Файл: Теоретические основания развития творческих способностей младшего школьника (Основные подходы к изучению творческих способностей в зарубежной и отечественной психологии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 153

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание 1: «Королевство карандашей »

На доске фиксируется название сказочных героев, которых называют дети. Все эти герои живут в одном королевстве и взаимодействуют друг с другом. Детям предлагается изобразить урок в сказочной школе, поход героев на базар, День рождения у одного из героев.

Задание 2: «Неоконченные рисунки » (усложненный вариант)

Неспетая песнь

Жил гусь. Рано утром выплыл он на середину озера и увидел в воде самого себя. Очень гусь сам себе понравился. Встрепенулся он, расправил крылья. Захотелось гусю спеть про себя песню.

«Ах, какой я красивый, какой я прекрасный», - так захотелось спеть гусю. «Тополя я стройнее, снега белее, выше самой высокой горы, лапки мои солнца краснее, глаза чище озерной воды». Но потом он огляделся вокруг и говорит…

Большой-маленький

Жил-был гиппопотамчик. Многие звери смеялись над ним, что он такой маленький. Больше всех смеялась одна муха. Среди мух она была самая большая. И вот однажды муха села на ветку рядом с гиппопотамчиком и стала его дразнить…

Задание 3: «Четыре слова»

Задание выполняют небольшими группами. Даются слова, например, хлеб, грязь, театр, звезда. Или: душа, письмо, цветок, ступени. Игра заключается в том, что за несколько минут необходимо придумать и показать выступление, объединяющее данные слова (в том же порядке).

Занятие 4.

Цель: развитие логики мышления и действия в игровой ситуации, активизация качеств творческой личности: гибкости мышления изобретательности, воображения.

Задание 1: «Три движения»

Это задание выполняется в парах. Каждый участник готовит для своего партнера три конкретных движения, которые как можно меньше логически связаны друг с другом. Нельзя предложить такую тройку: проснуться, одеться, почистить зубы. Наоборот, каждое из предлагаемых действий не должно быть связано с другим по смыслу. К примеру: завязать шнурки, поплавать, замесить тесто.

Задание заключается в том, что в течение 5-7 минут игрокам придется придумать, как полученные от партнера разрозненные движения соединить в логически оправданный и связанный сюжет. При этом нельзя менять порядок движений: полученное задание должно быть и в показе первым, а названное третьим – завершать сцену.

В этом упражнении вам придется проявить свою фантазию, чтобы найти оправдание последовательной цепочке действий и свети к минимуму все дополнительные движения-связки, которые необходимы для перехода от первого задания ко второму, а затем – к третьему.


Задание 2: «Рисование пластилином»

Реальный критерий ума человека - это способность создавать что-то новое, никогда ранее не существовавшее.

Для этой игры требуется картон или пластмасса. Стекло с обработанными краями можно предложить ребенку в качестве основы только в том случае, если он уже освоил технику рисования пластилином и умеет работать аккуратно. При работе со стеклом взрослый должен находиться рядом.
Цветовой фон выбирается в соответствии с задуманным сюжетом. Несмотря на то, что по красочности импортный пластилин превосходит отечественный, он часто плохо размазывается и не прилипает к картону. Поэтому, прежде чем ребенок начнет рисовать, проверьте материал: отвечает ли он тем задачам, которые сейчас будет решать ребенок.

Можно научить детей смешивать пластилин. Для этого есть два способа. Первый - смешивать прямо на основе, накладывая мазки попеременно. А можно взять несколько кусочков пластилина разного цвета, размять, перемешать в одном колобке и уже потом начинать рисовать.

Вот несколько сюжетов, по мотивам которых можно делать пластилиновые окошки.

Луна подарила узор на стене. 

А что же я подарю луне? 

Наверно, луне понравится мишка. 

Пойду наряжу я мишку в пальтишко. 

И будет он на окне сидеть, 

И будет луна на него глядеть.

(Эмма Мошковская)

Это вечернее окошко. Фон синий, темно-синий или фиолетовый.Когда основа будет готова, из пластилиновых колбасок вылепливается оконная рама. За окном - звезды и месяц (или полная луна). На подоконнике сидит мишка

.Мишку можно сделать двумя способами. Один вариант - мишка плоский, контурный, прикрепляется к основе. Для детей это сложно, и тут вам придется помогать.

