Файл: Особенности организации коллективной творческой деятельности младших школьников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 337

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Коллективная творческая деятельность и теоретический анализ проблемы развития творческих способностей в младшем школьном возрасте

Сущность и виды коллективной творческой деятельности

1.2 Влияние коллективной творческой деятельности на формирование и развитие личностных качеств и творческих способностей младших школьников

Глава 2. Организация коллективной творческой деятельности в начальных классах

2.1 Структура коллективных творческих дел

2.2. Организация и проведение коллективной творческой деятельности

2.3 Типы, приемы и условия проведения коллективной творческой деятельности

Глава 3. Организация взаимодействия учащихся в жизнедеятельности класса

Описание практического опыта работы по организации коллективного творческого дела младших школьников

Заключение

Библиографические ссылки

Условия проведения КТД

1. Нельзя нарушать последовательность действий при подготовке и проведении любого КТД.

2. Нельзя допускать изменение позиции, роли, которая заранее определена взрослому.

3. Необходимо опираться на свой прошлый опыт, а также знания ребят.

4. Настоящие КТД — это дела, в которых детей и взрослых объединяют общие цели, общие жизненно важные заботы; отношения участников строятся на принципах сотрудничества и сотворчества.

Область действия и содержания КТД сегодня должны отвечать тем процессам обновления, которые происходят во всех областях жизни страны. Главное, чтобы это были дела, в которых детей и взрослых объединяли бы общие цели, общие жизненно важные заботы, а их отношения строились бы на принципах сотрудничества и сотворчества [10].

В подготовке и проведении КТД главное, чтобы это были дела, в которых детей и взрослых объединяли общие цели, общие жизненно важные заботы, а их отношения стоились на принципах сотрудничества и сотворчества.

При организации любого творческого конкурса всегда необходимо помнить о десяти главных компонентах успеха:

  • Определить примерные сроки проведения КТД, от чего, и от кого они могут зависеть.
  • Определить место проведения КТД, от чего, и от кого оно будет зависеть.
  • Уточнить место и время КТД, согласовать их с участниками.
  • Разбить подготовку дела на задачи, определить критические сроки выполнения этих задач и ответственных за них.

Наиболее часто встречающиеся задачи.

  1. Реклама дела.
  2. Поиск ведущего мероприятия.
  3. Подготовка материалов для участников дела (к примеру: в конкурсе шарад участникам понадобится листок и ручка, для конкурса инсценированной - записи песен).
  4. Подготовка материалов для организаторов дела (к примеру: костюмы для концерта, распечатки пропусков и погон для "Зарницы").
  5. Оформление места проведения дела.
  6. Подготовка жури, критериев судейства и подручных материалов для жюри (например, таблички с оценками на КВН).
  7. Подготовка призов победителям.
  8. Подготовка формы дела (к примеру: театральная завязка, подготовка ведущих, подготовка станций, продумывание вопросов к диспуту). Как правило, подготовку формы дела можно разбить на несколько подзадач, которые не обязательно решать сообща.
  9. Согласование с людьми, от которых будет зависеть проведение дела.
  10. Организация прессы: фото, видео, статьи.

Определить методы контроля подготовки дела (назначить время следующего сбора, назначить координатора дела, определить способы общения организаторов КТД между собой).


Определить вероятные препятствия, разработать способы их предотвращения и преодоления. (Пример: на праздничный концерт младшие классы могут прийти в повседневной одежде - необходимо предупредить их заранее, на туристическом слёте может идти дождь - взять с собой плащи).

Определить критические факторы успеха организовать их достижение. Критический фактор успеха - то без чего дело пройти не сможет. (Например: для проведения новогодней сказки нужен актовый зал - если его не откроют, новогодней сказки не будет). Продумать запасные варианты отдельных задач и всего дела в целом.[13]

2.3 Типы, приемы и условия проведения коллективной творческой деятельности

Приемы проведения коллективной творческой деятельности. Коллективные творческие дела могут быть самые различные, они постоянно рождаются в работе объединений, использующих эту методику. Каждое КТД неповторимо, но можно назвать некоторые примеры, использующиеся на всех стадиях подготовки и проведения КТД. Прежде всего, невозможно начать поиск, побудить к творчеству без четко поставленной проблемы или задачи. Важно, чтобы она была определена самими детьми. При этом та или иная проблема обозначается школьниками в результате создания специальных ситуаций. Если задача поставлена педагогом, необходимо убедиться, что она привлекательна и понятна воспитанникам. В зависимости от того, сколько проблем и какие из них выбраны для решения, определяется методика организации коллективной работы.

Один из эффективных приёмов, применяемых почти на всех стадиях проведения коллективных творческих дел, - это создание микроколлективов, групп, бригад для решения конкретной задачи или выполнения творческого задания. В зависимости от содержания, вида КТД формирование групп может идти с учетом желания, интересов, способностей учащихся или по случайному принципу (с помощью считалки или жребия).

Другим необходимым приёмом этой методики является «мозговая атака», когда ученики в группах путем обмена индивидуальными мнениями ищут наилучшие варианты решения проблемы, задачи. В ходе «мозговой атаки» может создаваться «банк идей», то есть набор возможных предложений по решению какой - либо проблемы или задачи.

