Файл: Теоретические основания развития творческих способностей младшего школьника (Основные подходы к изучению творческих способностей в зарубежной и отечественной психологии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 163

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящий момент в обществе происходят серьезные изменения. Для того чтобы человек мог адекватно реагировать на эти изменения, он должен активизировать свои творческие возможности, развивать в себе творческость. Как справедливо отмечает Е.Л. Яковлева, «именно творческость открывает безграничные возможности для личностного роста. Быть постоянно изменяющимся в изменяющемся мире есть проявление своей неповторимости и уникальности, то есть творческости» [31].

Неправильно организованный процесс обучения приводит к угасанию творческих способностей детей, к нежеланию мыслить творчески, воображать, фантазировать. Таким образом, ни о каком дальнейшем творческом развитии личности не может идти и речи. Именно поэтому перед нами встает необходимость разрешения проблемы развития творческих способностей в младшем школьном возрасте, так как они формируют умение произвольно и продуктивно использовать полученные знания, помогают научиться не готовым понятиям, а способам решения сложных задач, формируют установку на потенциальные знания, на научение «учиться», а не пользоваться готовыми схемами. В сложном и быстро меняющемся современном мире такие способности чрезвычайно важны, они помогают не только адаптироваться в самых разнообразных ситуациях, но и самореализоваться в них.

В науке сложились определенные предпосылки для многоаспектного изучения проблемы развития творческих способностей.

Философский и культурологический аспекты понимания проблемы творчества широко изучались как русскими, так и зарубежными исследователями: Н.А. Бердяевым, В.Н. Вернадским, А.А. Потребни, В.И. Соловьевым, И.А. Ильиным, С.О. Грузенбергом, А. Камю, Б. Кроче, А. Мальро, Ф.В.Й. Шеллингом, П.К. Энгельмейером и многими другими.

Значительный вклад в разработку проблемы творческих способностей внесли физиологи и психологи двадцатого века: В.М. Бехтерев, Ф. Бинэ, Л.С. Выготский, Д.Б. Богоявленская, А.М. Матюшкина, В.Н. Дружинин, Е.Е. Туник, И.Я. Лернер, Я.А. Пономарев, Б.М. Теплов [6, 13, 18, 20, 22] и другие. Они подробно исследовали «механизм» творческого процесса и условия развития способностей.

В психолого-педагогических исследованиях, прямо или косвенно рассматривающих эту проблему, показана роль овладения специфическими, уникальными человеческими способностями в общем цикле развития человека (Л.В. Вергер, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, [16, 30] В.Я. Дранков, А.Ю. Козырева и другие).

Огромное значение развитию творческих способностей придавали известные педагоги: К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, А.С. Симонович, В.И. Водовозов, Е.Н. Водовозова, И.А. Сикорский, П.Ф. Каптерев, Е.А. Покровский, К.Н. Венцель, М.Х. Свентицкая и многие другие.


Большой вклад в изучение проблемы формирования креативности внесли зарубежные психологи: Е. Торренс, Ж. Тейлор, Дж. Гилфорд, Ф. Вильямс, К. Роджерс, А. Маслоу, Т. Рибо, Дж. Уоллес и другие. Первый тест, направленный на определение креативности, был разработан Е. Торренсом.

Концептуальные основы культурологического аспекта воспитания и развития творческих способностей содержат работы А.И. Арнольдова, Ю.П. Азарова, Л.В. Даниловой, С.Н. Иконниковой, В.С. Кузина, А.Г. Михайлик, М.В. Махдинарова, Г.А. Праздникова, Т.Л. Якубовской и других. Этими авторами рассматриваются проблемы развития конкретных видов способностей (музыкальные, художественные, театральные, вокальные и другие), их диагностика и условия формирования.

Таким образом, мы видим, что данная проблема рассматривалась многими учеными в различных аспектах, что свидетельствует об интересе науки к ней в разные годы.

Все вышеизложенное определило проблему исследования, состоящую в поиске способов развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста.

Объект исследования — творческие способности младших школьников.

Предмет исследования – развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности.

Цель исследования: выявить психологические особенности развития творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности.

Задачи исследования:

  1. проанализировать и обобщить основные теоретические подходы к изучению творческих способностей в отечественной и зарубежной литературе;
  2. изучить психологические особенности развития творческих способностей у младших школьников во внеурочной деятельности;
  3. разработать и экспериментально апробировать систему занятий, направленных на развитие творческих способностей в младшем школьном возрасте.

Методы исследования. Для достижения цели исследования и решения обозначенных задач использовалась совокупность следующих методов: теоретические – анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы, сравнение, обобщение; эмпирические – констатирующий и формирующий эксперименты; методы статистической обработки и анализа экспериментальных результатов и исследовательской информации.


ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

1.1. Основные подходы к изучению творческих способностей в зарубежной и отечественной психологии

В науке сложились определенные предпосылки для многоаспектного изучения проблемы развития творческих способностей. В начале XX века за рубежом широкое распространение получил психоаналитический подход, основателем которого является 3. Фрейд.

Сторонники: психоаналитического направления рассматривают творческие способности как индивидуально, выраженные врождённые особенности человека; определяющие качество его жизнедеятельности.

Творчество, с позиции, гештальт психологической теории творчества подхода, описывается как разрушение существующего гештальта для построения лучшего, а творческие способности понимаются, как психологические особенности личности, которые направлены на достижение оптимального равновесия. [25].

Представители бихевиоризма (Торндайк Э., Уотсон Дж.) и: необихевиоризма (Кэттел Р., Тернстоун Л.) обращают внимание на различие творческой способности и интеллекта.

Вклад представителей бихевиоризма и необихевиоризма в изучение проблемы общих способностей и творческих, в частности, заключается в том, что они, установили возможность, их измерения, оценки и развития в процессе обучения; выявили связь способностей с биологическими и когнитивными процессами; определили влияние творческой среды на развитие творческих способностей личности.

Сторонники когнитивной психологии (Герберт Г., Гилфорд Дж., Торренс Е. П.) рассматривают творчество, креативность и творческие способности через призму познавательных процессов. Так, по мнению С. Герберта, творческие способности не несут никаких признаков уникальности, а, значит они не заслуживают самостоятельного изучения. Свою точку зрения С. Герберт отстаивает, доказывая, что ординарные когнитивные процессы, трансформированные определённым образом, достаточны для открытия базовых научных знаний. Этой точке зрения противостоит другая, согласно которой проблема творчества, с позиции познания; означает попытку понять умственные механизмы, представления и процессы, лежащие в основе творческой мысли. Так, Дж. Гилфорд рассматривает творческие способности, креативность как самостоятельный фактор, не зависимый от интеллекта. Он считает операцию дивергенции, наряду с операциями преобразования и импликации, основой креативности как общей творческой способности. Анализируя проблему творческих способностей, креативности, Е. П. Торренс подчеркивает, что они в современных исследованиях трактуются как высший мыслительный процесс, творческие способности связаны с инсайтом («ага-реакция») синтезирующим мыслительном актом, в результате которого возникают новые ассоциации идей, мыслей, фактов [15].


Таким образом, творческие способности в рамках когнитивной психологии рассматриваются, как форма мышления, превосходящая «обычное логическое и рациональное мышление». Представители когнитивной психологии сделали шаг вперёд по сравнению с ранними трактовками, в которых творческие способности рассматривались, как регрессивный мыслительный процесс.

Представители гуманистической психологии (Маслоу А., Роджерс К., Роджерс Н.) считают, что креативность, творческие способности практически аналогичны понятию «здоровой, самоактуализирующейся личности, вочеловеченного человека» [11].

По мнению А. Маслоу, творческие способности заложены в каждом из нас и являются наиболее универсальной характеристикой человека, они проявляются в разных формах самовыражения [11].

