Файл: Роль игровой деятельности в развитии межличностных отношений дошкольников (Особенности развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 200

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Капитан »

Стимульный материал. корабля или кораблик.

Проведение . Во время беседы ребенку рисунок корабля ( игрушечный кораблик) задают следующие :

1. Если бы был капитаном , кого из ты взял себе в , когда отправился дальнее путешествие?

2. пригласил бы корабль в гостей?

3. Кого за что взял бы собой в ?

4. Кто еще на берегу?

правило, такие не вызывают детей особых . Они уверенно два-три сверстников, с они предпочли «плыть на корабле». Дети, наибольшее число выборов у (1-й и 2- вопросы), могут популярными в группе. Дети, отрицательные выборы (3- и 4-й ), попадают в отверженных (или ).

«Два домика»

материал. Лист , на котором два домика. из них — , красивый, красного , а другой — , невзрачный, черного .

Проведение теста. показывает ребенку картинки и : «Посмотри на домики. В домике много игрушек, книжек, в черном нет. Представь , что красный принадлежит тебе ты можешь к себе , кого хочешь. , кого из своей группы бы пригласил себе, а поселил бы черный домик». инструкции взрослый тех детей, ребенок берет себе в дом, и , кого он поселить в домик. После беседы можно у детей, хотят ли кого-то местами, не ли они -нибудь.

Интерпретация этого теста проста: симпатии антипатии ребенка связаны с сверстников в и черном .

Метод наблюдения

метод является при первичной в реальности отношений. Он описать конкретную взаимодействия детей, много живых, фактов, отражающих ребенка в для него . При наблюдении обращать внимание следующие показатели детей:

— инициативность — желание ребенка к себе сверстника, побудить совместной деятельности, отношения к и своим , разделить радость огорчение;

— чувствительность воздействиям сверстника — желание и ребенка воспринять действия и на предложения. проявляется в действиях ребенка обращения сверстника, чередовании инициативных ответных действий, согласованности собственных с действиями , в умении пожелания и сверстника и под него;

— эмоциональный фон — в эмоциональной взаимодействия ребенка сверстниками: позитивной, -деловой и .

На каждого заводится протокол, котором по ниже схеме наличие данных и степень выраженности, которая в условных — от 1 до 3.

, отсутствие или инициативность (0–1 балл) говорить о потребности в со сверстниками о неумении подход к . Средний и уровни инициативности (2–3 ) говорят о уровне развития в общении.

чувствительности к сверстника, своеобразная « глухота» (0–1 балл) о неспособности и слышать , что является преградой в межличностных отношений.


качественной характеристикой является преобладающий фон.

В , если преобладающим негативный фон ( постоянно раздражается, , оскорбляет сверстников даже дерется), требует особого . Если же положительный фон положительные и эмоции по к сверстнику , то это о нормальном настрое по к сверстнику.

, необходимо не фиксировать поведение по указанным , но и и описывать картину детского . Конкретные высказывания, , ссоры, способы внимания к могут дать реальные факты жизни, которые получить никакими методами.

Метод ситуаций

Для исследования межличностных можно создавать естественные эксперименты, которых ребенок поставлен перед решения социальной (поделиться или поделиться со , оценить его , разрешить конфликт пр.). Подобные не являются формами совместной , это — игры действия рядом, которых дети проявлять интерес сверстнику, оценивать действия, оказывать и помощь.

несколько примеров проблемных ситуаций:

«Одень куклу»

игре участвуют детей и . Каждому ребенку бумажную куклу ( или мальчик), надо нарядить бал. Взрослый детям конверты деталями кукольной , вырезанными из (для девочек — , для мальчиков — ). По цвету, и раскрою варианты одежды друг от . Помимо этого, конверты вкладываются вещи, украшающие или костюм (, кружева, галстуки, и пр.) дополняющие наряд шляпы, сережки, . Взрослый предлагает одеть свою на бал, красивая из станет королевой . Но, приступая работе, дети замечают, что детали одежды конвертах перепутаны: одном оказывается рукава и ботинок, а другом — три , но ни носка и .д. Таким , возникает ситуация, взаимный обмен . Дети вынуждены за помощью своим сверстникам, нужную для наряда вещь, и реагировать просьбы других . По окончании взрослый оценивает ( или делает ) каждую одетую и вместе детьми решает, кукла станет бала.

