Файл: Теории обучения и воспитания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«По моему глубокому убеждению, педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей. И мы стараемся дать каждому родителю минимум педагогических знаний».

Именно для этой цели В. А. Сухомлинским была организована родительская школа, куда родители записывались за два года до поступления их ребенка в школу. Курс психологии и педагогики в родительской школе был рассчитан на 250 часов. (Кстати, это значительно больше, чем любой университетский курс). Сухомлинскому удалось добиться того, что родительскую школу посещали 98 % родителей. Примерно из 25% семей на занятия приходят и мать, и отец.

А как учителя мы с вами, конечно же, знаем, что к большому нашему сожалению не всегда удается пообщаться с родителями каждого своего ученика. А притом еще и вместе с папой и мамой ребенка.

Здесь я считаю необходимым отметить, что идея единства семьи и школы всегда проходила красной нитью через учебно-воспитательный процесс. Но необходимо признать, что не всегда работа с родителями ученика ведется в наших школах в полном объеме. Сейчас все меньше и меньше наблюдается единство взглядов педагогов и родителей на процесс обучения, на его сущность и цели.

Как часто мне приходится слышать от родителей фразу: «Ах, какой несносный ребенок! И в кого он такой? И как с этим бороться?»

А вот одну из лекций во всех отделениях родительской школы В. А. Сухомлинский специально посвящал вопросу: как ребенок повторяет старших. Педагог отмечал: «Очень большой интерес для родителей представляет показ того, как отдельная черточка родителя, казалось бы, незаметная, в новых условиях гипертрофируется, превращается в определенную черту характера ребенка. Вот этот кропотливый анализ, - что откуда берется, как передается, как развиваются черты нравственного облика младших, - и представляет собой содержание повседневной работы с родителями – как коллективной, так и индивидуальной».

Думаю, мы с вами тут полностью согласимся с ценностью данной мыли, ведь очень важно для достижения единства педагогических воздействий школы и семьи добиться, чтобы родители видели в своих детях самих себя, понимали диалектику развития ребенка.

18

Читая книгу Сухомлинского, встретились мне очень интересные строки, от которых я была поражена до глубины души. Вот они.

«В зимние вечера к нам в школу частенько приходят отцы. И мы, педагоги, ведем с ними особый разговор – о высокой миссии мужчины в семье. этому разговору придается важное значение, потому что роль отца в деле воспитания особенная».


Тут хотелось бы просто задать вопрос нашим педагогам: как часто к вам на родительские собрания или, тем более, просто так, приходят отцы ваших учеников. Всех ли пап вы видели за несколько лет обучения своих питомцев. Думаю, что ответ будет не особенно замысловатым. Потому что мы с вами знаем, что 90% присутствующих на родительском собрании, либо участвующих в родительском комитете – это наши дорогие женщины, наши мамы.

А между тем вот что дальше говорит нам великий педагог: «В самом деле, как хочется ребенку, чтобы отец его был личность сильной, ярко выраженной, умеющей быть ответственной. Если бы каждый отец знал и понимал, какую огромную потребность в нем испытывает ребенок, как он хочет, чтобы рядом был мудрый, мужественный мужчина! На занятиях, которые проводятся отдельно с отцами, рассказываем, как отцу следует передавать сыну свою жизненную мудрость, как проявлять твердость воли, настойчивость воспитании».

А в заключении хотелось бы сказать прекрасными словами В. А. Сухомлинского: «Пришло время (я в это глубоко верю) создавать идеальную семью, идеальные взаимоотношения между матерью и отцом, между детьми и родителями. Я твердо убежден в том, что семья – это та сказочная пена морская, из которой рождается красота…» а дальше я полностью согласна с мыслью педагога о том, что «...если нет таинственных сил, рождающих эту человеческую красоту, функция школы всегда будет сводиться к перевоспитанию».

19

2.3 Значение дидактического наследия Сухомлинского для современной теории и практики обучения

Отличительной особенностью педагогической системы В. А. Сухомлинского явилось создание самоуправляемых воспитательных коллективов, жизнь которых открывала широкие возможности для самореализации и саморазвития личности, проявления ее способностей и дарований. Его воспитательная система строилась на гуманистических принципах уважения личности воспитанника, умении подходить к каждому с «оптимистической гипотезой», проектирующей и стимулирующей проявление высоких нравственных и гражданских качеств.

