Файл: Теоретические основания развития творческих способностей младшего школьника (Основные подходы к изучению творческих способностей в зарубежной и отечественной психологии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 159

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Играя, ребенок начинает узнавать свои возможности, стремления. Играют все дети, но в одной и той же игре они различным образом проявляют свой творческий потенциал. Становясь старше, дети выбирают разные игры, различным образом влияющие на их развитие. Это означает, что не столько сама игра, сколько определенные условия, в которых она имеет место, предопределяют раскрытие творческих возможностей ребенка».

Включение игр как в процесс обучения, так и вне его, помогает проявлять и развивать такие креативные качества, как гибкость мышления, изобретательность, наблюдательность и воображение. Но кроме этого такие игры очень интересны, и дети с удовольствием принимают в них участие.

Родителям можно дать следующие рекомендации по развитию у детей творческих способностей:

  • не ждать, когда ребенок станет старше, а начинать заниматься с ним с самого раннего возраста. Существуют благоприятные возрастные периоды для развития самых разных способностей, и при этом замечена закономерность: чем раньше функция включена в использование, тем больших результатов можно достичь в ее развитии;
  • домашние развивающие занятия не должны быть чем-то инородным, их нужно органично вписать в повседневное взаимодействие с ребенком. Эти занятия лучше рассматривать как совместную игру;
  • не сдерживать инициативу детей, поощрять самостоятельность, избегать прямых инструкций, учить детей действовать независимо, не делать за ребенка то, что он может сделать (или может научиться делать) самостоятельно;
  • сочетать требовательность к ребенку с уважением. Следует не спешить с вынесением оценочных суждений. Нужно помнить: лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что раскритиковать;
  • стремиться действовать последовательно;
  • постоянно стараться находить и использовать новые, интересные задания. Новизна тесно связана с такими важными явлениями, как удивление, интерес: познание начинается с удивления;
  • следует учить детей прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями, обучать умению анализировать, синтезировать, классифицировать информацию;
  • не тянуть время, стремиться действовать быстро, учить ребенка все схватывать на лету. Способность действовать мгновенно чрезвычайно важна в жизни, особенно при решении сложных мыслительных задач;
  • научиться чувствовать настроение ребенка: заниматься с ребенком лишь тогда, когда он и сами родители находятся в хорошем настроении;
  • продолжительность занятий не должна быть большой: следует прекратить занятие раньше, чем ребенку или родителям оно надоест. Ребенок должен получать удовольствие от занятий, поэтому нужно стараться обходиться без принуждения;
  • не нужно бояться того, что ребенок периодически будет ведущим, а взрослый – ведомым. Это станет залогом формирования у него интеллектуального лидерства. Одна из важных особенностей домашнего развития ребенка заключена в том, что решаемые ребенком задачи будут небесполезны и для самих родителей. Не нужно бояться ошибок.

Одним из самых популярных в психологии творчества является утверждение о том, что «творец спит в каждом человеке, но ему не дают проявиться». Причем мешают не только внешние обстоятельства, но и внутренние барьеры. Поэтому многие психологи убеждены, что стоит избавить человека от этих барьеров, и он начнет творить.

На этом принципе построен популярный в практической психологии прием – «мозговой штурм». Руководствуясь четырьмя правилами, предложенными американским психологом А. Осборном, человек дает себе возможность раскрепоститься и стать самим собой:

  1. никакой отрицательной критики; исключение оценки до тех пор, пока не будут высказаны все идеи;
  2. требование свободы: чем шире идеи, тем лучше;
  3. включение как небольших очевидных, так и широких необычных альтернатив;
  4. создание новых альтернатив комбинированием и перемещением уже высказанных.

Не все специалисты единодушны в оценке «мозгового штурма». Так, известный психолог Э. де Боно, специализирующийся на проблемах творчества, предлагает такую аналогию: «Представьте себе связанного человека, рядом с которым лежит скрипка. Если мы развяжем связывающие его веревки, станет ли он играть на скрипке? Ответ прост – станет, если он скрипач, а если нет… Что толку с того, что мы его развязали?»

Раскрепостив человека, позволив ему быть самим собой, мы только дадим ему возможность чуть больше проявить свои творческие способности и воображение. Это произойдет лишь в том случае, если сами эти способности у этого человека есть.

Э. де Боно считает, что в сознание людей следует внедрять мысль о том, что в самом творчестве нет ничего мистического и таинственного, творчеству можно и нужно учить. Лучше начать это делать с раннего возраста.

Таким образом, перед образованием и воспитанием стоит задача обучать детей так, чтобы они могли быстро реагировать на изменяющиеся условия и были способны к нахождению идеального пути решения проблемы. А помогает в этом ребенку учитель и родители, которые должны быть не только эрудированным, но и сами творчески подходить к решению проблем.

Во второй главе данной работы описано экспериментальное исследование, которое включало в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы.

В первом параграфе дано описание констатирующего этапа эксперимента. В исследовании принимали участие две группы: контрольная и экспериментальная. Всего участвовало 50 школьников. Целью констатирующего эксперимента являлось определение начального уровня развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста. Методическую основу исследования составили батарея креативных тестов Е.Е. Туник и тест дивергентного мышления Ф. Вильямса. Результаты показали, что преобладающими в обеих группах являются средний и низкий уровни развития творческих способностей.