Файл: Преимущества и недостатки использования франчайзинговой системы (Определение и сущность франчайзинга).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 148

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Второе немаловажное отличие российского франчайзинга от за­рубежных реалий состоит в фиксированной ставке роялти, тогда как в большинстве стран роялти всегда зависят от оборота и прибыли. Это связано с тем, что в России малый бизнес вынужден вести «серую» бухгалтерию, а значит, франчайзер не в состоянии проверить при­быльность партнера, чтобы добиться от него назначенных по догово­ру роялти. [3]

Другой особенностью нынешнего российского франчайзинга яв­ляется то, что этот метод ведения бизнеса используется все большим числом компаний, чтобы отвоевать как можно большую долю рынка. Сами франчайзи воспринимают его как возможность легкого старта и способ получить первоначальный капитал, чтобы в перспективе за­няться своим, независимым бизнесом. Вот почему договоры коммер­ческой концессии заключаются в России максимум на три года, тогда как в иных странах менее, чем на 5 лет договоры в принципе не подписываются. [3]

    1. Анализ состояния рынка франчайзинга в России

Специалисты Российской Ассоциации готового бизнеса подсчитали, что на данный момент франчайзеры предлагают около 500 франшиз для реализации их в России.

По статистике 72% предлагаемых франшиз для реализации в России родом также из РФ. А 37% российских франчайзинговых предложений рассчитаны на реализацию за границей. [19]

Большинство франшиз в России – торговые. При этом франчайзи сильно зависим от франчайзера, так как франчайзер формирует ассортимент, поэтому франчайзи связан по рукам и ногам в этом вопросе.

Отраслевая структура франчайзинга в сфере услуг достаточно широка. Представлены как нематериальные услуги (например, образование, здравоохранение, туризм), так и частично материальные (розничная торговля, общественное питание).

Многие из услуг являются нестандартизируемыми (например, консалтинг) и частично стандартизируемыми, т.е. предполагающими наличие стандартов при выполнении определенных процедур в технологии предоставления услуги (стоматология). Сложность разработки для франчайзера необходимых для передачи франчайзи стандартов является особенностью франчайзинга в сфере услуг по сравнению с производством.

На сферу торговли приходится 47,6% предлагаемых в России франшиз. Более детальная информация о российских франшизах по данным Российской Ассоциации готового бизнеса за 2012-2013 гг. представлена в виде гистограммы в Приложении 1.

Из представленной диаграммы видно, что франшизы в сфере розничной торговли (в большей мере, одежды – 38,2 %), а также франшизы в области общественного питания (11 %) в 2012-2013 гг. составляют наибольшую долю среди всех торговых франшиз в России. Прежде всего, это связано с тем, что товары и услуги, предлагаемые предприятиями розничной торговли и питания, пользуются наибольшим спросом среди потребителей. Также такие товары и услуги, в отличие от других, могут легко подвергаться унификации, а именно унификация является одним из основных звеньев успешной работы бизнеса на основе франчайзинга.


В данном пункте мы рассмотрим и проведём подробный анализ 25 самых выгодных франшиз (по состоянию на 2013 год), представленных на российском рынке. Источником данных по франшизам служит информация, собранная специалистами авторитетного финансово-экономического журнала Forbes Russia. [17]

Степень выгодности франшиз мы определяли, исходя из средней выручки франчайзи и отношения его годовой прибыли к стартовым затратам - этот показатель демонстрирует, насколько быстро окупятся вложения будущего франчайзи. В затратах мы учитывали закупку партии товара, которую франчайзер считает минимально необходимой, аренду помещения на период до выхода на операционную окупаемость, стоимость ремонта, оргтехники, а также паушальный взнос, роялти и рекламные сборы, если франчайзер их устанавливает.

В стартовом списке значилось более 100 компаний, работающих с партнерами по системе франчайзинга. Мы учитывали в расчётах компании, которые сами предоставили данные о необходимых инвестициях и выручке. Около половины компаний предоставили данные и о средней рентабельности своих франчайзи. На основе этих данных, а также средних показателей по рынку мы оценили средний размер прибыли остальных компаний, которые данные о прибыли не сообщили (в списке показатели отмечены звёздочкой (*)). На стадии предварительного отбора мы исключили из списка компании, которые начали продавать франшизу на российском рынке позднее декабря 2011 года. Мы включали в расчёты только те, которые на момент составления рейтинга имели 30 и более франчайзинговых точек и требовали стартовых инвестиций не менее 300 000 рублей для запуска одной точки.

Итоговый балл, определяющий место в рейтинге, - это сумма баллов, отражающих сравнительную величину выручки одной точки (по отношению к иным франшизам) и отношение прибыли этой точки к величине стартовых вложений.

