Файл: Жизненный цикл организации и управление организацией (Методика анализа жизненного цикла предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 893

Скачиваний: 22

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях развития коммуникационных и информационных технологий основным фактором в успешном развитии компании становится своевременное и адекватное реагирование на изменения в окружающей среде. Одним из известных инструментов, используемых для описания процесса развития любой организационной системы, является модель жизненного цикла. 

Актуальность данной работы обусловлена ​​необходимостью уделить должное внимание руководящего звена организаций к теоретическим основам функционирования организации. Знание и понимание теории жизненного цикла организации позволяет прогнозировать изменения, ожидаемые в организации, стоящей на любом из этапов развития. Зная, на каком из этапов находится фирма, руководитель может более точно и уверенно оценить правильность принятого стиля руководства. Кроме того это помогает предусмотреть негативные явления, ожидающие компанию на следующей стадии и заблаговременно предупредить их появление, либо (при неизбежности их возникновения) подготовиться к ним и предотвратить возможные последствия.

Объект исследования – ЗАО «ЭФКО».

Предмет исследования – жизненный цикл предприятия.

Цель курсовой работы - изучить особенности управления организацией на различных этапах жизненного цикла на примере ЗАО «ЭФКО».
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

1) понять, что такое жизненный цикл предприятия;

2) исследовать теоретические аспекты стадий жизненных циклов предприятия и характеристики деятельности;

3) проанализировать компанию ЗАО «ЭФКО» на стадиях жизненного цикла;

4) выявить пути направленные на успех компании.

Работа состоит из введения, двух глав и заключения. Во введении раскрыты актуальность, цель и задачи работы. В первой главе говорится о теории жизненного цикла и его стадиях. Во второй главе проведен анализ и оценка жизненного цикла организации и даны соответствующие рекомендации.

Работа выполнена на основании изучения монографической и периодической литературы по теме исследования, материалов ЗАО «ЭФКО» и Интернет-ресурсов.

ГЛАВА 1.ПОНЯТИЕ И СТАДИИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ПРЕДПРИЯТИЯ


1.1 Жизненный цикл предприятия и его стадии

Жизненный цикл организации – это предсказуемые изменения с определенной последовательностью состояний в течение времени [5,123].

Жизненный цикл организации подобен жизни человека. И не случайно некоторые авторы при рассмотрении стадий развития организации называют такие этапы, как рождение, детство, отрочество и т.д. Как и люди, организации зарождаются, развиваются, добиваются успехов, ослабевают и либо обновляются и процветают, либо, прекращают свое существование. Немногие из них существуют бесконечно долго (например, церковь), ни одна не живет без изменений. Новые организации создаются ежедневно. В то же время каждый день сотни организаций ликвидируются навсегда. Руководитель должен знать, на каком этапе развития находится организация, и оценивать, насколько принятый стиль руководства соответствует этому этапу.

       Широко распространенное понятие о жизненном цикле организаций позволяет видеть: существуют отчетливые этапы, через которые проходят организации, и переходы от одного этапа к другому являются предсказуемыми, а не случайными.

       Жизненный цикл используется для объяснения того, как продукт (услуга) проходит через этапы рождения или формирования, роста, зрелости и упадка.

На основе проводимых исследований и обобщения накопленного опыта стадии жизненного цикла организации можно представить в следующем виде (см. таблица 1.1).

Таблица 1.1

Стадии жизненного цикла[5,178]

№ стадии

Стадия

Характеристика

1

Рождение

Целеустремленность, способность рисковать, сплоченность и взаимодействие, преданность делу, работоспособность, новизна продукции, малые масштабы.

2

Детство

Опасный период (неудача из-за некомпетентности и неопытности руководителя). Стабилизация расходов и ассортимента продукции, рост масштабов.

3

Юность

Рост организации рывками, становление планирования, разработка бюджетов, прогнозов, увеличивается прием на работу специалистов, стабилизация управленческой структуры, повышается качество управления.

4

Зрелость

Экспансия, дифференциация, диверсификация. Самостоятельность структурных подразделений, делегирование полномочий, организация обучения, оценка эффективности. Борьба за власть, нарастание самодовольства, благодушие, темпы роста замедляются.

5

Старение или спад

Слабая мотивация, громоздкая система контроля, закрытость новым идеям, падение прибыли.

6

Обновление или банкротство

 Новая команда руководителей, перестройка структуры (реорганизация), программа внутреннего организационного развития, обновление продукции или ликвидация организации.


Из таблицы 1.1 видно, что существует 6 стадий развития предприятия или другими словами жизненного цикла. Каждая из стадий несет в себе различную информацию.

Первая стадия создание предприятия и его становление. О возникновении субъекта хозяйствования свидетельствует факт его регистрации в соответствующих органах исполнительной власти.

На этой стадии происходит уточнение сферы деятельности предприятия, определение целей и выбор стратегии деятельности, разработка производственной и организационной структуры предприятия, подбор необходимого персонала, закупка оборудования, сырья, организация производства продукции (услуг) и управления предприятием.

На стадии роста и расширения деятельности предприятия происходит позиционирование его продукции на рынке, поиск лучших партнеров, завоевание своей доли на рынке, обеспечение рентабельной работы предприятия.

Стадия зрелости или оптимального функционирования характеризуется успешной высокоэффективной работой предприятия на основе отработанной технологии и организации производства, прогрессивных форм и методов управления предприятием, активной маркетинговой деятельности [1, 44].

Если предприятие способно к изменениям, гибко реагирует на динамику внешней среды, быстро адаптируется к потребностям рынка, оно может долгие годы успешно функционировать, не боясь падения рентабельности и банкротства.

