Файл: "Особенности диагностики межличностных отношений".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 248

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность Под термином «межличностные отношения» психологи подразумевают совокупность взаимодействий, которые возникают между отдельными людьми, часто сопровождаются эмоциональными переживаниями и в некотором роде передают состояние внутреннего мира человека. Межличностные отношения основаны на различных видах общения, которые включают невербальные связи, определенный внешний вид, телодвижения и жесты, устную речь и т.д.

Они сочетают в себе когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Когнитивный компонент означает такие особенности межличностных отношений, как различные формы познания – представление, воображение, восприятие, ощущение, память, мышление. Все они позволяют распознать в человеке его индивидуальные психологические особенности и достигнуть понимания, которое, в свою очередь, зависит от адекватности (того, насколько точно мы воспринимаем психологический портрет личности, с которой вступаем во взаимодействие) и идентификации (отождествления своей личности с личностью другого индивида).

Эмоциональный компонент обозначает переживания, которые мы испытываем при общении с теми или иными людьми. И они могут носить как положительный, так и отрицательный характер, то есть в процессе межличностных отношений можно испытывать симпатию или антипатию, удовлетворенность своим партнером или результатами совместной деятельности, либо отсутствие таковой.

Мы можем чувствовать эмпатию, или эмоциональный отклик, на переживания другой личности, которая выражается в сопереживании, соучастии и сочувствии. Наконец, поведенческий компонент характеризует мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, которые выражают отношение индивидуума к другим людям или группе в целом.

Собственно, поведенческий компонент и выступает регулятором характера межличностных отношений.

Цель – рассмотреть особенности диагностики межличностных отношений.

Задачи:

- рассмотреть понятие межличностных отношений.

- рассмотреть особенности диагностики межличностных отношений.

Объектом исследования является межличностные отношения.

Предметом исследования является процесс диагностики межличностных отношений.

Теоретической и методологической основой исследования стали книги и статьи следующих авторов Клепцова Е. Ю. , Смагина С. С., Духновский С. В. и др.


Структура данной работы включает в себя: введение, двух глав, заключение и список использованной литературы.

Во введении рассмотрены: актуальность темы, определяются предмет, объект, цели и задачи.

В первой главе будут рассмотрены общие понятия межличностных отношений.

Во второй главе показаны особенности диагностики межличностных отношений.

В заключении проведены итоги.

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ КЛАССИФИКАЦИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Личностных отношений представлены довольно различными вариантами:

- отношения знакомства, приятельские отношения, товарищеские отношения, супружеские отношения, любовные отношения;

- первичные отношения, вторичные отношения;

- оценочные, действенные;

- симпатия – антипатия, дружба – вражда, любовь – ненависть;

- официальные и неофициальные, деловые и личные, рациональные и эмоциональные, субординационные и паритетные.

О наличии большого количества классификаций С. В. Духновский говорит, что «на сегодняшний день в психологии нет общепринятой и разделяемой всеми учеными… классификации межличностных отношений. Эта проблема обусловлена отсутствием единых, общепринятых… критериев. Оснований для классификации»[1].

Для демонстрации отличий классификации отношений можно привести несколько типологий. Л. Я. Гозман, рассматривая эмоциональные межличностные отношения как особый вид отношений, выделяет отношения симпатии и отношения любви. Критерием выделения данных отношений является безусловно эмоциональная основа.

Н. Н. Обозов описывает отношения приятельства и знакомства, отношения дружбы, товарищеские отношения, семейно-брачные отношения и родственные отношения.

В качестве основания типологии автор выделяет следующие критерии:

1) главный критерий – это глубина вовлечения личности в отношения;

2) избирательность при выборе партнера;

3) различие функций и целей отношений;

4) дополнительные критерии – дистанция между партнерами, продолжительность и частота контактов. [2]

Е. Ю. Клепцова, рассматривая компоненты межличностных отношений (направленность, модальность, валентность, интенсивность, осознанность, дифференцированность, сложность, уровень развития, широта, эмоциональность, взаимопонимание, когнитивное отождествление), группирует отношения по аналогии с Н. Н. Обозовым в три группы: отрицательные, индифферентные и положительные отношения.


Данные виды отношений сопоставимы по содержанию и проявлениям с видами отношений: гуманные отношения, нейтральные отношения, негуманные (эгоистические) отношения.

Л. Н. Собчик, опираясь на типологию Т. Лири, предлагает модифициорванный вариант, в котором выделяются восемь типов межличностных отношений.

Властный – лидирующий; независимый – доминирующий; прямолинейный – агрессивный; недоверчивый – скептический; покорный – застенчивый; зависимый – послушный; сотрудничающий – конвенциальный; ответственный – великодушный.

Данная типология прошла валидизацию в рамках концепции «ведущей тенденции» и подтвердила свою практическую значимость.

Приведенные примеры показывают справедливость вышеприведенного тезиса С. В. Духновского.

Различие классификационных оснований связано с тем сегментом деятельности, в которой формируется типология.

В одном случае типология исходит из запросов консультативной и терапевтической практики, в другом случае – из запросов экспериментально- исследовательской практики, а третьем случае – из запросов психодиагностической практики.

Согласно одному из системных принципов, исследуемое явление можно описать через следующие основные параметры: пространство, время, энергия, информация.

