Файл: Методология исследования межличностных отношений (Методология психодиагностической оценки межличностных отношений).pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические подходы к методологии исследования межличностных отношений
1.2. Методология психодиагностической оценки межличностных отношений
ГЛАВА 2. Пример проведения исследования проблемы межличностных отношений
2.1.Описание процедуры проведения исследования
2.2.Обработка и интерпретация полученных результатов
Психологический портрет «буллера»
2.3.Рекомендации по предотвращению буллинга в подростковом возрасте
Шкалы по типам межличностных отношений:
Авт. - авторитарный;
Эго. - эгоистичный;
Агрес. - агрессивный;
Подоз. - подозрительный;
Подч. - подчиняемый;
Зав. - зависимый;
Друж. - дружелюбный;
Ал. - альтруистический.
Цифрами обозначено количество набранных баллов по каждой шкале. Максимальное значение 16 баллов, но есть 4 степени выраженности отношения:
- 0 - 4 - низкая
- 5-8 - умеренная
- 9 - 12 - высокая
- 13 - 16 - экстремальная
Первая и вторая степень относятся к адаптивному типу поведения, третья степень к экстремальному и четвертая может характеризовать патологию поведения.
В таблице № 5 представлены результаты методики диагностики межличностных отношений Т. Лири по основанию идеальное «Я». Испытуемые отвечали на вопросы с позиции будущего, то есть то, какими они хотели бы видеть себя. По представленным данным видно, что «обидчик» хотел бы использовать авторитарный и эгоистичный стиль межличностного общения, а «жертва» хотел бы использовать агрессивный тип. Таким образом, в соответствии с таблицей № 4, где представлены
результаты по основанию реальное «Я» «обидчик» не хотел бы менять свой тип межличностного общения, а «жертва» хотел бы стать более агрессивным. Так же были проведены подсчеты по основным параметрам «Доминирование» и «Дружелюбие» у «жертвы» и «обидчика» (Таблица № 4
Таблица № 4
Результаты методики диагностики межличностных отношений Т. Лири
по параметрам «Доминирование» и «Дружелюбие» (n = 2)
«Жертва» |
«Обидчик» |
|||
Реальное |
Идеальное |
Реальное |
Идеальное |
|
«Я» |
«Я» |
«Я» |
«Я» |
|
«Доминирование» |
-0,3 |
-2,2 |
11,4 |
12,4 |
«Дружелюбие» |
5,7 |
-8,1 |
-12,4 |
-13,5 |
Исходя из полученных результатов, стало видно, что «обидчик» больше предпочитает авторитарный, эгоистичный и агрессивный типы межличностных отношений (14, 10 и 9 баллов), тогда как минимальные значение набрали шкалы подчиняемый и альтруистический типы межличностных отношений (3 балла). Это говорит о том, что «обидчику» свойственны властный характер, лидерская позиция во взаимоотношениях, стремиться поучать других и полагается на свое мнение, не слушает советы, ориентирован на себя и склонен к соперничеству, а так же доминантный и энергичный. Не любит подчиняться и не стремиться помогать другим людям. Относительно идеального представления о себе он не стремиться измениться, а наоборот хочет оставаться таким, какой он есть.
Высокие показатели по шкалам подчиняемый и дружелюбный (13 и 11) были отмечены у «жертвы» школьной травли и низкие показатели по шкалам альтруистический (4). Это говорит о том, что «жертва» является покорным, слабовольным, склонен уступать всем и осуждать себя, пассивный, приписывает себе вину, деликатный, заботливый, жертвует своими интересами ради других. Относительно идеального представления о себе стремиться стать более агрессивным, резким и жестким в отношениях.
Можно предположить, что «обидчик» занимает авторитарную позицию в классе и его устраивает такое положение, он склонен доминировать, поэтому чтобы отстоять свою позицию вымещает агрессию на «жертве». «Жертва» является дружелюбным и покорным, поэтому не может противостоять агрессору, следовательно, он хочет стать более жестким, чтобы отстоять свою позицию.
С целью более полного представления о психологических особенностях «буллера» и «жертвы» была проведена методика, результаты которой указаны ниже.