Другой вариант: мишка лепится отдельно, как обычная пластилиновая фигурка, и усаживается рядом с окошком. Окошко тогда ставят или вешают вертикально. Это детям нравится больше. С мишкой можно тогда еще и поиграть.

Кстати, дети любят использовать разный материал при работе с пластилином: шерсть, нитки, бисер, бусинки, даже тряпочки. Поэтому шторы на пластилиновом окошке могут быть из ткани, а мишку вполне можно нарядить в пальто из меховых лоскутков.

Это ведь не просто рисование или лепка, а еще и игра. Для развития игры должно быть много разных возможностей. четыре добровольца. Один из них будет хозяином дома. Ему предстоит принять троих гостей. Кто эти гости? В этом-то и заключается проблема. Когда хозяин выйдет за дверь, остальные должны определить, какая роль досталась каждому из троих актеров. Они могут быть кем и чем угодно: родственниками хозяина, его друзьями или врагами, президентами, неодушевленными предметами, чувствами, временами года… - фантазия здесь безгранична. Определив роли гостей, предлагают хозяину вернуться в комнату и в течение определенного срока (5-10 минут) определить, какие гости пожаловали к нему.


Как определить образ гостя? Во-первых, актеры, играющие гостей, должны будут придумать для своего персонажа некий пластический образ, так что характер движений уже будет определенной подсказкой. Кроме того, можно подумать об использовании голосовых средств выразительности. В ходе игры хозяин может задавать гостям различные вопросы – всем вместе или по отдельности, по его усмотрению. Отвечая на вопросы, гости продолжают играть свои роли и стараются сохранить инкогнито: их ответы должны быть на уровне намеков, уточнений, но не открытого снятия маски.

Если за отведенное время хозяину удается определить образы гостей, он выходит из игры победителем и становится одним из гостей в следующем туре.

Занятия третьего блока

Цель: формирование приемов и способов комбинирования и перекомбинирования образов, способности включать знакомые фигуры и абстрактные элементы в различные изображения.

Занятие 1.

Цель: активизация всех психических процессов, операций анализа и синтеза; продолжение формирования операциональных компонентов воображения.

Задание 1: «Геометрические фигуры в предметах»

Ребенку показывают картинку с изображением конкретной геометрической фигуры и просят отыскать в комнате предметы, в которых она присутствует, а потом нарисовать их.

Задание 2: «Волшебные превращения»

Ребенку предлагают картинку с изображением абстрактного элемента и два предметных изображения, в которых он присутствует. Затем его просят отыскать «спрятавшийся элемент» в предложенных картинках. Работая с группой детей, можно устроить соревнование «Кто больше и быстрее найдет».

Занятие 2.

Цель: развитие творческого мышления, коммуникативных способностей, активизация воображения и творческих способностей.

Задание 1: «Дорисуй на основе данного элемента»

Ребенку дают лист с нарисованным абстрактным элементом или фрагментом предмета. Необходимо догадаться, что начал рисовать художник, и дорисовать картинку.

Задание 2: «Рисунок»

«Один очень известный художник решил нарисовать картину. Но его отвлекли, и картина осталась недоконченной». Детям предлагается дорисовать картину, а художник успел нарисовать только волнистую линию (зигзагообразную линию, две параллельные линии).

Занятия четвертого блока

Цель: развитие самостоятельного словесного и изобразительного творчества ребенка творческой деятельности.


Занятие 1.

Цель: развитие самостоятельной творческой деятельности.

Задание 1: Создай: «Герб своей семьи»; «Герб ремесленного цеха»; «Личный герб».

Занятие проводится в занимательной форме. Класс делится на группы. Перед работой каждому раздаются гербы. Представляем, что мы находимся не в классе, а в замке с рыцарями.. В каждой группе своё задание.

  1. Создать герб своей семьи.
  2. Создать герб ремесленного цеха
  3. Создать личный герб.

На занятие ребята проявляют максимум активности нестандартность мышления. Работы получаются оригинальными. Эмоциональная увлечённость детей — основное удачное выполнение задач урока. 

