Файл: Организация маркетинга на предприятии ( теоретические аспекты ) ( Сущность современной концепции маркетинга).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 225

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Сегодня нет необходимости доказывать, что будущее России во многом предопределяется её системой образования. Образованность, компетентность и профессионализм выступают ключевыми факторами общественного развития. Это всемирно признанный факт. В настоящее время можно с полной уверенностью констатировать становление рыночных отношений в сфере образовательных услуг. Ушло в прошлое централизованное распределение выпускников. Объем государственного финансирования учебных заведений снизился до критической точки. Значительно выросла их самостоятельность. Обострилась конкуренция между образовательными учреждениями за привлечение потенциальных клиентов. В таких условиях необходимость поиска путей повышения конкурентоспособности учебных заведений не вызывает сомнений. Исходя из этого, можно говорить о внедрении маркетингового подхода к формированию рынка образовательных услуг. В настоящее время идёт формирование подходов и принципиальных позиций, последовательное накопление, наращивание маркетинговых конструкций и инструментария в решении конкретных проблем рынка образовательных услуг. В России эти проблемы возникли сравнительно недавно и наряду с поддержкой встречают непонимание, сомнения и даже сопротивление. Однако переход к рыночным отношениям в сфере образования уже конституировался в обществе как свершившийся факт и получает всё большую основу во всех звеньях, сегментах системы образования. Все эти условия, предпосылки и факторы свидетельствуют об актуальности и необходимости исследования данной проблематики.

Степень изученности проблемы. Проблемы маркетинга в научной литературе освещаются достаточно полно и разносторонне. Большое значение в этой области имеют труды Котлера Ф., Шнейдера О., Эбнера К.

Изучением социального маркетинга занимаются такие российские учёные как Андреев С.Н., Горяева Е., Решетников А. В. Теоретические и практические исследования маркетинга в сфере образования только разворачиваются. Плодотворно работают в данном направлении Панкрухин А.П., Сагинова О. В, Корчагова Л. и другие.

Объект исследования - маркетинговая деятельность учебных заведений.

Предмет исследования - современное состояние и проблемы развития маркетинговой деятельности учебных заведений в современной России.

Цель исследования - анализ современного состояния маркетинговой деятельности учебных заведений в современной России (на примере МБОУ ДОД ДДЮТ).


Курсовая работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка литературы.

Глава 1 Теоретические аспекты маркетинговой деятельности

1.1 Маркетинг как концепция рыночного управления организацией

Маркетинговое управление или маркетинг менеджмент (употребляют и такое сочетание этих двух иностранных слов, именно такое название имеет известнейшая книга Ф. Котлера и К.Л. Келлера [6; с. 352]. Это, собственно, и приводит иногда к путанице понятий маркетинговое управление и управление маркетингом. Итак, маркетинговое управление представляет собой такое управление, которое в условиях рыночной экономики позволяет организации достичь своих целей и стать действительно эффективной в своей хозяйственной деятельности.

Общепринятый авторитет в области маркетинга Филип Котлер под маркетинговым управлением понимает процесс по разработке (конструированию), производству, реализации товаров и услуг, а также политики их ценообразования и продвижения, направленный на осуществление обменов, удовлетворяющих как индивидов, так и организаций [6; с. 360]. Важно, что такая деятельность организаций осуществляется в условиях рыночной экономики.

Согласно толковому словарю А.П. Панкрухина маркетинг в управлении - интегрирующая общая менеджерская функция, обеспечивающая рыночную ориентацию всех видов деятельности, участвующих в создании ценности [8; с. 163]. По П. Друкеру, это весь менеджмент, осуществляемый с точки зрения потребителя [5; с. 89].

Маркетинг не есть сбыт, но маркетинг нужен именно для того, чтобы не было проблем со сбытом. Маркетинг - это, прежде всего рыночно-ориентированная система управления. По своей сути маркетинг — это общая функция управления, такая философия, стратегия и тактика участников обменных отношений, когда эффективное удовлетворение запросов и разрешение проблем потребителей, партнеров ведут к рыночному успеху фирм и приносят пользу обществу.

Согласно В.Д. Дорофееву и А.Б. Зубкову, появление маркетинга как определенной системы хозяйствования, метода решения производственно-рыночных проблем – это не что иное, как ответная реакция хозяйственной единицы на такие процессы в мире, как [4; с. 26]:


• усложнение проблемы производства и реализации товаров вследствие стремительного расширения их ассортимента, быстрого обновления;

• небывалого ранее возрастания производственных возможностей;

• превышение спроса над предложением, т. е. наличие насыщенного товарами и услугами рынка;

• обострение конкуренции между товаропроизводителями на рынке;

• роста жизненного уровня населения и, соответственно, увеличение

спроса на продукты питания, одежду, мебель, машины и др. товары, в том числе длительного пользования;

• стремление предприятия к расширению рынков сбыта продукции и увеличению прибылей.

Исходя из этого можно выделить следующие основные задачи маркетинг-менеджмента [10; с. 239]:

• определение целевых рынков обусловлены уровнем платежеспособного спроса и способностью организаций обслуживания;

• маркетинговые исследования для получения и анализа информации о наличии и потенциальные потребности покупателей на выбранных рынках;

• разработка товара, который будет удовлетворять потребности и желания;

• планирование маркетинг-микса с целью предложить потребителям наблюдения для обеспечения устойчивого информационного канала о степени удовлетворения покупателей и постоянного совершенствования товара и маркетинг-микса по мере изменения потребностей и конкурентной среды.

