и тех, кому оказывает услуги некоммерческая организация.
Например, некоммерческая организация, которая является СМИ, имеет интерес в том, чтобы информация, которую она распространяет, являлась непредвзятой и объективной. В обратном случае, у организации возрастают риски потерять аудиторию, а сотрудники организации могут потерять уважение коллег. Религиозная НКО, которая занимается благотворительностью, заинтересована в том, чтобы её деятельность не была пропагандой религиозных воззрений её спонсоров и учредителей. В обратном случае, возрастают риски НКО потерять спонсоров, которые не поддерживают данные религиозные воззрения. Также у субъектов благотворительности могут возникнуть подозрения в попытке навязывания религии. Для того, чтобы оградить заинтересованных лиц от нежелательного влияния, существует комплекс процедур и мер, который включает нормативные средства, процедуры независимого контроля. Уставы, регламенты и учредительные документы некоммерческих организаций могут состоять из положений, которые не допускают конфликтов интересов[22].