Файл: Теоретические основания развития творческих способностей младшего школьника (Основные подходы к изучению творческих способностей в зарубежной и отечественной психологии).pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 153
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Основные подходы к изучению творческих способностей в зарубежной и отечественной психологии
1.2. Психологические особенности развития творческих способностей младших школьников
2.1. Описание и интерпретация результатов констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы
2.2.Описание формирующего этапа опытно-экспериментальной работы
2.3. Описание и интерпретация контрольного этапа опытно-экспериментальной работы
Задание 1: «Королевство карандашей »
На доске фиксируется название сказочных героев, которых называют дети. Все эти герои живут в одном королевстве и взаимодействуют друг с другом. Детям предлагается изобразить урок в сказочной школе, поход героев на базар, День рождения у одного из героев.
Задание 2: «Неоконченные рисунки » (усложненный вариант)
Неспетая песнь
Жил гусь. Рано утром выплыл он на середину озера и увидел в воде самого себя. Очень гусь сам себе понравился. Встрепенулся он, расправил крылья. Захотелось гусю спеть про себя песню.
«Ах, какой я красивый, какой я прекрасный», - так захотелось спеть гусю. «Тополя я стройнее, снега белее, выше самой высокой горы, лапки мои солнца краснее, глаза чище озерной воды». Но потом он огляделся вокруг и говорит…
Большой-маленький
Жил-был гиппопотамчик. Многие звери смеялись над ним, что он такой маленький. Больше всех смеялась одна муха. Среди мух она была самая большая. И вот однажды муха села на ветку рядом с гиппопотамчиком и стала его дразнить…
Задание 3: «Четыре слова»
Задание выполняют небольшими группами. Даются слова, например, хлеб, грязь, театр, звезда. Или: душа, письмо, цветок, ступени. Игра заключается в том, что за несколько минут необходимо придумать и показать выступление, объединяющее данные слова (в том же порядке).
Занятие 4.
Цель: развитие логики мышления и действия в игровой ситуации, активизация качеств творческой личности: гибкости мышления изобретательности, воображения.
Задание 1: «Три движения»
Это задание выполняется в парах. Каждый участник готовит для своего партнера три конкретных движения, которые как можно меньше логически связаны друг с другом. Нельзя предложить такую тройку: проснуться, одеться, почистить зубы. Наоборот, каждое из предлагаемых действий не должно быть связано с другим по смыслу. К примеру: завязать шнурки, поплавать, замесить тесто.
Задание заключается в том, что в течение 5-7 минут игрокам придется придумать, как полученные от партнера разрозненные движения соединить в логически оправданный и связанный сюжет. При этом нельзя менять порядок движений: полученное задание должно быть и в показе первым, а названное третьим – завершать сцену.
В этом упражнении вам придется проявить свою фантазию, чтобы найти оправдание последовательной цепочке действий и свети к минимуму все дополнительные движения-связки, которые необходимы для перехода от первого задания ко второму, а затем – к третьему.
Задание 2: «Рисование пластилином»
Реальный критерий ума человека - это способность создавать что-то новое, никогда ранее не существовавшее.
Для этой игры требуется картон или пластмасса. Стекло с обработанными краями можно предложить ребенку в качестве основы только в том случае, если он уже освоил технику рисования пластилином и умеет работать аккуратно. При работе со стеклом взрослый должен находиться рядом.
Цветовой фон выбирается в соответствии с задуманным сюжетом. Несмотря на то, что по красочности импортный пластилин превосходит отечественный, он часто плохо размазывается и не прилипает к картону. Поэтому, прежде чем ребенок начнет рисовать, проверьте материал: отвечает ли он тем задачам, которые сейчас будет решать ребенок.
Можно научить детей смешивать пластилин. Для этого есть два способа. Первый - смешивать прямо на основе, накладывая мазки попеременно. А можно взять несколько кусочков пластилина разного цвета, размять, перемешать в одном колобке и уже потом начинать рисовать.
