Файл: Сетевые формы организации бизнеса ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕТЕВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

1.1. История развития сетевых форм организации потребительского рынка

1.2. Классификация и формат предприятий сетевой

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СЕТЕВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

2.1. Развитие сетевых компаний в условиях глобализации мировой экономики

2.2 Особенности осуществления экспансии международных сетевых компаний на российском потребительском рынке.

ГЛАВА 3. РОЛЬ СЕТЕВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ИЗМЕНЕНИИ СТРУКТУРЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА

3.1. Влияние сетевых компаний на структуру рынка

3.2. Роль оптовых и иных форм торговых организаций в процессе влияния на региональный рынок

3.3 Анализ и оценка возможностей развития региональной сетевой экономики (на примере Красноярского края)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

С 2008 года начинается пятый этап, значительное влияние на него оказал мировой экономический кризис 2008-2009 гг. В розничной торговле он проявился сокращением уровня потребительского спроса и снижением прибыльности в отрасли, а также банкротством ряда мелких компаний, проводимой диверсификацией бизнеса, активизировалось развитие девелоперского направления и сферы общественного питания. Становится все более популярной сдача торговых площадей в аренду. В этот период повышается концентрация внимания на проблеме по снижению издержек в рамках действующих розничных торговых сетей. На некоторое время был приостановлен процесс экспансии крупных международных ритейлеров в Россию (например, «Wal-Mart», «Carrefour»).

Российские торговые сети пережили кризис и его последствия по-разному: большинство компаний оказалось на грани выживания, хотя для некоторых ритейлеров это стало периодом новых возможностей. В кризисный период долговая нагрузка целого ряда региональных сетей выросла, возможности по рефинансированию долга практически отсутствовали, Стоимость бизнеса при продаже в условиях кризиса практически сравнялась величине долга. Ниже в таблице представлен список торговых сетей, исходя из их объема продаж в период 2005-2010 годов.

Таблица 2

Ранжирование крупнейших торговых сетей в России (ТОП 15) по

объему продаж в 2005–2010 гг., млн руб.

Управляющая компания

2005

2006

2008

1

«X5 Retail»

76 223,1

207 244

2

«Магнит»

44 632,3

68 111,8

132 684

3

«Auchan Group»

42 359,4

61 520,6

128 062

4

«Metro Cash & Carry»

53 834,4

74 415,8

121 931

5

«М.Видео»

28 819,0

36 013,0

66 371

6

«О`Кей»

11 208,4

16 788,7

51 143

7

«Эльдорадо»

81 475,2

96 796,4

89 000

8

«Лента»

16 252,7

24 618,2

53 163

9

«Дикси Групп»

20 065,4

27 435,8

44 867

10

«Евросеть»

53 581,3

80 863,1

55 156

11

Группа компаний «Связной»

30 724,7

34 597

12

«Седьмой континент»

20 157,6

26 031,3

37 026

13

«ИКЕА»

15 475,3

19 526,0

30 993

14

ГК «Виктория»

15 854,0

18 327,2

29 803

15

ГК «Спортмастер»

14 126


1.2. Классификация и формат предприятий сетевой

В условиях глобализации мировой экономики и распространения современных информационных технологий, реализация целей организаций на потребительских рынках происходит благодаря внедрению принципов сетевого эффекта и ряда положений системы сетевого взаимодействия. Создание сетевых форм функционирования предприятий является эффективной стратегией развития и захвата рынка. Мировая экономика демонстрирует широкий спектр организационных форм, с помощью которых предприятие может интегрироваться в сетевую структуру. Для выбора эффективной формы интеграции на региональном потребительском рынке важным является оценка международной практики их организации и функционирования, определение особенностей каждой формы интеграции, анализ отрицательных и положительных проявлений, а также выявление факторов, влияющих на выбор той или иной формы интеграции. Некоторые исследователи прогнозируют широкомасштабную революцию в области организационных форм, характере деятельности и функциональных процессах современных предприятий, обслуживающих потребительский рынок. Если существуют некоторые сомнения по поводу масштабности распространения этих схем в современном мире, то все более очевидным становится факт явного, широкого экспериментирования хозяйствующих субъектов в сфере организации бизнеса.

