Файл: Организация маркетинга на предприятии ( теоретические аспекты ) ( Сущность современной концепции маркетинга).pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 230
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты маркетинговой деятельности
1.1 Маркетинг как концепция рыночного управления организацией
1.2 Сущность современной концепции маркетинга
1.3 Маркетинговое управление в образовательном учреждении
Глава 2 Анализ маркетинговой деятельности МБОУ ДОД ДДЮТ
2.1 Краткая характеристика предприятия МБОУ ДОД ДДЮТ
2.2 Анализ макро- и микросреды МБОУ ДОД ДДЮТ
Так же потенциальными потребителями могут быть детские сады.
Основными конкурентами дворца будут являться учреждения дополнительного образования города — это Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования детей» и Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества».
В связи возможностью реализовывать платные услуги, помимо вышеперечисленных конкурентов будут являться учреждения культуры, которые осуществляют деятельность по предоставлению образовательных услуг и проведению массовых мероприятий на платной основе.
По сравнению с ЦДОД и ЦДТ у Дворца более выгодное положение, так как он ни разу не переезжал и имеет более широкую сеть клубов, чем у них. Минус Дворца в том, что нет ни одного компьютерного класса и нет возможности организовывать платные группы ЭВМ.
У Дворца нет актового зала для проведения массовых мероприятий, нет нужной материальной базы, для проведения занятий.
Социальные факторы
К социальным факторам, влияющим на деятельность Дворца можно отнести:
-уровень жизни населения;
-рождаемость;
-численность населения;
-возрастная структура;
-структура семьи;
-влияние СМИ;
-изменения в базовых ценностях;
-этнические/ религиозные факторы;
-изменения в законодательстве, затрагивающие социальные факторы.
Социальные факторы как никакие оказывают влияние на деятельность Дворца, так как потребителями услуг являются люди. От их доходов, ценностей и отношению к семье зависит, будут ли они своих детей приводить во Дворец, и будут ли вообще дети.
Технологические факторы
К технологическим факторам, влияющим на деятельность Дворца относятся:
-компьютерные технологии;
-новые производители и конкуренты;
-лицензирование.
-Экономические факторы
К экономическим факторам, влияющим на деятельность Дворца относятся:
-стабильность экономики страны;
-реальный доход населения;
-экономическая ситуация в государстве и тенденции;
-налогообложение услуг.
Реальный доход населения. От этого фактора зависят покупательская способность населения и востребованность услуг организации.
Политические факторы
К политическим факторам, влияющим на эффективность деятельности Дворца относятся:
-законодательные и иные нормативные акты, регулирующие деятельность хозяйствующего субъекта;
-политическая ситуация в стране;
-государственное регулирование в отрасли;
-особенности налоговой политики.
Изменение правовой базы деятельности Дворца влечет за собой значительные изменения в эффективности работы.
Изменение политики государства в области дополнительного образования чревато необратимыми последствиями для Дворца.
Потенциальные внутренние сильные стороны
- профессиональный коллектив;
- кадровый потенциал;
- наличие множества программ, для обучения;
- образ Дворца, как одного из старейших учреждений города со своими традициями и историей.
Потенциальные слабые внутренние стороны
- устаревание коллектива;
- низкая з/п;
- отсутствие оборудования в некоторых кабинетах;
- усложнение процедуры прохождения повышения квалификации;
- небольшой возрастной охват обучающихся;
- почти полное отсутствие рекламы;
Потенциальные внешние благоприятные возможности
- повышения уровня жизни населения;
- возможность сотрудничества с детскими садами и школами города на договорной основе;
- увеличение рождаемости
- открытие учреждений дополнительного образования;
- изменение ценностных ориентиров;
Потенциальные внешние угрозы
- сокращение бюджетного финансирования учреждения;
- Интернет занимает много времени в жизни детей.
2.3 Анализ маркетинговой деятельности МБОУ ДОД ДДЮТ
1. Наименование организации – МБОУ ДОД ДДЮТ
2. Сегмент рынка – дети от 3-х до 17-ти лет и их родители (Индустриальный район);
3. Деятельность – Центр – многопрофильное образовательное учреждение высшей категории. Учреждение оказывает дополнительные образовательные и культурно-досуговые услуги по различным направлениям деятельности, как на бюджетной, так и на коммерческой основе;
4. Стратегические факторы успеха:
– уникальность и высокое качество оказываемых услуг;
– учет специфических потребностей клиентов;
– высокий уровень сервиса;
– высококвалифицированный кадровый состав;
– соразмерность цены и качества;
– широкий спектр оказываемых услуг (ассортимент);
– работа по авторским программам;
– сложившийся устойчивый положительный имидж учреждения.
5. Конкуренты – Школа раннего развития «Крошкин дом», Краевой Дом народного творчества (ДК «Гознак»), Дворец культуры им. Гагарина, музыкальная школа, МОУДОД ЦДТ «Рифей», спортивно-развлекательный комплекс «Олимпия», детско-юношеская спортивная школа, «Пилигримм», ДЮЦ «Здоровье».
6.Товары-заменители – (домашний досуг) кино-аудио-видео аппаратура, компьютерные игры.
Исследования рынка дополнительных образовательных услуг показывают его достаточную насыщенность, что повышает конкуренцию как между учреждениями дополнительного образования детей, так и между другими учреждениями и организациями, предоставляющими дополнительные образовательные услуги. Проведя оценку по различным факторам и критериям, мы можем сказать, что наше учреждение является конкурентоспособным на данном рынке.
Глава 3 Рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности предприятия
Изучение конкурентной ситуации на рынке услуг дошкольного образовательного учреждения включает: изучение цели деятельности конкурентов; анализ условий конкурентов, составление досье на конкурента; построение конкурентного профиля дошкольного образовательного учреждения.
