Файл: Преимущества и недостатки использования франчайзинговой системы (Определение и сущность франчайзинга).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 149

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Недостатками франчайзинга для франчайзи служат:

  1. Ограниченная самостоятельность, нет права заниматься совер­шенствованием товара;
  2. Услуги франчайзера могут быть слишком дорогими;
  3. Потеря репутации франчайзером или продажа бизнеса могут привести франчайзи к банкротству или значительному ухудше­нию положения на рынке;
  4. Бизнес основан на узком ассортименте, изменение спроса мо­жет привести к краху. [9]

1.3 Правовое регулирование франчайзинга в зарубежном и российском законодательствах

Специальное законодательство по франчайзингу существует во многих странах, таких как США, Франция, Канада, Бразилия, Малайзия, Япония и др.

Наиболее высокий уровень развития законодательной базы по франчайзингу наблюдается в США, откуда практически началось распространение франчайзинга по всему миру. В США толчком к развитию законодательства по франчайзингу послужили многочисленные нарушения франчайзеров по выполнению своих обязательств, воспринимавших франчайзинг как средство быстрого обогащения. [9]

Появившееся недоверие у покупателей франшиз могло привести к краху всего рынка франчайзинга. Все это потребовало правового вмешательства. Крупнейшими компаниями франчайзеров была создана международная ассоциация франчайзинга, которая разработала этический кодекс, обязательный для всех членов. [9]

В США на федеральном уровне регулирование франчайзинга происходит по специальным Правилам о раскрытии, которые были приняты в 1979 г. Федеральной торговой комиссией, распоряжение № 436 «Правила по регулированию торговли: Требования по раскрытию информации и запреты по отношению франчайзинга и благоприятствование бизнесу рисковых предприятий». [9]

В 1995 г. был разработан новый федеральный закон, регулирующий франчайзинговые отношения, который позволил унифицировать юридические нормы и предписал использовать положение циркуляра во всех 50 штатах.

Франция - одна из первых европейских стран, которая ввела законодательное регулирование франчайзинга — закон Луи Дюбина от 31 декабря 1989 г. № 89-1008 «О развитии коммерческих и кустарных предприятий и улучшении экономических, правовых и социальных условий их функционирования».


Закон позволяет защитить интересы лица, приобретающего исключительные права, от неполной или недостоверной информации о фирме, которая может быть сообщена ему правообладателем до заключения договора о продаже таких прав, что впоследствии может сыграть пагубную роль в предпринимательской деятельности пользователя. [9]

В Западной Европе, группе европейских государств, именуемой Европейским союзом (ЕС), действует отдельное, специальное законодательство о франчайзинге. Регламентация франчайзинговых отношений в Европейском союзе, в отличие от Соединенных Штатов Америки, имеет определенную специфику. Франчайзинговые отношения в ЕС, также как и в США, регулируются на двух уровнях. Однако принципиальное различие как раз и заключается в этих уровнях: регулирование франчайзинговых отношений осуществляется не только национальным законодательством стран-участниц, но еще и общим наднациональным законодательством Европейского союза. [3]

В последнее время франчайзинг не получил достаточной нормативной регламентации в национальном законодательстве или международных договорах. Действительно специальными нормативными актами отношения по франчайзингу регулируются лишь в небольшом количестве государств. В большинстве из них речь идет о так называемых законах о раскрытии информации в отношении франшизы. Подобные законы обязывают франчайзера до заключения договора предоставить будущему франчайзи информацию о ведении бизнеса по системе франчайзинга, включая основные условия самой франшизы, данные о количестве франчайзи в сети, ее росте, финансовых показателях работы и т. д. [3]

Развитие франчайзинговых отношений как в зарубежных странах, так и в России требовало специального законодательного оформ­ления. Поэтому включение в Часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации 1995 г. главы 54, посвященной специальному договору коммерческой концессии, следует рассматривать как шаг вперед в российской пра­вовой теории. [9]

Пункт 1 статьи 1027 ГК РФ определяет договор коммерческой концессии как договор, по которому одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, охраняемую коммерческую информацию, а также другие предусмотренные договором объекты исключительных прав - товарный знак, знак обслуживания и т. д. [1]


Из настоящей дефиниции следует, что договор коммерческой концессии (франчайзинга) опосредует отношения, в которых «предприниматель-пользователь в отношениях со своими контрагентами- потребителями выступает под маской правообладателя, оформляя результаты своей деятельности его атрибутикой, давно зарекомендовавшей себя на рынке соответствующих товаров или услуг». [1]

Предоставление аналогичных прав пользователю (франчайзи) в зарубежных правопорядках обычно опосредуется франчайзинговым договором. Поэтому в доктрине не прекращается активная дискуссия о том, насколько обосновано и корректно использование ГК РФ понятия «договор коммерческой концессии». Так, В. Н. Евдокимова отмечает, что «Гражданский кодекс РФ ввел в торговый оборот и вместе с тем в российское законодательство, судебную практику и правовую теорию новую разновидность коммерческих сделок, являющихся эквивалентом известного в западном законодательстве понятия «франшиза», «франчайзинг», которые в гл. 54 ГК РФ получили наименование коммерческих концессий». [3]

Достаточно интересным представляется тот факт, что как в нормативно-правовых актах, так и в российской юридической литературе наряду с термином «коммерческая концессия» используется термин «франчайзинг». В связи с этим приобретает особую важность проблема терминологического характера.