Данные обстоятельства и современные вызовы развития товарного обращения актуализируют необходимость осуществления предприятиями совместных действий с целью удержания и укрепления конкурентных позиций, реализации процессов экономической интеграции территории и преодоления пространственного разрыва. В связи с задачей расширения плоскости взаимных интересов отечественных предпринимателей на потребительском рынке, объединения их усилий, назрела острая необходимость интеграции участников в единое территориально-информационное пространство, что становится возможным посредством сетевых структур, в рамках которых юридически самостоятельные фирмы объединяют активы, координированно направляют потоки ресурсов и обмениваются информацией о текущей и планируемой деятельности. Построение сетевой структуры или функционирование в рамках такой структуры является часто условием дальнейшего развития предприятия, поскольку дает потенциальную возможность расширения масштаба деятельности, развития новых компетенций и получения новых знаний. С этой же целью в сетевой структуре создается «новая стоимость» для клиентов, которая предоставляет конкурентное преимущество производителям. Однако не всегда сетевое развитие бизнеса приводит к благоприятному результату. В сетевой структуре существует много сложных ситуаций, различных интересов, ряд факторов организационно-культурного, рыночного и правового характера, которые влияют на развитие сети и, таким образом, определяют как ее успех, так и входящих в нее предприятий. К числу таких факторов можно отнести нестабильность в ассортименте выпускаемой продукции, «нераскрученность» товарных марок местных товаропроизводителей, слабую систему логистики, навязывание невыгодных условий и т. д. Одним из ключевых и важных факторов, который, с одной стороны, несет повышенный уровень риска, а с другой – определяет эффективность участия, – это форма интеграции предприятия в сетевую структуру[7].


Проблемы интеграции предприятий в процессе реализации хозяйственных задач широко освещаются в зарубежной и отечественной экономической литературе. Так, представители неоклассической школы (в частности, Ж. Тироль, Дж. Шпенглер, Р. Познер, Г. Марвел) анализировали интеграцию как элемент структуры рынка, существенным образом влияющий на его эффективность, критерием которого является общественное благосостояние (сумма выигрышей покупателей и продавцов). Сторонники неоинституциональной теории (в частности, Р. Коуз, А. Уильямсон, К. Эрроу, Г. Демсец, Д. Норт) исследовали отличие возможных путей решения проблемы координации в экономических системах. Из числа современных ученых, занимающихся даннпроблематикой, можно выделить Н. Кармину, Д. Сердобинцева, Л. Сорокину, Е. Бекетову, Е. Белову, Е. Шелудько, Г. Клычову, А. Исхакова и др., которые рассматривают уже горизонтальную, вертикальную, диагональную, «мягкую», «твердую» и прочие формы интеграции. Отечественный ученый С. Жемчужников отмечает: «В некотором гипотетическом измерении специализация и массовость исчерпывают себя как потенциальные резервы получения дополнительного эффекта на потребительских рынках. Поэтому необходимым становится интеграция на качественно новых уровнях управления, не являясь при этом противоположностью специализации, а собственно интеграция в новых плоскостях, сферах».

Современный этап развития интеграционных и глобализационных процессов отличается процессом формирования нового направления в науке и системе управления – сетевого, основанного на реализации преимуществ пространственных структур, изу- чением которого занимаются такие авторы, как А. Олейник, Д. Старк, К. Менард, Д. Эрнст, М. Ханна, Д.Старк, М. Кастельс, П. В. Мельникова и др.

При этом, учитывая массовость и разноплановость работ, существует еще ряд нерешенных вопросов, требующий дальнейшего изучения и разработки. Не исследованы такие важные организационные моменты, как взаимосвязь структуры сети и видов интеграционных стратегий предприятий, составляющих данную сеть. Также остаются за рамками рассмотрения, как правило, условия, определяющие рациональность (степень, уровень, форму) сетевой интеграции предприятий.

Как свидетельствует мировая практика, выбор формы интеграционного объединения зависит от отрасли, ассортимента, цели объединения и т. п.

Однако некоторые ученые выделяют обобщенные формы и виды интеграционных процессов, полагая, что в зависимости от сферы применения они претерпевают незначительные изменения и с достаточной степенью достоверности и точности могут использоваться на различных рынках и в различных ситуациях. К числу таких ученых относится, например, О. Маргания, который утверждает, что предприятия могут интегрироваться путем создания: кооперативов, объединений на основе общей деятельности, различных корпораций, организационных структуры, которые имеют в своем подчинении несколько предприятий, экономических зон, организаций из нескольких компаний, которые последним устанавливают квоты, объемы производства, цены на продукцию, кластеров – групп предприятий, осуществляющих хозяйственную деятельность на основе специализации и концентрации, которые налаживают взаимовыгодные экономические отношения, производственные, технологические, сбытовые связи, основанные на долгосрочных или краткосрочных контрактах.


