Файл: Теории обучения и воспитания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Педагогическое наследие В. А. Сухомлинского разносторонне и многопланово. Вся система деятельности педагога проникнута высокими принципами гуманизма, глубоким уважением к личности ребенка.

Главным в своей жизни он считал любовь к детям.

Искренняя любовь к детям и подлинная педагогическая культура, по Сухомлинскому, понятия нерасторжимые. Он считал, что учитель обязан уметь дорожить детским доверием, щадить беззащитность детей, быть для него воплощением добра и справедливости. Без этих качеств не может быть учителя.

“Если учитель стал другом для ребенка, если эта дружба озарена благородным влечением, порывом к чему-то светлому, разумному, в сердце ребенка никогда не появится зло. И если в школах есть насторожившиеся, ощетинившиеся, недоверчивые, а иногда и злые дети, то лишь потому, что учителя не узнали их, не нашли подхода к ним, не сумели стать их товарищами. Воспитание без дружбы с ребенком можно сравнить с блужданием в потемках”.

В.А. Сухомлинский - достойный наследник гуманистической традиции. В Павлышевской средней школе воспитание без наказаний было педагогическим принципом всего педагогического коллектива. В подходе к проблеме наказаний в школе имела место определенная эволюция его взглядов. Вначале он признавал в принципе целесообразность наказаний, был убежден, что они в определенных случаях могут быть эффективным методом воспитательного воздействия, а в последние годы своей деятельности решительно отстаивал следующий тезис: воспитание несовместимо с наказаниями учащихся. Он имел ввиду такие виды наказаний, как грубое высмеивание, выставление из класса, оставление провинившегося после уроков для выполнения какой-либо работы, специальные жалобы в дневнике.

Наказание Сухомлинский в отличие от его предшественников понимал гораздо глубже. Основным поощрением и наказанием в педагогическом труде он считал оценку. По мнению педагога учителя, которые оценивают духовный мир ребенка только с помощью оценок и баллов, при этом делят детей на тех, кто учит и тех, кто не учит уроки, не точно оценивают детей.

В.А. Сухомлинский считал, что правом пользоваться острым инструментом оценки имеет только тот педагог, который любит детей. Учитель должен быть для ребенка таким же дорогим человеком, как мать. Вера школьника в учителя, взаимное доверие между ними, человечность и доброта - вот то, что необходимо воспитателю, то что хотят видеть дети в своем наставнике.


1

Одно из самых ценных его качеств - человечность, в которой сочетается сердечная доброта с мудрой строгостью родителей.

Говоря об оценке как инструменте наказания, Сухомлинский считал допустимым ее применение только для школьников старших классов. Так как в начальных классах наказание неудовлетворительной оценкой особо больно ранит, оскорбляет и унижает достоинство ребенка. Нельзя допускать, чтобы ребенок в самом начале своего пути с «помощью» учителя, поставившего двойку, потерял веру в себя. Дети приходят в школу самые разные: собранные и несобранные, внимательные и рассеянные, быстро схватывающие и тугодумы, неряшливые и аккуратные. Едины они в одном. Все дети без исключения приходят в первый класс с искренним желанием хорошо учиться.

Оценка у В.А. Сухомлинского всегда оптимистична, это вознаграждение за труд, а не наказание за лень. Он уважал «детское незнание». Месяц, полгода, год у ребенка «может что-то не получаться, но придет время - научиться».

Сухомлинский настойчиво рекомендовал родителям не требовать от детей обязательно только отличных оценок, чтобы отличники «не чувствовали себя счастливчиками, а успевающих на тройки не угнетало чувство неполноценности».

Сухомлинский рекомендует педагогам вызывать в школу родителей не по поводу плохой успеваемости или дисциплины их ребенка, а тогда, когда он совершает что-то хорошее. Пусть незначительный на первый взгляд, но добрый поступок. В присутствии ребенка нужно похвалить, поддержать и непременно написать в дневнике.

Система воспитания, в основе которой лежит оценка только положительных результатов, приводит чрезвычайно редко к психическим срывам, к появлению «трудных» подростков.