На основании предложенной структуры маркетинговой деятельности, были выделены этапы и определено содержание каждого по организации маркетинговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Также были разработаны мероприятия по реализации программы организации маркетинговой деятельности на базе дошкольного образовательного учреждения.
Анализ результатов маркетингового исследования маркетинговой службой ДОУ по следующим показателям:
-анализ материальных и финансовых ресурсов;
-анализ возможностей педагогического коллектива;
-изучение и анализ потребностей родителей в образовательных, воспитательных и оздоровительных услугах;
-изучение культурного пространства микрорайона с целью определения возможности сотрудничества с социальными партнерами;
-разработка прогнозов и предложений по созданию новых образовательных услуг и продуктов, расширению, сокращению или полному сворачиванию реализуемых услуг;
-определение стратегии развития учреждения на основании маркетинговых исследований.
Данный этап направлен на формирование, развитие и продвижение имиджа и статуса дошкольного образовательного учреждения, прогнозирование будущего спроса и формирование будущей образовательной услуги.
Исходя из анализа микро- и макро - окружения дошкольного образовательного учреждения проводится выбор целевых сегментов, на которые детский сад будет ориентироваться. Также определение рентабельности оказываемых услуг, привлечение наиболее квалифицированных и развитие имеющихся педагогических кадров с целью оказания качественных образовательных услуг; поиск и развитие взаимоотношений с социальными партнерами; привлечение финансовых ресурсов.
Руководитель маркетинговой службы
Составление перечня актуальных образовательных услуг и разработка системы их оплаты, организация консультаций для молодых родителей, работы справочного бюро (консультации психолога, учителя-логопеда, медицинского работника, музыкального руководителя, руководителя физического воспитания); организация групп кратковременного пребывания детей; публикация материалов о работе дошкольного учреждения в местной печати, специальных региональных, федеральных изданиях; оформление рекламного буклета о взаимодействии деятельности детского сада с социальными партнерами; участие в методических выставках, ярмарках и конкурсах различного уровня.
Заведующая детским садом
Составление плана маркетинговой деятельности с учетом различных уровней. Координация деятельности маркетинговой службы. Данный этап подразумевает написание отчета по результатам работы маркетинговой службы и определение направлений продвижения услуг.
Анализ профессиональных компетенций педагогов, формируемых в ходе проведения маркетинговых исследований, включает следующие компоненты:
1.Оформление результатов исследования: способность представить план действий, написать технический отчет по выполненной работе, сделать доклад на педагогическом совете образовательного учреждения, приготовить профессиональные устные презентации, включая предварительные критические замечания в ходе исследования.
2. Работа с информацией: умение демонстрировать способность собирать, соотносить, и умело использовать информацию, полученную в результате исследования.
3. Применение навыков и культуры проектирования исследования: способность использовать навыки проектирования, демонстрировать умения управления исследованием, описание, понимание и применение основных инструментов маркетингового исследования.
Заведующая детским садом
Руководитель маркетинговой службы
Анализ полученных данных, соотнесение с планируемыми результатами деятельности дошкольного образовательного учреждения.
Администрация
Предполагаемые результаты реализации программы
- расширение спектра дополнительных образовательных услуг оказываемых дошкольникам на 5% ежегодно;
- расширение числа детей, занятых в дополнительном образовании ДОУ на 5 %;
- расширение числа педагогов и специалистов ДОУ занятых в дополнительном образовании на 5%;
- положительная динамика результатов творческих конкурсов.
Осуществление контроля
- общественная оценка Попечительским советом качества работы детского сада по дополнительному образованию;
- показатели количества конкурсов в детском саду и их результативности;
- опрос родителей.
Орган, осуществляющий контроль: Попечительский совет.
Таким образом, реализация данной программы, по нашему мнению, позволит создать систему маркетинговой деятельности, направленную на:
-расширение спектра дополнительного образования, доступного для широких групп воспитанников;
- быстрое реагирование дошкольного образовательного учреждения на потребности детей и родителей в новых образовательных услугах;
- качественное удовлетворение индивидуальных образовательных запросов воспитанников;
- процесс развития профессиональной активности педагогов дошкольного образовательного учреждения.
Обобщая все вышесказанное, следует отметить, что при организации маркетинговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении следует учитывать специфику образовательных услуг дошкольного учреждения, модели финансирования дошкольного образовательного учреждения, поведение потребителей образовательных услуг детского сада, специфику маркетинговой среды дошкольного образовательного учреждения и конкурентную политику на рынке образовательных услуг.
Грамотное построение системы маркетинговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении, обеспечит позитивное общественное мнение о дошкольном учреждении, в соответствии с концепцией, обеспечит данной организации увеличение и социального, и экономического эффекта деятельности, а как следствие - и спрос на ее услуги.
Следует также заключить, что маркетинговая деятельность дошкольного образовательного учреждения - необходимая и важнейшая часть его деятельности. Детские сады, не осознавшие этой необходимости и не включившиеся активно в маркетинговую деятельность, могут уже в ближайшее время оказаться в невыгодном положении и не смогут сохранять конкурентоспособность на рынке образовательных услуг.
Заключение
В настоящее время правомерно говорить о распространении рыночных отношений во многие сферы жизни общества, в том числе и в образование. В этой связи принципиально важным является применение маркетингового подхода в управлении учебным заведением.
В наиболее общем виде маркетинг в сфере образования может быть представлен как средство выявления конкретных потребностей в профессиональной подготовке и повышении квалификации рабочих и специалистов через организацию комплекса исследований, планирование разработки содержания, методов и форм обучения, налаживание и поддержку устойчивых связей с потребителями своих образовательных услуг.