Файл: Теоретические основания развития творческих способностей младшего школьника (Основные подходы к изучению творческих способностей в зарубежной и отечественной психологии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 165

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Занятие 3.

Цель: развитие фантазии и образной области творческого мышления.

Задание 1: «Цвета»

Один ученик на минуту выходит из класса. За время его отсутствия класс выбирает любой цвет. Вернувшись в класс, ученик обращается к кому-нибудь из игроков с вопросом о том, какой цвет загадан. В ответ участник, к которому обратился ведущий, должен изобразить цвет мимически, любым способом, но без слов, но не указывать на этот цвет. Если ученик сомневается в ответе, он обращается к другому игроку..

Задание 4: «Сочини истории»

Что произошло бы, если бы из крана на кухне полился апельсиновый сок; из тучи вместо дождя стал падать изюм. Сочини рассказы. Детям предлагается сочинить необычные истории и попробовать их изобразить, например, про собаку, которая живет в холодильнике, или про воробья, который любит кататься на самокате, про кита, который играл на гитаре, про бабочку, которая боялась высоты .

Занятие 4.

Цель: приобщение к художественному творчеству, развитие творческого мышления и фантазии.

«Праздник цветных карандашей»

Ребят приветствуют Главный Карандаш со своей свитой – цветными карандашами:

Я – самый Главный Карандаш,

Тяни рот до ушей.

Мы начинаем праздник наш

«Цветных карандашей».

И пусть возьмут карандаши

Художники подряд.

И пусть рисуют малыши

Сегодня, что хотят.

А дальше Главный Карандаш

Со свитой – не один

Откроет славный вернисаж

Рисунков и картин!

Игры:

  1. «Веселый художник»: с завязанными глазами под мелодию «Песенки о смешном человечке» А.Пахмутовой нарисовать этого человечка на доске или на листе бумаги. Рисовать могут ребята и командами, один начинает рисунок, другой продолжает (обязательно с завязанными глазами).
  2. «Рисунки-символы»: придумать символические изображения к словам: завод, дружба, весна, город.
  3. «Четверка фантазеров»: каждая четверка участников игры получает лист бумаги, сложенный вчетверо. Первые номера на верхней части листа рисуют какую-нибудь голову или верхушку растения, причем так, чтобы никто не видел изображения. Вторые номера дорисовывают туловище, руки; третьи – ноги, лапы, хвосты, корни растений, четвертые – все, что угодно. Затем листок разворачивают и дают название этому существу. Оно может составиться из первых слогов названий составляющих изображений, например, садеко (цапля, дерево, кошка).
  4. «Робот»: портреты, взятые из журналов, разрезать на полосы (отдельно лоб, глаза, нос, рот, подбородок) и, как это делают криминалисты, соединить полосы в новый портрет – робот. После чего придумать ему имя, профессию, биографию.

В заключение праздника Главный Карандаш благодарит ребят за активное участие. Вместе с помощниками, цветными карандашами, он вручает дипломы и подарки:

Прекрасный мир вещей накоплен был веками.

Хранит их каждый дом, а может быть – музей.

Умейте рисовать и сотворять руками

Все то, что может радовать других.

Путь творчества людей прекрасно бесконечен,

В нем место есть всегда для наших малышей.

Желаю вам удачи и говорю: «До встречи

На Празднике цветных карандашей!»

Игра «Следы»

Ребенку предлагается понаблюдать за тем, какие следы оставляют кошка, собака, птичка (это особенно хорошо видно на снегу), рассказать и нарисовать самому учителю или попросить нарисовать ребенка, какие следы оставляют другие животные. А после этого пофантазировать: какие следы оставляют Баба-Яга, Водяной, Кащей Бессмертный, Леший, Кикимора, Колобок и тому подобное.

Игра «Рифма»

Детям предлагается придумать новые названия для уроков (например, они стали директорами школ и решили назвать предметы по-новому, весело), вместо чтения – буквопляска, вместо математики…, музыки…

Игра «Рассказ в картинках»

Детям предлагается несколько иллюстраций, которые необходимо объединить так, чтобы получился связный рассказ.