Все данные, включающие названия компаний, их сферы деятельности, год запуска франшизы, количество франчайзинговых и собственных точек, а также информацию о вложениях, выручке и прибыли представлены в сводной таблице в Приложении 2. В последней колонке данной таблицы указан итоговый балл, определяющий место в рейтинге.

Итак, после подсчёта итогового балла каждой франшизы мы выяснили, что по состоянию на 2013 год самой выгодной франшизой является компания «Феликс», сферой деятельности которой является производство и продажа мебели. Количество франчайзинговых точек превалирует над количеством собственных, стартовые затраты имеют высокую окупаемость - это подтверждение успешности данной франшизы. В 1991 году основатель компании «Феликс» Илья Кондратьев занялся поставками импортной мебели в Россию, а в 1998 году открыл первую фабрику. Сейчас это крупнейший производитель офисной мебели в России. Франчайзи управляют точками приема заказов с минимальным набором демонстрационной мебели и каталогами, заказы они отправляют на фабрики "Феликса". Рентабельность франчайзи доходит до 40%.


На втором месте рейтинга оказалась франшиза, принадлежащая одной из самых успешных компаний-ритейлеров в России – X5 Retail Group. Её франшиза – «Перекрёсток-Экспресс» - представляет собой магазин формата "у дома", иногда совмещающий торговые площади с кафе-пекарней. Главными факторами окупаемости стартовых затрат является хорошая узнаваемость бренда, а также то, что партнёру-франчайзи не приходится вкладывать собственные деньги в товар, его поставляет на реализацию франчайзер.

Федеральная сеть магазинов электроники «Позитроника» - проект крупного российского дистрибьютора компьютеров и цифровой техники «Merlion» - является третьей самой выгодной франшизой. В период с 2006 по 2008 гг. компания увеличила оборот с нуля до пяти миллиардов рублей ($200 млн.), в большей степени, за счёт открытия франчайзинговых точек (в 2013 г. – 181 против 24 собственных). Операционную прибыль франчайзи компания обещает в среднем на третий месяц работы.

По итогам анализа, Subway — сеть ресторанов быстрого питания, работающая по принципу франчайзинга – является одной из самых первых франшиз, появившихся в России (1994 г.), также занимая первое место по количеству франчайзинговых точек (552 точки). Крупнейшая по количеству точек предприятий общественного питания, на февраль 2011 года, сеть в мире. Однако в приведенном рейтинге занимает лишь 21 место, в связи с низкой окупаемостью вложений.

По количеству собственных точек лидируют сетевые магазины одежды «InCity» и «Oodji» - 265 и 202, соответственно. Стоит отметить, что франшиза «Oodji» требует наиболее больших вложений среди исследованных франшиз (11,6 млн. руб.).

3.3 Перспективы развития франчайзинга в России

Проанализировав данные, указанные в Приложении 1 и Приложении 2, можно сделать вывод, что чуть меньше половины из всех франчайзинговых компаний занимается торговлей одеждой и обувью. Именно так называемый, «fashion-retail», в настоящий момент является наиболее перспективным направлением развития российского рынка франчайзинга.

Укрупнение российских франчайзеров и мастер-франчайзи на «fashion»-рынке происходит за счет расширения линейки брендов и/или линейки продуктов под своим брендом. «Пакет» франшиз, которые сегодня может предложить одна крупная компания региональным предпринимателям, становится все более широким – идёт активное развитие субфранчайзинга. Как правило, эта компания имеет собственную сеть магазинов и довольно жесткие условия франчайзинга.

Владельцы российских марок расширяют линейку продуктов: например, компания «Sela» сегодня предлагает не только франшизу магазина одежды для всей семьи, но и отдельно - франшизу детской одежды «SelaKids». Аналогичную концепцию отдельного магазина детской одежды по франшизе в этом году запустила компания «Август», владеющая брендом «Oodii».


Держатели мастер-франшиз консолидируют в своих портфелях марки как из одного ценового сегмента, так и дополняющие друг друга марки. Например, компания «The Denim Star Project» в своем портфеле сегодня имеет франшизы известных итальянских брендов женской одежды «Miss Sixty», «Stefanel», «Farnarina», джинсовой одежды Replay и Energie.

К другим тенденциям франчайзинга в фэшн-ритейле можно отнести активное появление узко-специализированных франчайзинговых концепций, например, франшиза магазина джинсовых аксессуаров «Джинсовая Фантазия», франшиза магазина аксессуаров и украшений для волос Evita Peroni, Alexandre de Paris, франшиза сумок и аксессуаров из фетра Feltimo.

