Файл: Управление государственными и муниципальными финансами в условиях бюджетирования, ориентированного на результат (Субсидии государственным (муниципальным) учреждениям на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что государственный бюджет определяет объемы доходов и расходов денежных средств для каждого региона на плановый период. В нем закреплены денежные суммы, выделяемые на финансирование государственных программ и мероприятий.

Государственные и муниципальные финансы определяются как совокупность денежных взаимоотношений, которые возникают в реальном денежном обороте между государственными и муниципальными органами управления и иными экономическими субъектами, в результате чего происходит формирование и использования централизованных денежных фондов в целях финансирования расходных обязательств государства и муниципального образования.

Эффективность функционирования государственных финансов обеспечивает поступательное развитие всех отраслей и сфер хозяйственной деятельности, а также стабильность и достаточность системы социальной защиты и социального обеспечения населения, устойчивость денежного обращения и платежеспособность государства как суверенного заемщика.

Государственные и муниципальные финансы имеют огромное многообразие видов бюджетно-финансовых отношений со всеми звеньями финансов, которые постоянно усложняются под воздействием процессов реформирования сектора общественных услуг, глобализации финансовых рынков, усиления стабилизирующей роли государства в экономике.

Научная разработанность проблемы представляется не адекватной ее актуальности. Наиболее активно о необходимости анализа государственного бюджета заявляют М.В. Романовский, О.В. Врублевский, Д.Л. Головачев, С.Ю. Витте, Е.Ф. Канкрин. Рассматриваются проблемы сбалансированности государственного бюджета в работах И.В. Озерова, В.М. Родионовой, Л.A. Дробозиной.

Различные аспекты выделенной проблемы представлены и в работах Д.Л. Головачева. Заметный вклад в исследование проблем формирования государственного бюджета внес С.Ю. Витте.

Цель курсовой работы – изучить государственные и муниципальные финансы.

Объектом исследования являются государственные и муниципальные финансы в России.

Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:

  1. Определить понятие и сущность государственных и муниципальных финансов.
  2. Изучить роль внутреннего государственного и муниципального финансового контроля в обеспечении эффективности использования бюджетных средств.
  3. Охарактеризовать субсидии государственным (муниципальным) учреждениям на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания в проекте новой редакции бюджетного кодекса российской федерации.

Глава 1. Понятие и сущность государственных и муниципальных финансов

Как только возникло человеческое общество, государство еще не существовало. Люди владели и распоряжались ресурсами вместе, а все добытые ресурсы делились по возрасту и половому признаку. Но как только стали появляться индивидуальные производства, частная собственность, и социальное расслоение появилось такое понятие как государство.

Государством называют не только саму территорию, на которой проживают люди, которых объединяет общий язык, культура, традиции, но и основную публичную власть, которая состоит из важнейших институтов (армия, полиция, организации, принимающие и разрабатывающие законы). Именно эти институты становятся основой государства, поскольку в них участвуют люди, имеющие опыт и знания.

Основной особенностью институтов власти становится выполнение функций в обществе, которые не приводят к производству благ (продукты, жилье и т.д.). Но при всем этом для осуществления своих функций люди должны получать одежду, есть, пить, платить за транспорт. Поэтому с момента возникновения государства стало важным искать ресурсы для содержания этих институтов. В начале развития государства это были подать населения в виде вещей, продуктов, но как только стали появляться товарно-денежные отношения – население стало платить деньгами. Денежные ресурсы, накопленные от населения и представляли такое понятие как государственные финансы.

Следовательно государственными финансами называют совокупность экономических отношений, методы образования и пути распределения денежных фондов, которые необходимы государству для поддержания жизнеспособности его органов и выполнение присущих им функций. Они могут быть представлены как доходы (налоги, платежи в государственный бюджет) или как расходы государства (инвестиции, социальные выплаты, занятость, государственные закупки).

Поскольку государственные финансы составляют финансовую систему страны, их сущность будет определяться важнейшим способом производства и классовыми особенностями государства.

В феодальном обществе государственные финансы служили своеобразным орудием, для дополнительной эксплуатации трудящихся, поскольку основная часть налогов и сборов была на них, а полученные средства шли на содержание классового аппарата и поддержку высших классов.


До капитализма государственные финансы представляли собой натуральную форму. Рабы трудились и произведенные ими продукты покрывали потребности рабовладельческого государства. Армия рабов а заодно и казна пополнялись за счет военных грабежей и дани собираемой с народа[1].

После создания централизованных государств стали расти их расходы, и как следствие появилась система налогов и пошлин, казна стала самостоятельной и отделилась от средств главы государства, а средства все чаще стали принимать форму денег. Перестали собирать деньги с народа, вместо этого появились государственные займы и централизованная эмиссия денег. В итоге так сложилась система государственных финансов.

В период капитализма государственные финансы в основном обеспечивали материальные условия функционирования и существования государства. Расходы направлялись на содержание органов государственной власти, армию, флот, войны, строительство железных дорог, оплата государственного долга и т.д. Эти расходы покрывались главным образом изъятием части доходов в форме налогов и сборов у населения, выдачи государственных займов и эмиссии ценных бумаг и денег.