Главная цель маркетинга - обеспечение рентабельности операций, получение высоких коммерческих результатов, определенной прибыли в заданных пределах времени, имеющихся ресурсов и производственных возможностей, завоевание запланированной доли и др.

Суть маркетинга проявляется через его принципы [10; с.241]

- Целеустремленность и конечный практический результат деятельности предприятия, сводится к овладению намеченной долей рынка

- Ориентация предприятия на долгосрочные результаты рыночной деятельности, предполагает особое внимание к прогнозным исследованиям и разработке на их основе товаров с принципиально новыми потребительскими свойствами и особенностями.

- Комплексный подход к достижению поставленных целей, поскольку коммерческий успех обеспечивается только всей совокупностью взаимосвязанных средств маркетинга

Если компания ставит перед собой ряд целей и задач, относящихся к финансовой деятельности и соблюдения интересов других участников бизнеса, то этого недостаточно Отличие компании, ориентированной на потребителей, от предприятия, которое стремится высоких финансовых показателей, в том, что менеджмент первой компании рассматривает прибыль как результат успешного удовлетворения потребностей потребителей.


Принципы маркетинга остаются основой успеха многих фирм, но уже в будущем их влияние на рыночную среду будет более жестким [10; с. 303].

Стратегические приоритеты компании XXI века заключаться в ускорении обратной реакции на изменения, приспособлении товаров и услуг требованиям потребителей, совершенствовании информационных систем и стремлении к более высоким стандартам качества.

Компании приспосабливаются к рынку, удовлетворяют его потребности и при этом достигают его стратегических целей - конкурентоспособности, прибыли, окупаемости собственного капитала и т др. Ф Котлер считает, что то такой симбиоз интересов присущ маркетинга и характеризует его как общественный процесс управления, в ходе которого отдельные лица и группы людей путем создания материальных ценностей получают то, чего они хотят [6; с. 581].

Функции маркетинга - это, прежде всего функции предпринимательства, ведь они связаны с процессом управления обменом производимых предприятием товаров и услуг Функции маркетинга могут быть представлены в виде циклического процесса.

Стоит отметить, что в западной и отечественной литературе по проблеме маркетинга-менеджмента нет единого подхода к определению маркетинговых функций универсальный подход к определению и описанию маркетинговых функций наблюдается в книге И.Кретова, который выделяет четыре блока комплексных функций и несколько подфункций в каждом из них. Структурно они выглядят следующим образом [7; с.63]:

Аналитическая функция:

• изучение рынка как такового;

• изучение потребителей;

• изучение фирменной структуры рынка;

• изучение товара (товарной структуры);

• изучение внутренней среды предприятия Производственная функция:

• организация производства новых товаров, разработка новых технологий;

• организация материально-технического снабжения;

• управление качеством и конкурентоспособностью готовой продукции

Сбытовая функция (функция продаж):

• организация системы товародвижения;

• обустройство сервиса;

• организация системы формирования спроса и стимулирования сбыта;

• осуществление целенаправленной товарной политики;

• проведение целенаправленной ценовой политики Функция управления и контроля:

• организация стратегического и оперативного планирования на предприятии;

• информационное обеспечение управления маркетингом;

• управление рынками;

• коммуникативная подфункция маркетинга Организация системы коммуникаций на предприятии;


• организация контроля маркетинга (обратные связи, функционирования коммуникаций и информационные системы в едином комплексе)

Среди комплекса функций маркетинг-менеджмента больший вес придается функции управления и контроля.

Для предприятий, функционирующих в условиях рынка, маркетинг дает проверенные практикой рецепты выхода на удовлетворительные коммерческие результаты хозяйственной деятельности, включает [10; с. 307]:

• определенную последовательность проведения аналитической работы;

• выход на благоприятные сегменты рынка;

• формирование в интересах предприятия изменчивых факторов внешней среды, в том числе и поведения потребителей;

1.2 Сущность современной концепции маркетинга

По П. Дойлю, концепция маркетинга на сегодня является «сердцем системы предпринимательства». В экономике, построенной на принципах конкурентной борьбы, покупатели имеют возможность выбора между товарами различных компаний и Потребители хотят приобрести товары, предложения которых имеют высшую ценность. А ценность товара - функция восприятие ценности и цены предложения компании. Соответственно, для того, чтобы достичь успеха, компания должна предложить товар ценности и качества по низкой цене, по сравнению с конкурентами.

Пока компания не предложит конкурентоспособную цену и качество товара, она не сможет рассчитывать на получения прибыли [3; с. 273].

Мышление категориями маркетинга открытых систем применительно бизнеса означает:

• система маркетинга может начинаться только на нашем отношении к тому, что собой представляет осуществления деловой сделки;

• осуществление каждой новой деловой сделки приносит благосостояние общества, а конкретному бизнесу - прибыль;

• идея конкуренции, восприимчива для закрытых и стабильно действующих систем, где она - главный источник саморазвития, в современном хозяйственной жизни становится уже препятствием к развитию

Концепция маркетинга - сердцевина системы бизнеса. В ее основу заложены социально-этические и моральные нормы делового общения, международные кодексы и правила добросовестности коммерческой деятельности, интересы потребителей и с общества в целом.

Концепция современного маркетинга как новая философия бизнеса отражает соблюдение предприятием теории и практики суверенитета потребителя: производить то, что нужно потребителю, и получать прибыль за счет наиболее полного удовлетворения его потребности.