Файл: Теории обучения и воспитания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Чтение произведений на природе (экскурсии по природоведению). Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное

6

развитие ребенка. Он неоднократно отмечал, что только активное взаимодействие с природой воспитывает ребенка. Поэтому каждое время года мы встречаем в природе, учимся понимать ее, чувствовать ее неповторимость, изменчивость. Она будит мысли и чувства. С познавательной и нравственной точки зрения обращаемся к рассказам и сказкам: «Цветок солнца», «Весенний день в лесу», «Весенний дождь», «Осенний клен», «Как начинается осень», «Кто зажег свечи на каштанах?», «Снежинка и капелька», «Цветок и снег», «Кусочек лета» и др. Эти походы в природу учат детей замечать красоту окружающего мира, удивляться ее бесподобным краскам и формам, учат ценить и восторгаться красотой природы.

Таким образом, рождаются коллективные письма слов признательности окружающему миру, с которым соприкоснулись дети: Живительному Источнику, утолившему жажду; Раскидистому Клену, подарившему тень уставшим путникам; Таинственному Лесу - хранителю загадок Природы; Меловой Горе, удивившей своей древностью.

Уроки художественного труда и изобразительного искусства проходят вдохновенно и творчески после тесного слияния с природой и влияния живого, образного литературного слова писателя. Предлагаем использовать на этих уроках следующие рассказы: «Сергей и Матвей», «Какие они бедные...», «Снежинка и Капелька», «Черные руки», «Куст сирени», «Осенний наряд» и др.

Работа литературной гостиной предполагает оформление классного уголка в виде читального зала с библиотечкой. Ребята по собственному выбору работают с произведениями Василия Александровича, а затем на уроках внеклассного чтения, «минутках» внеклассного чтения (10 минут урока чтения), уроках-праздниках, презентуют ученикам класса свое творчество, согласно изученного произведения: песенки, книжки-малышки, рисунки, стихи.

В работе гостиной мы используем методы, которые предлагает академик Российской академии образования, доктор педагогический наук В.Г.Ниорадзе в своей книге «По ступенькам СКАЛЕ»: сюрприз учителя, сюрпризы учеников, подарок учителя. Работа литературной гостиной помогает организовать систематическое изучение произведений В.А.Сухомлинского и дает возможность проявить детское творчество.

Уроки экологии души, уроки добра, уроки радости (воспитательные часы). Создавая тематические мероприятия, основанные на произведениях В.А.Сухомлинского, подбираем психогимнастику, игры, которые помогут


7

обсудить с детьми разные конфликтные и спорные ситуации. Игра состоится в том случае, если взрослый будет участвовать в ней активно. В таком случае дети ощущают себя равными со взрослыми, их поведение становится более серьезным и осмысленным. Важно, чтобы педагог сам проявлял в течение игры те качества, которым он хочет научить детей.

Специальный подбор произведения под ситуацию, сложившуюся в классе (отработка определенного качества). Особенно важно тщательно относиться к выбору и подготовке вопросов и заданий после чтения произведения. Можно обсудить с детьми проблемы, которые часто мешают нормальной жизни ребенка или детского коллектива, но которые трудно, а порой и невозможно обсудить с детьми напрямую. В.Г.Ниорадзе говорит: «Ребенок приучается сопоставлять собственные поступки с действиями героев рассказов, сказок, легенд, притч; привыкает задумываться над своим поведением при осмыслении тех произведений, которые специально подбираются и предлагаются ему».

При каждом соприкосновении с произведениями В.А.Сухомлинского ребята взрослеют, набираются жизненного опыта, а мысли, к которым они приходят, записываются в «Словарик мудростей». В этот словарик они заглядывают довольно часто, он помогает им найти правильный ответ. По окончании начальной школы словарик приобретает объемный вид, что позволяет издать его небольшой книжечкой - напутствием в новую жизнь.

8

1.2. Педагогические идеи В.А. Сухомлинского

«Доброта должна стать таким же обычным состоянием человека, как мышление» -- это строки из главной книги Василия Сухомлинского «Сердце отдаю детям». Но вот парадокс: такая прекрасная гуманная система воспитания, созданная Сухомлинским, могла родиться только в реалиях той эпохи, когда он жил и творил. Во всяком случае, в полном объеме сегодня ее практиковать весьма проблематично. Настали другие времена, отторгающие основные постулаты этой системы.

