Файл: Преимущества и недостатки использования франчайзинговой системы (Определение и сущность франчайзинга).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 141

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В настоящее время на улицах городов России можно увидеть сотни магазинов, ресторанов, баров, предприятий, компаний, которые представляют крупнейшие мировые бренды, известные всему миру. При этом мало кто задумывается, чем обусловлено их появление. Однако ответ прост - появление крупнейших мировых брендов в России обусловлено, прежде всего, использованием относительно нового способа организации бизнеса – франчайзинга.

Во многих странах мира наблюдается постоянный рост этой формы предпринимательства, так, например, в США товарооборот на условиях франчайзинга составляет в среднем более трети всей розничной торговли. Правообладатели всё чаще используют франчайзинг как способ распоряжения исключительными правами.

По сравнению с западными странами российский сектор франчайзинга невелик. Однако стремительное развитие практики франчайзинга в России за последнее десятилетие показало эффективность данного инструмента в отечественной экономике. По темпам развития франчайзинга Россия входит в число мировых лидеров.

Таким образом, актуальность темы курсовой работы связана со значительным распространением франчайзинга в нашей стране, и заключается в необходимости разработки теоретических и практических подходов к исследованию деятельности франчайзинговых предприятий в торговле.

Целью данной курсовой работы является анализ франчайзинга как особого вида вертикальных ограничений.

Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

  • раскрыть определение и сущность франчайзинга;
  • изучить понятие франшизы и её основные виды;
  • рассмотреть преимущества и недостатки использования франчайзинговой системы;
  • систематизировать франчайзинг по его видам и формам;
  • подробно изучить правовое регулирование франчайзинга в законодательстве некоторых зарубежных стран и России;
  • проанализировать на примере торговых франчайзинговых предприятий в России применение франчайзинга как вида вертикальных ограничений.

При написании курсовой работы применялись следующие методы:

  • анализ соответствующей учебной литературы, в том числе и специализированной;
  • анализ нормативно-правовой документации;
  • изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики по данному вопросу;
  • анализ и последующая систематизация статистических данных.

Объектом исследования данной курсовой работы является франчайзинг. Предмет курсовой работы – франчайзинговая деятельность предприятий торговли в России как особый вид вертикальных ограничений.


Структура курсовой работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из оглавления, введения, трёх глав и заключения. Также в работу включены приложения и список литературы.

Введение раскрывает актуальность, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает значимость работы.

В первой главе рассматриваются теоретические основы франчайзинга и его правовое регулирование. Во второй главе раскрываются виды и формы франчайзинга. Третья глава посвящена анализу состояния национального рынка франчайзинга и перспектив его развития.

В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.

Глава 1 Теоретические основы франчайзинга

1.1 Определение и сущность франчайзинга

Слово «франчайзинг» произошло от французского franchise и означает «льгота, привилегия, освобождение от налога, взноса». Впоследствии это слово закрепилось в англоязычных государствах.

Франчайзинг — это лицензия на использование товарного знака и технологии со взаимными обязательствами и льготами по ведению бизнеса между франчайзером (передающая фирма) и франчайзи (получающая фирма или частный предприниматель), предоставляемая за определенную компенсацию и оформление в соответствии с действующим законодательством.

Франчайзинг — это также форма организации бизнеса, в ко­торой компания (франчайзер) передает независимому человеку или компании (франчайзи) право на продажу продукта и услуг этой компании. Франчайзи обязуется продавать этот продукт или услуги по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзер. В обмен на осуществление всех этих правил франчайзи получает разрешение использовать имя компании, ее репутацию, продукт и услуги, маркетин­говые технологии, экспертизу и механизмы поддержки. [9]

Таким образом, во франчайзинге участвуют две группы предпринимателей:

  1. франчайзер – организатор дела, владелец генеральной лицензии, собственник ноу-хау, субъектов бизнеса, выдающий на определённый срок франшизу (лицензию) пользователю на право применения им торговой марки;
  2. франчайзи – предприниматель, который покупает право на ведения бизнеса (франшизу) под именем или торговой маркой франчайзера, объект экономического интереса франчайзера. [5]

Условия взаимодействия правообладателя и пользователя определяются франшизой.