Игра «Сценарий»

Придумывается несколько названий предметов, после чего детьми сочиняется история, где фигурируют все названные предметы.

Игра «Королевство сказок»

На доске фиксируется название сказочных героев, которых называют дети. Все эти герои живут в одном королевстве и взаимодействуют друг с другом. Детям предлагается разыграть урок в сказочной школе, поход героев на базар, День рождения у одного из героев.

Игра «Рисунок»

Один очень известный художник решил нарисовать новую картину. Но его отвлекли, и картина осталась недоконченной. Детям предлагается дорисовать картину, а художник успел нарисовать только волнистую линию (зигзагообразную линию, две параллельные линии).

«Неоконченные рассказы»

Детям предлагается начало различных историй, конец которых они должны придумать сами. Возможны следующие варианты рассказов:

Проделки белки

Пошли две подружки в лес и нарвали полную корзинку орехов. Идут по лесу, а вокруг цветов видимо-невидимо.

«Давай повесим корзинку на дерево, а сами цветов нарвем», - говорит одна подружка. «Ладно!» - отвечает другая.


Висит корзинка на дереве, а девочки цветы рвут.

Выглянула из дупла белка и увидела корзинку с орехами.

«Вот, - думает…

На реке

Юра и Толя шли неподалеку от берега реки. «Интересно, - сказал Толя – как это совершаются подвиги? Я все время мечтаю о подвиге!» «А я об этом даже не думаю», - ответил Юра и вдруг остановился. С реки донеслись…

Неспетая песнь

Жил гусь. Рано утром выплыл он на середину озера и увидел в воде самого себя. Очень гусь сам себе понравился. Встрепенулся он, расправил крылья. Захотелось гусю спеть про себя песню.

«Ах, какой я красивый, какой я прекрасный», - так захотелось спеть гусю. «Тополя я стройнее, снега белее, выше самой высокой горы, лапки мои солнца краснее, глаза чище озерной воды». Но потом он огляделся вокруг и говорит…

Большой-маленький

Жил-был гиппопотамчик. Многие звери смеялись над ним, что он такой маленький. Больше всех смеялась одна муха. Среди мух она была самая большая. И вот однажды муха села на ветку рядом с гиппопотамчиком и стала его дразнить…

Неспетая песнь

Жил гусь. Рано утром выплыл он на середину озера и увидел в воде самого себя. Очень гусь сам себе понравился. Встрепенулся он, расправил крылья. Захотелось гусю спеть про себя песню.

«Ах, какой я красивый, какой я прекрасный», - так захотелось спеть гусю. «Тополя я стройнее, снега белее, выше самой высокой горы, лапки мои солнца краснее, глаза чище озерной воды». Но потом он огляделся вокруг и говорит…

Упражнение «Три краски»

Ребенок должен взять три краски, по его мнению, наиболее подходящие друг к другу, и заполнить ими весь лист, после чего ребенок должен ответить на вопрос: «На что похож этот рисунок?» Если ребенку трудно ответить, он может дорисовать немного рисунок, после чего придумать как можно больше названий к нему.

Тест «Обобщение понятий»

Из 4-х предложенных слов ребенку необходимо назвать одно лишнее, объяснить причину выбора этого слова, а также объединить оставшиеся слова одним словом. Способность к обобщению является одной из наиболее важных в формировании творческого мышления. Предлагаются следующие группы слов:

  • Вася, Петя, Коля, Иванов;
  • молоко, сыр, мясо, сметана;
  • дедушка, учитель, мама, папа;
  • ручка, кисточка, роза, карандаш;
  • иней, пыль, дождь, роса;
  • пилотка, шапка, шарф, шляпа;
  • троллейбус, трамвай, трактор, автобус;
  • береза, сосна, арбуз, елка;
  • кирпич, камень, дом, глина;
  • туфли, колготки, ботинки, сапоги;
  • стол, стул, кровать, пол.

Игра «Четыре слова»

Задание выполняют небольшими группами. Даются слова, например, хлеб, грязь, театр, звезда. Или: душа, письмо, цветок, ступени. Игра заключается в том, что за несколько минут необходимо придумать и показать выступление, объединяющее данные слова (в том же порядке).

