Файл: "Особенности диагностики межличностных отношений".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 255

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Учитывая немногочисленность методик, изучающих межличностные отношения, в настоящей статье нами предпринята попытка сформулировать подход к изучению удовлетворенности межличностными отношениями и провести сравнительный анализ существующих методик, изучающих межличностные отношения.

Понятие межличностных отношений широко изучается и определяется по-разному разными исследователями.

Для целей настоящей статьи возьмем за основу определение В. Н. Мясищева: «Отношения – это целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с разными сторонами объективной действительности, включающая три взаимосвязанных компонента: отношение человека к людям, к себе, к предметам внешнего мира». [21]

Важно также отметить, что отношения личности существуют и развиваются в социальном контексте, который представляет собой сложную сеть взаимозависящих и взаимовлияющих элементов как внутри личности, так и внутри ее социальных групп, между этими группами и т. д.

Последняя концепция пока в незначительной степени осознается в отечественных организациях, но широко распространена в западном организационном менталитете. В процессе оформления концепции развития межличностных отношений в организации нами был сформулирован подход к пониманию пространства межличностных отношений.

Мы считаем, что оно определяется двумя векторами – удовлетворением потребности в конформности и удовлетворением потребности в самовыражении, которые могут быть осуществлены в разной степени в межличностных отношениях личности, в результате чего могут формироваться четыре основных типа отношений – резонанс, диссонанс, хостинг и эксплуатация. [22]

И в этой связи становится очевидно, что отношения развиваются по стадиям, то есть, помимо комплексности, они носят динамический характер.

Стремясь определить кросс-культурные особенности отношений между личностями в организации, мы взяли в качестве анализа существующие методики, которые позволяют определить различные аспекты межличностных отношений.

Так, сознание определяется экстраверсией или интроверсией, ориентация в ситуации определяется ощущениями или интуицией, основа принятия решений определяется мышлением или чувством и способ подготовки решений: суждение или восприятие.

DISС позволяет определить один из четырех типов личности:

- доминантность (главный акцент – на достижение результатов, целей, уверенность),


- влияние (главный акцент – на влияние или убеждение других, открытость, отношения),

- устойчивость (главный акцент – на сотрудничество, искренность, надежность),

- добросовестность (главный акцент – на качество и точность, экспертные знания и опыт, компетентность).

Профиль CARE позволяет определить основной и вспомогательный личностный стиль из четырех возможных: сотрудничающий (cooperator), анализирующий (analyzer), регулирующий (regulator) и вдохновляющий (energizer).

Четыре личностных стиля определяются выраженностью элементов по двум осям: думающий–чувствующий и пассивность–ассертивность.

Тест социальных стилей (Social Styles) позволяет определить один из четырех стилей личности: любезный (amiable), выразительный (expressive), движущий (driving), аналитичный (analytical).

Четыре личностных стиля определяются выраженностью элементов по двум осям: чувствительность (контролирует–выражает чувства) и ассертивность (сообщает–спрашивает).

Тест Проницательность (Insights) позволяет определить одну из четырех энергий, предпочитаемых респондентом и определяемых цветом: красный – активный, в движении, авторитарный, стремится к контролю и власти; желтый – экстра- вертивный, дружелюбный, позитивный; зеленый – направлены на глубину отношений, предпочитают демократические ценности и взаимопонимание; синий – стремятся к пониманию мира вокруг них, ясности и точности.

В зависимости от того, как сочетаются эти энергии в личности респондента, тест позволяет определить основной поведенческий стиль личности (реформатор, директор, мотиватор, вдохновитель, помощник, поддерживающий, координатор, наблюдатель).

Тест и циркумплексная мо- дель Лири Т. основаны на предпосылках о том, что коммуникативные свойства человека приближают его отдаляют его от других, и что свойства могут различаться по интенсивности, выраженности. Эти предпосылки делают тест Лири Т. наиболее идеологически близким нашему подходу. [23]

В концепции Лири Т. есть также два вектора, формирующие пространство межличностных отношений:

а) стремление к самостоятельности и доминированию – склонность к зависимости и подчинению;

б) эмоциональное принятие или отвержение.[24]

В качестве главных рассматриваемых мотивационно- ценностных систем выступают семь:

альтруизм- воспитание (забота о защите, росте и благополучии других),

ассертивность–директивность (забота о достижении результатов,

организации ресурсов, достижении поставленных задач),


аналитичность–автономизированность (забота о продуманности подходов, порядка,

индивидуальности и уверенности в своих силах),

гибкость– связанность (забота о гибкости, благополучии группы, ощущении принадлежности ее членов),

ассертивность–воспитание (забота о защите, росте и благополучии других путем достижения поставленных задач и лидерства), суждение–конкуренция (забота о разумной ассертивности, справедливости, лидерстве, порядке и честной конкуренции),

осторожность–поддержка (забота о подтверждении и развитии самодостаточности в себе и других, забота о продуманной и справедливой полезности).

Эти мотивационно-ценностные системы изучаются в обычных условиях, а также в условиях конфликта, что позволяет увидеть вектор изменения поведения для каждого респондента.

Результат исследования представляет собой визуальную карту поведения участников группы в условиях без конфликта и в конфликте. Карта представлена в виде площади треугольника, где тремя полюсами и тремя сторонами являются шесть мотивационно-ценностных систем, а седьмая (гибкость–связанность) находится в центре.

Семейство тестов SDI разработано для изучения самооценки, обратной связи и ожиданий, и в каждом варианте есть возможность увидеть портрет сильных сторон и преувеличенных сильных сторон (согласно теории осознания отношений, воспринимаемых как слабости).