В.А. Сухомлинский, как А.С. Макаренко и другие советские педагоги, рассматривал коллектив как могучее средство воспитания. Он считал, что коллектив - это объединение, которое имеет определенную организационную структуру, четкую систему взаимозависимостей, сотрудничества, взаимопомощи, требовательности, дисциплины и ответственности каждого за всех и всех за каждого. “Детский коллектив - сильнейшее средство воспитания, такое могучее, что им надо пользоваться с известной осторожностью. Дети - не взрослые, они легко возбудимы, легко поддаются внушению, и никакая крайность для них не крайность. В детском коллективе всему мера, все в осторожность; воспитатель никогда не должен выпускать из - под контролем детские страсти.

2

коллективное мнение, которое среди взрослых справедливости, может стать причиной неисправимых душевных травм у детей”.


Как видно из этого высказывания Сухомлинского, он справедливо опасался силы общественного мнения в осуждении личности коллективом, противопоставлял коллективному осуждению, тем более наказанию - проявления чуткости, заботливости, чтобы ребенок переживал чувство благодарности коллективу, приобретал в этом нравственный опыт поддержки и помощи тем, кто в них нуждается.

“Воздействие на не устоявшуюся, легко ранимую психику ребенка силой морального осуждения коллектива чаще всего приводит к тому, что ребенок «ломается», становится лицемером и приспособленцем, либо, что не менее страшно, ожесточается в слепой ненависти против всех.”

На этом основании было бы неверным делать вывод о том, что В.А. Сухомлинский вообще отрицал воспитательную роль коллектива. «Коллектив может стать воспитывающей средой лишь в том случае», - считал Сухомлинский, - когда он создается в совместной творческой деятельности, в труде, доставляющем каждому радость, обогащающем духовно и интеллектуально, развивающем интересы и способности. И при этом надо помнить, что подлинный коллектив формируется лишь там, где есть опытный, любящий детей педагог. В атмосфере сердечности, доброжелательности у детей растет стремление стать лучше не на показ, не для того, чтобы тебя похвалили, а из внутренней потребности чувствовать уважение окружающих, не уронить в их глазах своего достоинства.”

Рожденная в живом опыте Павлышской школы методика воспитания коллектива основывалась не на «организационных зависимостях», а на развитии духовных богатств личности, потребности в человеке, готовности привносить в коллектив плоды своей индивидуальной духовной деятельности и обогащаться в духовном общении.

«Воспитание без наказания - это не узко школьное дело», - говорил В.А. Сухомлинский. - Это одна из важнейших проблем... переустройства общества, его тончайших и сложнейших сфер - человеческого сознания, поведения, взаимоотношений”.

И еще один актуальный вывод должны мы усвоить, рассматривая вопрос о сознательной дисциплине. Для В.А. Сухомлинского не было дилеммы: личность или коллектив, он считал воспитания личности без коллектива не может быть, также не может быть «абстрактного» коллектива без личностей.

Василий Александрович писал: «Меня удивил взгляд моего оппонента на наказание как на необходимую, неизбежную вещь в системе воспитательной работы...

3

Я не из пальца высосал ту истину, что наших детей можно воспитывать только добром, только лаской, без наказаний... И если в массовом масштабе, во всех школах сделать это невозможно, то не потому, что воспитание без наказаний невозможно, а потому, что многие учителя не умеют воспитывать без наказаний. Если вы хотите, чтобы в нашей стране не было преступников... - воспитывайте детей без наказаний».


Приобщая детей к миру прекрасного, Сухомлинский всегда использовал ряд психологических моментов и педагогических заповедей. Прежде всего, воспитание прекрасным основывалось на положительных эмоциях. Там, где начинается хоть малейшее принуждение детской души, об эстетическом воспитании не может быть и речи. Заплаканный ребенок или расстроенный чем-то школьник не воспринимает уже ничего, даже самого прекрасного, которое его будет окружать и предлагаться. Прекрасное только тогда может восприниматься и быть прекрасным, когда ребенок эмоционально подготовлен к этому с замиранием сердца, с трепетом души ждет встречи с ним.

4

Основные работы В.А. Сухомлинского

Василий Александрович Сухомлинский -- автор 40 монографий и брошюр, более 600 статей, 1200 рассказов и сказок. Общий тираж его книг составил около 4 миллионов экземпляров на различных языках.

