Файл: Корпоративная культура в организации ( Особенности управления современными корпорациями).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.3. Влияние корпоративных ценностей ПАО «Лукойл» на построение взаимоотношений с государством, другими организациями, клиентами и потенциальными работниками

Во введении данной работы были определены группы, на которые может быть направлено взаимодействие нефтяной компании, а следовательно, в работе с которыми можно идентифицировать следование тем или иным корпоративным ценностям:

  1. государство;
  2. другие организации;
  3. потенциальные работники;
  4. клиенты.

В Кодексе деловой этики компании «Лукойл», как отмечалось ранее, определены шесть корпоративных ценностей компании:

  1. Эффективность;
  2. Персонал;
  3. Экологичность;
  4. Социальная ответственность;
  5. Партнерство;
  6. Нравственность.

Данные ценности компания определяет для себя как корпоративные, но, в то же время, сами их названия подразумевают ориентацию и на внешнюю среду.

Подведение результатов интервью с руководителями отделов ПАО «Лукойл» для наглядности представлено в Таблице 1. Описанная в предыдущем параграфе повседневная работа отделов, так или иначе, несла под собой следование ценностям компании. Руководители подразделений компании демонстрируют следование им через взаимодействие с государством (в лице органов власти, представителей муниципалитетов), другими компаниями (партнерами, ВУЗами, общественными организациями), клиентами (покупателями продукции на АЗС) и потенциальными работниками. Выстраивание взаимоотношений с ними происходит, в первую очередь, с учетом корпоративных ценностей компании, закрепленных в Кодексе деловой этики ОАО «Лукойл».

Таблица 2.1 - Ценности подразделений ПАО «Лукойл»

Подразделение ПАО «Лукойл»

Объект взаимодействия

Демонстрируемая корпоративная ценность

Управление корпоративной деятельности ПАО «Лукойл»

Муниципальные органы власти, Региональные органы власти, муниципальные органы власти, Губернаторы, Инвесторы

Партнерство, Нравственность

Некоммерческий благотворительный фонд «Лукойл»

ВУЗы, медицинские учреждения, музеи, галереи, детские дома, творческие коллективы, НКО

Партнерство, Социальная ответственность

Управление оценки и развития персонала ПАО «Лукойл»

Консалтинговые компании, потенциальные работники

Персонал, Эффективность

Отдел корпоративных связей и мероприятий, а также представитель группы компаний СМС (Совет Молодых Специалистов)

Школы, колледжи, ВУЗы

Партнерство, Социальная ответственность

Отдела развития сбытовой сети ПАО «Лукойл»

Клиенты (покупатели топлива на АЗС)

Эффективность


Обобщенные результаты интервью показывают, что в работе того или иного подразделения компании «Лукойл» в зависимости от ориентированности на взаимодействие с разными группами в большей степени демонстрируются определенные ценности. В то же время, описанные в теоретической части работы модели корпоративной культуры предполагают их проявления в любом структурном подразделении компании и следование им каждым из работников.

Однако, на практике, как видно из результатов интервью, интересы и ценности руководителей (определяемые и связанные непосредственно с задачами и ориентированностью их подразделений) становятся причиной большего проявления определенной ценности.

Данное несоответствие теоретических и практических аспектов обусловлено спецификой работы того или иного отдела. Роль ценностей лидера (которые не противоречат ценностям компании, но не полностью проявляются в деятельности вверенного структурного подразделения) в данном случае ключевая.

Реализация проектов, в условиях которых все корпоративные ценности находили бы полное отражение, является крайне сложной задачей, поскольку в подобном проекте, в таком случае, должны быть задействованы все отделы. Акцент на подобные проекты позволит улучшить характер внутренних взаимодействий руководителей структурных подразделений, что в долгосрочной перспективе обеспечило бы сплочение коллектива.

Необходимо также отметить, что именно ожидания и требования объекта, на которого направлено взаимодействие влияют на большее проявление тех или иных ценностей в работе того или иного подразделения.

Ценности подразделения (ЦП) определяются ценностями компании в целом, однако ключевую роль играют ценности, ожидания и предпочтения групп (ЦО), с которыми осуществляется взаимодействие (государство, другие компании, потенциальные работники, клиенты). Исходя из этого, можно утверждать следующее:

при этом учитывается, что один отдел может взаимодействовать сразу с несколькими группами, то есть:

в свою очередь, как было отмечено выше, ценности отделов определяют ценности компании, а значит, совокупность ценностей отделов и есть ценности компании, следовательно:

Для наглядности данная модель может быть представлена в виде схемы:

Схема 1. Взаимовлияние ценностей

ЦЕННОСТЬ 1


ЦЕННОСТЬ 2

ЦЕННОСТЬ 3

ЦЕННОСТЬ 4

ЦЕННОСТЬ 5

ЦЕННОСТЬ 6

Корпоративные ценности компании

Подразделение 1

Подразделение 1

Подразделение 1

Подразделение 1

Ценности, ожидания, предпочтения государства

Ценности, ожидания, предпочтения других организаций

Ценности, ожидания, предпочтения потенциальных работников

Ценности, ожидания, предпочтения клиентов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования было выявлено, что особенности корпоративной культуры, закрепленные во внутренних документах компании, действительно оказывают влияние на принцип взаимодействия не только внутри компании, но и вне нее. В частности речь идет о четырех основных группах (государство, другие организации, потенциальные работники и покупатели продукта). Гипотеза нашла свое подтверждение в результате анализа корпоративной среды компании ПАО «Лукойл» и ее взаимодействия с указанными группами.