Задание 2: «Рифмоплет»

Детям предлагается придумать рифму к словам (например, сад – виноград, рад – акробат и т.п.). Возможен усложненный вариант, в котором требуется закончить двустишия:

Катилось яблочко мимо сада,

Мимо сада, мимо града…

У медведя во бору

Много сору…

Господин Конфета

Сидит у нас…

Я на улицу пойду,

Я себе найду…

Задание 3: «Бином»

Необходимо придумать и написать на листе два столбика из четырех слов каждый. Можно написать названия любых предметов и явлений, имена людей и животных. Для каждой из четырех пар слов необходимо придумать связывающие их ассоциации. Чем больше, тем лучше. Например, кошка – лампочка (кошка греется под лампой; усы у кошки, как спираль у лампочки).

Задание 4: «Пантомима»

Дети изображают различные предметы, а остальные догадываются, что это. Кто догадался, показывает свой предмет.

Занятие 2.

Цель: активизация мышления, творческих способностей и развитие образной области творческого мышления.

Задание 1: «Медали»

Ребятам предлагается нарисовать медали «За шоколадолюбие», «За лучшую лужепроходимость», «За лучшее шнуркозавязывание»; можно нарисовать медаль бабушке «За лучшие связанные варежки», папе «За самые красивые усы».

Задание 2: «Голубая сказка».

Учащимся предлагается на сегодняшнем занятие быть писателями и художниками одновременно и составить сказку, а сказку не простую, а "голубую". А что это значит я не буду вам объяснять, сейчас сами все услышите.

ГОЛУБАЯ СКАЗКА

Как-то голубой воздушный шарик и синий мячик пошли гулять. Вышли во двор и вдруг видят – прямо на дорожке расцвел замечательный голубой цветок

Лепестки голубые, серединка желтая, листочки нежно-зеленые.


«Тебя как зовут?» – спросили мячик и шарик.

«Незабудка» - ответил цветок и наклонил головку. – «Ах, как жарко….»

И вдруг на дороге появился синий гоночный Автомобильчик. Он ехал с большой скоростью и, похоже, не видел, что на его дороге выросла незабудка.

«Стой!!!!» - закричал Мячик и стал высоко подпрыгивать перед машиной. А воздушный Шарик взлетел и застучал в лобовое стекло. – «Разве ты не видишь, какая красота? Осторожно!»

«Извините,» - сказал Автомобильчик. – «Я больше не буду так быстро ездить, а то и правда до беды недалеко…»

И тут из синей тучки пошел дождь. Капли были синие-синие…

«Как свежо и приятно,» - встрепенулась Незабудка.

«Может, вас подвезти? А то промокните,» - предложил Автомобильчик Шарику и Мячику.

«С удовольствием! Мы, конечно, не промокнем, но с радостью покатаемся!» - ответили они, попрощались с цветком и весело покатили вместе к дому.

ГОЛУБАЯ СКАЗКА

Жил-был принц Колокольчик в Голубой стране «Весна», которой правили в ту весеннюю пору Королева Незабудка и Король Василёк.

Полетел Колокольчик однажды путешествовать по странам на красивой Голубой карете-бабочке. Много стран пролетел он: и Красную, и Зелёную, и Жёлтую, и Оранжевую… Под вечер остановился он в Белой стране. И встретив гостя, поселил его король Белый Тюльпан в Белой спальне своего Белого замка.

Уже поздним вечером, когда Колокольчик почти заснул, в комнате что-то зашуршало. Принц приоткрыл глаза и увидел Белую Лилию. Это была королевская горничная. Она принесла принцу свежей ключевой воды.

Красоты Лилия была неописуемой, и принц влюбился в нее с первого взгляда.

Да только по законам «Весны» не мог Колокольчик жениться на Лилии, потому что была она не голубая, а белая.    

Но она была не просто белая, а прямо-таки белоснежная, ослепительно белоснежная!!! Она так очаровала принца, что он забыл про все писаные и неписаные законы страны своей Голубой и поцеловал Белую Лилию. 

И вдруг она, как будто серебристо-голубыми жемчужинками покрылась и от этого стала ещё прекрасней!

Решили Колокольчик и Лилия пожениться и полетели на Голубой карете-бабочке в страну Голубую. 

Весь народ на свадьбе дивился их неповторимому Голубому вальсу. Но больше всего восхищались гости принцессой молодой – серебристо-голубой Лилией. 

Ведь такой «жемчужины»  не только в Голубой стране, но и на всем белом свете не сыскать!!!