Среди негативных тенденций рынка - массовое развитие лже-франшиз: в интернете можно найти информацию о франшизе Zara (или ZaraZara, ZaraCity, ZZ), Bershka,Victoria's Secrets (или Victoria's Dreams) и других известных брендов, не предлагающих в России франчайзинг.

В целом, обозначившийся рост конкуренции на рынке франчайзинга фэшн-ритейла, повышение уровня "франчайзинговой" грамотности российских предпринимателей благодаря активной популяризации этого метода ведения бизнеса в России, повышение уровня прозрачности рынка, прежде всего, благодаря массовой интернетизации российского сообщества, увеличивают барьеры входа на рынок франчайзинга.
Сегодня перед тем как запустить программу франчайзинга, компании стараются максимально отладить бизнес-процессы, связанные с развитием по франшизе, нанимают консультантов для разработки франчайзинговых пакетов и общей стратегии франчайзинга, более осторожно подходят к продажам первых франшиз.

Как уже было сказано в пункте 3.2.1, франчайзинговые предприятия общественного питания составляют 11 % всех торговых франшиз, представленных в России.

По данным газеты «Коммерсант», с начала этого года втрое увеличился спрос на франшизы в сегменте общественного питания. В начале 2014 года по сравнению с аналогичным периодом 2013-го количество обращений от потенциальных франчайзи, желающих развивать свои точки общепита под брендами ресторанного холдинга "Росинтер" (сети "IL Патио", "Планета суши" и др.), увеличилось в 3-4 раза.

Одной из наиболее прослеживаемых тенденций на российском рынке франчайзинга является «миграция» франшиз российского происхождения из регионов в города Центрального Федерального Округа (по большей части, в г. Москву) и в зарубежные страны.

Из возможных перспективных направлений развития франчайзинга в России можно выделить производство и реализацию технически сложной продукции, оказание помощи в организации и ведении бизнеса, строительство и ремонт жилых и нежилых помещений, услуги, связанные с образованием, отдых и развлечения, общественное питание, медицинские и косметические услуги, бытовые услуги.


Статистика наглядно подтверждает жизнеспособность предприятий, присоединившихся к франшизной сети, по сравнению с иными формами новых предприятий. По данным Российской ассоциации франчайзинга, спустя 1 год после начала бизнеса выживают 97% франшизных предприятий и 62% всех других форм деятельности, через 5 лет - 92% франшизных и 23% иных, через 10 лет - 90% франшизных и 18% прочих. [3] Это объясняется тем, что франчайзинговые предприятия являются частью отлаженной системы. В условиях нехватки ресурсов, вызванной финансово-экономическим кризисом, именно франчайзинг, с его механизмом построения бизнеса, является реальной возможностью сохранения и увеличения капитала.

В последнее время франчайзинговые предложения на российском рынке становятся все более разнообразными, появляются новые отрасли и технологии, расширяется ценовой диапазон франшиз, появляются дешевые франшизы бытовых услуг или проката и дорогие франшизы ресторанов и производства. Причем франчайзинг может развиваться как отечественная система, так и при участии зарубежных предпринимателей, поскольку на современном этапе развития франчайзинга для достижения максимального расширения и удовлетворения целевой аудитории наиболее актуально комбинирование национальных и зарубежных франшиз.

В конечном итоге ускоренное распространение франчайзинга в России поможет усилить позиции малого и среднего предпринимательства и сдержать рост безработицы даже в условиях кризиса. При этом активно будут развиваться франчайзинговые системы с хорошей репутацией, которые нуждаются в небольших инвестициях, а дорогие франчайзинговые концепции, возможно, окажутся в ситуации стагнации.

В любом случае, от франчайзинга объективно выигрывает третья заинтересованная сторона - рядовой потребитель, так как при этом обеспечивается соблюдение определенных стандартов, принятых в деятельности правообладателя, в результате чего рынок, как правило, быстро насыщается высококачественными товарами, работами, услугами.

Заключение

Среди различных методов и направлений, позволяющих развивать любой бизнес, особое место занимает франчайзинг.

В ходе написания курсовой работы мы выяснили, что франчайзинг – это форма организации бизнеса, в которой компания (франчайзер) передает независимому человеку или компании (франчайзи) право на продажу продукта и услуг этой компании. С одной стороны, каждый из партнеров преследует собственные цели и задачи, не всегда совпадающие с интересами франшизного партнера, а с другой - оба франшизных участника объединяют свои усилия для достижения единой цели - максимального удовлетворения потребительского спроса на конкретном сегменте рынка. Условия взаимодействия правообладателя и пользователя определяются франшизой.