Файл: Управление поведением в конфликтных ситуациях (Стили поведения в управлении конфликтами).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 123

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность.

Проведенные в современной России реформы широко внедрили рыночные отношения, чем поставили предприятия в новые отношения, как c государственными организациями, так и с партнерами по бизнесу, а так же с нанимаемым персоналом. В результате чего отношения между людьми, которые участвуют в производственном процессе, существенно изменились, как в горизонтальном взаимодействии руководителями предприятий, между всеми работниками внутри предприятия, так и внутри вертикальных иерархичных моделях - между руководителями и подчиненными. Отношение к персоналу предприятий меняется. Рыночная экономика, а соответственно, повышенная ставка на конкурентоспособность, ставит ряд принципиальных задач, важнейшей из которых является использование кадрового потенциала. А как правило, взаимодействие между людьми не обходится без конфликта интересов. Люди различаются по своему характеру, жизненному опыту, занимаемой позиции и т.д., а значит полное отсутствие конфликтов в организации невозможно.

Для решения проблем организационного поведения необходимо понимание причин и динамики развития конфликта. Стили и методы поведения в конфликтных ситуациях достаточно разнообразны, как разнообразны и методы управления конфликтом. Значительную часть всех конфликтов составляют конфликты, связанные с трудовым поведением.

Из вышесказанного следует, что тема курсовой работы является актуальной и важной, так как любой руководитель заинтересован в том, чтобы конфликт, возникший в его организации или подразделении, был как можно быстрее преодолен любым из методов - исчерпан, пресечен или прекращен, ибо его последствия от неразрешенных конфликтов могут принести немалый ущерб.

В данной работе объектом исследования является поведение руководителей в конфликтных ситуациях.

Предметом курсовой работы выступают подходы к управлению конфликтной ситуацией, так как управление поведением в конфликтных ситуациях является важной задачей менеджеров предприятия.

Как отечественные, так и зарубежные исследователи отмечают разнообразие конфликтов и то, что у них есть не только негативные, но и позитивные последствия. Во многих ситуациях управленческой деятельности конфликт помогает выяснить истину и решить проблему.

Также, ввиду того, что более глубокая теоретическая проработка вопросов касается различных форм взаимодействия физических лиц и их групп, тема работы тесно связана и со смежными отраслями, такими как психология, социология.


Для более ясного понимания предмета работы, предстоит разобраться с такими явлениями как конфликтная ситуация, какие состояния правильнее решать методом переговоров, а в каких следует применять авторитарные методы управления.

Степень научной разработанности темы.

Принимая во внимание современное развитие технологий, в том числе получающий все большее распространение доступ в интернет, можно увидеть, что широкое распространение получает психологические знания, и в последнее время приемы и методы данной науки могут использоваться и для разрешения конфликтных ситуаций в коллективах (организациях).

Исследование проблематики конфликтов имеет длительную историю. Еще античные мыслители Эпикур, Аристотель, Платон изучали взаимоотношения людей, их поведение в процессе их взаимодействия, природу возникновения конфликтов на основе рационального осмысления природы общественного устройства.

В XIX-XX вв. проблематика конфликтов исследовалась работах К. Маркса, Э. Дюркгейма, М. Вебера, Г. Зиммеля, П. Сорокина, Л. Крисберга, Л. Козера, Т. Парсонса, Р. Дарендорфа, К. Боулдинга, С. Райта, Н. Смелзера, А. Гидденса, Дж. Рекса, А. Раппопорта, М. Дейча, К. Дэвиса, Р. Фишера, У. Юри и др.

В 60-70-е годы советские ученые перешли от общетеоретических работ, о причинах и характере социальных противоречий и трудовых споров, к исследованию механизмов межличностного конфликтного взаимодействия, конфликтов в отдельных трудовых коллективах.

