Файл: Организация жизнедеятельности детского коллектива в начальной школе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Однако в определенных условиях, например в сельских малокомплектных школах, где один учитель приходится на два пли три начальных класса, разновозрастной коллектив учеников — реальный факт. Многие школы на летний период времени формируют отряды по месту жительства своих воспитанников, объединяя в них учащихся с первого по одиннадцатые классы. Фактически в каждой школе реально функционирует немалое число ученических объединений, включающих ребят разного возраста. Это и объединения по интересам, и различные советы, штабы.

Разновозрастные объединения детей играют важную роль в интеграции общешкольного коллектива, в налаживании контактов между школьниками разного возраста. Эти объединения помогают ребятам узнавать других людей. Данные некоторых исследований говорят о том, что школьники быстрее понимают характер и поведение ребят другого возраста, чем своих сверстников.

Результаты психологического изучения разновозрастных ученических коллективов подтверждают оценку, данную им в свое время А. С. Макаренко. Он писал, что такая организация «создает более тесное взаимодействие возрастов и является естественным условием постоянного накопления опыта и передачи опыта старших поколений; младшие получают разнообразные сведения, усваивают привычки поведения, рабочую ухватку, приучаются уважать старших, их авторитет. У старших забота о младших и ответственность за них воспитывают качества, необходимые советскому гражданину: внимание к человеку, великодушие и требовательность, наконец, качества будущего семьянина и многие другие».

В специально проведенных исследованиях выяснилось, что оптимальным для организации эффективной деятельности являются объединения учащихся, разница в возрасте которых не превышает трех-четырех лет. Не менее важно и то, к каким возрастным периодам принадлежат участники этих объединений. В оптимальном диапазоне возможны объединения младших школьников (первый — третий классы), подростков (четвертый — седьмой, восьмой классы), старшеклассников (седьмой, девятый — десятый классы).

При низком уровне социально-психологического развития разновозрастных коллективов, слабом педагогическом руководстве их деятельностью существует опасность возникновения так называемого негативного стиля отношений между детьми разных возрастов: старшие начинают помыкать младшими, игнорируют их, запугивают, заставляют обслуживать себя. У старших в этом случае может появиться ощущение вседозволенности и безнаказанности, невнимание к людям, жестокость в обращении с более слабыми. В свою очередь младшие будут бояться старших, невольно избирая путь покорности и пассивности, а порой и подхалимства. Страх и зависть к более сильным не лучшие наставники в воспитании личности.


Общая характеристика школьного коллектива будет неполной, если не учитывать значения различных объединений учащихся вне школы. Многие из них, называясь официальными, создаются и функционируют на базе внешкольных учебно-воспитательных учреждений: домов и дворцов пионеров, станций юных техников, клубов юных туристов и музыкальных, спортивных, художественных школ. Растет количество детских и юношеских объединений при учреждениях культуры, научных центрах, спортивных и оборонных обществах, творческих организациях. Рост учреждений и организаций, при которых создаются детские, подростковые, юношеские объединения, говорит о заинтересованности широкой общественности в решении острых проблем сегодняшнего дня, в воспитании подрастающих граждан.

В условиях, когда многие школьники имеют возможность и реально становятся членами не только школьного коллектива, но и одного - двух, а иногда и большего количества официальных объединений внешкольного типа, происходит изменение роли и значения школьного коллектива в воспитании учащихся. Этот факт пока недостаточно осознан и наукой, и практикой обучения и воспитания школьников.

Существует огромное количество форм организации жизнедеятельности детских коллективов. Однако не стоит брать уже полностью готовые формы и использовать их в четко прописанном виде, ведь каждый педагог обладает определенным творческим потенциалом и способен найти свой собственный педагогический стиль. Для этого нужно ознакомиться с максимально возможным количеством различных организационных форм .

Особого внимания заслуживают распространившиеся и последние годы и привлекшие к себе повышенный интерес широкой общественности неформальные, или неофициальные, социальные объединения молодежи. Взрослые обычно смотрят на них с любопытством пли нескрываемой тревогой, а подростки и юноши — с надеждой. Любопытство и тревога взрослых вызваны странностями во внешнем виде и поведении молодых людей, составляющих эти объединения. Собственные же их надежды чаще всего связаны с желанием получить в этих объединениях то, чего им не хватает в коллективах официальных. По имеющимся данным, в состав этих самопроизвольно возникших групп и объединений сейчас входит примерно 80-85% всех школьников.

Основные характеристики таких групп следующие: преимущественно разновозрастной состав, высокий уровень организованности. Почему же стремятся подростки в такие объединения и дорожат своим участием в них? Наверно потому, что в таких объединениях ценят прежде всего независимость, искренность и открытость отношений. Там каждый привлекает к себе внимание, каждый получает возможность ощущать значительность своей личности.


И еще несколько уточнений, взятых из работ С.Д. Полякова

  • Способы воспитательной работы соединяются с содержанием в виде более или менее устойчивых организационных форм.
  • Одни из этих форм весьма традиционны (тематический вечер, коллективные походы в кино и театр, КВН), другие весьма новы, а то и экзотичны.
  • Одни из них почти «пусты» - могут быть наполнены любым содержанием (классный час), другие – довольно крепко привязаны к каким-либо сферам культуры («музыкальный салон»)
  • Есть простые формы, есть очень сложные. Некоторые взяты из непедагогических сфер социальной жизни («Что? Где? Когда?», фестивали т.п.), другие вырабатываются самими педагогами («день именинников»).