Сухомлинский работал с детьми, в сознании которых «как-то не укладывался тот факт, что фабрики, заводы, железные дороги, корабли, самолеты могут принадлежать одному человеку». Нынешние дети это уже хорошо понимают, поскольку изменилось все: социальный строй, ученики, педагоги, школа. И в сознании современных детей с трудом укладываются именно понятия, которые лежат в основе методики Сухомлинского, -- романтика, коллективизм и т. д.


Удивительный факт: в эпоху атеизма родился исполненный духовности феномен Сухомлинского.

Система выдающегося педагога построена на основной идее христианского учения - идее добра.

Он был Учителем с большой буквы. И вел за собой учеников: вместе с ними слушал музыку природы, читал стихи, путешествовал в «мир труда», рассказывал о героях войны, мечтал о будущем. И то разумное, доброе, вечное, что он сеял, попадало в благодатную почву.

«Любить человечество легче, чем сделать добро родной матери», цитировал Сухомлинский Сковороду. Можно сказать, также, что любить человечество легче, чем два десятка детей, которые сидят за партами.

Сухомлинский любил детей и «работал сердцем». Любовь и самопожертвование были его религией. И он, необыкновенно скромный человек, имел право сказать своим выпускникам: «Я вел вас за руку, отдавал вам свое сердце. Были минуты, когда оно уставало. Когда в нем исчерпывались силы, я спешил к вам, дети. Веселое щебетание вливало новые силы в мое сердце, улыбки рождали новую энергию, ваш пытливый взор будил мою мысль...»

Разумеется, в чем-то система Сухомлинского действительно выглядит

9

инородной по отношению к сегодняшнему дню. Но если говорить, например, о младшей школе, о дошкольном воспитании, то до сих пор специалисты весьма успешно работают по этой системе. Кроме того, опыт педагога активно используется в православной педагогике, в воскресных школах.

Сегодня школа стремительно превращается в сугубо образовательную структуру. Воспитание отходит на второй план. А ведь именно воспитательная часть, моральное наполнение наследия Сухомлинского представляет наибольшую ценность. Изменилась не только школа -- изменились учителя. Не секрет, что в школу идут работать далеко не лучшие студенты педагогических вузов. Многие не знают ни методики преподавания, ни психологии, ни педагогики и становятся не учителями, а равнодушными лекторами.

Но, вероятно, и это пройдет и во все учебные классы когда-нибудь войдут учителя новой формации, обогащенные новыми знаниями и новыми педагогическими системами. Они войдут в кабинеты, оснащенные новейшей техникой, которая поможет реализовать и умения, и способности, и необычайные таланты. И вот тогда опыт павлышского учителя, многим сегодня кажущийся устаревшим, наверняка будет востребован. Ибо воспитание как таковое никто и никогда не сможет упразднить, какими бы знаниями ни обладали те, кто учит детей с младенчества и до их выхода в самостоятельную жизнь.


В своем последнем напутствии юношам и девушкам, вступающим в жизнь, Василий Сухомлинский, уже смертельно больной, говорил: «Человеческой силе духа нет предела. Нет трудностей и лишений, которых бы не мог одолеть человек. Не молчаливо перетерпеть, перестрадать, но одолеть, выйти победителем, стать сильнее. Больше всего бойтесь минуты, когда трудность покажется вам непреодолимой, когда появится мысль отступить, пойти по легкому пути».

В этих словах весь Сухомлинский -гуманист и педагог.

Цитаты и афоризмы В. Сухомлинского:

-В семейной жизни, храня свое достоинство, надо уметь уступать друг другу.

-Дети с угнетенными чувствами -- это, как правило, дети с угнетенным интеллектом, обедненной мыслью.

-В браке ни на минуту не прекращается взаимное воспитание и самовоспитание.

-Годы детства - это прежде всего воспитание сердца.

10

-Для того чтобы воспитать настоящих мужчин, нужно воспитывать настоящих женщин.

-Семья -это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро.

-Если люди говорят плохое о твоих детях -- это значит, они говорят плохое о тебе.