Таблица № 5
Результаты методики диагностики социально-психологической адаптации Роджерса-Даймонда (n = 2)
Показатели |
«Жертва» |
«Обидчик» |
|
А/Д |
Адаптивность |
135 |
138 |
Дезадаптивность |
87 |
83 |
|
Л |
Лживость - |
32 |
39 |
Лживость + |
28 |
30 |
|
ПС |
Принятие себя |
40 |
47 |
Непринятие себя |
22 |
12 |
|
ПД |
Принятие других |
24 |
25 |
Непринятие других |
19 |
14 |
|
ЭК |
Эмоциональный комфорт |
24 |
24 |
Эмоциональный дискомфорт |
20 |
14 |
|
ВК |
Внутренний контроль |
54 |
52 |
Внешний контроль |
26 |
22 |
|
Д/В |
Доминирование |
8 |
12 |
Ведомость |
21 |
20 |
|
УвС |
Уход в себя |
16 |
12 |
Исходя из полученных результатов, следует отметить, что у жертвы больше выражены уход в себя, что может говорить о его замкнутости и не способности делиться переживаниями с другими. Показатель внешнего контроля выше, чем у обидчика, это значит, что жертва ориентирован на оценку и мнение окружающих. Выражено непринятие себя и других, это подтверждает низкое положение в классе. Показатель эмоционального дискомфорта так же преобладает у жертвы. Это может говорить о тревожности и беспокойстве ученика, хотя внешне он старается этого не показывать, так как по результатам наблюдения видно, что жертва улыбается и реагирует как на шутку, когда его обижают.
В ситуации буллинга роли распределяются таким образом, что в группе присутствует не только обидчик и жертва, а так же очевидцы, последователи буллера, сострадающие и другие. Таким образом, в ситуации школьной травли, в процессе, принимает участие весь класс. Так как эмпатия - это способность человека сопереживать другому человеку, находящемуся в трудной ситуации, то высокий уровень эмпатии можно рассматривать как ресурс для предотвращения и профилактики школьной травли.
В ситуации школьной травли у «жертвы» ситуации чаще всего нет поддержки со стороны сверстников, а это очень важный факт, так как поддержка способствует тому, что подросток не замыкается в себе.
Мы предполагаем, что в данном классе уровень эмпатии низкий, так как ситуация буллинга существует и негативно влияет на «жертву».
В подростковом возрасте ведущей деятельностью является интимноличностное общение со сверстниками. Таким образом ситуация отчуждения в группе негативно сказывается на подростках, оказавшихся в ситуации буллинга.
Чтобы проанализировать уровень эмпатии, восприятия и понимания ситуации в классе был проведен опросник эмоциональной эмпатии А. Мехрабиана и М. Эпштейна. Результаты представлены в таблице № 6.
Таблица № 6
Результаты методики диагностики уровня эмоциональной эмпатии
А. Мехрабиана и М. Эпштейна (n = 18)
Ф. И. ученика |
Количество баллов |
Уровень эмпатических тенденций |
Анастасия А. |
29 |
Средний |
Илья А. |
18 |
Средний |
Людмила Б. |
23 |
Средний |
Илья Б. |
27 |
Высокий |
Татьяна В. |
31 |
Высокий |
Юрий В. |
16 |
Низкий |
Анна В. |
26 |
Средний |
Евгений Г. |
19 |
Средний |
Мария Д. |
24 |
Средний |
Максим Е. |
17 |
Средний |
Дарья К. |
23 |
Средний |
Светлана К. |
28 |
Средний |
Борис К. |
21 |
Средний |
Николай К. |
22 |
Средний |
Жанна Л. |
22 |
Низкий |
Вероника Л. |
27 |
Средний |
Антон С. |
7 |
Очень низкий |
Анастасия Т. |
22 |
Низкий |
Из приведенных в таблице результатов видно, что большинство учеников исследуемого класса имеют средний уровень эмпатических тенденций (12 из 18) и 2 человека высокий уровень. Это говорит о том, что они умеют сопереживать и сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации. Предполагаемый «обидчик» имеет очень низкий уровень эмпатии и является единственным человеком в классе с данной тенденцией. Это говорит о том, что его раздражают несчастные люди, он не принимает близко к сердцу проблемы других людей, может оставаться спокойным, когда другие волнуются, раздражается, когда кто-то плачет, не сердится, когда с кем-то плохо обращаются. «Жертва» травли в данном классе имеет средний уровень эмпатии.