Часто используется ещё один приём - отбор идей, когда нужно из множества возможных решений, вариантов выбрать один или два - три. Выбор этих идей может осуществляется с помощью голосования или естественным путем, то есть участники поиска определяют характер, форму своего участия реальным добровольным действием. Когда выбор осуществить сложно, используется ещё один приём - защита идей. Каждый член коллектива или микроколлектив аргументируют свой вариант, подводится итог этого поиска, и в результате рождается окончательное решение.[16]


Условия проведения коллективной творческой деятельности. Чтобы обеспечить реализацию воспитательных возможностей КТД, педагогу необходимо соблюдать определённые условия.

В - первых, нельзя нарушать последовательность действий (стадий) при подготовке и проведении любого КТД, допускать извращение позиций, роли, которая определена педагогу, как старшему товарищу.

Во - вторых, подготовка и проведение КТД требуют того, чтобы взрослые вместе с детьми опирались на опыт предшествующих дел.

В - третьих необходимо учитывать опыт и знания учащихся, полученные в учебно-воспитательном процессе; ранее используемые формы КТД - лишь один из компонентов общей системы средств воспитания.

В - четвёртых, важнейшим условием является реализация и развитие идей заботы о себе, друг друге, родителях, близких и далёких людях, окружающем мире. [14] коллективных творческих дел.

Существует три основных типа:

  1. Представление;
  2. Малое творческое дело;
  3. Большое творческое дело.

Большое творческое дело требует предварительной подготовки, как от организаторов данного дела, так и от его участников. Как правило, организаторы дают задание участникам.

Малое Творческое Дело не требует предварительной подготовки от участников -все задания, которые дают им организаторы, должны быть выполнимы непосредственно при проведении дела.

Представление вообще не подразумевает выдачи участникам заданий. Участников представления правильнее называть зрителями.

Таким образом, малое творческое дело и представление будет являться коллективно творческими делами только для его организаторов.

Стоит особо подчеркнуть, что представление -- это тип коллективно творческих дел, а не его форма.

Примеры типов коллективных творческих дел:

  1. Представление
  2. Коллективные песни;
  3. Игры;
  4. Концерт;
  5. Концертные номера + игры с залом;
  6. Беседы с залом (разновидности диспутов, лекции).
  7. Малое Творческое Дело
  8. Телевизионные игры;
  9. Перемещение по станциям;
  10. Конкурсы;
  11. Несценарные ролевые игры.
  12. Большое Творческое Дело
  13. Конкурс или набор постановок;
  14. Сценарные ролевые игры;
  15. Разновидности диспутов.[15]

В современной литературе выделяются следующие структуры организации коллективных творческих дел: простая линейная структура, сложная линейная структура и взаимосвязанная структура. Работа по каждой из структур охватывает достаточно большой временной период организации коллективных творческих дел (от одного месяца до четверти и более).


Простая линейная структура включает в себя несколько мероприятий (цепь дел), объединенных общей темой или целью. Сложная линейная структура. Организация совместной деятельности согласно этой структуре предполагает совмещение простой линейной структуры и разветвленной. Ключевое основное мероприятие находиться не в конце, при подведении итогов дела, а в середине.

Особенностью взаимосвязанной структуры является то, что при работе над темой творческого дела могут объединяться классы из разных параллелей. Такая организация деятельности способствует сплочению школьного коллектива.

Воспитательные возможности КТД могут быть реализованы благодаря нескольким взаимосвязанным стадиям. Структура любого КТД определяется шестью стадиями коллективного творчества.

  • Первая стадия - предварительная работа.
  • Вторая стадия - коллективное планирование КТД.
  • Третья стадия - коллективная подготовка КТД.
  • Четвертая стадия - проведение КТД.
  • Пятая стадия - подведение итогов КТД.
  • Шестая стадия - последействие.

Существует несколько приемов проведения КТД. Один из эффективных приёмов, применяемых почти на всех стадиях проведения коллективных творческих дел, - это создание микроколлективов, групп, бригад для решения конкретной задачи или выполнения творческого задания. Другим необходимым приёмом этой методики является «мозговая атака», когда ученики в группах путем обмена индивидуальными мнениями ищут наилучшие варианты решения проблемы, задачи. Часто используется ещё один приём - отбор идей, когда нужно из множества возможных решений, вариантов выбрать один или два - три. Существует три основных типа КТД:

Большое творческое дело (конкурс или набор постановок и т.д.) требует предварительной подготовки, как от организаторов данного дела, так и от его участников. Как правило, организаторы дают задание участникам.

Малое творческое дело (телевизионные игры, перемещение по станциям и др.) не требует предварительной подготовки от участников -- все задания, которые дают им организаторы, должны быть выполнимы непосредственно при проведении дела.

Представление (игры, концерт, игры с залом и т.д.) вообще не подразумевает выдачи участникам заданий. Участников представления правильнее называть зрителями.