При империализме роль государственных финансов существенно увеличилась, поскольку развивался капиталистический монополизм и тем самым увеличивались государственные расходы и долг государства. В то время государственные финансы использовались как способ стимулирования и регулирования капиталистической экономики. Поэтому их роль в распределении национального дохода становится значимой.

В период социализма государственные финансы становятся главным орудием осуществления финансовой и социальной политики государства. В СССР финансы в государстве использовались на социальную индустриализацию в стране, коллективизацию сельского хозяйства и проведение культурной революции с развитием входящих в СССР народных республик.

Государственные финансы были тесно связанны с материальным производством, и включали в себя:

Общегосударственные финансы (государственный бюджет, государственное страхование);

Финансы отраслей хозяйствования;

Финансы государственных предприятий.

Финансы государственных предприятий и отраслей хозяйства составляют основу государственных финансов и являются основным источником ресурсов, пополняющих финансовую систему, а государственный бюджет является в свою очередь ведущим звеном финансовой системы.


Во времена начала построения социалистического и коммунистического общества государственные финансы начинают использоваться для создания материально-технической базы коммунизма, совершенствования социалистических отношений в производстве, а также для удовлетворения растущих потребностей трудящихся.

В последние годы финансовая система Российской федерации изменилась прежде всего из-за развития рыночных отношений и децентрализации бюджетной системы.

Понятие государственных финансов было расширено за счет:

Нового Бюджетного Кодекса;

Определение трехуровневой бюджетной системы;

Определение понятия государственного долга;

Определение финансов государственных внебюджетных социальных фондов;

Отдельное существование муниципальных финансов как основы местных органов самоуправления.

Функции государственных финансов происходят от функций самого государства, которые состоят из:

1) Охраны права, защиты спокойствия граждан и предотвращения конфликтов;

2) Защиты прав собственности, специфика и особенности ее регистрации;

3) Наличия возможностей и путей обмена товарами и услугами;

4) Создания и защиты способов обмена информацией;

5) Создания и сохранности стандартов измерений, а также денег (осуществление поддержки национальной денежной единицы как инструмента и способа измерения обменных операций);

6) Производство общественных благ.

Государственные финансы с точки зрения экономики выполняют основные 5 экономических функций: планирование, организация, мотивация, контроль, распределение.

Планирование. Эта функция способствует определение целей и путей их достижения на основании распределения полномочий и обязанностей между государством, органами государственной власти и органами местного самоуправления. Реализация этой функции на практике осуществляется при составлении бюджетов на текущий период и на перспективу, а также балансов и порядков налогообложения.

Организация. Эта функция включает в себя устройство бюджетирования, классификацию бюджетов, определяет порядок составления, выполнения бюджетов, распределение полномочий между органами власти в бюджетном процессе и определение обязанностей структурных подразделений финансовых органов. С организацией связывают процесс построения системы регулирования и контроля бюджетного распределения и финансовых ресурсов внутри государства[2].

Стимулирование или мотивация. Эта функция связана с путями реализации целей. С ее помощью берутся во внимание факторы, которые влияют на финансовую деятельность государства и учитывают потребность в деньгах.


Контроль. Эта функция способствует реализации установленных целей. Целями выступают разработка нормативов и норм, которые являются эталоном и фактором оценивания результатов. Сравниваются достигнутые результаты с поставленными целями, внесение при необходимости изменений в условия финансовой деятельности.

Распределение. Функция государственных финансов, которая состоит в том, что через пути распределения национального продукта обеспечиваются потребности государства, формируются источники для финансирования общественного сектора в экономике, проводится сбалансированность бюджетов в границах единой бюджетной системы Российской федерации.

Но государственные финансы так же имеют ряд функций, имеющих решающее значение:

Экономическая – состоит в том, чтобы производить финансирование регулирующей деятельности государства осуществляемая в национальном хозяйстве.

Оборонная – функция означает направление государственных финансов на финансирование органов полиции, безопасности, армии и т.д.

Социальной – является функция, которая означает оказание поддержки малоимущему населению, финансирование безработных, инвалидов, больных с помощью выплачиваемых пособий.

Экологическая – функция самая современная функция, которая заключается в обеспечении предприятий возможным субсидированием для внедрения в производство инноваций, которые снижают вредные факторы воздействия на окружающую среду.

Функционирование государственных финансов происходит на государственном, региональном и местном уровнях.

Государственные финансы включают[3]:

  1. Государственный бюджет;
  2. Государственные внебюджетные фонды;
  3. Государственные кредиты;
  4. Финансовые ресурсы государственных предприятий;

Бюджеты региональных и местных органов власти.

Именно благодаря разным составляющим государственных финансов и их функциям, государство по-разному может влиять на экономические и социальные процессы, которые происходят в обществе.

Государственный бюджет является наиболее важным элементом государственных финансов, он представлен крупным денежным фондом, который используется для финансирования деятельности верхушки правительства. Благодаря ему накапливаются финансовые ресурсы. За счет этих ресурсов проводится финансирование государственных целевых программ, мер по стабилизации экономики, выполнение обязательств, обеспечение обороноспособности государства, и государственное управление.