Сегодня, когда творчество выдающегося педагога обрело черты завершенного логического целого, особенно отчетливо видно значение его книг «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина», «Письма к сыну», подготовленных к изданию как своеобразная трилогия. Каждая из этих работ -- отдельное, самостоятельное и законченное произведение. Представленные же как трилогия, они раскрывают весь комплекс проблем воспитания подрастающего поколения.

Написанные в последний период жизни Василия Александровича, эти книги принадлежат к главным, во многих отношениях программным его трудам и в совокупности дают представление и о педагогической системе Сухомлинского, и о его личности как педагога -- теоретика и практика.

Одним из выдающихся работ В.А. Сухомлинского стала «Хрестоматия по этике» - удивительная книга великого педагога ХХ века. Она одинаково интересна и полезна для родителей, воспитателей и учителей. Книга насыщена небольшими, но емкими по смыслу произведениями, несущими могучее средство умственного развития детей и нравственного влияния на них. Эта книга - прекрасный помощник отца и матери, учителя и воспитателя, всех тех, кто хочет воспитать интеллигентного, тонко чувствующего человека. Она научит читать по-настоящему, для души, наслаждаясь красотой слова, мысли, чувства, она облагородит среду дома и класса, наполнит их прекрасными образами. Художественные миниатюры далеки от политики и сиюминутного, они на все времена. Чтение их интересно и доступно детям дошкольного и младшего школьного возраста. А в наше время — это особенно необходимо по многим причинам.


Самый большой дефицит, который влечет за собой непредсказуемые последствия, - дефицит Культуры. Молодежь поголовно увлечена боевиками, детективами, фантастикой, в чтении для нее главное, что, а не, как и почему. Такое чтение, как ни парадоксально это звучит, часто порождает агрессивность, жестокость, культ насилия. Рассказы В.А.Сухомлинского в неравнодушных руках воспитателей помогут сделать душу ребенка невосприимчивой к различным формам безобразия и выработать в нем стойкое отвращение к уродливым явлениям жизни, что является основой его психологического здоровья. Существует мир, где властвует совесть. Сердца великих педагогов, мыслителей создают этот мир.

5

Василию Александровичу удалось через свои произведения наполнить детские сердца благородными чувствами и мир детства образцами красоты и человеческого достоинства.

В этой замечательной книге вы откроете для себя и детей, уважаемый читатель, красоту природы и человеческих поступков. Узнаете о героизме и подвиге советских людей в годы Великой Отечественной войны, она расскажет вам о долге перед людьми, об отношении к близким, почитании старших, о значении учителя и его ответственности перед ребенком, о смысле жизни в борьбе и в преодолении трудностей, о красоте труда и нравственных основах человека.

В рассказах В.А.Сухомлинского заложена мудрость. У педагога-гуманиста мы учимся проводить уроки нравственности и творческого развития личности. В этом нам помогает его литературное творчество.

Много его произведений дается в учебниках для глубокого изучения. Актуально вводить «уроки-матрешки» (небольшая часть урока) в предметные уроки: русский язык, чтение, природоведение, труд, изобразительное искусство.

Например, на уроках русского языка мы можем брать высказывания из произведений и осуществлять различные формы грамматических разборов, а также по взятому высказыванию выполнять такие задания: домыслить свое видение ситуации, предвидеть ее развязку, высказать свое отношение к поступку героя, поставить себя на место героя. Можно предложить детям такой вид работы как познавательное чтение (собирание слов в предложение), квазичтение, квазиписьмо (домысливание пропущенных букв в словах или слов в предложении). Можно провести игру «Снежный ком», в которой по двум словам составить предложение, а затем сравнить с литературным образцом из произведения. Например, «музыкант играл» («Флейта и Ветер»), «стоит Дуб» («Осенний Дуб»).

При изучении темы «Растения», «Животные» на уроках природоведения предлагаем использовать произведения: «Птичья кладовая», «Солнышко и Божья Коровка», «Старый пень», «Как из зернышка вырос колосок», «Дуб на дороге» и др. Они наполняют урок или встречу с окружающим миром нравственным началом. При изучении темы «Круговорот воды в природе» можно обратиться за помощью к произведению «Капля росы» и оживить путешествие этой капельки предметными рисунками на доске.