Файл: Теории обучения и воспитания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Любой наш учитель, - писал Сухомлинский, - знает любого из 570 учеников, без этого мы не представляем полноценной духовной жизни коллектива: знает среду, в которой формировалась личность ребенка до поступления в школу и формируется в настоящее время; знает особенности его мышления, знает индивидуальные черты его характера». Два раза в месяц в школе проводятся заседание научно-педагогического совета или психологического семинара, посвященного исключительно ребенку.

30

Сухомлинский убедительно писал, что «педагогика должна стать наукой для всех» и для учителей, и для родителей. В школе пытаются дать каждому родителю минимум психолого-педагогических знаний.

В Павлышской школе есть, «Книга отзывов». Вот некоторые из записей: «На мой взгляд, это лучшая школа на свете» - Ирина Печерникова. «Я в этой замечательной и содержательной школе пробыл только один день, но получил столько, сколько в институте за 4 года», - М. Манукян, директор школы. «Удивительно прекрасный человек современности» - работники Актюбинского ОблОНО.

Часто бывает, что личная трагедия опустошает, убивает человека, а бывает, как это случилось с Сухомлинским, придает новые силы, и человек становится мужественнее и сильнее духом, Таким человеком был Сухомлинский. В редакцию журнала «Юность» пришло письмо от женщины, которой удалось благодаря советам Сухомлинского сохранить семью, стать по-настоящему счастливой. Она пишет: «Жизнь и творчество Сухомлинского - национальное богатство, которое надо беречь как зеницу ока. Когда родится еще один Сухомлинский? Через 50-100 лет? А может быть еще позднее?»

31

Заключение

Сухомлинский - педагог-исследователь, автор работ по проблемам практической педагогики (вопросы руководства школой, профмастерства учителя, проблемы умственного, нравствственой, трудового, эстетич. и физич. воспитания). Он создал оригинальную целостную педагогическую систему, основывающуюся на антропологии, подходе, гармонизации гуманистически ориентированных форм, средств и методов педагогической деятельности, её субъектно-субъектном характере, признании личности ребёнка высшей ценностью процессов воспитания и образования. Сухомлинский трактовал воспитание как процесс реализации неотъемлемо присущих ребёнку врождённых свойств, спонтанных реакций и импульсов. Вместе с тем большое значение он придавал и специально организованному воспитывающему социуму. В 50-е гг. Сухомлинский разрабатывал продуктивные пути соединения физического и умственного труда школьников на основе опытнической, поисковой деятельности, прерогативы освоения учащимися средств познания над собственно знаниями. Специфичной являлась трактовка Сухомлинским с.-х. труда как основного средства развития личности, а не только пути подготовки учащихся к овладению профессией. Доминировали установка на переживание школьниками радости бескорыстного созидательного труда и эстетическое направленность форм и методов производств, деятельности. В начале, 60-х гг. центральной для Сухомлинского стала проблема коммунистического воспитания школьников, в которой автор видел средство формирования "мыслящих личностей" (а не беспрекословно выполняющих партийные команды людей). Это предусматривало отказ от абсолютизации подчинения и контроля со стороны коллектива, которые противоречили принципу свободы личности, препятствовали духовному и нравственному совершенствованию человека. В противовес нивелирующим тенденциям авторитарного воспитания Сухомлинский утверждал гуманистическую педагогику, возвышающую человека над коллективом, апеллирующую к совести, основой воспитания считающую проблему человечности. В структуру педагогической науки Сухомлинский включал категории этики - долг, честь, достоинство, добро, свободу. Большое внимание Сухомлинский уделял переживанию детьми накапливаемого опыта, самостоятельного, раскрытию ими важнейших нравственных принципов. Важное значение имели "уроки мышления" среди природы. Чутко воспринимая диалектику учебного процесса, Сухомлинский резко выступал против негативного отношения к словесным методам обучения и считал слово учителя важнейшим средством образования. Большую роль отводил созданию детьми совместно с учителями сказок, поэтических и прозаических миниатюр, стимулирующих развитие эмоционально-образного мышления ("Сердце отдаю детям", 1969г.