Файл: Теории обучения и воспитания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выдающимся вкладом В.А. Сухомлинского в психологию старшего школьного возраста следует считать его тезис о психологической культуре как важнейшем элементе образования. Он полагал необходимым ввести преподавание практической психологии в учебный план средней школы В. А. Сухомлинский не только обосновал необходимость психологического просвещения школьников; он в этой области выступил в качестве непосредственного просветителя молодежи.

24

3.1. Педагогическое наследие А.В. Сухомлинского

Актуальность педагогического опыта Сухомлинского, в поддержке и развитие интереса детей к деятельности взрослых, стремление вызвать желание в собственной, доступной по возрасту деятельности подражать привлекательному взрослому. И в качестве отдаленной задачи -- способствовать зарождению морально ценного идеала личности. Важно, чтобы таким идеалом для ребенка становился взрослый человек, умеющий творчески и увлеченно трудиться и для себя, и для других людей.

Примечательно, что ребенок дошкольного возраста, еще не осознавая этого, видит во взрослом перспективу своего развития, ищет свой идеал. В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы, связанные с особенностями интеллектуально-нравственного развития подрастающего поколения. Ознакомление ребенка с творческой, изобретательской деятельностью помогает раскрыть такие качества личности, как целеустремленность и оптимизм в достижении целей, инициативность и понимание значимости результатов своей деятельности для себя и для других; развивает чувство уверенности в том, что я могу стать такой же творческой личностью, чувство собственного достоинства в решении поставленных задач; укрепляет веру в свои силы, веру в значимость самого творческого человека. Отсюда у ребенка старшего дошкольного возраста формируется адекватная самооценка как показатель нравственного развития.

Одним из направлений интеллектуального развития личности является становление творческого потенциала. Необходимо отметить, что творческий потенциал личности формируется под влиянием сознания своей принадлежности к человеческому роду со всеми сугубо человеческими проявлениями в поступках, чувствах, отношениях, путем приобщения к общечеловеческим ценностям и культуре. Поэтому важно, чтобы развитие в ребенке творческой личности могло сочетаться с ознакомлением детей с разными видами творчества взрослых людей. При этом творчество в самой общей форме мы определяем, как социально обусловленную духовно-практическую деятельность, ведущую к созданию новых материальных и духовных ценностей, имеющих общественную значимость. Эта деятельность не только производит условия человеческого существования, но и становится способом саморазвития человека, формирования его созидательных способностей и средством самовыражения личности. Потребность же в самовыражении является основной потребностью человека, сутью человеческого способа существования в мире. «Нет детей одаренных и неодаренных, талантливых и обычных. Одарены, талантливы все без исключения дети. Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в


25

каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант - значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства».

Педагогическое наследие В.А. Сухомлинского разносторонне и многопланово. Вся система деятельности павлышского учителя проникнута высокими принципами гуманизма, глубоким уважением к личности ребенка. Если советская педагогика была ориентирована на человека как социальное существо, то Сухомлинский «восстанавливал» целостность личности в единстве природного и социального, духовного и физического, общественного и индивидуального. Процесс педагогической реабилитации несовершеннолетних Сухомлинский видит в истоках человечности, в естественности святых чувств и добрых дел.

Как истинный педагог-гуманист, он видит жизнь своих учеников не только и не столько в радостных маршах «трудных побед», сколько в будничной повседневности жизни с неизбежностью и горечью утрат, с несчастьями, тревогами и заботами.

Принципиально важным для нас является позиция Сухомлинского в нравственном воспитании ребенка. Ключ к развитию нравственности его педагог видит в «переживании им… горя, забот, страданий другого человека, личном участии в судьбе того, кто нуждается в помощи, сочувствии» (В.А. Сухомлинский. Павлышская средняя школа.

