Файл: Преимущества и недостатки использования франчайзинговой системы (Определение и сущность франчайзинга).pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 148
Скачиваний: 2
Второе немаловажное отличие российского франчайзинга от зарубежных реалий состоит в фиксированной ставке роялти, тогда как в большинстве стран роялти всегда зависят от оборота и прибыли. Это связано с тем, что в России малый бизнес вынужден вести «серую» бухгалтерию, а значит, франчайзер не в состоянии проверить прибыльность партнера, чтобы добиться от него назначенных по договору роялти. [3]
Другой особенностью нынешнего российского франчайзинга является то, что этот метод ведения бизнеса используется все большим числом компаний, чтобы отвоевать как можно большую долю рынка. Сами франчайзи воспринимают его как возможность легкого старта и способ получить первоначальный капитал, чтобы в перспективе заняться своим, независимым бизнесом. Вот почему договоры коммерческой концессии заключаются в России максимум на три года, тогда как в иных странах менее, чем на 5 лет договоры в принципе не подписываются. [3]
Специалисты Российской Ассоциации готового бизнеса подсчитали, что на данный момент франчайзеры предлагают около 500 франшиз для реализации их в России.
По статистике 72% предлагаемых франшиз для реализации в России родом также из РФ. А 37% российских франчайзинговых предложений рассчитаны на реализацию за границей. [19]
Большинство франшиз в России – торговые. При этом франчайзи сильно зависим от франчайзера, так как франчайзер формирует ассортимент, поэтому франчайзи связан по рукам и ногам в этом вопросе.
Отраслевая структура франчайзинга в сфере услуг достаточно широка. Представлены как нематериальные услуги (например, образование, здравоохранение, туризм), так и частично материальные (розничная торговля, общественное питание).
Многие из услуг являются нестандартизируемыми (например, консалтинг) и частично стандартизируемыми, т.е. предполагающими наличие стандартов при выполнении определенных процедур в технологии предоставления услуги (стоматология). Сложность разработки для франчайзера необходимых для передачи франчайзи стандартов является особенностью франчайзинга в сфере услуг по сравнению с производством.
На сферу торговли приходится 47,6% предлагаемых в России франшиз. Более детальная информация о российских франшизах по данным Российской Ассоциации готового бизнеса за 2012-2013 гг. представлена в виде гистограммы в Приложении 1.
Из представленной диаграммы видно, что франшизы в сфере розничной торговли (в большей мере, одежды – 38,2 %), а также франшизы в области общественного питания (11 %) в 2012-2013 гг. составляют наибольшую долю среди всех торговых франшиз в России. Прежде всего, это связано с тем, что товары и услуги, предлагаемые предприятиями розничной торговли и питания, пользуются наибольшим спросом среди потребителей. Также такие товары и услуги, в отличие от других, могут легко подвергаться унификации, а именно унификация является одним из основных звеньев успешной работы бизнеса на основе франчайзинга.
В данном пункте мы рассмотрим и проведём подробный анализ 25 самых выгодных франшиз (по состоянию на 2013 год), представленных на российском рынке. Источником данных по франшизам служит информация, собранная специалистами авторитетного финансово-экономического журнала Forbes Russia. [17]
Степень выгодности франшиз мы определяли, исходя из средней выручки франчайзи и отношения его годовой прибыли к стартовым затратам - этот показатель демонстрирует, насколько быстро окупятся вложения будущего франчайзи. В затратах мы учитывали закупку партии товара, которую франчайзер считает минимально необходимой, аренду помещения на период до выхода на операционную окупаемость, стоимость ремонта, оргтехники, а также паушальный взнос, роялти и рекламные сборы, если франчайзер их устанавливает.
В стартовом списке значилось более 100 компаний, работающих с партнерами по системе франчайзинга. Мы учитывали в расчётах компании, которые сами предоставили данные о необходимых инвестициях и выручке. Около половины компаний предоставили данные и о средней рентабельности своих франчайзи. На основе этих данных, а также средних показателей по рынку мы оценили средний размер прибыли остальных компаний, которые данные о прибыли не сообщили (в списке показатели отмечены звёздочкой (*)). На стадии предварительного отбора мы исключили из списка компании, которые начали продавать франшизу на российском рынке позднее декабря 2011 года. Мы включали в расчёты только те, которые на момент составления рейтинга имели 30 и более франчайзинговых точек и требовали стартовых инвестиций не менее 300 000 рублей для запуска одной точки.
Итоговый балл, определяющий место в рейтинге, - это сумма баллов, отражающих сравнительную величину выручки одной точки (по отношению к иным франшизам) и отношение прибыли этой точки к величине стартовых вложений.