Структурные подразделения компании демонстрируют следование корпоративным ценностям компании. Особую роль оказывают руководители данных подразделений, поскольку их приверженность данным ценностям формирует стиль их работы и влияет на порядок организации деятельности. В частности рабочие задачи отдела влияют на то, какие из корпоративных ценностей в определенный этап превалируют и определяют характер внешних взаимодействий. Ожидания и ценности государства, других организаций, потенциальных работников и клиентов также оказывают влияние на ценностную ориентацию структурных подразделений компании

Одним из механизмов сплочения коллектива является реализация проектов, в разработке которых принимают участие все структурные подразделения компании. Одним из результатов подобной работы является синтез ценностей руководителей структурных подразделений компании (ценностей лидера) и их проявление в итоговом результате проекта. Демонстрация следования и интеграция корпоративных ценностей в условиях реализации компании ее проектов в глазах общественности и партнеров поднимает доверие к ней, как к «команде профессионалов», демонстрирующей единый корпоративный дух.


Таким образом, корпоративная культура компании является не только ориентиром, на основе которого строятся внутренние взаимодействия компании, но и предметом демонстрации внешним объектам взаимодействия, формирующим мнение о компании именно по ним. Поэтому важно не только закреплять данные принципы и ценности во внутренних документах, но и следовать им в своей работе.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Агеев А.Б. Создание современной системы корпоративного управления в акционерных обществах: вопросы теории и практики. М.: Издательство: «Волтерс Клувер», 2010. С. 73.
  2. Баграмова А. Я не допускаю шантажа со стороны увольняемых топов [Интервью с Р.Г. Павловым] // Управление персоналом. 2015. N 48. С. 34-35.
  3. Болмэн Л., Дил Е.Т. Рефрейминг организаций: Артистизм, выбор и лидерство. / Пер. с англ. И. Трифонова. СПб, 2016. С. 267-269.
  4. Буковская А. Неформальный лидер может преуспеть в настраивании коллектива против вас [Интервью с А. Музычуком] // Управление персоналом. 2015. N 47. С. 28.
  5. «Война» с сотрудниками не вечна [Интервью с М. Михайловым] // Управление персоналом. 2015. N 6. С. 57.
  6. Кашанина Т.В. Корпоративное право. М.: Норма – Инфра-М, 2009. С. 149.
  7. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. 3-е изд. М.: Академический Проект, 2002. С. 72.
  8. Погодина Г. Корпоративная культура в компании, или Правила для всех // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. 2010. N 10. С. 55.
  9. Розенберг Д.М. Терминологический словарь. М.: ИНФРА-М, 1997. С. 105.
  10. Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика: пер. с англ. О. Пелявского. М.: Вильямс, 2015. С. 144.
  11. Трошина И., Матюшина Н. Внедряя корпоративную этику, соблюдайте ее сами! // Управление персоналом. 2014. N 12. С. 44.
  12. Шейн Э. Организационная культура и лидерство. СПб., 2002. С. 31 - 32.
  13. White L.A. The concept of culture // American Antropologist. Wash., 1959. Vol.61. P. 227-251.
  14. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 31.01.2016) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
  15. Федеральный закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 12.05.2014, N 19, ст. 2304.
  16. Распоряжение Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 04.04.2002 № 421/р «О рекомендации к применению Кодекса корпоративного поведения» // Вестник ФКЦБ России, N 4, 30.04.2002. (фактически утратило силу).
  17. Письмо Банка России от 10.04.2014 N 06-52/2463 «О Кодексе корпоративного управления» // СПС КонсультантПлюс.
  18. Кодекс деловой этики ОАО «Лукойл», С. 6. http://www.lukoil.ru/materials/doc/documents/lukoil_corp_code.pdf
  19. Устав ПАО «Лукойл», статья 3 http://www.lukoil.ru/materials/doc/internal-documents/2015/%D0%A3%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2_14_12_2015.pdf
  20. Кодекс корпоративной этики ОАО «Газпром», Глава 1 http://www.gazprom.ru/f/posts/60/091228/2014-02-25-codex-of-corporate-ethics.pdf
  21. Устав ПАО «Газпром», статья 3 http://www.gazprom.ru/f/posts/60/091228/gazprom-articles-2015-06-26-ru.pdf
  22. Кодекс корпоративной этики ОАО «Газпром», Глава 1 http://www.gazprom.ru/f/posts/60/091228/2014-02-25-codex-of-corporate-ethics.pdf
  23. Устав ОАО «НК «Роснефть», статья 3 http://www.rosneft.ru/attach/0/57/72/rosneft_charter.pdf
  24. Кодекс корпоративной и деловой этики НК «Роснефть», С. 8 http://www.rosneft.ru/attach/0/02/76/Kodeks_rus.pdf
  25. Устав ОАО «НК «Роснефть», http://www.rosneft.ru/attach/0/57/72/rosneft_charter.pdf
  26. Отчет о деятельности в области устойчивого развития на территории Российской Федерации ПАО «Лукойл» http://www.lukoil.ru/materials/doc/social/2013/lukoil_od_rus.pdf