Файл: Особенности организации коллективной творческой деятельности младших школьников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 344

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Коллективная творческая деятельность и теоретический анализ проблемы развития творческих способностей в младшем школьном возрасте

Сущность и виды коллективной творческой деятельности

1.2 Влияние коллективной творческой деятельности на формирование и развитие личностных качеств и творческих способностей младших школьников

Глава 2. Организация коллективной творческой деятельности в начальных классах

2.1 Структура коллективных творческих дел

2.2. Организация и проведение коллективной творческой деятельности

2.3 Типы, приемы и условия проведения коллективной творческой деятельности

Глава 3. Организация взаимодействия учащихся в жизнедеятельности класса

Описание практического опыта работы по организации коллективного творческого дела младших школьников

Заключение

Библиографические ссылки

Современные дети младшего школьного возраста способны проявить активность, инициативу, творчество, однако реальная практика говорит о том, что в начальной школе в подавляющем большинстве случаев учащиеся пассивно выполняют поручения педагога, тогда как ребёнок способен активно участвовать в общественной жизни, самостоятельно принимать решения в различных ситуациях.

Начальное обучение закладывает фундамент всего дальнейшего учения и развития личности. Формирование личностных качеств ребенка. Особенность воспитания и обучения данной ступени состоит в том, что они осуществляются, как правило, одним педагогом [7].

От умелого руководства, сочетания различных форм работы, направленных на формирование лидерских качеств у младших школьников, зависит социальная успешность детей в будущей, учебной, личной, профессиональной деятельности.

Необходимо обратить внимание на то, что реализация данных подходов должна осуществляться при выполнении совместной деятельности всеми членами коллектива, а значит и развитие лидерских качеств младших школьников должно проходить в коллективной деятельности.

Коллективное творческое воспитание - особый способ организации жизнедеятельности детей и взрослых, предполагающий совместную деятельность, направленную на улучшение совместной жизни. Коллективное творческое дело (КТД) является важнейшим структурным компонентом методики коллективно-творческого воспитания. Данная методика предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. Каждому предоставляется возможность определить для себя роль, характер своего участия и ответственности. КТД позволяют создать в школе широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового. В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать в коллективе, распределять грамотно обязанности, делить успех и ответственность с другими, дети узнают друг о друге много нового [9].

Развитие всех познавательных процессов, а также творческих способностей осуществляется во время коллективной творческой деятельности. Таким образом, осуществляются два важных процесса одновременно - формирование и сплочение классного коллектива, и формирование личности школьника, развитие тех или иных качеств личности. В процессе общей работы происходит и взаимодействие людей разных возрастов, что помогает ребенку преобрсти оыт в общении со взрослыми людьми. Во время планирования и организации КТД его участники приобретают большой организаторский опыт, каждый может подать идею, предложить новый способ действия, взяться за реализацию определенного этапа коллективного творческого дела. КТД становятся мощной силой, притягивающей в школу, обеспечивают широкую внеурочную занятость детей. КТД, по мнению Т.А.Стефановской [9], обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, позволяют каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно. Сила каждого КТД состоит в том, что оно требует общего поиска, дает ему толчок и открывает для него широкий простор. Поэтому, в каждом из таких дел важны гибкая форма и богатое, разнообразное содержание, нестандартные варианты. В сфере воспитания коллективная деятельность и коллективные творческие дела (КТД) уже на протяжении десятилетий занимают свое особое место. Эта замечательная методика, технология, прекрасно учитывающая психологию, действительно способна творить чудеса. У каждого, кто погружался в чарующую атмосферу коммунарского сбора, участвовал в КТД, магическим образом пробуждался творческий потенциал, возникали самые добрые чувства к своим товарищам [9].


При организации внеучебной деятельности (КТД) взрослый использует такие приёмы, как перевоплощение (фантазирование), экспериментирование (художественно-поисковая деятельность), совмещения (синтез искусств), также эти приемы могут быть использованы на уроках в учебной деятельности.

Эти приёмы дают детям возможность свободно оперировать представлениями, получаемыми на обычных занятиях, активизировать творческое воображение и творческое мышление, вызывают эмоциональный отклик на зрительные и слуховые впечатления, пробуждают желание заниматься творчеством [14].