Стремление человека к познанию истины рассматривается Сухомлинским как важнейшая духовная потребность, основа его интеллектуального развития. С этим природным даром приходит ребенок в мир, и на этом фундаменте должна выстраиваться исходная основа развития его личности. Вместе с тем нам часто приходится видеть, как те или иные формы девиантного поведения начинают проявляться тогда, когда перестает гореть в ребенке интерес к учению, когда оно превращается в тяжелое бремя, а то и в мучение. Педагог не может не заметить, как на его глазах исчезает главный духовный источник роста ребенка, его полноценной духовной жизни, его успехов в жизни. И наоборот: «все становится реальным и достижимым лишь тогда, когда человеку хочется учиться, когда в учении… он чувствует радость и обретает человеческую гордость» (Там же. - С. 644). «Дайте ребенку радость умственного труда, радость успеха в учении» - этот завет-призыв выстрадан и выношен учителем-гуманистом и должен быть услышан, прежде всего, теми педагогами, кто решает сложные проблемы трудного детства. Другой идеал воспитания Павлышской школы - труд - основа становления личности человека. По существу, всем строем школьной жизни утверждалось отношение к труду как основе нравственности: «умственный труд», «труд души», «созидание трудом красоты», «атмосфера серьезного


26

отношения к труду» и др. В то же время поддерживалась атмосфера нетерпимости к лени, безделью, неряшеству. Видя в безделье истоки трудновоспитуемости ребенка, В.А. Сухомлинский подчеркивает: «Маленький бездельник - это живучий корешок дармоедства и паразитизма и, если человек стал взрослым дармоедом, вырвать этот корень, который прижился с детства и отрочества, очень трудно». Когда его спрашивали:” Что самое главное было в его жизни? ”, он отвечал:” Любовь к детям!”. Искренняя любовь к детям и подлинная педагогическая культура, по Сухомлинскому, понятия нерасторжимые. Учитель обязан уметь дорожить детским доверием, щадить беззащитность детей, быть для него воплощением добра и справедливости. Без этих качеств не может быть учителя.

Педагоги многих стран связывают с гуманистической педагогикой В.А.Сухомлинского, краеугольным камнем которой является любовь и уважение, доброта и чуткость, доверие и бережное отношение, неподдельная человечность и разумная требовательность к ребенку.

27

3.2. Мудрость родительской педагогики В.А. Сухомлинского

В.А. Сухомлинский утверждал, что «Педагогика должна стать наукой для всех» и для учителей, и родителей. Многие родители совершенно не знают, как правильно воспитывать своих детей, формировать их характер, взгляды, привычки, в чем заключается этот процесс. В Павлышской школе пытались дать каждому родителю минимум педагогических знаний. В течение многих лет при школе функционировал родительский университет. В нем было несколько групп. Первая - для молодых супругов, у которых еще нет детей. Во второй - родители, дети которых должны были пойти в первый класс. Созданы были специальные группы для отцов и матерей учащихся разных возрастов. Ребенок в школе учился 10 лет, а родители учились в университете - тринадцать лет. Занятия в каждой группе проводились два раза в месяц по полтора часа. Вели их директор, завуч, лучшие учителя. Основная форма занятий - лекции и беседы.

На занятиях педагоги стремились конкретно разобрать, что значит правильно воспитывать детей, подростков, юношей и девушек.

Так, на занятиях молодоженов - будущих родителей - разговор велся главным образом о культуре взаимоотношений супругов, об умении человека управлять своими желаниями, сообразуясь с желаниями других людей. Уважая неприкосновенность интимного мира, учителя вместе с тем тактично прикасались к самым заветным уголкам человеческих сердец.


Л.Н. Толстой писал: «Рождение ребенка создает для родителей особую область уязвимости». Отцам и матерям в родительском университете старались как можно ярче показать эту их «уязвимость» перед детьми: убеждали, что каждым шагом своей жизни они воспитывают ребят, оставляют в них крупицу своего собственного разума, нравственности, своей души.

На занятиях с родителями, детям которых предстояло поступить в школу, рассказывали, как развивать умственные способности и речь детей, воспитывать чувства. Специальные лекции посвящались темам: «Отец и сын», «Мать и дочь», «Первые нормы нравственной культуры детей» и т.д.

Исключительно важный элемент семейного воспитания — трудовая закалка детей. Идеалом здесь должна служить мудрая народная заповедь: ребенку надо трудиться с того момента, как он научился держать ложку в руке и нести пищу из тарелки в рот.

Вместе с отцами и матерями в Павлыше добивались того, что к тому времени - к 7 годам, как надо идти в первый класс, каждый обязательно на своем дворе выращивает яблоню матери и нес ей первые плоды с этого дерева.

