Файл: Особенности организации коллективной творческой деятельности младших школьников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 333

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Коллективная творческая деятельность и теоретический анализ проблемы развития творческих способностей в младшем школьном возрасте

Сущность и виды коллективной творческой деятельности

1.2 Влияние коллективной творческой деятельности на формирование и развитие личностных качеств и творческих способностей младших школьников

Глава 2. Организация коллективной творческой деятельности в начальных классах

2.1 Структура коллективных творческих дел

2.2. Организация и проведение коллективной творческой деятельности

2.3 Типы, приемы и условия проведения коллективной творческой деятельности

Глава 3. Организация взаимодействия учащихся в жизнедеятельности класса

Описание практического опыта работы по организации коллективного творческого дела младших школьников

Заключение

Библиографические ссылки

Теперь, предлагаем рассмотреть организацию КТД.

На первой стадии (предварительная работа коллектива) мы определили воспитательные задачи КТД.

Это:

1) расширить представления о материках, животных и птиц, которые там обитают, а также об основных достопримечательностях.;

2) создать творческую карту;

3) способствовать приобретению детьми навыков самостоятельной поисковой деятельности;

4) расширить словарный запас детей (названия насекомых, растений, природных и погодных явлений);

5) развивать наблюдательность, умение делать самостоятельные открытия.Во время стартовой беседы с девочками мы решили, что лучшие стихи, рассказы, сказки будут прочитаны подшефном классе малышам, на родительских собраниях и на классных сборах.

Работа будет продолжаться в течение 1 месяца и на уроках творчества в ней будет принимать участие весь класс. Возглавить коллективное творческое дело должен был классный руководитель.

На второй стадии (коллективное планирование) класс был разделён на 6 команд по принципу (6 материков – 6 команд). Команды были смешенные и разделены с помощью жеребьевки.

Это следующие группы:

    • Евразия,
    • Австралия,
    • Южная Америка,
    • Северная Америка,
    • Африка,
    • Антарктида.

Каждой команде была предоставлена памятка, с тем, что они должны делать и как они должны распределить обязанности внутри группы.

Затем внутри команды были распределены обязанности между участниками (1 ученик ищет информацию о животных, 2 о самом материке, 3 о птицах, 4 о достопримечательностях, 5 о климате).

На третьей стадии (коллективная подготовка КТД) были установлены временные рамки проекта (1 месяц). Все были увлечены делом, радостно и с удовольствием взялись за него, так что такие советы И.П. Иванова на этой стадии КТД, как товарищеский контроль и товарищеское требование, применять не приходилось. Использовалось лишь товарищеское поощрение. Ребята были готовы к творчеству и убеждены в его необходимости и важности. Все были вовлечены в процесс. Активно в течение нескольких занятий создавали творческую карту проекта.

Четвертая стадия – подготовка к проведению. Оформление кабинета, расстановка парт и стульев.

Пятая стадия КТД – это проведение коллективного творческого дела. Защита и презентация КТД проходила в формате устной защиты. Каждая команда представляла свой материк. Результатом коллективного дела стала творческая карта материков. Приложение 1.


Шестая стадия КТД (коллективное подведение итогов). На коллективном подведении итогов мы сделали выводы, что получилось, что нет. С какими проблемами столкнулись. Какие выводы стоит сделать. На общем сборе мы пришли к выводу, что КТД сплотило ребят, заставило их требовательно относиться к себе и другим, интереснее стала классная жизнь.

На основании, проведенного нами КТД, мы можем сделать вывод, что совместная работа крайне положительно отразилась на ребятах. Они научились работать вместе, научились делегировать полномочия, грамотно распределять обязанности, выслушивать чужую точку зрения, овладели навыками самостоятельного поиска информации по определённой теме, а также овладели организаторскими способностями.

Заключение

Младший школьный возраст является этапом существенных изменений в психическом развитии. Полноценное проживание ребенком данного возрастного периода возможно лишь при активной роли взрослых. Взрослые создают условия для раскрытия и реализации потенциальных возможностей младших школьников с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Организовывая творческую деятельность по рассмотренным выше структурам, можно выявить, что это дает хорошие возможности для плодотворного сотрудничества детей, детей и взрослых. Позволяет расширить поле позитивного общения, вовлечь в совместную творческую, социально значимую деятельность большее количество детей и взрослых. Работа над темой по данной структуре делает жизнь общешкольного коллектива насыщенной, яркой, интересной. Становления творческой личности вызывается определенным социальным заказом общества, характерным на данный период, внутренней потребностью личности с учетом ее защищенности в жизни. Одной из эффективных технологий воспитания признана коллективная творческая деятельность.