Франчайзер получает доход из двух основных составляющих — первоначального взноса и регулярных периодических платежей (ро­ялти). Центральным вопросом при разработке схемы франчайзинга является определение размера этих выплат. Необходимо создать оп­тимальный баланс между интересами франчайзера и франчайзи, по­скольку конечная цель партнерства под названием франчайзинг — получение максимальной прибыли.

Первоначальный взнос (в литературе также встречается название паушальный взнос) обычно выплачивается франчайзи при заключе­нии франчайзингового договора. [5]

Средний уровень первоначального взноса, как показала практика, составляет 5—10 % общей стоимости пакета услуг, то есть общего объе­ма инвестиций, необходимых для старта предприятия-франчайзи. В не­которых случаях размер взноса может доходить и до 50 % стоимости.

Роялти — это второй обязательный платеж, который должен от­ражать затраты за услуги, предоставляемые франчайзером по содер­жанию франшизной системы.

Методы расчета этих платежей достаточно разнообразны: в про­центах от объема продаж, от доходов, прибыли; фиксированная сум­ма; наценка на стоимость закупок при обязательной продаже постав­ки сырья и товаров. Как показывает практика, чаще всего роялти ус­танавливают в процентах к объему продаж и величина роялти в среднем составляет 6—7 % валового объема продаж франчайзи. Обычно выплату роялти устанавливают ежемесячно или ежене­дельно.

Кроме указанных платежей франчайзи делает и другие платежи, направленные на покрытие стоимости дополнительных услуг (обуче­ние, программное обеспечение, реклама, закупка товаров, стандарт­ные проекты, оборудование и т. д.). [5]

Как уже было сказано выше, условия взаимодействия правообладателя и пользователя определяются франшизой.

Франшиза – это полная бизнес-система, которую франчайзер продаёт франчайзи. Другим названием для подобной системы служит франчайзинговый пакет, который обычно включает пособия по ведению работ и другие важные материалы, принадлежащие франчайзеру. [9]

Франшиза — это форма организации бизнеса на ос­нове договора между франчайзером (лицензиаром) и франчайзи (ли­цензиатом), которая:

  • дает разрешение заниматься в течение периода франшизы оп­ределенным бизнесом, используя марку собственника;
  • дает право собственнику осуществлять контроль в течение всего периода франшизы за качеством ведения бизнеса, являющегося предметом договора;
  • обязывает собственника предоставлять помощь в отношении организации предприятия, обучения персонала, управления продажами;
  • обязывает покупателя в течение всего периода договора выпла­чивать определенные денежные суммы в оплату франшизы. [5]

По Г.Г Иванову, существуют и применяются следующие основные виды франшиз:

  1. Классический вид франшизы

Он является наиболее распространенным за рубежом. Как правило, в стандартной франшизе есть паушальный взнос, регулярное отчисление роялти, строгий отбор потенциальных франчайзи-дилеров, регистрация договора на пользование товарным знаком в государственных органах, обучение, определение жестких корпоративных стандартов, жесткий контроль за ведением бизнеса, регулярная отчетность перед франчайзером.

Необходимо отметить, что подобный вид франшизы плохо прижился в России, в силу того, что уважение российских предпринимателей и потребителей к интеллектуальной собственности не находится на должном уровне, на уровне, сопоставимым с западными странами.

  1. Свободная франшиза

Самый распространенный и самый удобный вид франчайзинга в России и странах СНГ. Обеспечивается полная свобода для франчайзи-дилера в организации бизнеса. По своей сути такой вид франшизы близок к обычному дилерству, но с добавлением товар­ного знака, обучения, консультаций, особых цен и условий. В дан­ном виде франшиз может быть символический или нулевой пау­шальный взнос и роялти, а также очень мягкие требования к фран­чайзи.

  1. Бизнес под ключ (серебряная франшиза)

Франчайзер факти­чески сам создает филиал и потом отдает его младшему партнёру-франчайзи во владение за процент от прибыли.

  1. Бизнес в аренду

То же, что и серебряная франшиза, но здесь франчайзер оставляет созданный филиал в собственности, а фран­чайзи управляет им на договорных условиях.

  1. Мастер-франшиза (эксклюзив, монополия) на определенный

регион.

Покупая такую франшизу, франчайзи сам становится франчайзером в своем регионе и сам решает, как развивать дальше франчайзинговую сеть.

