Файл: Управление государственными и муниципальными финансами в условиях бюджетирования, ориентированного на результат (Субсидии государственным (муниципальным) учреждениям на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кроме государственных бюджетных средств, государственные финансы включают также финансы, находящиеся в государственной собственности предприятий.

Денежные ресурсы, поступающие из внебюджетных фондов, направляются исключительно на определенные цели (финансирование целевых программ). Государственные внебюджетные фонды функционируют самостоятельно и отделены от государственного бюджета.

К этим внебюджетным фондам относятся:

Фонды социального предназначения (для охраны здоровья, социальную помощь по инвалидности, потери кормильца и т.д.);

Другие целевые государственные и региональные фонды (экологические фонды, фонды развития и т.д.)

Главным источником государственных финансов выступает национальный доход. Но в случае непредвиденных обстоятельств источником формирования является ранее накопленное богатство страны, некоторые из элементов (золотовалютный запас, страховые резервы) которого находятся в хозяйственном обороте.

Государственные финансы так же формируются из налогов, постоянно параллельно с ними увеличиваются дивиденды от эксплуатации государственной собственности, от ее продажи. Поскольку возрастает дефицит бюджета, расширяются и государственные займы.

Государственные кредиты или займы позволяют мобилизовать временно свободные денежные средства, которые направляются от физических и юридических лиц в распоряжение органов государственной власти с условиями оплаты и возврата. Направленные финансы необходимы для финансирования расходов, которые не обеспечиваются доходами из бюджета. Государственные займы проходят в виде продажи государственных ценных бумаг на финансовых рынках. Государственный кредит дает возможность покрыть дефицит бюджета.

Особую роль в формировании финансовой структуры государства играют публичные, или как их еще принято называть, муниципальные и государственные финансы. Посредством публичных финансов органы государственной власти и местного самоуправления могут бесперебойно регулировать различные аспекты социального характера, что оказывает непосредственное влияние на многочисленные сектора экономики.

Таким образом, государственные и муниципальные финансы представляют собой определенные финансовые средства, которые необходимы для грамотного контроля, использования, распределения и формирования бесперебойной работы экономических секторов государственных и местных образований.

Государственные финансы занимают ведущее место в общей централизованной финансовой системе любой страны. Поэтому с экономической точки зрения государственные финансы являются необходимым средством для достижения государством своих социальных, экономических и политических функций. То есть, это своеобразный резерв денежного капитала, который необходим каждой стране для решения финансовых вопросов глобального масштаба.


Основными функциями государственных финансов являются[4]:

– реализация общих услуг государственного назначения с учетом всех прав населения страны;

– подготовка и доведение до совершенства правовых актов, которые регулируют рыночные отношения, а также их дальнейшая реализация;

– планирование и дальнейшее осуществление внешней экономической политики страны;

– стабилизация в сфере макроэкономических и социальных процессов;

– производится финансирование различных социальных услуг, а также оказывается помощь незащищенным слоям населения государства;

– реализуются мероприятия, связанные с интеграционным процессом в международную сферу экономики, при этом в первую очередь учитываются внутренние интересы самой страны.

Важно отметить тот факт, что использование государственных финансов, или проще говоря, бюджета, производится в четком соответствии с их конечным назначением на основании закона. Поэтому резервные финансы страны невозможно использовать без юридического на то обоснования, а управление ими осуществляется лишь уполномоченными на то законодательными структурами власти.

Таким образом, общее управление государственными финансами может осуществлять глава государства, а также федеральное собрание страны. Что касается оперативного управления, то его может осуществлять специально для этого созданный госаппарат – Минфин РФ.

Государственные финансы включают в себя следующие объекты:

1. Главное звено бюджетной структуры государства – федеральный бюджет, который включает в себя такие первоочередные категории, как государственные кредиты, налоги и государственные расходы.

2. Бюджеты различных субъектов РФ начиная от обычных граждан, и, заканчивая предприятиями, ИП и прочим.

3. Внебюджетные государственные фонды, которые образуются, независимо от общего федерального бюджета, например, социальное страхование и здравоохранение.

4. А также фонды внебюджетные, которые формируются самими субъектами РФ.

Муниципальные финансы как самостоятельное звено в финансовой структуре страны

Муниципальные финансы (бюджет) необходимо рассматривать обособлено от государственного, поскольку органы самоуправления занимают отдельную нишу в общей системе государственных органов власти. Таким образом, муниципальные финансы являются неотъемлемой частью социально-экономических отношений, возникающих в результате планирования и реализации денежного бюджета при решении основных задач местного назначения.


Формирование муниципальных финансов осуществляется за счет:

– собственных финансов муниципалитета, например, за счет оплаты услуг, использование объектов собственности, принадлежавших местным органам власти;

– внутренних внебюджетных фондов;

– ценных бумаг и активов, принадлежащих местным властям;

– иных ресурсов, которые находятся в собственности конкретного муниципалитета;

– а также за счет кредитных и заемных средств.

Муниципальные финансы базируются на трех основных принципах[5]:

1. На прозрачности деятельности и гласности.