Таким образом, предотвращение проявлений травли в данном классе может быть успешным, если проводить уроки, направленные на коррекцию агрессивного поведения по отношению к «жертве» не только с «обидчиком», но и со всеми учениками класса, опираясь на имеющиеся у них эмпатические тенденции.
Для более точного и конкретного описания особенностей «обидчика» и «жертвы» буллинга мы описали их психологический портрет, опираясь на полученные результаты и анализ научной литературы.
Психологический портрет «буллера»
Буллером может стать как мальчик, так и девочка. Характерными особенностями таких учеников являются повышенная агрессивность, высокий социометрический статус в классе и низкий уровень эмпатии. Они имеют слабый самоконтроль, уверенные в себе и, как правило, стремятся к доминированию, и власти, имея при этом высокую самооценку. Такие люди пытаются завоевать признания в группе за счет унижение другого. Они имеют большой разрыв между актуальным и идеальным «Я». Они лидеры с высоким статусным положением, самоуважением и самопринятием, но стремятся быть еще лучше, занимать более высокие позиции.
Буллер часто не понимает, что его поведение является нежелательным, он считает, что во всем виновата жертва и это она заставляет вести его так. Однако буллер всегда найдет того, на кого направить свою агрессию. Когда одна жертва уходит по стечению обстоятельств, буллер находит себе другую жертву и так происходит постоянно. Таким образом, причина кроется в деструктивном поведении буллера, которое он не признает и, следовательно, не пытается изменить.
Так же буллер эгоцентричен, не зависит от мнения других, высокомерен и самовлюблен. При общении может иронизировать, избегает ответственности или перекладывает её на жертву. В подростковом возрасте характерными особенностями являются физические проявления агрессивного поведения.
Психологический портрет «жертвы»
Жертвами в подростковом возрасте чаще становятся ученики, выделяющиеся в группе. Это могут быть физические внешние недостатки или особенности, а так же внешние признаки (одежда, телефон и т.д.). Такие люди выделяются в группе, а значит, привлекают внимание. Для буллера это легкий способ затравить жертву, потому что заметные особенности видны всем.
Жертва не отличается повышенной агрессивностью и доминированием, он выбирает подчиняющийся и дружелюбный тип межличностных отношений и зависят от мнения других, но старается стать более агрессивным. Имеет средний уровень эмпатии и слаборазвитые коммуникативные навыки. Жертва отличается повышенной тревожностью и выраженным эмоциональным дискомфортом. В отличие от буллера он замкнут и в основном имеет низкое положение в группе. Так же отмечается низкая неадекватная самооценка и непринятие себя, низкий уровень самоуважения, а также склонность к самообвинению.
Жертвам буллинга свойственны состояния страха и тревожности, это приводит к срывам, таких людей легко вывести из равновесия, в дальнейшем это может привести к серьезным проблемам (депрессия и отчужденность). Жертвы часто не могут постоять за себя и не имеют поддержки со стороны окружающих, учеников класса, потому что помощь жертве может обернуться угрозой статусного положения в классе.
На основе полученных результатов и анализа научной литературы нами были составлены рекомендации по предотвращению буллинга в подростковом возрасте. Дети, находящиеся в этой ситуации, в силу своей неопытности и беспомощности не смогут самостоятельно справиться с проблемой (хотя некоторым это удается), поэтому рекомендации по предотвращению буллинга разработаны для специалистов, учителей, психологов школы. Ребенку в этом случае следует быть уверенным, что ему помогут. Поэтому важно воспринимать серьезно эту проблему и если такая ситуация действительно есть в классе, то следует её обозначить.
2.3.Рекомендации по предотвращению буллинга в подростковом возрасте
Для педагогов и психологов школы в первую очередь следует обозначить проблему как действительно существующую в классе и отнестись к ней серьезно. Следует привлечь специалистов (психолог, директор школы и др.), а так же разработать план по предотвращению буллинга.