На основе теоретических разработок и опытно-экспериментальной работы В. А. Сухомлинский показал, что в современных условиях на первое место «выдвигается тонкая и сложная воспитательная задача: утвердить в юных душах жажду знаний, неутолимую и неискоренимую потребность на всю жизнь в пополнении знаний. Дух радости познания – вот та идейная и интеллектуальная атмосфера, которая должна сейчас царствовать в школе». Педагог трактовал понятие «радость познаний» как мировоззренческую категорию, ибо она стимулирует более полное и продуктивное овладение духовными и материальными богатствами жизни.


В.А. Сухомлинский призывал педагогов: «Будем учить ребенка думать, откроем перед ним первоисточник мысли – окружающий мир. Дадим ему величайшую радость – радость познания».

В работе «Сердце отдаю детям» он отмечает, что важно достижение успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства – это первая заповедь воспитания и обучения. В наших школах не должно быть несчастных детей – детей, душу которых гложет мысль, что они ни на что не способны. Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желание учиться».

Педагог советовал учителям: «умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги». Он также писал: «буду заботиться о том, чтобы каждый мой питомец рос мудрым мыслителем и исследователем, чтобы каждый шаг познания облагораживал сердце и закалял волю».

«На любви к детям держится мир». Сейчас уже трудно вспомнить, кто произнес эту фразу, но только точнее не скажешь о смысле человеческой жизни. Во все эпохи лучшие педагоги именно эту мысль считали главной в

20

деле воспитания. Василий Александрович Сухомлинский из их числа. «Что самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям» - так писал он в главной книге своей жизни «Сердце отдаю детям». И название ее вовсе не красивый литературный оборот, а чистая правда.

В своем последнем напутствии выпускникам Павлышевской средней школы, уже смертельно больной, В. А. Сухомлинский так говорил юношам и девушкам, вступающим в жизнь: «Человеческой силе духа нет предела. Нет трудностей и лишений, которых бы не мог одолеть человек. Не молчаливо перетерпеть, перестрадать, но одолеть, выйти победителем, стать сильнее. Больше всего бойтесь минуты, когда трудность покажется вам непреодолимой, когда появится мысль отступить, пойти по легкому пути».

Как ценны эти слова должны быть для каждого педагога, ведь в них столько истины, столько духовной силы и простой веры в силу человеческого духа… в силу каждого педагога и воспитателя…

21

3. Психологические взгляды Сухомлинского

В утвердившемся среди педагогической общественности мнении В.А. Сухомлинский предстает, как знаток и поборник внедрения психологических знаний в школьную практику. При этом ссылаются на регулярно функционировавший в Павлышской школе психологический семинар, на котором директор и учителя выступали с докладами и рефератами по психологической тематике. В.А. Сухомлинский глубоко знал педагогическую психологию, был осведомлен о многих современных ее достижениях, часто цитировал известных психологов.


Не будучи профессиональным психологом, В.А. Сухомлинский в психологических разделах своих трудов„-- а они были рассчитаны на рядового учителя -- пользовался таким материалом, который хорошо известен широкому кругу, и, следовательно, не представлял нового слова в психологии, однако наряду с этим В.А. Сухомлинский предстает здесь и как незаурядный практический психолог, по-новому, творчески осмысливший и осветивший, на основе многолетних включенных наблюдений детской и педагогической психологии.

Ни один психолог не писал научных трудов о детях с такой горячей, страстной любовью к ним, с таким беспокойным и неукротимым стремлением проникнуть в их внутренний мир, уловить тончайшие особенности их душевной жизни с тем, чтобы защитить, оградить их от грубых, прямолинейных воздействий некоторых горе - воспитателей. Дети, напоминает нам В.А. Сухомлинский, живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве; у них свои критерии красоты, у них даже свое измерение времени.