28

Только объединяя усилия педагогического коллектива вместе с родителями детей Павлышская, школа достигла впечатляющих успехов в воспитании своих питомцев. В 1969 году в школе училось 276 детей, родители которых в свою очередь тоже были учениками школы. Прекрасное знание родословной многих семей, формирование педагогической культуры родителей помогало учителям, воспитателям школы в воспитании подрастающего поколения.

В.А. Сухомлинский вырастил замечательный коллектив педагогов. Он заботливо подбирал учителей в свой коллектив, помогал их росту.

«Что значит хороший учитель?» - опрашивал Сухомлинский. И сам отвечал: «Это, прежде всего, человек, который любит детей находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребенка».

Хороший учитель - это, во-вторых, человек, хорошо знающий науку, на основе которой построен преподаваемый им предает, влюбленный в нее, знающий ее горизонт, новейшие открытия, исследования, достижения. Гордостью школы становится учитель, который сам неравнодушен к проблемам, над которыми бьется его наука, обладает способностью к самостоятельному исследованию.

Хороший учитель, в-третьих, это человек, знающий психологию и педагогику, понимающий и чувствующий, что без знания науки о воспитании, работать с детьми невозможно.


Хороший учитель - это, в-четвертых, человек, в совершенстве владеющий умениями в той или иной трудовой деятельности, мастер своего дела. Очень важно, чтобы в школе был прекрасный садовод и человек, влюбленный в машины, и мастер электротехники, и столяр, и растениевод. В хорошей школе у каждого учителя есть какая-нибудь трудовая страсть.

...Коллективное богатство слагается из богатства индивидуального, личного. Фундамент, на котором стоит школа и строится все, что делается в школе, - это разносторонние знания, богатая умственная жизнь, широта кругозора, постоянный интеллектуальный рост каждого учителя. Через 3-5 лет после окончания вуза учитель должен знать в 3-5 раз больше, чем он знал в первый год своей работы. Если этого нет, то ученики будут обречены на скучную зубрежку и отупление, т.к. преподавание, не согретое, не озаренное стремлением учителя к знаниям, превращается в тяжелую для него повинность, в бремя, а у ребенка отбивает охоту к знаниям и губит его интеллектуальные задатки и способности.

29

Сухомлинский никогда не ходил на один урок к учителю - только на систему уроков - 12-15 дней подряд. Первые 3 года он не бранил молодого учителя - только хвалил, только подбадривал, вел от маленького успеха к другому.

Кстати, заботился о том, чтобы поддерживать начинающих материально. Через 3 года молодой учитель или навсегда оставался в Павлышской школе, или уходил.

...Дух школы легко уловить, просидев тихонько в учительской час или два: о чем разговаривают между собой учителя? Учительская в Павлышской школе - единственное место, где, кроме расписания на стене и этажерки с прекрасно подобранными книгами по педагогике и психологии, ничто не напоминает о школе. Домашняя мебель, аквариум с рыбками - все мягкое, тихое: учитель должен, по мнению Василия Александровича, отдыхать в учительской. Здесь раз и навсегда запрещено говорить о болезнях, недомоганиях, семейных неприятностях. В учительской должно царить бодрое, веселое, деловое настроение.

Из 35 учителей Павлышской школы при Сухомлинском высшее педагогическое образование имели 25, незаконченное высшее - 1, среднее педагогическое - 7, общее среднее образование - 2. В коллективе было 15 мужчин, 20 женщин. В школе работали: 2 человека от 25 до 30 лет; 6 человек - от 20 до 25 лет; 12 человек - от 15-20 лет; 5 человек от 10 до 15 лет. Таким образом. 25 человек работали в школе не менее 10 лет.

Большое значение для всестороннего развития и постоянного углубления знаний учителей имеет ознакомление с проблемами науки, техники, искусства, духовной жизни общества. Примерно 2 раза в месяц учителя читали для своих товарищей лекции по научным проблемам. В 1961-65 гг.были прочитаны следующие темы: «Мозг и сознание», «Физиологические основы памяти», «Классическая генетика и школьная биология», «Социальные и бытовые причины преступности среди подростков в нашей стране...».