2. На самостоятельности.

3. На финансово-материальной поддержке со стороны государства.

Таким образом, муниципальный бюджет за счет своей собственности и имущества, переданного во владение государством, является мощным инструментом, который помогает осуществлять внутреннее самоуправление с учетом нужд местного населения. При этом органы, которые являются главными представителями местной власти, могут по собственному усмотрению распоряжаться поступающими доходами.

Такие финансы в казну муниципалитета пополняются посредством:

– местных сборов, налогов и штрафов;

– от приватизации или сдачи в аренду собственности муниципалитета;

– от реализации лотерей и предоставления кредитов;

– часть прибыли в виде процентов от деятельности местных организаций и предприятий;

– иных поступлений, которые возможны в соответствии с нормами законодательства.

Благодаря постоянному развитию и совершенствованию структуры муниципальных финансов, происходит улучшение функционирования структуры государственных финансов в целом.

Глава 2. Роль внутреннего государственного и муниципального финансового контроля в обеспечении эффективности использования бюджетных средств

Одним из основных направлений совершенствования системы государственного управления в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" является совершенствование бюджетной, налоговой политики, повышение эффективности бюджетных расходов и государственных закупок. Данное направление деятельности на протяжении последних нескольких лет находится в центре внимания Правительства Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации[6].


Так, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2025 года, при реализации долгосрочных приоритетов денежно-кредитной и бюджетной политики содержит такое приоритетное направление, как повышение эффективности бюджетных расходов и системы бюджетирования, которое обусловлено необходимостью реализации приоритетов в области расходов в условиях ограничения на величину ресурсов бюджетной системы и ставит в этой связи задачу повышения эффективности управления государственными и муниципальными финансами. Необходимой составляющей реализации данного направления является повышение прозрачности процедур составления, изменения и исполнения бюджетов всех уровней, в том числе процедур размещения государственного и муниципального заказа, процедур формирования межбюджетных трансфертов. Кроме того, следует отметить, что реализация Концепции предусматривает развитие системы государственных и муниципальных заданий, перевод основной части расходов на программный принцип, включая формирование ограниченного числа приоритетных долгосрочных (федеральных) целевых программ, при жестком мониторинге целевых индикаторов и реализации программных мероприятий.

Министерство финансов Российской Федерации, реализуя свои функции, предпринимает целенаправленные шаги на реализацию данной задачи путем разработки стратегии функционирования бюджетной системы государства на новых принципах, которые включают мероприятия по содействию повышения эффективности бюджетных расходов и обеспечению долгосрочной устойчивости бюджетной системы, а также совершенствования системы государственного финансового контроля, повышение эффективности форм и методов финансового контроля в бюджетном секторе, развитие методологии оценки эффективности и результативности деятельности органов государственной власти, внедрение аудита.

В соответствии с Государственной программой Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 320 (далее - Программа), сфера государственного (муниципального) финансового контроля распространяется на контроль за соблюдением бюджетного законодательства участниками бюджетного процесса, а также юридическими лицами, созданными на основе государственного (муниципального) имущества (бюджетные и автономные учреждения, унитарные предприятия, государственные корпорации, хозяйственные общества), с применением административной ответственности и (или) бюджетных мер принуждения в случае выявления бюджетных нарушений.


Переход на программные принципы организации бюджетного процесса требует усиления контроля за разработкой и выполнением государственных (муниципальных) программ, поскольку такой контроль должен происходить не только на стадии обсуждения проекта федерального закона, но и на всем его "жизненном цикле" – при разработке, поэтапной реализации, мониторинге, экспертизе, оценке результативности государственных (муниципальных) программ.

В рамках совершенствования процедур контроля и отчетности требуется решение вопросов, связанных с оценкой результатов реализации и эффективности государственных (муниципальных) программ, что, в свою очередь, требует реформирования методологии оценки эффективности бюджетных расходов, а также реформирования системы бюджетной отчетности, включая создание комплексной методологии проведения текущего и годового мониторинга реализации государственных программ, в том числе[7]:

– создание алгоритмов оценки результативности государственных (муниципальных) программ с учетом запланированного уровня ресурсного обеспечения, рисков и социально-экономических эффектов;

– создание методологии оценки результатов применения запланированных мер государственного регулирования в сфере реализации государственных программ;

– выработку критериев оценки результатов реализации и эффективности государственных программ с учетом их отраслевых особенностей;

– выработку процедур корректировки государственных программ;

– корректировку состава документов и материалов, предоставляемых в законодательный (представительный) орган с годовым отчетом об исполнении бюджета, в части включения сводного годового доклада о ходе реализации и оценке эффективности государственных (муниципальных) программ.

В рамках контроля (оценки) реализации и эффективности государственных (муниципальных) программ органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля получили полномочия по контролю за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ с применением мер ответственности в случаях представления заведомо неполной или недостоверной отчетности.

Контроль законности исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации включает также полномочия органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в сфере закупок для государственных (муниципальных) нужд. За указанными органами закреплены полномочия по контролю: