Файл: Особенности организации коллективной творческой деятельности младших школьников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 339

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Коллективная творческая деятельность и теоретический анализ проблемы развития творческих способностей в младшем школьном возрасте

Сущность и виды коллективной творческой деятельности

1.2 Влияние коллективной творческой деятельности на формирование и развитие личностных качеств и творческих способностей младших школьников

Глава 2. Организация коллективной творческой деятельности в начальных классах

2.1 Структура коллективных творческих дел

2.2. Организация и проведение коллективной творческой деятельности

2.3 Типы, приемы и условия проведения коллективной творческой деятельности

Глава 3. Организация взаимодействия учащихся в жизнедеятельности класса

Описание практического опыта работы по организации коллективного творческого дела младших школьников

Заключение

Библиографические ссылки

Коллективная творческая деятельность позволяет создать широкое игровое творческое поле, результатом такого творчества становятся написанные детьми или взрослыми по отдельности или совместно сценарии, сочинения, стихи, песни, на сцене демонстрируются спектакли, миниатюры и т.д. Выставки, организуемые почти всегда во время поведения КТД, демонстрируют широкий спектр творческих работ прикладного характера.

КТД - это верный путь соединения и создания школьной общности на длительное время, создание и расширение пространства, способствующего развитию личности.

Глава 2. Организация коллективной творческой деятельности в начальных классах

2.1 Структура коллективных творческих дел

В современной литературе выделяются следующие структуры организации коллективных творческих дел: простая линейная структура, сложная линейная структура и взаимосвязанная структура. Работа по каждой из структур охватывает достаточно большой временной период организации коллективных творческих дел (от одного месяца до четверти и более). Рассмотрим ниже подробнее каждую из структур:

1. Простая линейная структура

Простая линейная структура включает в себя несколько мероприятий (цепь дел), объединенных общей темой или целью.

Рис. 1. Схема простейшей структуры коллективных творческих дел.

На начальном этапе происходит ввод в игровое действие, объясняются правила игры, условия, цепь мероприятий. Учащиеся знают, из чего нужно исходить, через какие промежуточные результаты пройти (какие задачи решить на каждом из мероприятий). Воспитатель помогает детям ставить задачи и находить пути достижения промежуточных результатов каждого дела. Результаты могут быть представлены в виде выступления, творческого альбома и других формах. Подведение итогов изначально поставленной цели всей деятельности проводится на ключевом мероприятии, которое можно провести как праздник, фестиваль. Таким образом, организованное коллективное творческое дело позволяет привлечь к активному действию большее количество участников, заинтересованных общей значимой деятельностью. Коллективно творческое дело этой структуры может охватывать временной период около полугода.


Организовывая деятельность по данной структуре, делают следующим образом: один раз в четверть все участники собираются на коллективное творческое дело, где каждая группа учащихся представила в творческой форме результаты промежуточной работы. Такая организация игровой деятельности учащихся позволяет строить обмен опытом, коллективно открывать мир в живой, увлекательной форме, развивать любознательность, товарищескую взаимопомощь, привлекать родителей в образовательный процесс.

Конечным результатом коллективной творческой деятельности является ключевое дело. На нем подводятся итоги работы, оценивается деятельность каждой группы участников, (могут быть выбраны разные направления работы) и, таким образом, получается общее дело, общий результат, так как каждый из участников продемонстрировал свои достижения и получил еще и новую дополнительную информацию.

Структура называется простой линейной потому, что деятельность учащихся осуществляется в разных формах последовательно: от задания к заданию, от этапа к этапу во всех параллелях классов начальной школы одновременно.

Одновременное начало коллективных творческих дел и подведение итогов в процессе проведения игры, создают элементы соревнования между классами, что поддерживает интерес участников, активизирует их деятельность, формирует потребность в познании окружающего мира.

2. Сложная линейная структура

Рис. 2. Схема сложной структуры коллективных творческих дел.