Если же предприятие своевременно не реагирует на требования различных стадий жизненного цикла, то дело будет неуклонно приближаться к спаду деловой активности и банкротству. В этой стадии существуют такие понятия, как:

1) Экспансия - территориальное, географическое или иное расширение предприятия [2,56];

Дифференциация-сосредоточение его деятельности на выпуске определенного вида продукции [2,67];

Стратегия дифференциации - стратегия завоевания конкурентного преимущества, предполагающая ориентацию деятельности предприятия на предоставление большей пользы потребителям (кроме низкой цены) путем предложения товаров высокого качества с высоким уровнем сопутствующих услуг по оправданно высоким иенам [9,567].

3) Диверсификация-это расширение ассортимента выпускаемой продукции и переориентация рынков сбыта, освоение новых видов производств, с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды, предотвращения банкротства [2,59].

На стадии старения существуют различные варианты проявления спада:

- реорганизация (разработка плана по выходу из критического состояния, который может быть представлен слиянием, присоединением, преобразованием предприятия);


- реструктуризация (мероприятия направленные на улучшение управления, эффективности производства, конкурентоспособности, производительности труда, уменьшению затрат на производство и оптимизации финансовых результатов);

- мероприятия, направленные на предотвращение банкротства и ликвидацию предприятия, передача функций управления предприятием государственному уполномоченному органу).

Покажем уровень развития предприятия на всех стадиях жизненного цикла (рис.1.1)

Рис. 1.1. Кривая развития предприятия

2.2 Методика анализа жизненного цикла предприятия

Жизненный цикл организации (ЖЦО) – точки «перелома»: причины и антикризисные (инновационные) действия. Использование методики анализа ЖЦО производится для определения направления изменений в деятельности организации. Модель жизненных циклов является одним из инструментов менеджмента, наиболее объективно отражающим процесс развития предприятия. Согласно концепции жизненного цикла организации ее деятельность проходит пять основных стадий:

1) рождение организации: главная цель заключается в выживании; руководство осуществляется одним лицом; основная задача – выход на рынок;

2) детство и юность: главная цель – получение прибыли в ближайшей перспективе и ускоренный рост; стиль руководства жесткий; основная задача – укрепление позиций и захват рынка; задача в области организации труда – планирование прибыли, увеличение заработной платы, предоставление различных льгот персоналу;

3) зрелость: главная цель – систематический сбалансированный рост, формирование индивидуального имиджа; эффект руководства достигается за счет делегирования полномочий; основная задача – рост по разным направлениям деятельности, завоевание рынка; задача в области организации труда – разделение и кооперация труда, премирование в соответствии с индивидуальными результатами;

4) старение организации: главная цель – сохранение достигнутых результатов; эффект руководства достигается за счет координации действий, основная задача – обеспечить стабильность, свободный режим организации труда, участие и прибылях;

5) возрождение либо исчезновение: главная цель состоит в обеспечении оживления всех функций; рост организации достигается за счет сплоченности персонала, коллективизма; главная задача – омоложение, внедрение инновационного механизма, внедрение научной организации труда и коллективное премирование [14,168].


Организационная диагностика проводится в несколько этапов с помощью специальных методов:

1. Анализ характеристик организации

2. Экспертное оценивание

3. Изучение и обсуждение стадий жизненного цикла

4. Обработка и анализ результатов

5. Комментарии и выводы. Анализ управленческих ошибок.

С помощью данных методов можно проанализировать любое предприятие, понять его сущность и избежать банкротства. Таблица 2.1 показывает обработку и анализ предприятия в стадиях жизненного цикла.

Фазы жизненного цикла предприятия можно описывать и при помощи динамики объемов производства. Достижение равновесия предприятия - того объема производства, когда прибыль становится максимальной, - прямой путь к переходу в новое качество. Не решение данной проблемы - движение в направлении умирания экономической организации и большая конкуренция.

Таблица 2.1

Особенности организаций, находящихся на разных стадиях своего развития [1,156]

Фазы развития

Состояние

Организация и структура

Нововведения и стратегия

Рождение

-Маленькая фирма

-Молодая

-Власть в руках собственника

-Однородная, мирная окружающая среда

-Неформальная структура

Недифференцированная

-Централизованная власть

-Непродуманные методы принятия решения и передачи информации

-Множество нововведений в производственной линии

-Стратегия занять свою нишу

-Готовность к риску

Развитие

-Средний размер

-Старше по возраст

-Многочисленные акционеры

-Более разнородная и конкурентная окружающая среда

-Некоторая формализация структуры

-Функциональное разделение

-Умеренная дифференциация

-Менее централизованная

-Первичное развитие методов передачи информации и принятия решений

-Расширение рынка в близлежащих областях

-Увеличение производства

-Стремительный рост

Зрелость

-Рассеянное правление

-Конкурентная и разнородная окружающая среда

-Формальная бюрократическая структура

-Умеренная дифференциация

-Умеренно централизованная

-Методы передачи информации и принятия решений как на предыдущей стадии

-Укрепление рынка продаж

-Консерватизм

-Снижение темпов роста

Расцвет

-Размер огромный

-Разнородная, сложная и динамичная окружающая среда

-Высокая дифференциация

-Методы принятия решений формализованы

-Умеренная дифференциация и централизация

-Выход на смежные рынки

-Высокий уровень риска

-Прочные инновации

-Стремительный рост

Спад

-Занимает весь рынок

-Однородная и конкурентная среда

-Формальная, бюрократическая структура

-Низкий уровень инноваций

-Слияние

-Избежание риска

-Медленный рост