С конца 70-х до середины 80-х годов конфликт изучается преимущественно как микросоциальное явление, причем основное внимание уделяется анализу механизма их функционирования и выработки рекомендаций по регулированию возникающих конфликтов. Данные вопросы затронули, например, Штракс Г. М. в работе «Социальное противоречие»; Нечипоренко Л. А. в работе «Буржуазная «социология конфликта»; Гришина Н. В. в работе «Закономерности возникновения межличностных производственных конфликтов»; Ершов А. А. в работе «Личность и коллектив (межличностные конфликты в коллективе, их разрешение)»; Ладанов И. Д., Галицкий В. П. в работе «Психологические аспекты преодоления конфликтной ситуации в трудовых коллективах»; Орлова Э. А. в работе «Диагностическая функция конфликта»; Храмов В. О. в работе «Методы познания и преодоления конфликтных ситуаций в производственном коллективе»; Соснин В. А. в работе «К исследованию конфликтов в социальной психологии США» и др.

Как отмечает Л. А. Бурганова в своей работе, посвященной ценностям науки управления[1], существенные изменения, которые характеризуют процесс развития современного менеджмента, во многом связаны с ревизией ценностей классической науки управления, переосмыслением ее идеала научности. Происходит, можно сказать, радикальный, качественный переход от - веками утверждавшихся классических представлений, к некоторому новому, еще формирующемуся ее образу и идеалу. Важно подчеркнуть, что эти изменения не сводятся к кумулятивному процессу дополнения или приращения существующих знаний, посредством чего появляются новые правила, теории и технологии.


Там же, отмечено, что происходит постепенный сдвиг в мотивации людей к труду: с максимизации получаемого дохода и с обеспеченности работой акцент сдвигается в сторону более настоятельного запроса на интересную и осмысленную работу. Наряду с этим происходит двоякий сдвиг в области отношений между собственниками и менеджерами. С одной стороны, заметен акцент на все большей демократизации менеджмента, с другой - усиливается тенденция к использованию рыночных принципов в управлении организации. Обе тенденции связаны с возрастающим неприятием иерархических моделей власти и большим упором на автономию индивида[2].

Все большую популярность завоевывают идеи о дисфункциональности сильного менеджмента, угрожающего свободе и автономии индивида.

Трансформация производственных технологий не могла не вызвать кризиса доверия и к содержательной стороне управленческого образования.

В последнее десятилетие проблематика исследований в области управленческого консультирования, конфликтологии и социальной коммуникации существенным образом расширилась - от разработки социально-методологических и общетеоретических проблем до выработки технологий разрешения конкретных конфликтных ситуаций в организациях. В этой связи необходимо отметить работы Александровой Е. В., Анцупова А. Я., Бородкина Ф. М, Грызуновой Г. В, Данакина Н. С., Дмитриева А. В., Дридзе Т. М., Дудченко B. C., Зайцева А. И., Здравомыслова А. Г., Кабалиной В. И., Кравченко А. И., Красовского Ю. Д., Кудрявцева В. Н., Лебедевой М. М., Пригожина А. И., Рукавишникова В. О., Степанова Е. И., Фролова С. Ф., Цой Л. H., Чумикова А. Н., Шаленко В. Н., Щербины В. В., Эфирова С. А. и других. На научных конференциях, «круглых столах» наметились новые подходы к проблеме, анализируются частные аспекты теории и практики конфликтных взаимоотношений.

Методология исследования. В рамках данной курсовой работы ставится задача определить, каким образом теория менеджмента и управления рассматривает проблему конфликтов и способы их разрешения.

Методологическую основу исследования составляют общенаучные (логический, исторический, системный) и частнонаучные методы исследования, в том числе специальные методы исследования - сравнительный и догматический (формальный), широко применяется метод системного анализа.

Теория менеджмента предполагает использование диалектического подхода, который позволяет рассматривать управленческие проблемы в их постоянной взаимосвязи, движении и развитии, все явления изучаются от простого к сложному, от низшего к высшему, от конкретного к абстрактному, от старого к новому.


В научных работах по менеджменту используются общенаучные методы познания; специальные методы (анкетирование, ассоциативный эксперимент, контент-анализ, тестирование); методы обработки результатов, эмпирического исследования; методы интерпретации.

Иными словами, можно сказать, что метод менеджмента - это научный метод целенаправленного воздействия на поведение человека в организации или на трудовой коллектив с целью достижения поставленных целей.