Пространство – социальное пространство, которое проявляется в общении, взаимодействии между субъектами или социальными группами. Где общение имеет наиболее приоритетное значение, поскольку именно в общении и происходит реализация отношений.

Информация. Однако термин «познание» очень широк и требует конкретизации. Применительно к проблематике межличностных отношений «познание» необходимо понимать, как проявление обыденных форм социальной перцепции, социального познания, что можно выразить в терминах когнитивного подхода – «когниции», «когнитивная схема», «система личностных конструктов».

Психологическое время – данная система задается самой физической реальностью, в плане психологической реальности обозначенная система проявляется в осмысленности и синхронизации субъективного опыта, сформированного в различные отрезки времени.

Рассогласование и несвязанность субъективного опыта лишает человека полноценности бытия. Энергия – это мотивационно- потребностные состояния, которые являются движущей силой формирования межличностных отношений.

Конечно, в большей степени мы говорим о социальных потребностях: аффилиативная потребность, потребность в общении, потребность в признании и уважении. Эмоциональные состояния также относятся к стимулирующим факторам, однако, считать их типично принадлежащих к данной сфере не совсем верно.


Эмоциональные процессы мы можем видеть и в проявлениях сферы познания, сферы общения, сферы восприятия и переживания психологического времени.

Таким образом, согласно базовым определениям понятия «межличностные отношения» эмоции являются наиболее характерной чертой проявления отношений, но отнюдь не единственной. Т. е. эмоции можно определить применительно к сфере межличностных отношений как универсальный регулирующий процесс.

Исходя из арифметической посылки о том, что в измерении участвуют четыре параметра, мы можем зафиксировать 16 = 24 типов межличностных отношений: сочетания положительных и/или отрицательных эмоциональных оценок.

А если предположить, что кроме положи- тельных и отрицательных эмоциональных состояний могут иметь значение и нейтральные, то количество возможных сочетаний уже может быть 81 = 34 .

Следовательно, данная предполагаемая модель требует обязательной эмпирической проверки.

Параметр межличностные отношения оценивается по содержанию факторных структур. Например, выпадение конструкта Я из факторной структуры можно уже рассматривать как негативацию тона отношений, но в некоторых случаях это может свидетельствовать о просто функциональных изменениях, поэтому обязательно учитывать и соотношение коэффициента когнитивной дифференцированности к среднему значению по всей выборке. [3]

Также обязательно учитывать место конструкта Мать в факторной структуре. Даже учитывая, что у представителей разных полов этот конструкт занимает отличающееся положение в структуре субъективного опыта, конструкт Мать, как правило, присутствует в содержании выделенных факторов.

Следовательно, факторная структура испытуемого, которая содержит в первом факторе конструкты Друг и Несчастный человек, а во втором факторе конструкт Враг и при величине коэффициента когнитивной дифференцированности, в среднем менее 5000,00 (диффузность) или больше 10000,00 (монолитность), квалифицируется нами как проявление отрицательной аффективной окраски отношений.

Характеристики параметров МО и ПВ представлены кратким описанием содержания выявленных факторных структур. Факторный анализ данных семантического дифференциала предполагает два варианта анализа.

Первый вариант – анализ элементов оценки, поскольку мы предлагали оценивать не один, а несколько объектов; второй вариант – анализ факторных структур признаков (шкал) семантического дифференциала. [4]


Анализ факторных структур по объектам показывает, что, как правило, испытуемые воспринимают оцениваемых людей в пространстве «положительный образ – отрицательный образ», а также «близкие люди – другие люди». При анализе признаков мы использовали классификацию конструктов, описанную С. С. Смагиной.

Наиболее часто испытуемыми используются личностные черты, поведенческие и стилевые черты, как в более «чистом» виде, так и в сочетании. Анализ данных по семантическому дифференциалу «психологическое время» показал, что при оценке элементов происходит их дифференциация в пространстве «позитивные события – негативные события». При анализе факторных структур по признакам оценки мы видим достаточное разнообразие выявленных факторов, но тем не менее в их содержании прослеживается общая тенденция отражающая активность или пассивность субъекта.

Оценка параметра «мотивация аффилиации» довольно однозначна. Как уже упоминалось, в структуре аффиляционного мотива выделяются два компонента: стремление к принятию и страх отвержения, которые отражают ведущие ожидания субъекта взаимодействия.

Оценка четвертого параметра «коммуникативный стиль» проводится по трем шкалам: зависимый стиль общения, компетентный стиль и агрессивный. Положительным проявлением данного параметра мы считали преобладание компетентного стиля общения.

Негативным проявлением мы считали преобладание зависимого или агрессивного стиля. Следует отметить, что преобладание зависимого стиля общения встречается чаще, чем проявление агрессивного стиля.

Резюмируя результаты данного этапа, мы можем сказать, что:

– использование принципа системного описания для анализа феномена межличностных отношений вполне оправдано;

– выявлены все шестнадцать ожидаемых типов межличностных отношений;

– вместе с тем содержательные интерпретации выделенных типов не позволяют охарактеризовать их специфику;

– нет возможности провести количественное (статистическое) сравнение параметров выделенных типов МО, а также затруднен качественный сравнительный анализ;

– использование диагностических методик разного типа может являть причиной неточной или даже искаженной оценки исследуемых параметров. Учитывая все выше сказанное, мы пришли к выводу о необходимости внесения поправок в процедуру исследования, что реализовано нами на втором этапе.