Организация совместной деятельности согласно этой структуре предполагает совмещение простой линейной структуры и разветвленной. Ключевое основное мероприятие находиться не в конце, при подведении итогов дела, а в середине.

Сложная линейная структура (рис.2) включает в себя начальное мероприятие, основное мероприятие, цепь дел, итоговое дело. На начальном этапе происходит ввод в игровое действие, объясняются правила игры, условия. До основного (ключевого) мероприятия деятельность учащихся организуется по простой линейной структуре. На основном мероприятии участники в творческой форме представляют отчет о проделанной работе. Далее учащимся напоминается цель и планируемый результат коллективного творческого дела. Участникам предлагается посоветоваться и выбрать дальнейший путь деятельности. На выбор им предлагается три пути, три варианта, различающиеся по степени сложности (отражающих количество шагов до достижения главной цели коллективных творческих дел; чем сложнее, тем меньше шагов) и степени самостоятельности. Каждый из вариантов достижения цели может быть представлен детям как карта путешествия или маршрутный лист. Рассмотрим эти варианты.


А) Линейный - отражает простую линейную структуру, учащиеся, передвигаясь по карте путешествия на каждой “станции” выполняют задания последовательно, поочередно.

Б) Проблемный - где известны начальные условия и конечный результат; учащиеся должны открыть для себя промежуточные результаты, то есть найти пути достижения конечного результата. Таким образом, разрешается противоречие между тем, что учащиеся знают и что должны узнать.

В) Программированный - когда учащиеся знают, из чего нужно исходить и что делать для достижения конечного результата, но промежуточные результаты не доводятся, что позволяет учащимся проявить творческую активность.

Таким образом, вторую часть творческого дела каждый класс проходит по разному, в зависимости от параллели классов варьируются задания по степени трудности; варьируются формы деятельности учащихся; на выполнение задания затрачивается необходимое количество времени.

Подведение итогов коллективных творческих дел проводится на завершающем цепь мероприятий заключительном деле (итоговом мероприятии), обобщаются полученные знания, результаты совместной деятельности.

Рассмотрим положительные и отрицательные стороны сложной линейной структуры организации творческой совместной деятельности:

1)в итоге все участники достигают конечного результата; все становятся победителями, так как каждый проделал большую, выбранную им работу;

2)поддерживается дух соревнования; не обостряется соперничество;

3)повышается интерес творческая активность участников;

4)игра способствует расширению кругозора учащихся, развитию познавательного интереса, сплочению классного и школьного коллектива. К отрицательным сторонам можно отнести только большую трудоемкую организацию работы по этой структуре. Игровая деятельность учащихся, организованная по сложной линейной структуре способствует проведению разнообразной внеурочной воспитательной деятельности.

3. Взаимосвязанная структура

Особенностью взаимосвязанной структуры (рис.3) является то, что при работе над темой творческого дела могут объединяться классы из разных параллелей, но эти объединения не постоянны и существую во времени столько, сколько нужно для выполнения отдельного этапа или задания. Такая организация деятельности способствует сплочению школьного коллектива. [12]

Рис. 3. Схема взаимосвязанной структуры коллективных творческих дел.


На основе коллективного творческого дела строится взаимодействие классов разных параллелей. Каждая параллель классов получает свое творческое задание. В классах проходит работа по поиску информации, ее обработка, обмен полученной информацией с соседями. Таким образом, осуществляется взаимодействие учащихся всей начальной школы. На итоговом коллективном творческом деле представляются самые лучшие моменты, эпизоды той деятельности, которая проходила в классах и между классами, при участии взрослых. Особая, важная роль отводится воспитателям групп продленного дня.

2.2. Организация и проведение коллективной творческой деятельности

В настоящее время принято выделять несколько этапов подготовки и проведения коллективной творческой деятельности (КТД) младших школьников.