У В.А. Сухомлинского наряду с многогранным описанием психологических особенностей, присущих всем детям дошкольного возраста, находятся и яркие портреты отдельных психологических типов, таких, например, как «теоретики» и «мечтатели» (поэты) (Сухомлинский В.А. Этюды о коммунистическом воспитании.

Большое место в трудах В.А. Сухомлинского занимает психологическая характеристика младшего школьного возраста. «Прежде всего, надо помнить, что наглядность -- это всеобщий принцип умственного труда маленьких школьников. Эта возрастная закономерность требует, чтобы мышление маленького ребенка развивалось среди природы, чтобы он одновременно видел, слышал, переживал и думал. Наглядность -сила, развивающая внимательность, мышление, она придает эмоциональную окраску познанию. Благодаря одновременности видения, слухового восприятия, переживания и

22

мышления в сознании ребенка формируется то, что в психологии называется эмоциональной памятью; с каждым представлением и понятием, отложившимся в памяти, связывается не только мысль, но и чувство, переживание. Без формирования развитой, богатой эмоциональной памяти не может быть и речи о полноценном умственном развитии в детстве. Я советую учителям начальных классов: учите детей мыслить у первоисточника мышления, среди природы и труда».

Мысли Василия Александровича воплотились, как известно, в своеобразной методической системе, получившей свое развитие в его «Школе под голубым небом». Идея такой школы встречалась еще у Ж.-Ж. Руссо, но Сухомлинский развил, углубил и коренным образом переосмыслил ее; она приобрела целенаправленный универсальный характер. В.А. Сухомлинский внес существенный вклад в типологию младших школьников. Особенно много внимания уделял он слаборазвитым, педагогически запущенным детям.


Вот как он, например, характеризует детей с инертным типом нервной деятельности: «...У одного ребенка поток мыслей течет бурно, стремительно, рождая все новые образы, у другого -- как широкая, полноводная, могучая, таинственная в своих глубинах, но медленная река. Даже незаметно, есть ли у этой реки течение, но оно сильное и неудержимое, его не повернуть в новое русло, в то время как быстрый, легкий, стремительный поток мысли других ребят можно как бы преградить, и он сразу же устремится в обход»

Несколько ниже В.А. Сухомлинский развивает свою мысль, обращаясь к вопросу об индивидуальном подходе к таким детям со стороны учителя: «А ведь такие молчаливые тугодумы ой как страдают на уроках. Учителю хочется, чтобы ученик побыстрее ответил на вопрос, ему мало дела до того, как мыслит ребенок, ему вынь да положи ответ и получай отметку. Ему и невдомек, что невозможно ускорить течение медленной, но могучей реки. Пусть она течет в соответствии со своей природой, ее воды обязательно достигнут намеченного рубежа, но не спешите, пожалуйста, не нервничайте, не хлещите могучую реку березовой лозинкой отметки - ничего не поможет»

В отношении слаборазвитых детей В.А. Сухомлинский подчеркивал: «Учить и воспитывать таких детей надо в массовой общеобразовательной школе: создавать для них какие-то специальные учебные заведения нет нужды. Эти дети не уродливые, а самые хрупкие, самые нежные цветы в безгранично разнообразном цветнике человечества».

Эта идея впоследствии, как известно, легла в основу создаваемых классов выравнивания, как одного из важнейших элементов дифференцированного обучения. Следует указать на перспективные шаги В.А. Сухомлинского в

23

отношении к психологической науке. Павлышская школа была первым учебным заведением в нашей стране, где функционировала психологическая служба. Называлась она психологической комиссией. В нее входили школьный врач и 7 - 8 учителей, наиболее подготовленных в психологическом отношении. Комиссия эта ставила своей задачей «установить причины, в силу которых ребенку трудно учиться. Слабоуспевающим ученикам для нормального психологического развития в первую очередь необходимо как раз то, чего у них в данный момент нет, - успех в учении. Пусть самый незначительный, но успех. Без такого успеха не может быть новых, более значительных достижений, не может сформироваться полноценная учебная деятельность. «...Моральные силы для преодоления своих слабых сторон (в том числе и неуспеваемости по тому или другому предмету) ребенок черпает в своих успехах» (Сухомлинский В. А. Верьте в человека.