Из всего вышеизложенного мы можем сделать вывод, что коллективная творческая деятельность – является неотъемлемой частью жизни младших школьников, ведь благодаря ей у ребят формируются определенные личностные качества и творческие способности. Они учатся работать в коллективе, принимать общие решения, выслушивать и прислушиваться не только к своей точке зрения, но и к мнению других ребят, приобретают навыки делегирования обязанностей, самостоятельного поиска информации, овладевают организаторскими умениями и навыками, совершенствуют коммуникативные качества, учатся общаться не только с ровесниками , но и со взрослыми людьми, преподавателями.


Следовательно, все перечисленные знания, умения и навыки младших школьников несомненно им пригодятся в дальнейшей жизни и сформируют их мировоззрение, поэтому мы можем сделать вывод, что коллективная творческая деятельность младших школьников – это важное звено обучения.

Глава 3. Организация взаимодействия учащихся в жизнедеятельности класса

Описание практического опыта работы по организации коллективного творческого дела младших школьников

В практической части мы представляем опыт учителя начальных классов, школы №508 по ЮАО, г. Москва, Крикуновой В.Д., было спланировано, организовано и проведено КТД «Путешествие по материкам» в 2 «Б» классе.

Наш 2 «Б» класс – это активный и творческий коллектив детей. В классе 25 человек (12 девочек и 13 мальчиков), чьи способности нужно узнать, проявить и развить; это личности, в которых следует воспитать трудолюбие, товарищество, уважение к людям, ответственность. Этому способствует система коллективных творческих дел, разработанная И.П. Ивановым, профессором, академиком, замечательным педагогом.

Тематика «путешествие по материкам» была выбрана в соответствии с темой учебного процесса, на данный период времени ребята проходили материки.

Предлагаем рассмотреть план КТД.

Таблица 1. План КТД «Путешествие по материкам»

компоненты

⇩проекта

⇩ содержание компонентов проекта ⇩

1

Тема

«Путешествие по материкам».

2

Актуальность

Тема проекта является актуальной так, как она направлена на

формирование у младших школьников основ экологического воспитания, соответствует

школьной программе, имеет важное значение для всего общества.

3

Конечный продукт

Создание творческой карты с материками, животными

и основными достопримечательностями.

4

Цели

1)Создание представления о материках, животных и птиц, которые там обитают, а также об основных достопримечательностях.

2)Развитие у детей творчества, воображения, ассоциативного, образного мышления, фантазии.

3)Развитие коммуникативной и информативной компетентности, умения работать в командах.

4)Создание положительной мотивации учения.

5)Воспитание любви к природе.

6)Научиться делегировать обязанности.

7) Расширение знаний ребенка о растительном и животном мире, о разнообразии погодных явлений и состояний природы в период весны.

5

Задачи

1) расширить представления о материках, животных и птиц, которые там обитают, а также об основных достопримечательностях.;

2) создать творческую карту;

3) способствовать приобретению детьми навыков самостоятельной поисковой деятельности;

4) расширить словарный запас детей (названия насекомых, растений, природных и погодных явлений);

5) развивать наблюдательность, умение делать самостоятельные открытия.

6

План работы

Кратко опишите формы работы над проектом, укажите сроки и ответственных.

1

Формы работы

Сроки

Ответственные

Индивидуальная форма работы (сбор информации по теме проекта).

27.04.18 – 30.04.18

Все учащиеся класса

2

Работа в команде (создание творческой карты) – 6 команд.

05.05.18, 07.05.18, 13.05.18

Все учащиеся класса

3

Защита проекта

15.05.18

Все учащиеся класса

7

Форма представления проекта

Кратко опишите в какой форме проект будет представлен и где? (презентация, доклад, реферат, конференция, конкурс и т. д.)

1

Демонстрация, созданного в группах, творческой карты материков с животными, птицами и

основными достопримечательностями. Выступление команды с докладом о каждом материке.

8

Наглядное представление проектных данных

Наглядно представьте две возможных версии результатов проекта:

а) положительный результат

б) отрицательный результат

  1. Выполнение в назначенный срок всех заданий.
  2. Создание достойной актуальной творческой карты материков.
  3. Демонстрация проекта проведена в виде устной защиты проекта.

Нет.

Условные обозначения и комментарии

9

Выводы

Сформулируйте выводы, допуская, что результат работы положительный

1

Начиная работу над проектом мы ставили перед собой следующие цели 1)Создание представления о материках, животных и птиц, которые там обитают, а также об основных достопримечательностях.

2)Развитие у детей творчества, воображения, ассоциативного, образного мышления, фантазии.

3)Развитие коммуникативной и информативной компетентности, умения работать в командах.

4)Создание положительной мотивации учения.

5)Воспитание любви к природе.

6)Научиться делегировать обязанности.

Все цели и задачи мы достигли, учащиеся работа индивидуально, самостоятельно добывали и перерабатывали информацию в рамках темы. Учащиеся были очень активны. Работать над

Проектом было очень интересно и увлекательно. В результате у нас получился красивый и интересный творческий проект о материках. Защита проекта прошла успешна.

Цели достигнуты.