Предлагаем рассмотреть эти этапы:

1 этап: этап задумки, накопления идей, выдвижение цели и задач, доведение их до принятия каждым участником - детьми и подростками и взрослыми. При этом используются самые разнообразные приёмы: коллективное общение, «продажа идей», «мозговой штурм» (атака), когда предлагается много невероятных идей.

2 этап: этап начальной организации (коллективное планирование): отбор идей к осуществлению, выборы «совета дела», определение задач и функций каждого члена совета, всех участников, приглашённых, гостей.

3 этап: этап оповещения и доведения всех идей и содержания дела до сведения всех участников и гостей. Приёмы: различного рода необычные афиши, другие формы оповещения - театрализация, костюмированное приглашение, необычные пригласительные билеты и письма с предложениями об участии. Создание атмосферы ожидания.

4 этап: этап распределения поручений по подготовке отдельных фрагментов дела (по группам, индивидуальные задания): жеребьёвка, творческое деление на группы, коллективное определение, кто какое поручение может выполнить наилучшим образом, личные предложения и идеи. Подготовка необходимой атрибутики и бутафории, костюмов, музыкального кино, видео-оформления [7].

5 этап: этап проведения самого дела.

Здесь выделяются несколько важных шагов:

- Сбор гостей, различные действия в преддверии события (представление гостей, тематические выставки, театрализованные и музыкальные эпиграфы, шуточные испытания, аттракционы, сюрпризы, символические сувениры).


- Торжественное начало, «зачин» - песенное, театрализованное, музыкальное, видеофильм, постановка проблемных вопросов и задач, произнесение вступительных слов, чтение стихов и другое.

- Основная часть - содержание и методика определяются основным видом деятельности, жанром избранной формы, возрастом участников, отобранным и подготовленным содержанием, избранными коллективно приёмами.

- Финальная, завершающая часть - творческое подведение итогов, принятие решения или обращения, награждение победителей, общая ритуальная часть - линейка, итоговая объединяющая песня, театрализованное действие, трогательное прощание и так далее.

6 этап: этап подведения итогов. Сначала - среди всех участников: по кругу или избранно все высказывают своё мнение о том, что было хорошо, что - не очень, и как надо было делать. После этого следует психолого-педагогический анализ проведённого дела, осуществляемый педагогами. Проектируется деятельность на будущее [7].

Каждый из этапов организации КТД оснащен своими методическими приемами. "Финишная" рефлексия – коллективный анализ свершенного – тоже имеет свое методическое обеспечение. По И.П.Иванову на общем сборе обсуждаются три основных вопроса:

1. Что было хорошего, что удалось и почему?

2. Что не получилось и почему?

3. Что предлагаем на будущее?

Принципиальное значение имеет также их последовательность.

Методика рефлексии по Иванову помогает снимать психологическое напряжение, разряжать и предотвращать конфликты. Этот положительный эффект достигается, когда начинают не с "негатива", а с хорошего: что понравилось, удалось, обрадовало, кто особенно отличился, кому спасибо скажем.

Когда коллектив не только оценивает прошлое, но и намечает программу своих дальнейших действий, когда "финишная" рефлексия становится "стартовой", у людей появляется перспектива, оптимизм, желание действовать.

Сила каждого творческого дела в том, что оно требует общего поиска, дает толчок и открывает для него широкий простор. Поэтому в каждом из таких дел – гибкая форма, богатое содержание, нестандартные варианты [7].

Коллективная творческая деятельность будет проходить успешнее тогда, когда ее девизами будут: «Наша цель – счастье людей!» и «Все – творчески, иначе – зачем!»

Перед проведением коллективного творческого дела необходимо создать его план. Планирование КТД должно отвечать на вопросы: кто, почему, когда, где, зачем, что, как.

  • Кто? Участники, зрители, жюри.
  • Почему? Определение актуальности, необходимости.
  • Когда? Определение временных рамок (сроки, продолжительность).
  • Где? Определение возможного места проведения мероприятия.
  • Зачем? Определение целей и задач.
  • Что? План дела, его краткое описание.
  • Как? Подробное описание дела.