Ситуация «»

В методике двое детей. дает каждому детей свое для выкладывания и свою с цветными . Сначала одному детей предлагается своем поле домик, а — наблюдать за партнера. Здесь обращать внимание интенсивность и внимания наблюдающего , его включенность интерес к сверстника. В выполнения ребенком взрослый сначала действия ребенка, затем поощряет . Здесь фиксируется наблюдающего ребенка оценку взрослого, к его : выражает ли несогласие с критикой, или негативные оценки , выражает ли в ответ поощрения или их.

После как домик , взрослый дает задание другому .

Во второй проблемной ситуации предлагается наперегонки на своем солнышко. При элементы разного распределены не : в коробочке ребенка преимущественно желтые детали, в коробочке — синие. Приступив работе, один детей вскоре , что в коробочке недостаточно элементов. Таким , возникает ситуация, которой дети обращаться за к своему , просить нужные его солнышка элементы.


После как оба готовы, взрослый сделать над небо. На раз необходимых не оказывается коробочке другого .

Способность и ребенка помочь и отдать деталь, даже она нужна самому, реакция просьбы сверстников показателями сопереживания.

всех приведенных проблемных ситуациях отмечать следующие поведения детей:

1. эмоциональной вовлеченности в действия . Интерес к , обостренная чувствительность тому, что делает, может о внутренней к нему. и равнодушие, , говорят о , что сверстник для ребенка , отделенным от существом.

2. Характер в действиях , т.е. эмоциональной вовлеченности действия сверстника: (одобрение и ), отрицательная (насмешки, ) или демонстративная ( с собой).

3. и степень сопереживания сверстнику, ярко проявляются эмоциональной реакции на успех неудачу другого, и похвалу действий сверстника.

4. и степень социальных форм в ситуации, ребенок стоит выбором — действовать « пользу другого» «в свою ». Если ребенок альтруистический поступок , естественно, без колебаний, можно о том, такие действия внутренний, личностный отношений. Колебания, , оттягивание времени свидетельствовать о само принуждении подчиненности альтруистических другим мотивам.

данных методик достаточно полную не только поведения ребенка, и позволяет психологические основания или иного , направленного на . Эмоциональное и -действенное отношения в этих в неразрывном , что особенно для диагностики отношений.

Наиболее методом исследования отношений дошкольников социометрический. Межличностные рассматриваются при как избирательные детей в сверстников. В исследованиях (Я. . Коломинский, Т. . Репина, В. . Кисловская, А. . Кривчук, В. . Мухина и .) было показано, на протяжении возраста (от 3 7 лет) стремительно структурированность детского — одни дети все более большинством в , другие все занимают положение . Содержание и выборов, которые дети, изменяется внешних качеств личностных характеристик. установлено также, эмоциональное самочувствие и общее к детскому во многом от характера ребенка со .

Основным предметом исследований была детей, но личность отдельного . Межличностные отношения и оценивались основном количественно ( количеству выборов, устойчивости и ). Сверстник выступал предмет эмоциональной, или деловой (Т. А. ). Субъективный образ человека, представления о сверстнике, особенности других оставались за данных исследований.

отмечалось выше, к другому связано с самосознания ребенка. межличностных отношений тот факт, другой человек является объектом наблюдения и . Нам всегда , как к относится другой, его реакция наши обращения поведение, мы так или сравниваем себя другим, сопереживаем . Все это нашу связь другими людьми, нашей включенности их переживания. в межличностных и восприятии всегда отражается Я человека. случае если включенности нет, говорить об межличностных отношений, таковых: другой выступает только объект использования познания.


Исходя этого, очевидно, все методики, на выявление , субъективных аспектов к другому, проективный характер: проецирует (переносит) Я (свои , представления и ) на других . Характерно, что «отношение» является от глагола «», что отражает переноса собственного в личность людей.

2.2 Подборка -ролевых игр развития межличностных старших дошкольников

содержание игры старшего дошкольного – отражение отношений взаимодействий взрослых с другом.

главным институтом, котором ребенок только видит, складываются взаимоотношения , но и участвует во с ними, семья. То, ребенок приобретает семье, он в течение последующей жизни.

растет в , и с лет своей он усваивает человеческих отношений, из семьи , чем характерна семья.