Понятие «коммерческая концессия», по мнению В. В. Витрянского, было использовано при подготовке ГК РФ как наиболее соответствующее по смыслу английскому термину «franchising».[2] Соответственно, при таком взгляде на проблему соотношения терминов «коммерческая концессия» и «франчайзинг» автор приходит к выводу о синонимичности настоящих терминов. Напротив, В. П. Евдокимова, С. А. Сосна, Е. Н. Васильева отстаивают точку зрения о несоответствии содержания главы 54 ГК её названию и обосновывают необходимость изменения названия главы «Коммерческая концессия» на «Франчайзинг». [3]

Сторонами по договору коммерческой концессии могут быть коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

К договору коммерческой концессии соответственно применяются правила раздела VII настоящего Кодекса о лицензионном договоре, если это не противоречит положениям настоящей главы и существу договора коммерческой концессии. [5]

В ст. 1028 отражены форма и порядок регистрации договора коммерческой концессии. Участники договора должны обязательно заключить его в письменной форме, иначе договор считается ничтожным. Договор должен быть обязательно зарегистрирован в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Против такой регистрации выступает Российская ассоциация франчайзеров. Такое положение только осложняет использование системы франчайзинга, требует вложения дополнительных средств и времени. [5]


В ст. 1029 отражены вознаграждения по договору коммерческой концессии. Вознаграждение по договору коммерческой концессии может выплачиваться пользователем правообладателю в форме фиксированных разовых или периодических платежей, отчислений от выручки, наценки на оптовую цену товаров, передаваемых правообладателем для перепродажи, или в иной форме, предусмотренной договором. [1]

В ст. 1031 — 1032 отражены обязанности правообладателя и пользователя. В частности, указывается: «Если договором коммерческой концессии не предусмотрено иное, правообладатель обязан:

• обеспечить государственную регистрацию договора коммерческой концессии (п. 2 ст. 1028);

• оказывать пользователю постоянное техническое и консультативное содействие, включая содействие в обучении и повышении квалификации работников;

• контролировать качество товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) пользователем на основании договора коммерческой концессии.

Для пользователя в ст. 1032 определены следующие обязанности:

• использовать при осуществлении предусмотренной договором деятельности коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания или иное средство индивидуализации правообладателя указанным в договоре образом;

• обеспечивать соответствие качества производимых им на основе договора товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг качеству аналогичных товаров, работ или услуг, производимых, выполняемых или оказываемых непосредственно правообладателем;

• соблюдать инструкции и указания правообладателя, направленные на обеспечение соответствия характера, способов и условий использования комплекса исключительных прав тому, как он используется правообладателем, в том числе указания, касающиеся внешнего и внутреннего оформления коммерческим помещений, используемых пользователем при осуществлении предоставленных ему по договору прав;

• оказывать покупателям (заказчикам) все дополнительные услуги, на которые они могли бы рассчитывать, приобретая (заказывая) товар (работу, услугу) непосредственно у правообладателя;

• не разглашать секреты производства (ноу-хау) правообладателя и другую полученную от него конфиденциальную коммерческую информацию;

• предоставить оговоренное количество субконцессий, если такая обязанность предусмотрена договором;

• информировать покупателей (заказчиков) наиболее очевидным для них способом о том, что он использует коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания или иное средство индивидуализации в силу договора коммерческой концессии.


Отсутствует самое главное — обязанность предоставления достоверной информации по основным показателям хозяйственной деятельности: обороту, доходам, затратам и прибыли. Без этой информации невозможно проверить правильность платежей по договору. [5]

В ст. 1033 рассмотрены ограничения прав сторон по следующим основным позициям:

• обязательство правообладателя не предоставлять другим лицам аналогичные комплексы исключительных прав для их использования на закрепленной за пользователем территории либо воздерживаться от собственной аналогичной деятельности на этой территории;

• обязательство пользователя не конкурировать с правообладателем на территории, на которую распространяется действие договора коммерческой концессии в отношении предпринимательской деятельности, осуществляемой пользователем с использованием принадлежащих правообладателю исключительных прав;

• отказ пользователя от получения по договорам коммерческой концессии аналогичных прав у конкурентов (потенциальных конкурентов) правообладателя;

• обязательство пользователя согласовывать с правообладателем место расположения коммерческих помещений, используемых при осуществлении предоставленных по договору исключительных прав, а также их внешнее и внутреннее оформление. [1]

Вызывает определенное недоумение ст. 1034 об ответственности правообладателя по требованиям, предъявляемым к пользователю, которая гласит, что «правообладатель несет субсидиарную ответственность по предъявляемым к пользователю требованиям о несоответствии качества товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых, оказываемых) пользователем по договору коммерческой концессии. [5]

Пользователь, как правило, самостоятельное юридическое лицо, и почему ему разрешено перекладывать свою ответственность на правообладателя, совершенно непонятно. Кроме того, создается лазейка по отправке покупателя по различным инстанциям, размывается ответственность той стороны, которая реализовала товар. [5]

В ст. 1035 отражается преимущественное право пользователя при условии выполнения им договорных отношений по окончании срока договора над другими претендентами. [1]

В ст. 1036 и 1037 отражаются вопросы, связанные с внесением изменений и прекращением договора коммерческой концессии. Любые изменения и прекращение договора коммерческой концессии должны быть зарегистрированы органами государственной власти. Кроме того, каждая из сторон договора коммерческой концессии, заключенного без указания срока, вправе во всякое время отказаться от договора, уведомив об этом другую сторону за шесть месяцев, если договором не предусмотрен более продолжительный срок.