Все данные, включающие названия компаний, их сферы деятельности, год запуска франшизы, количество франчайзинговых и собственных точек, а также информацию о вложениях, выручке и прибыли представлены в сводной таблице в Приложении 2. В последней колонке данной таблицы указан итоговый балл, определяющий место в рейтинге.
Итак, после подсчёта итогового балла каждой франшизы мы выяснили, что по состоянию на 2013 год самой выгодной франшизой является компания «Феликс», сферой деятельности которой является производство и продажа мебели. Количество франчайзинговых точек превалирует над количеством собственных, стартовые затраты имеют высокую окупаемость - это подтверждение успешности данной франшизы. В 1991 году основатель компании «Феликс» Илья Кондратьев занялся поставками импортной мебели в Россию, а в 1998 году открыл первую фабрику. Сейчас это крупнейший производитель офисной мебели в России. Франчайзи управляют точками приема заказов с минимальным набором демонстрационной мебели и каталогами, заказы они отправляют на фабрики "Феликса". Рентабельность франчайзи доходит до 40%.
На втором месте рейтинга оказалась франшиза, принадлежащая одной из самых успешных компаний-ритейлеров в России – X5 Retail Group. Её франшиза – «Перекрёсток-Экспресс» - представляет собой магазин формата "у дома", иногда совмещающий торговые площади с кафе-пекарней. Главными факторами окупаемости стартовых затрат является хорошая узнаваемость бренда, а также то, что партнёру-франчайзи не приходится вкладывать собственные деньги в товар, его поставляет на реализацию франчайзер.
Федеральная сеть магазинов электроники «Позитроника» - проект крупного российского дистрибьютора компьютеров и цифровой техники «Merlion» - является третьей самой выгодной франшизой. В период с 2006 по 2008 гг. компания увеличила оборот с нуля до пяти миллиардов рублей ($200 млн.), в большей степени, за счёт открытия франчайзинговых точек (в 2013 г. – 181 против 24 собственных). Операционную прибыль франчайзи компания обещает в среднем на третий месяц работы.
По итогам анализа, Subway — сеть ресторанов быстрого питания, работающая по принципу франчайзинга – является одной из самых первых франшиз, появившихся в России (1994 г.), также занимая первое место по количеству франчайзинговых точек (552 точки). Крупнейшая по количеству точек предприятий общественного питания, на февраль 2011 года, сеть в мире. Однако в приведенном рейтинге занимает лишь 21 место, в связи с низкой окупаемостью вложений.
По количеству собственных точек лидируют сетевые магазины одежды «InCity» и «Oodji» - 265 и 202, соответственно. Стоит отметить, что франшиза «Oodji» требует наиболее больших вложений среди исследованных франшиз (11,6 млн. руб.).
3.3 Перспективы развития франчайзинга в России
Проанализировав данные, указанные в Приложении 1 и Приложении 2, можно сделать вывод, что чуть меньше половины из всех франчайзинговых компаний занимается торговлей одеждой и обувью. Именно так называемый, «fashion-retail», в настоящий момент является наиболее перспективным направлением развития российского рынка франчайзинга.
Укрупнение российских франчайзеров и мастер-франчайзи на «fashion»-рынке происходит за счет расширения линейки брендов и/или линейки продуктов под своим брендом. «Пакет» франшиз, которые сегодня может предложить одна крупная компания региональным предпринимателям, становится все более широким – идёт активное развитие субфранчайзинга. Как правило, эта компания имеет собственную сеть магазинов и довольно жесткие условия франчайзинга.
Владельцы российских марок расширяют линейку продуктов: например, компания «Sela» сегодня предлагает не только франшизу магазина одежды для всей семьи, но и отдельно - франшизу детской одежды «SelaKids». Аналогичную концепцию отдельного магазина детской одежды по франшизе в этом году запустила компания «Август», владеющая брендом «Oodii».
Держатели мастер-франшиз консолидируют в своих портфелях марки как из одного ценового сегмента, так и дополняющие друг друга марки. Например, компания «The Denim Star Project» в своем портфеле сегодня имеет франшизы известных итальянских брендов женской одежды «Miss Sixty», «Stefanel», «Farnarina», джинсовой одежды Replay и Energie.
К другим тенденциям франчайзинга в фэшн-ритейле можно отнести активное появление узко-специализированных франчайзинговых концепций, например, франшиза магазина джинсовых аксессуаров «Джинсовая Фантазия», франшиза магазина аксессуаров и украшений для волос Evita Peroni, Alexandre de Paris, франшиза сумок и аксессуаров из фетра Feltimo.