Вот несколько сюжетов, по мотивам которых можно делать пластилиновые окошки.
Луна подарила узор на стене.
А что же я подарю луне?
Наверно, луне понравится мишка.
Пойду наряжу я мишку в пальтишко.
И будет он на окне сидеть,
И будет луна на него глядеть.
(Эмма Мошковская)
Это вечернее окошко. Фон синий, темно-синий или фиолетовый.Когда основа будет готова, из пластилиновых колбасок вылепливается оконная рама. За окном - звезды и месяц (или полная луна). На подоконнике сидит мишка
.Мишку можно сделать двумя способами. Один вариант - мишка плоский, контурный, прикрепляется к основе. Для детей это сложно, и тут вам придется помогать.
Другой вариант: мишка лепится отдельно, как обычная пластилиновая фигурка, и усаживается рядом с окошком. Окошко тогда ставят или вешают вертикально. Это детям нравится больше. С мишкой можно тогда еще и поиграть.
Кстати, дети любят использовать разный материал при работе с пластилином: шерсть, нитки, бисер, бусинки, даже тряпочки. Поэтому шторы на пластилиновом окошке могут быть из ткани, а мишку вполне можно нарядить в пальто из меховых лоскутков.
Это ведь не просто рисование или лепка, а еще и игра. Для развития игры должно быть много разных возможностей. четыре добровольца. Один из них будет хозяином дома. Ему предстоит принять троих гостей. Кто эти гости? В этом-то и заключается проблема. Когда хозяин выйдет за дверь, остальные должны определить, какая роль досталась каждому из троих актеров. Они могут быть кем и чем угодно: родственниками хозяина, его друзьями или врагами, президентами, неодушевленными предметами, чувствами, временами года… - фантазия здесь безгранична. Определив роли гостей, предлагают хозяину вернуться в комнату и в течение определенного срока (5-10 минут) определить, какие гости пожаловали к нему.
Как определить образ гостя? Во-первых, актеры, играющие гостей, должны будут придумать для своего персонажа некий пластический образ, так что характер движений уже будет определенной подсказкой. Кроме того, можно подумать об использовании голосовых средств выразительности. В ходе игры хозяин может задавать гостям различные вопросы – всем вместе или по отдельности, по его усмотрению. Отвечая на вопросы, гости продолжают играть свои роли и стараются сохранить инкогнито: их ответы должны быть на уровне намеков, уточнений, но не открытого снятия маски.
Если за отведенное время хозяину удается определить образы гостей, он выходит из игры победителем и становится одним из гостей в следующем туре.
Занятия третьего блока
Цель: формирование приемов и способов комбинирования и перекомбинирования образов, способности включать знакомые фигуры и абстрактные элементы в различные изображения.
Занятие 1.
Цель: активизация всех психических процессов, операций анализа и синтеза; продолжение формирования операциональных компонентов воображения.
Задание 1: «Геометрические фигуры в предметах»
Ребенку показывают картинку с изображением конкретной геометрической фигуры и просят отыскать в комнате предметы, в которых она присутствует, а потом нарисовать их.
Задание 2: «Волшебные превращения»
Ребенку предлагают картинку с изображением абстрактного элемента и два предметных изображения, в которых он присутствует. Затем его просят отыскать «спрятавшийся элемент» в предложенных картинках. Работая с группой детей, можно устроить соревнование «Кто больше и быстрее найдет».
Занятие 2.
Цель: развитие творческого мышления, коммуникативных способностей, активизация воображения и творческих способностей.
Задание 1: «Дорисуй на основе данного элемента»
Ребенку дают лист с нарисованным абстрактным элементом или фрагментом предмета. Необходимо догадаться, что начал рисовать художник, и дорисовать картинку.