Согласно А. Маслоу, первоначальным источником творчества является потребность в самоактуализации, полной и свободной реализации своих способностей и жизненных возможностей [11]. По мнению К. Роджерса, творческие способности человека направлены на возможность достижения «идеального Я».

Таким образом, согласно гуманистическому направлению, творческие способности - это основание для непрерывного развития и самоактуализации человека, они являются частью его природы.

Подводя общий итог, можно сказать, что в зарубежной психологии творческие способности часто отождествляются с креативностью и определяются как стремление человека создавать нечто новое, оригинальное.

Рассмотрев взгляды зарубежных психологов на проблему творческих способностей, обратимся к. изучению данного феномена в отечественной психологии, где на рубеже XIX-XX веков сложилось отдельное направление, изучающее творческие способности и творчество в целом — психология творчества [19].

Отечественные психологи (Ананьев Б. Г., Леонтьев А. Н;, Рубинштейн) изучают творческие способности главным образом в; контексте личностно-деятелъностного подхода, в рамках которого творческие способности рассматриваются , как основа успешности деятельности. Каждый человек, совершая свой жизненный путь, выполняет различные виды деятельности, в процессе которых все психические процессы личности, в том числе и способности формируются и развиваются. Деятельностное и активно-преобразовательное отношение человека к миру обусловливается творческим изобретением новых культурных норм[1, 10, 17, 29].

Так А. Н. Леонтьев считает, что творческие способности — это результат целенаправленного обучения творческим знаниям [9].


По мнению С. Л. Рубинштейна, всякая: способность является способностью к какой-то деятельности [16].

Согласно Л. С. Выготскому, динамика творческих способностей; зависит от инкультуризации, вследствие, которой у человека, природные возможности модифицируются происходит формирование социальных и культурных знаков, понятий, способствующих успешной самореализации [6].

Из современных исследователей, работающих в рамках личностно-деятельностного подхода, следует отметить таких авторов, как Г.В. Терехова и С.3. Гончаров. По мнению Г. В. Тереховой, творческие (креативные) способности представляют собой комплексные возможности ученика, которые направлены на создание или преобразование образовательных продуктов в творческой деятельности [28].

Таким образом, сторонники личностно-деятельностного подхода рассматривают творческие способности,как основу успешности любой продуктивной формы деятельности, а личность - как субъект этой деятельности.

Сторонники функционально-генетического подхода (Гриник Д.В., [7] Макарова К.В. [12], Шадриков В.Д. и др.) рассматривают структуру способностей с позиции функции и функциональной системы.

Таким образом, представители функционально-генетического подхода рассматривают способности, в том числе и творческие, с точки зрения функции и функциональной системы, а возникновение способностей — с позиции генетической теории.

Проведённый анализ основных подходов к исследованию творческих способностей в отечественной психологии, с нашей точки зрения, даёт основание полагать, что в рамках нашего исследования, правомерен личностно-деятельностный подход к пониманию творческих способностей поскольку творческие способности рассматриваются как основа успешности выполнения какой-либо деятельности, имеющей творческий аспект, а младший школьник — как субъект, преобразующий деятельности.

При определении признаков творческих способностей почти каждый исследователь предлагает свой набор наиболее существенных на его взгляд признаков. Однако во всех этих перечислениях существуют показатели, которые считаются почти всеми как основные и фундаментальные. Эти основные показатели выделяются и в мыслительной деятельности, и в целостной структуре творческой индивидуальности [27].

Первый признак, который по мнению большинства авторов, отличает творческих людей (креативов) от нетворческих людей (интеллектуалов), заключается в их« открытости опыту», чувствительности к новизне, к новым проблемам. В противоположности интеллектуалам, которые могут успешно решать и пусть самые сложные, но уже готовые, поставленные кем-то проблемы, творческие люди способны сами видеть и ставить проблемы. Интеллектуалы могут решать и предсказывать ситуацию, креативы создают ее сами.