  1. Лицензионная франшиза развита в тех видах бизнеса, где необ­ходима жесткая лицензия, например таких, как банковская деятель­ность или медицина.
  2. Франшиза по видам деятельности: продажа товаров, сервисная.
    1. Преимущества и недостатки использования франчайзинговой системы

Для франчайзера создание франчайзинговой системы несёт в себе следующие преимущества:

  1. Франчайзинг открывает возможности быстрого расширения рынка сбыта и увеличения объёма продаж. Основная цель франчайзеров заключается в расширении сети, т.е. увеличении территориального присутствия и доли рынка, а также создании эффективных каналов сбыта при минимальных издержках. По сравнению с открытием собственных точек, для запуска франшизного предприятия компании-франчайзеру не требуется капитал, т.к. инвестором является франчайзи. Это позволяет усилить позиции компании на рынке, а также быстро расширять географию оказания услуг и выходить на новые рынки сбыта [13];
  2. Повышение престижа фирмы и её товарного знака в глазах потребителя. С открытием новых предприятий потребители больше узнают о продукции или услугах. Это является крайне важным фактором, так как новая франшиза становится узнаваемой на рынке по мере предоставления своих услуг [5];
  3. Франчайзинг является дополнительным источником дохода для франчайзера за счет переуступки прав интеллектуальной собственности (товарный знак, ноу-хау, авторские права) франчайзи. Таким образом, франчайзинг выступает механизмом коммерциализации интеллектуальной собственности [5];
  4. Снижение затрат на персонал при увеличении объёма продаж.

Но существуют и недостатки франчайзинга для франчайзера:

  1. Франчайзер получает роялти (фиксированные платежи или платежи как объём от выручки или прибыли франчайзи), что есть меньшие суммы, чем при самостоятельном осуществлении торговли;
  2. Сложность управления франчайзинговой системой, которая проявляется в том, что деятельность франчайзи трудно корректировать. Франчайзеру требуются большие финансовые и кадровые ресурсы для контроля работы франчайзи; [9]
  3. Франчайзи не являются работниками франчайзера, они являются независимыми владельцами бизнеса. Даже при наличии франчайзингового договора могут возникать трудности при контроле сделок, осуществляемых франчайзи в своём бизнесе;
  4. Недоплата или выплата взносов с опозданием. Франчайзер устанавливает структуру выплат за предоставленный сервис, принимая за основу процент от общей суммы продаж в каждом предприятии. Франчайзи обязан предоставлять отчёт об общей суммы продаж франчайзеру для того, чтобы определить сумму оплаты за сервис. Франчайзи может попытаться скрыть сумму продаж и предоставить неполный отчёт с тем, чтобы занизить взнос своему франчайзеру;
  5. Трудности сохранения конфиденциальности коммерческой тай­ны. Работа любой франчайзинговой системы основана на прин­ципах и стандартах, являющихся интеллектуальной собствен­ностью франчайзера. Эти принципы бизнеса представляют собой коммерческую тайну и служат основой успеха франчай­зинговой системы. Франчайзи получает доступ к коммерческим секретам, проходя обучение по программе франчайзера. И хотя франчайзинговый договор запрещает франчайзи разглашать подобную информацию, на практике это случается. Франчайзеру сложно с этим бороться, поэтому если ему не удается выработать эффективные меры, то вся франчайзинговая система может сильно пострадать. [5]

Можно выделить следующие преимущества франчайзинга для франчайзи:

  1. Франчайзи получают конкурентные преимущества и, прежде всего, экономию, доступную только крупным предприятиям;
  2. Франчайзи быстро приобретает репутацию среди потребителей за счет продажи товаров под хорошо известной торговой маркой:
  3. Франчайзи получает возможность за небольшую плату исполь­зовать результаты рекламных мероприятий, научных разрабо­ток. Маркетинговых исследований, проводимых франчайзером;
  4. Франчайзи меньше нуждается в капитале, многие вопросы ре­шает франчайзер (такие как централизованная поставка това­ров. Предоставление оборудования в лизинг, проектирование и др.);
  5. Франчайзи получает доступ не только к товару или услуге, но и к схеме организации бизнеса;
  6. Франчайзи проходит обучение по всем аспектам управления бизнесом франчайзера. [9]