Основываясь выше сказанное, отметить, что взаимоотношений ребенка сверстниками, в очередь это «» семьи. Те , которые складываются семье, накладывают отпечаток на культуры, моральных в процессе межличностных отношений со сверстниками.

культуры межличностных , необходимо начинать первую очередь сюжетно – ролевых , основанных на сюжетах. Затем «» перейти на , затрагивающие производственные общественные темы. , в которых труд людей. этих игр берутся из жизни.

«Автобус»

. Закрепление знаний труде водителя кондуктора, на которых ребята развить сюжетную, игру. Знакомство правилами поведения автобусе. Развитие в игре. межличностных отношений детьми и. детей реализации замысла. Развитие и творческих . Учить взаимодействовать сверстниками и разные виды .

Игровой материал: стульчики, руль, , деньги, билеты, , сумка для .

Игровые роли: , кондуктор, пассажиры.

игры:

Подготовку игре педагог с вопроса: «, вы любите ?» Дети поддерживают и предлагают виды транспорта выбирают автобус.

этап подготовки игре – обыгрывание детьми игрушечного . Далее воспитателю с детьми построить автобус ( детских стульчиков).

этого педагог ребятам выбрать и кондуктора. более активные . Они берут атрибуты. Пассажиры .

Далее обыгрывается продаже билета. предлагает ребятам билеты, а расплачиваются предметами или воображаемыми . После чего отправляется в . С песней веселее, поэтому предлагает спеть («мы едем, , едем…») или аудиозапись.

Дальнейшее этой игрой быть направлено её усложнение. пути автобус остановки, у появляется цель , которая определяет их поступки ( зависимости от поездки они собирают в грибы, ягоды, цветы или и купаются реке, или на работу, заходят в сделать покупки т. д.).


изменить сценарий. остановкам названия: «», «Игровая», «Музыкальная». действовать в с заданным . На остановках стихи, танцевать, песни и . Путешествие заканчивается в детский .

Воспитателю рекомендуется для совместных не более детей. Однако том случае, у большого детей появляется играть вместе, игра от обогащается, нельзя препятствовать. Прежде , педагогу надо детям договориться совместно действовать.

«»

Цель: формировать согласовывать свои с действиями , соблюдать ролевые . Воспитывать дружеские между детьми группе, умение , спокойно разрешать , умение считаться интересами и сверстников по . Способствовать закреплению навыков, Сообщение знаний по (уборка комнаты, стола).

Игровой : кукольная посуда, угощение, предметы – ; столы со , чайные приборы, , чай, пироги.

к игре: беседы: «Ждем » и «Идем гости».

Игровые : хозяева и .

Ход игры: может проводить в разных . Ребята могут в своей в воображаемой , а могут гостей из группы.

Подготовку игре воспитатель с беседы, , которой сообщает, правила игры , чтобы хозяева вежливы по к гостям, , употребляли вежливые : «будьте добры», «», «спасибо», «кушайте здоровье» и, . д.

После все игровые развертываются вокруг к приему и заботы них. Воспитатель ребятам, что приходом гостей должны убрать , украсить ее , накрыть на , правильно расставить . Затем взрослый ребятам договориться, они встретят , чем их .

Также воспитатель разучить с куплет известной с хлопками:

нам гости ,

Дорогие пришли,

не зря варили,

Пироги .

И с пирог,

И картошкой пирог.

который без —

Самый вкусный !

Затем воспитатель детям самостоятельно план игры, , как и будет происходить ней. Он подать некоторые более интересного сюжета, но содержание должны сами дети.

из вариантов может быть . Когда «гости» , «хозяева» правильно их, предлагают удобные места. время чаепития занимают интересной , их приветливо : «Кушайте, пожалуйста», « этот пирог», « хотите ли чаю или ?».

После чаепития «» с помощью развлекают гостей песнями, загадками, или словесными . Все это «» заранее обсуждают готовят, распределяя, какие развлечения проводить.

По игры воспитателю коллективно обсудить ошибки, допущенные или гостями.

« рождения»

Цель: чуткости, внимания. культурных навыков. умение согласовывать действия с партнеров, соблюдать взаимоотношения. Воспитывать взаимоотношения между в группе, договариваться, спокойно конфликты, умение с интересами мнением сверстников игре.

Игровой : игрушечная посуда, , кусочки материи, , цветная бумага, материал.