Приведенная классификация достаточно обширная и в некоторой степени случайная. Отдельные ее части, действительно, могут быть использованы и для инновационной сферы, и для потребительского рынка и т. д., но при этом они не способны отразить специфики и особенностей каждой из этих сфер, а значит, в процессе исследования возможен недопустимый уровень ошибки и, как следствие, получение некорректных результатов. Ряд зарубежных исследователей, таких как F. Kamal, M. Lovely, P. Ouyang, D. Mitra – на примере Китая обосновывают следующие виды интеграции предприятий на рынках: объединения предприятий в компанию с унитарной структурой; компании с дивизиональной структурой; деловая группа холдингового типа; деловая группа без концентрации имущественного контроля в одних руках. Представляется, что в рамках данных типов интеграции не всегда возможно учесть и должным образом воспроизвести различные атрибуты сетевых структур, такие, как процесс координации и строение межфирменных коалиций, отражающих не просто гибридные формы внутрифирменных и рыночных аналогов, а являющихся в своем роде уникальными характеристиками, которые представляют собой различные их комбинации.

Другие эксперты акцентируют особое внимание на среде информационного обмена, в связи с чем, в первую очередь, в качестве форм интеграции предприятий на рынке выделяют: виртуальные корпорации или сетевые (телекоммуникационные) индустриальные организации, а также универсальные объединения, вертикально интегрированные корпорации[8].

Представляется, что на форму интеграции предприятий в сетевые структуры на потребительских рынках оказывают влияние следующие факторы:

  • концепция организации сети и стратегия ее маркетингового развития;
  • координация перемещения знаний и их создание в сети;
  • размещение средств;
  • отношения внутри сети и культурная интеграция между партнерами;
  • информационное управление отношениями с клиентами (окружением);
  • организационно-правовые формы создания сетевых структур.

Данные факторы определяют комбинацию традиционных, но в то же время приемлемых и адаптированных для потребительских рынков форм интеграции предприятий Схематично такие формы представлены на рисунке ниже.

Формы интеграции предприятий

Предпринимательское сообщество (союз)

Франчайзинговая сеть

Партнерская сеть

Закупочная группа


Рис. 1 Формы интеграции предприятий в сетевые структуры на региональном потребительском рынке

В партнерской и франчайзинговой сетях связи между предприятиями имеют наиболее интегрированный характер. Связано это с тем, что участники сети реализуют совместную бизнес-модель или общую маркетинговую стратегию. Наиболее зависимый характер имеют отношения в предпринимательском сообществе, так как в данном случае существует полная организационная, финансовая и правовая зависимость. Закупочная группа является наиболее слабой из всех форм интеграции, так как сотрудничество базируется не на партнерских отношениях, а в основном на разовых коротких отношениях.

Ниже будет рассмотрена каждая группа более подробно.

В формате закупочной группы реализуется две формы интеграции – внутренняя и внешняя. При внутренней интеграции можно наблюдать все большую интеграцию процесса закупок с другими процессами в рамках сети. При внешней – сетевые закупки концентрируются на уровне управления отношениями с критическими поставщиками, чтобы обеспечить эффективное функционирование и максимизацию добавленной стоимости в цепочке поставок. Поставщики трактуются как стратегические активы сети и все более интегрируются через инициативы, которые заключаются в совместном улучшении процессов, уменьшении расходов, привлечении поставщиков к развитию товаров уже на этапе проектирования. Интеграция предприятий проявляется также во все большем использовании Интернета и информационных систем для улучшения коммуникации между поставщиком и предприятием. Внедряются программные продукты класса SRM, а заказы товаров поддерживается системой электронного обмена данных.

Партнерская сеть - это межорганизационная форма интеграции, которая состоит из организационно и юридически независимых участников, стремящихся к достижению эффекта синергии в некоторых сферах функционирования. Существенным признаком партнерской сети как формы интеграции по отношению к другим сетевым, более формализованным структурам является сохранение совместно согласованной автономии и независимости участниками в сфере деятельности, которая является предметом создания сети. На практике это означает, что партнеры сети могут осуществлять одновременно деятельность как непосредственно на рынке, на котором действует сеть, так и на конкурентном для сети рынке[9].

При франчайзинге предполагается интеграция крупных, средних и малых предприятий. Это метод контрактного сотрудничества между юридически независимыми сторонами: одна из которых является франчайзером, как правило, крупная известная компания, и франчайзи - малое или среднее предприятие.