Среди негативных тенденций рынка - массовое развитие лже-франшиз: в интернете можно найти информацию о франшизе Zara (или ZaraZara, ZaraCity, ZZ), Bershka,Victoria's Secrets (или Victoria's Dreams) и других известных брендов, не предлагающих в России франчайзинг.
В целом, обозначившийся рост конкуренции на рынке франчайзинга фэшн-ритейла, повышение уровня "франчайзинговой" грамотности российских предпринимателей благодаря активной популяризации этого метода ведения бизнеса в России, повышение уровня прозрачности рынка, прежде всего, благодаря массовой интернетизации российского сообщества, увеличивают барьеры входа на рынок франчайзинга.
Сегодня перед тем как запустить программу франчайзинга, компании стараются максимально отладить бизнес-процессы, связанные с развитием по франшизе, нанимают консультантов для разработки франчайзинговых пакетов и общей стратегии франчайзинга, более осторожно подходят к продажам первых франшиз.
Как уже было сказано в пункте 3.2.1, франчайзинговые предприятия общественного питания составляют 11 % всех торговых франшиз, представленных в России.
По данным газеты «Коммерсант», с начала этого года втрое увеличился спрос на франшизы в сегменте общественного питания. В начале 2014 года по сравнению с аналогичным периодом 2013-го количество обращений от потенциальных франчайзи, желающих развивать свои точки общепита под брендами ресторанного холдинга "Росинтер" (сети "IL Патио", "Планета суши" и др.), увеличилось в 3-4 раза.
Одной из наиболее прослеживаемых тенденций на российском рынке франчайзинга является «миграция» франшиз российского происхождения из регионов в города Центрального Федерального Округа (по большей части, в г. Москву) и в зарубежные страны.
Из возможных перспективных направлений развития франчайзинга в России можно выделить производство и реализацию технически сложной продукции, оказание помощи в организации и ведении бизнеса, строительство и ремонт жилых и нежилых помещений, услуги, связанные с образованием, отдых и развлечения, общественное питание, медицинские и косметические услуги, бытовые услуги.
Статистика наглядно подтверждает жизнеспособность предприятий, присоединившихся к франшизной сети, по сравнению с иными формами новых предприятий. По данным Российской ассоциации франчайзинга, спустя 1 год после начала бизнеса выживают 97% франшизных предприятий и 62% всех других форм деятельности, через 5 лет - 92% франшизных и 23% иных, через 10 лет - 90% франшизных и 18% прочих. [3] Это объясняется тем, что франчайзинговые предприятия являются частью отлаженной системы. В условиях нехватки ресурсов, вызванной финансово-экономическим кризисом, именно франчайзинг, с его механизмом построения бизнеса, является реальной возможностью сохранения и увеличения капитала.
В последнее время франчайзинговые предложения на российском рынке становятся все более разнообразными, появляются новые отрасли и технологии, расширяется ценовой диапазон франшиз, появляются дешевые франшизы бытовых услуг или проката и дорогие франшизы ресторанов и производства. Причем франчайзинг может развиваться как отечественная система, так и при участии зарубежных предпринимателей, поскольку на современном этапе развития франчайзинга для достижения максимального расширения и удовлетворения целевой аудитории наиболее актуально комбинирование национальных и зарубежных франшиз.
В конечном итоге ускоренное распространение франчайзинга в России поможет усилить позиции малого и среднего предпринимательства и сдержать рост безработицы даже в условиях кризиса. При этом активно будут развиваться франчайзинговые системы с хорошей репутацией, которые нуждаются в небольших инвестициях, а дорогие франчайзинговые концепции, возможно, окажутся в ситуации стагнации.
В любом случае, от франчайзинга объективно выигрывает третья заинтересованная сторона - рядовой потребитель, так как при этом обеспечивается соблюдение определенных стандартов, принятых в деятельности правообладателя, в результате чего рынок, как правило, быстро насыщается высококачественными товарами, работами, услугами.
Заключение
Среди различных методов и направлений, позволяющих развивать любой бизнес, особое место занимает франчайзинг.
В ходе написания курсовой работы мы выяснили, что франчайзинг – это форма организации бизнеса, в которой компания (франчайзер) передает независимому человеку или компании (франчайзи) право на продажу продукта и услуг этой компании. С одной стороны, каждый из партнеров преследует собственные цели и задачи, не всегда совпадающие с интересами франшизного партнера, а с другой - оба франшизных участника объединяют свои усилия для достижения единой цели - максимального удовлетворения потребительского спроса на конкретном сегменте рынка. Условия взаимодействия правообладателя и пользователя определяются франшизой.