Чтобы раскрыть особенности развития творческих способностей младших школьников как в учебной, так и во внеучебной деятельности, необходимо обратиться к психологическим особенностям данного возраста [5].

Поступление в школу — переломный момент в, жизни ребёнка. Ведущим видом деятельности для него становится учебная, которая способствует обогащению индивидуального опыта младшего школьника, формированию у него знаний об окружающем мире и о самом себе. [2].

В начальной школе происходит развитие всех познавательных процессов младших школьников, однако среди них особое значение придаётся развитию мышления, которое становится доминирующим и начинает определять работу других познавательных процессов.

В школьном возрасте начинает формироваться новый тип мышления - теоретический, что позволяет младшему школьнику решать задачи, ориентируясь на внутренние существенные свойства и состояния. В процессе школьного обучения происходит не только усвоение ребёнком отдельных знаний и умений, но и их обобщение и вместе с тем формирование интеллектуальных операций. Интеллект стимулирует качественные-изменения всех остальных функций, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность. Понятия учащегося о пространстве и времени становятся более адекватными, обобщёнными в связи с включением операций сравнения, то есть становятся опосредованными. [12].

Мышление младшего школьника неразрывно связано с другими психическими процессами, и прежде всего с воображением.

На начальном этапе школьного обучения воссоздающее воображение детей характеризуется главным образом неустойчивостью и спонтанностью. В ходе учебной деятельности школьники осваивают «совокупность средств внешнего, предметного выражения продуктивного воображения», и чем больше они накапливают знаний, чем богаче их опыт и разнообразнее впечатления, тем более интересные и необычные образы возникают в их воображении. [13].


Особое значение приобретает импровизация, где творческий замысел ребёнка реализуется без предварительной подготовки и сразу в законченном виде. Детям интересно импровизировать и проявлять себя в роли, сочинять и исполнять музыку, создавать рисунок одновременно под влиянием возникающих эмоциональных состояний и мыслей [11].

Рассмотрим особенности развития каждого из компонентов творческих способностей и их показатели.

Когнитивный компонент включает в себя знания (результаты познания), умения (способность успешно выполнять определённые действия), и навыки (выполнение; деятельности без контроля: со стороны сознания и с успешным результатом), помогающие младшему школьнику реализоваться в различных видах деятельности.

В процессе внеучебной деятельности у младшего школьника активизируется« творческое мышление, воображение и образное мышление», а также данные процессы активизируются и в учебной деятельности, например, на уроках технологии, литературного чтения, музыки. Опираясь на имеющиеся знания и культурный опыт, ученики генерируют нестандартные решения предложенных задач, которые отличаются новизной, неповторимостью, что свидетельствует о развитии их творческих способностей [17].

Рассмотрим показатели когнитивного компонента:

1) творческое мышление

2) наглядно-образное мышление

Представленные выше показатели соотносятся с когнитивным компонентом творческих способностей младших школьников.

Эмоциональный компонент творческих способностей представлен позитивным отношением младшего школьника к творческому учителю, к выполняемой деятельности и его собственными эмоциональными переживаниями в процессе вне учебной деятельности [16].

Другим показателем эмоционального компонента творческих способностей, являются - эмоциональные переживания ребёнка в творческой деятельности, возникающие у него в процессе выполнения таких видов деятельности, как музыкальная, изобразительная и игровая.

Следующий компонент творческих способностей — мотивационный представленный системой побудителей, включающей мотивы, интересы, потребности учащегося. Данный компонент позволяет определить личностную значимость для младшего школьника и развития творческих способностей в процессе вне учебной деятельности.

Таким образом, выбор показателей развития творческих способностей соотносится с основными структурными компонентами последних, а изменение каждого из компонентов возможно в рамках специально разработанной программы. Все структурные компоненты взаимосвязаны между собой и их изменение свидетельствует об изменении творческих способностей в целом [16].