Подводя итог, следует отметить, что, формирование личностных качеств и творческих способностей зависят от грамотной организации и проведения коллективной творческой деятельности младших школьников.

В отечественной психологии творческие способности изучаются преимущественно в рамках личностно-деятельностного подхода и определяются как индивидуально-психологические особенности человека, которые обеспечивают успешность осуществления творческой деятельности.

Развитие творческих способностей и личностных качеств в младшем школьном возрасте возможно в специально организованной взрослыми внеучебной деятельности и предполагает изменение структурных компонентов изучаемого феномена. Благоприятными условиями для развития творческих способностей младших школьников являются использование на развивающих занятиях свободной импровизации, синтеза искусств, открытость детей для всего нового, их любознательность, положительное отношение к учителю и ориентация на его творчество, эмоциональная окрашенность выполняемой деятельности.


Коллективная творческая деятельность позволяет создать широкое игровое творческое поле, результатом такого творчества становятся написанные детьми или взрослыми по отдельности или совместно сценарии, сочинения, стихи, песни, на сцене демонстрируются спектакли, миниатюры и т.д. Выставки, организуемые почти всегда во время поведения КТД, демонстрируют широкий спектр творческих работ прикладного характера.

КТД - это верный путь соединения и создания школьной общности на длительное время, создание и расширение пространства, способствующего развитию личности.

Мы можем сделать вывод, что коллективная творческая деятельность – является неотъемлемой частью жизни младших школьников, ведь благодаря ей у ребят формируются определенные личностные качества и творческие способности. Они учатся работать в коллективе, принимать общие решения, выслушивать и прислушиваться не только к своей точке зрения, но и к мнению других ребят, приобретают навыки делегирования обязанностей, самостоятельного поиска информации, овладевают организаторскими умениями и навыками, совершенствуют коммуникативные качества, учатся общаться не только с ровесниками , но и со взрослыми людьми, преподавателями.

Следовательно, все перечисленные знания, умения и навыки младших школьников несомненно им пригодятся в дальнейшей жизни и сформируют их мировоззрение, поэтому мы можем сделать вывод, что коллективная творческая деятельность младших школьников – это важное звено обучения.

В ходе теоретического анализа по теме было исследовано, что коллективная творческая деятельность является эффективным средством формирования и развития личностных качеств младших школьников. Это мы смогли проверить в ходе проведения КТД в школе № 508 по ЮАО г. Москвы.

Таким образом, гипотеза, выдвинутая нами в введении, подтверждена. Поставленные цели и задачи достигнуты.

Библиографические ссылки

Описание книг одного – трёх авторов

  1. Артемьева Т. И. Развитие личности и её способностей Проблемы психологии личности. Сборник. М.: Наука, С.2003. -243.
  2. Артемьева Т. И. Методологический аспект проблемы способностей М.: Наука, 2006. - 184с.
  3. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М, 1960, с. 224--234.
  4. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии: Сборник научных трудов. - М.: Наука, 1966. - С. 236-278.
  5. Давыдов В.В. Проблема деятельности как способа человеческого бытия и принцип монизма // Деятельность: теория, методология, проблемы. М.,1990.
  6. Занков Л.В. Дидактика и жизнь. - М., 1968.
  7. Иванов И.П. Методика Коммунарского воспитания./ И.П. Иванов Просвещение 1990. - с. 59-63.
  8. Краевский В. В. Методология педагогики: анализ с позиции практики // Советская педагогика.1989. № 7. С. 33.
  9. Стефановская Т.А. Классный руководитель: функции и основные направления деятельности /Т.А.Стефановская. - М., 2005. - С. 55-78.
  10. А.Д., Фейджин Р.Е. Определение понятия системы // Исследования по общей теории систем. М., 1966, с. 252.
  11. Холл А. Опыт методологии для системотехники. -- М.: Советское радио, 1975. -- 448 с.
  12. Платонов К. К. Проблемы способностей - М.: Наука, 2003. С. - 312.
  13. Субботина Л.Ю. Детские фантазии: Развитие воображения детей. – Екатеринбург: У - Фактория, 2006. – С. 192.
  14. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе.- М.: Педагогический поиск, 2001. – С.14