В результате приведенного содержательного сравнительного анализа стало очевидно, что ни одна из этих методик, на наш взгляд, полностью не ответила на наш запрос – поиск методики, позволяющей определить удовлетворенность межличностными отношениями, хотя методика FIRO в наибольшей степени может показать удовлетворение межличностных потребностей, а также пространство отношений, создаваемое личностью при взаимодействии и общении с другими. [25]

Так, MBTI и остальные приведенные тесты личности изучают черты характера, проявляющиеся в общении и взаимодействии с другими, но не отвечают на вопросы о потребностях личности. SDI и ICL позволяют определить типы поведения личности в отношении с другими, то есть ближе других методик подходят к запросу на описание пространства отношений, возникающее между личностями. ICL в наибольшей степени из всех рассмотренных методик соответствует нашей концепции развития межличностных отношений в организации, кратко представленной выше; однако эта методика не рассматривает удовлетворенность в отношениях. SDI позволяет выявить мотивационно-ценностную систему отношений личностей в группе, в обычных условиях и в конфликте. [26]


С нашей точки зрения, ограничениями рассмотренных методик являются следующие аспекты:

– в каждой из методик, кроме SDI, изучается прошлое поведение респондента, а сам респондент в результате исследования обозначается определенным типом личности, что в последствии приводит к тому, что на практике с ним обращаются как с типом, а не с индивидуальностью, потребности которой уникальны по степени, скорости, интенсивности, последовательности и т. д. удовлетворения этих потребностей;

– изученные методики не рассматривают сложность и комплексность системы отношений, в которой живет личность, тогда как мы полагаем, что удовлетворение межличностных потребностей личности зависит от конкретных отношений в организации, которые мы упомянули в начале настоящей статьи (с коллегами, руководством и т. д.), и в которых также участвует внутриличностная динамика каждого из участников отношений;

– в объекте исследования каждой из методик, кроме SDI и FIRO, акцент делается на личность, ее восприятие себя и других и привычки поведения в различных социальных ситуациях, а не на пространство межличностных отношений, которые эта личность создает вместе с другими;

– в предмете исследования методик MBTI, DISC, CARE, Social Styles, FIRO акцент делается на поведение, что является только частью жизни личности;

– идеологически методики MBTI, DISC, Insights, Social Styles, ICL, FIRO созданы под влиянием психоаналитического направления в психологии (К. Г. Юрг, К. Хорни и др.), без влияния гуманистического направления, что, на наш взгляд, концептуально ограничивает возможность применения этих методик для развития социальных навыков и способностей личности;

– методика SDI создана под влиянием гуманстического направления в психологии (Э. Фромм, К. Рождерс, Э. Портер и др.), что обусловливает наличие в аппарате этих инструментов методов развития социальных навыков и способностей личности, что, на наш взгляд, способствует повышению эффективности субъекта деятельности. Очевидно, что в методологии социально-психологической науки пространство изучения межличностных отношений разработано в недостаточной степени.

Только две методики (FIRO и SDI) рассматривают отношения как поле, пространство между личностями. И только одна методика представляет методический аппарат определения удовлетворенности межличностными отношениями в организации. Однако ни одна из изученных методик не позволяет учесть комплексность и динамический характер межличностных отношений. [27]


С целью заполнить эту лакуну нами была предпринята попытка разработать собственную методику и использовать ее на выборке в нашем исследовании совместно с апробированной и уже адаптированной методикой для валидизации (для этой цели мы выбрали тест межперсональных отношений Лири Т.). Для решения этой задачи нами разработана методика «Ингредиенты удовлетворенности межличностными отношениями».

В нашей модели развития межличностных отношений в организации отношения проходят через пять стадий: от стадии знакомства, через более глубокое узнавание друг друга, моменты напряженности и трений, после которых происходит устранение напряженности (восстановление, деградация, злоупотребление и жертвоприношение).

ВЫВОД К 2 ГЛАВЕ

Только один из вариантов (восстановление) влечет за собой развитие отношений, более глубокое узнавание друг друга, межличностную близость. Три другие варианта предполагают стагнацию, или распад отношений. Методика позволяет составить картину структуры потребностей, удовлетворяемых в межличностных отношениях на работе по типам отношений, выявить структуру и паттерны привязанности и ожиданий, а также провести анализ факторов, имеющих наибольшее значение для удовлетворенности отношениями.

В качестве потребностей нами было выбрано понятие Райт Дж. о глубоких потребностях личности (yearnings), сформулированное ею в рамках теории эволирования. Ниже представлены конструкция методики, ее структура и процесс обработки данных, полученных с ее помощью

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Межличностные отношения являются одним из главных факторов в коммуникации. На их почве часто возникают различные недоразумения. Например, один человек воспринимает отношения как дружбу, а второй только как знакомство. Такое отличие в восприятии к партнеру часто оборачивается ссорами и недопонимаем. Именно поэтому так важно знать суть межличностных отношений, как готовность обоих партнеров к определенным чувствам и ожиданием друг от друга. Прежде чем определить какие типы межличностных отношений бывают, разберемся, что влияет на их продуктивность. При взаимодействии партнеров наиболее значимой основой для межличностных отношений является эмоциональная реакция на партнера, степень официальности общения, и личная значимость контакта для собеседника. Условно межличностные отношения можно разделить на несколько типов: это отношения знакомства, дружбы, товарищества, а также любовные, супружеские, семейные и деструктивные. Чем глубже межличностные отношения между людьми, тем чаще становятся контакты между ними. Чтобы понять какие типы межличностных отношений чаще всего встречаются в жизни, прежде всего, стоит запомнить, какие типы людей существуют в природе отношений.