-Там, где у женщин не развито чувство чести и достоинства, процветает нравственное невежество мужчин.

-Есть три вещи, которые необходимо утверждать в мальчиках и юношах: долг мужчины, ответственность мужчины, достоинство мужчины.

-Пусть ваш воспитанник будет непокорным, своевольным -- это несравненно лучше, чем безмолвная покорность, безволие.

-Воспитывая своего ребенка, ты воспитываешь себя, утверждаешь свое человеческое достоинство.

-Три бедствия есть у человека: смерть, старость и плохие дети. От старости и смерти никто не может закрыть двери своего дома, но от плохих детей дом могут уберечь сами дети.

Имея доступ в сказочный дворец, имя которому - Детство, я всегда считал необходимым стать в какой- той мере ребенком. Только при этом условии дети не будут смотреть на вас как на человека, случайно проникшего за ворота их сказочного мира, как на сторожа, охраняющего этот мир, сторожа, которому безразлично, что делается внутри этого мира.

Путь к профессии: У Василия Александровича Сухомлинского удивительная судьба. Признанный общественностью и властями бывшего СССР, коммунист, атеист, академик, удостоенный высших наград, павлышский учитель вряд ли трудился исключительно ради коммунистической идеи. Впрочем, еще несколько лет назад в творчестве Сухомлинского искали и находили истоки марксистско-ленинского мировоззрения в воспитании школьников и будущих учителей. Но та эпоха ушла в прошлое, изменились и темы научных исследований: у Сухомлинского черпают идеи гуманизма, воспитания любви к родной земле, родному языку и слову, обращения к национальным источникам.


Надо признать: сегодня с методами воспитания Василия Александровича мало знакомы и учителя, и родители. В лучшем случае студенты изучали труды Сухомлинского в курсе истории педагогики, из которых разве что помнят: «труд во имя Родины и ради победы над империализмом», еще,

11

может быть, «любовь к природе, воспитание коллективизма». Мало кто раскрывает его книги и увлекается истинными идеями педагога. Вот почему сегодня практически никто из учителей не вспоминает Сухомлинского (как того же Макаренко). Срабатывает простой стереотип: о своих мы и так знаем, а вот почитать о педагогике Монтессори, познакомиться с идеями Домана, Спока или Ибуки гораздо интереснее.

Разумеется, прекрасно, когда каждый учитель может интересоваться различными методиками, пробовать внедрить то, что ему по душе. Сегодня открыто широчайшее поле возможностей для внедрения педагогических образовательно-воспитательных концепций. Но почему-то многие творят кумиров из знаменитых зарубежных педагогов, а своих, доступных, мудрых и прогрессивных, уже не замечают.

В центре воспитательной системы, созданной Василием Сухомлинским, находится ребенок с его активностью, интересами, индивидуальными творческими способностями. Главная задача педагогического коллектива школы -- создать благоприятные условия для формирования и развития Личности. Воспитание, по Сухомлинскому, -- это не устранение недостатков ребенка, а развитие всего самого хорошего. Не власть и подчинение, а уважение и любовь должны быть в основе учебы. То есть суть не в том, чтобы ученик получил в школе определенный набор знаний, а в том, как эти знания в дальнейшем будут жить в нем.

Мало кто из учителей знает и другое: к концу жизни Сухомлинский от интернационального воспитания обратился к национальному, от атеизма -- к народной культурной основе, к пониманию многоплановости проявлений личности ученика, к тому, что в формировании всесторонне развитого человека главную роль играет духовность.

Что же касается восхваления идеалов коммунизма, то этого действительно не отнять. Но! Для Сухомлинского это были не ритуал и обязанность, а вера, искренняя и чистая. «Надо со всей определенностью сказать, -писал Василий Александрович, -что первой и важнейшей целью воспитания является человек, его всестороннее развитие, ясный ум, высокие идеалы, чистое благородное сердце, золотые руки, его личное счастье».

Вполне очевидно, что речь идет об истинных гуманистических ценностях. Просто в свое время другими понятиями Сухомлинский оперировать не мог. Его понимание задач воспитания весьма отличалось от того, что было в учебниках, его взгляд на роль и место учителя не вписывался в постулаты официальной педагогики.