Исследовались рассматриваемые объекты во взаимосвязи, целостности, всесторонне и объективно. При этом, принимая во внимание философскую сущность понятия конфликта, применял и общефилософские методы познания.

Для решения поставленных задач были использованы следующие источники источники:

  • изучение литературных источников по заявленной теме,
  • изучение интернет-ресурсов и публикаций в периодической печати.
  • изучение нормативно-правовых актов, действующих на территории России.

Цель исследования - Цель данной курсовой работы заключается в проведении теоретических исследований и изучении методов и стилей управления поведением в конфликтных ситуациях.

Достижение поставленной цели обусловило постановку и необходимость решения следующих основных задач:

  • исследования процесса конфликта, типология;
  • изучение способов и методов поведения в конфликтной ситуации;
  • изучение методов разрешения конфликтов;
  • анализ поведения и действий руководителя в конфликтных ситуациях.

В работе предпринята попытка представить основные и наиболее значимые положения теории конфликтов и показать, как применима теория при анализе конкретных конфликтных ситуаций и поиске способов их разрешения для конкретного руководителя.

Структура работы:

  • курсовая работа состоит из введения; трех глав; заключения; списка литературы.
  • текст курсовой работы изложен на 43 страницах.
  • список литературы содержит 11 источников.

1. Теоретические основы управления конфликтами

Изучаемая в рамках данного курса научная специальность именуется «теория менеджмента». Исследователи в данном направлении защищают кандидатские и докторские диссертации именно по этой специальности.

Современное понятие «менеджмент» очень многогранно и затрагивает несколько отраслей деятельности человека: это и отрасль права, и отрасль законодательства, и отрасль науки, и учебная дисциплина, такие направления научных знаний как психология, социология.


Менеджмент возник и существует для того, чтобы присущими ему специфическими средствами осуществлять изучение наиболее значимых общественных отношений (важнейших интересов личности, общества и государства) и их взаимосвязи.

Новый подход к управлению персоналом все более базируется на признании приоритета личности перед производством, перед прибылью, перед интересами предприятия, фирмы, учреждения, так как успех работы организации, обеспечивают люди, работающие на нем.

Менеджмент - это самостоятельная наука, имеющая методические основы, свой предмет и метод. Для менеджмента присущи категории и научные понятия, отражающие сущность управленческого труда.

К ним относятся:

  • объект управления - люди, техника и технологии, организация и другие;
  • субъект управления - личность или кибернетическое оборудование, организация - сфера деятельности менеджера;
  • функции менеджмента - планирование, координация, мотивация и контроль;
  • стиль управления и др.

Предмет менеджмента как науки управления исследует законы и закономерности жизнедеятельности, организационные, управленческие и межличностные отношения между работающими в процессе производства.

Объект менеджмента - это отдельные трудовые коллективы и предприниматели, действующие в форме предприятий, объединений, ассоциаций, компаний, обществ и т.п.

1.1. Определение и характеристика конфликта

Приступая к исследуемой теме курсовой работы - управление поведением в конфликтных ситуациях, первоочередным шагом является определение сущности конфликта.

С обыденной (бытовой) точки зрения конфликт имеет негативный смысл, ассоциируется с глубокими эмоциями, спорами, агрессией, угрозами, враждебностью и т.п. Считается, что конфликт - явление всегда нежелательное и его необходимо по возможности избегать и немедленно разрешать. Современная психология и социология рассматривает конфликт не только в негативном, но и в позитивном ключе: как способ развития организации, группы и отдельной личности, выделяя в противоречивости конфликтных ситуаций позитивные моменты, связанные с развитием и субъективным осмыслением жизненных ситуаций.

Некоторыми авторами конфликт трактуется как противоречие между людьми в связи с решением тех или иных вопросов социальной или личной жизни[3]. Однако не всякое противоречие можно назвать конфликтом. Противоречия приводят к конфликтам тогда, когда они затрагивают социальный статус группы или личности, материальные или духовные интересы людей, их престиж, моральное достоинство[4].