Задание 2: «Рисунок»
«Один очень известный художник решил нарисовать картину. Но его отвлекли, и картина осталась недоконченной». Детям предлагается дорисовать картину, а художник успел нарисовать только волнистую линию (зигзагообразную линию, две параллельные линии).
Занятия четвертого блока
Цель: развитие самостоятельного словесного и изобразительного творчества ребенка творческой деятельности.
Занятие 1.
Цель: развитие самостоятельной творческой деятельности.
Задание 1: Создай: «Герб своей семьи»; «Герб ремесленного цеха»; «Личный герб».
Занятие проводится в занимательной форме. Класс делится на группы. Перед работой каждому раздаются гербы. Представляем, что мы находимся не в классе, а в замке с рыцарями.. В каждой группе своё задание.
- Создать герб своей семьи.
- Создать герб ремесленного цеха
- Создать личный герб.
На занятие ребята проявляют максимум активности нестандартность мышления. Работы получаются оригинальными. Эмоциональная увлечённость детей — основное удачное выполнение задач урока.
Задание 2: «Рифмоплет»
Детям предлагается придумать рифму к словам (например, сад – виноград, рад – акробат и т.п.). Возможен усложненный вариант, в котором требуется закончить двустишия:
Катилось яблочко мимо сада,
Мимо сада, мимо града…
У медведя во бору
Много сору…
Господин Конфета
Сидит у нас…
Я на улицу пойду,
Я себе найду…
Задание 3: «Бином»
Необходимо придумать и написать на листе два столбика из четырех слов каждый. Можно написать названия любых предметов и явлений, имена людей и животных. Для каждой из четырех пар слов необходимо придумать связывающие их ассоциации. Чем больше, тем лучше. Например, кошка – лампочка (кошка греется под лампой; усы у кошки, как спираль у лампочки).
Задание 4: «Пантомима»
Дети изображают различные предметы, а остальные догадываются, что это. Кто догадался, показывает свой предмет.
Занятие 2.
Цель: активизация мышления, творческих способностей и развитие образной области творческого мышления.
Задание 1: «Медали»
Ребятам предлагается нарисовать медали «За шоколадолюбие», «За лучшую лужепроходимость», «За лучшее шнуркозавязывание»; можно нарисовать медаль бабушке «За лучшие связанные варежки», папе «За самые красивые усы».
Задание 2: «Голубая сказка».
Учащимся предлагается на сегодняшнем занятие быть писателями и художниками одновременно и составить сказку, а сказку не простую, а "голубую". А что это значит я не буду вам объяснять, сейчас сами все услышите.
ГОЛУБАЯ СКАЗКА
Как-то голубой воздушный шарик и синий мячик пошли гулять. Вышли во двор и вдруг видят – прямо на дорожке расцвел замечательный голубой цветок
Лепестки голубые, серединка желтая, листочки нежно-зеленые.
«Тебя как зовут?» – спросили мячик и шарик.
«Незабудка» - ответил цветок и наклонил головку. – «Ах, как жарко….»
И вдруг на дороге появился синий гоночный Автомобильчик. Он ехал с большой скоростью и, похоже, не видел, что на его дороге выросла незабудка.
«Стой!!!!» - закричал Мячик и стал высоко подпрыгивать перед машиной. А воздушный Шарик взлетел и застучал в лобовое стекло. – «Разве ты не видишь, какая красота? Осторожно!»
«Извините,» - сказал Автомобильчик. – «Я больше не буду так быстро ездить, а то и правда до беды недалеко…»
И тут из синей тучки пошел дождь. Капли были синие-синие…
«Как свежо и приятно,» - встрепенулась Незабудка.
«Может, вас подвезти? А то промокните,» - предложил Автомобильчик Шарику и Мячику.
«С удовольствием! Мы, конечно, не промокнем, но с радостью покатаемся!» - ответили они, попрощались с цветком и весело покатили вместе к дому.
ГОЛУБАЯ СКАЗКА |
|