Рекомендации по организации процесса обучения и воспитания детей.

Проведенное исследование позволило разработать рекомендации, помогающие в организации процесса обучения и воспитания детей, их деятельности, направленной на развитие творческих способностей. Эти рекомендации особенно полезны учителям и родителям детей, начинающих обучение в школе. Ведь у младших школьников часто происходит снижение интереса к обучению, а затем и показателей не только творческого, но и интеллектуального развития, что вызывает тревогу у педагогов и психологов разных стран.

Важнейшим звеном в решении этой проблемы является создание специальных программ обучения, которые бы соответствовали потребностям и возможностям учащихся, обладающих творческими способностями, и могли бы обеспечить их дальнейшее развитие.

Развитие творческих способностей детей зависит от двух важнейших факторов – программы обучения и учителя ее осуществляющего.

Обучение детей должно строиться определенным образом, по особой программе, должно ставить перед собой цель – формировать творческую личность. Но в современной системе образования этот принцип часто не осуществляется. В обычных школах обучение не направлено на развитие креативности; в основном это обучение – репродуктивное. Деятельность учителя состоит в разработке и сообщении образца, а деятельность ученика – в выполнении действий по образцу.

В настоящее время существует основной подход к решению проблемы обучения и развития творческой личности. Такой путь решения проблемы обучения связан с пересмотром и изменением самих целей обучения. В этом случае задача развития творческой личности и мышления выступает в качестве центральной и исходя из этого, перестраивается содержание обучения и круг тех умений и навыков, которым необходимо обучать ребенка. Этот подход к обучению детей признан в мировой психологии и педагогике как наиболее перспективный и приоритетный. Обучающие программы, разрабатываемые в рамках этого подхода, позволяют в наибольшей мере учесть социальные запросы общества и специфические потребности и возможности творчески одаренных детей.


Современный мир меняется чрезвычайно быстро. В связи с этим перед образованием стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро и пластично реагировать на изменяющиеся условия и были способны обнаруживать новые проблемы и задачи.

Умение быстро и легко реагировать на изменения в окружающем мире, способность к построению оригинальных идей и вопросов, потребность в поиске и создании нового обеспечивают человеку значительно более широкие возможности в проявлении себя в современном обществе. Обеспечить такое обучение можно лишь путем развития творческих возможностей ребенка. Эта задача становится центральной для обучения всех детей.

В обучении и развитии детей велика роль учителя. Современный учитель считает своим долгом развивать ребенка интеллектуально. Обычные программы обучения этому содействуют. Но роль учителя заключается не только в проверке усвоения знаний учащимися, но и в развитии творческого потенциала ребенка. Учитель должен быть не только эрудированным, но и сам творчески подходить к решению проблем. Творческий учитель планирует урок нестандартно. Подготовка к уроку требует много сил и времени для подбора материала для исследования, постоянного повышения собственной квалификации и уровня знаний. Но, несмотря на эти трудности, именно они способствуют сближению учителя с ребенком, возникновению столь необходимого для творческого развития взаимопонимания и поддержки.

Задачей учителя является формирование у ребенка смелости и свободы мысли, умения слушать других и решать проблемы совместно, в группе сверстников, что, в свою очередь, развивает любознательность, речь и словарный запас, формирует интерес к занятиям.

Как говорилось выше, современный процесс обучения – шаблонный. Но даже в обычной школе, не используя специальных программ, можно развивать творческие способности и воображение ребенка. Этому способствует использование в процессе обучения таких методов, как проблемное изложение, эвристический и исследовательский. Также большую роль на уроках играют задания типа: «придумай…, представь…, вообрази…, сочини…» и так далее. Эти задания развивают творческие способности и воображение учащихся, если используются регулярно, в системе, даже если и в небольшом количестве.

Для младших школьников велика роль игры. Творческий потенциал игры заключается в возможности преобразовывать значения предметов, осваивая их функцию в обществе, и прощупывать возможности своего «я», проигрывая различные роли. Л.С. Выготский писал: «Игра ребенка есть творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка. Так же точно стремление детей к сочинительству является такой же деятельностью воображения, как и игра».