Далее будут представлены различные организационные методы, наиболее часто употребляемые в воспитательной практике начальной школы. [20]

КЛАССНЫЙ ЧАС. Это час общения классного руководителя с учащимися своего класса. Перечень тематических классных часов определяется потребностями духовного развития детей, их интересами, стремлениями. Можно условно выделить организационные классные часы, на которых оперативно решаются актуальные для классного коллектива проблемы, учащимся дается информация о событиях школьной жизни и тематические классные часы. Посвященные культуре поведения, здоровью и здоровому образу жизни, вопросам экологии, экономики, правам ребенка, взаимоотношениям людей и т.п. ,

БЕСЕДА. Традиционная организационная форма. Среди различных видов бесед наиболее распространенными в начальной школе являются беседы, тематика которых связанна с различными видами искусства (эстетические беседы), с нормами и принципами морали (этические беседы), с раскрытием содержания здорового образа жизни (профилактические беседы) и др.

Основными условиями, по мнению авторов «Азбуки форм воспитательной работы», способствующим повышению действенности бесед, являются следующие:

  1. расчленение сложных нравственно-эстетических мировоззренческих проблем на более мелкие, конкретные темы и проведении серии бесед по каждой проблеме.
  2. тематическая и содержательная четкость беседы на основе учета особенностей развития учащихся разных возрастов.
  3. эмоционально-полжительное отношение учащихся к предстоящей беседе.
  4. исследование разнообразных методических приемов в ходе проведения беседы, активизирующих внимание присутствующих и обеспечивающих устойчивый интерес на протяжении все беседы.
  5. авторитетность ведущего беседы в среде учащихся.

КОНКУРС– это личное командное соревнование, имеющее целью выявить наилучших участников, исполнителей, творческие работы. Конкурс может быть самостоятельной формой работы (танцевальный конкурс, конкурс рисунков на тему…, музыкальный конкурс и т.п.), а может быть составной частью праздника, игровой программы и др.

ВИКТОРИНА – познавательная игра, состоящая из вопросов и ответов из различных отраслей науки, техники, литературы, искусства. Особенностью викторины является подбор вопросов, с учетом возраста детей и уровня их знаний.

ПРАЗДНИК - массовое мероприятие, посвященное датам и событиям различного масштаба (общенародным, религиозным, областным, городским, школьным, классным) и проводимое в соответствии с традициями образовательного учреждения. Как правило, включает в себя две части: торжественную (поздравления, приветствия, подведение итогов и т.п.) и художественно-развлекательную (концерт, показ спектаклей, сольные выступления, игры, аттракционы, танцы).

ИГРА – форма деятельности, « порождающую особую реальность, выделяющуюся из повседневности особым, присвоенным субъектом игровым пространством; особым, нелинейно протекающим временем; особой, значимой для субъекта системой норм и ценностей, отраженных в игровых правилах; особой, чрезвычайной сплоченной игровой общностью». Форма организации носит разнообразный характер: дидактическая, ролевая, деловая, организационно-диагностическая, познавательная, подвижная, игровая программа (представляет собой набор конкурсов, игр состязаний, соединенных единой тематикой).

ДИСКОТЕКА – обычно вспомогательная форма, при организации праздников, конкурсов и др., хотя может и выступать и в качестве самостоятельного действия. Формы организации дискотек самые разнообразные: дансинг – «танцуем без перерыва2, тематические, диско-театр, диско-панорама, диско-марафон и др.в начальной школе чаще всего проводятся дискотеки с игровыми программами.

ЭКСКУРСИЯ – выход, поездка, коллективное посещение культурно-исторических мест. Может быть учебного или культурно-просветительного характера. Организация экскурсии может включать в себя: предварительное изучение справочной и энциклопедической литературы, выполнение в ходе экскурсии исследовательских или творческих заданий. Подведение итогов – в форме викторины, конкурса юных краеведов, творческого представления результатов.

ВОСПИТАТЕЛЬНО МЕРОПРИЯТИЕ – организационная форма воспитательной работы, когда активны немногие, а большинству отводится роль зрителя-слушателя (митинг, линейка, концерт, обычный классный час).


КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ДЕЛО (КТД) – это, скорее, не форма воспитательной деятельности, а способ ее организации.

Зная все эти формы воспитательной и организационной деятельности, каждый педагог выбирает наиболее подходящие для себя, сочетает, синтезирует их между собой и получает индивидуальные, наиболее подходящие для него и его коллектива формы.

Вывод

Детский коллектив – это особенный коллектив, к нему нельзя применять те же требования, что и к коллективу, состоящему из взрослых людей, механизмы управления взрослым коллективом могут оказаться совершенно негодными для детского коллектива. Изучение возрастных детских особенностей необходимо для грамотного управления коллективом в начальной школе.

Большое разнообразие форм организации современного детского коллектива в начальной школе предоставляет педагогу возможность выбора из предлагаемых наиболее удобных для себя и наиболее подходящих для конкретного коллектива.

Сама структура школьного устройства обуславливает некоторые особенности детского коллектива. Все это нужно обязательно изучать, знать и понимать для плодотворной работы с детским коллективом в начальной школе.

ГЛАВА 2. Практика организации жизнедеятельности детского коллектива в современных условиях

2.1 Технологии организации жизнедеятельности детского коллектива

Для более тщательного изучения темы своей курсовой работы мы выбрали несколько методов эмпирического психолого-педагогического исследования и составили программу практической части .

Программа практической части:

1 ЭТАП.

ЦЕЛЬ – выявить зависимость удовлетворенности детей школьной жизнью от степени организованности жизнедеятельности этого коллектива.

ЗАДАЧИ – 1. Пронаблюдать организованность детского коллектива.

2. Провести беседу с педагогом на тему используемых им методов организации жизнедеятельности детского коллектива.