Данный вид деятельности позволяет учащимся реализовывать свои интересы и потребности, развивать интеллектуальные и творческие способности, социальное творчество. Данная система предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. Как известно, готовых рецептов воспитания не бывает. Повторить чью - то авторскую идею КТД невозможно, но “схватить” эту идею, почувствовать её и разработать с детьми в обновленном варианте - уже творчество. Существуют множество моделей работы с детьми. У каждой свой индивидуальный сценарий, своя композиция, своё содержание, свой набор творческих ролей. Здесь очень важен замысел коллективно творческого дела. Сам потенциал коллективной деятельности богат коллективными мыслями самих ребят. Детская импровизация - высшее достижение КТД. И у каждого всё получается по-разному. Любую модель можно насытить содержанием разных направлений воспитательной деятельности. Главное, чтобы дети нашли себя, реализовались в деле, насытились роскошью общения, содружеством и сотворчеством.

В работе с КТД педагог постоянно опирается на микроколлективы: команды, группы, звенья, творческие объединения, приятельские группы, чтобы дойти до каждого в том или ином КТД. Дети могут на разных этапах подготовки, проведения и анализа быть в разных микрогруппах то есть их можно менять местами и делегировать обязанности. И это очень важно. В разных группах ребенок вступает в новые отношения, занимает новые положения. Разбить ребят на “группы действия” помогут такие приемы, как жеребьевка, считалка, добровольное желание, заявка на участие. Ребят можно “мешать” по группам, по игровым и даже шуточным приметам: по цвету волос, глаз, росту, именам, по дню рождения, месту жительства и т.д. Можно назвать трех - четырёх первых членов группы, те выберут по одному партнёру, выбранные назовут следующих, так быстро укомплектуется команда. Можно разложить цветные кружочки, эмблемы и другие “амулеты”, дети выберут их произвольно, создав группу [7].

Группа - главный элемент КТД. Учеников надо учить работать вместе, уважая мнение каждого своего товарища, считаясь с его интересами и желаниями. Если все хотят делать что-то, надо использовать конкурс, если никто не хочет жеребьевку. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности.

КТД позволяет создать широкое игровое творческое поле, результатом такого творчества становятся написанные детьми или взрослыми по отдельности или совместно сценарии, сочинения, стихи, песни, на сцене демонстрируются спектакли, миниатюры и т.д. Выставки, организуемые почти всегда во время поведения КТД, демонстрируют широкий спектр творческих работ прикладного характера.


Большие выставки прикладного и письменного творчества, а так же публичные выступления ребят на сцене друг перед другом, часто не просто перед ровесниками из параллели, а перед младшими и старшими, создают ситуации демонстрации успеха, ситуации оценки своих достижений относительно успехов других [18].

КТД - это верный путь соединения и создания школьной общности на длительное время, создание и расширение пространства, способствующего развитию личности.

Коллективная творческая деятельность предоставляет возможность ученику:

  • реализовать и развивать свои способности
  • приобретать организаторские навыки
  • развивать творческие способности
  • расширить знания об окружающем мире
  • научиться делегировать
  • приобрести навыки проектирования
  • проявить фантазию
  • закрепить коммуникативные навыки
  • формировать способности к рефлексии (анализу)

Педагогу, родителям и взрослым:

  • развивать творческий потенциал;
  • совершенствовать организаторские возможности;
  • изучить детский коллектив;
  • объединить учащихся, педагогов, родителей;
  • управлять процессом развития личности ребенка;
  • развивать рефлексивные возможности.

КТД имеет огромное влияние на личность каждого школьника, поскольку является способом организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время, являясь основным воспитательным средством. В коллективной творческой деятельности любой младший школьник может заявить о себе, продемонстрировать такие качества своей личности, как ответственность, исполнительность, инициативность, общительность, организованность, авторитет, а значит свои лидерские качества. [14]

Подводя итог, следует отметить, что, формирование личностных качеств и творческих способностей зависят от грамотной организации и проведения коллективной творческой деятельности младших школьников.

В отечественной психологии творческие способности изучаются преимущественно в рамках личностно-деятельностного подхода и определяются как индивидуально-психологические особенности человека, которые обеспечивают успешность осуществления творческой деятельности.

Развитие творческих способностей и личностных качеств в младшем школьном возрасте возможно в специально организованной взрослыми внеучебной деятельности и предполагает изменение структурных компонентов изучаемого феномена. Благоприятными условиями для развития творческих способностей младших школьников являются использование на развивающих занятиях свободной импровизации, синтеза искусств, открытость детей для всего нового, их любознательность, положительное отношение к учителю и ориентация на его творчество, эмоциональная окрашенность выполняемой деятельности.