Файл: Роль игровой деятельности в развитии межличностных отношений дошкольников (Особенности развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста ).pdf
Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 188
Скачиваний: 3
.
Сумма отрицательных положительных выборов, каждым ребёнком выявить его в группе ( статус).
популярные («») - дети, получившие количество (более ) положительных выборов.
- дети, получившие 1-2 выбора.
игнорируемые - , не получившие положительных, ни выборов (они бы остаются своими сверстниками).
- дети, получившие основном отрицательные .
Методика «Лесенка»
: выявить особенности сверстников и ребёнка.
При результатов важно какую ступеньку себя поставил и на ступеньку предположительно его сверстники.
-2 - низкий уровень ( заниженная).
,4,5 ступенька - самооценка
-7 ступенька - самооценка.
Все данные были математической обработке статистической программе версия 11.5 for . Использовались методы статистики, так они не от характера данных: тест связных выборок .
Метод наблюдения.
метод является при первичной в реальности отношений. Он описать конкретную взаимодействия детей, много живых, фактов, отражающих ребенка в для него . При наблюдении обращать внимание следующие показатели детей:
инициативность - желание ребенка к себе сверстника, побудить совместной деятельности, выражению отношения себе и действиям, разделить и огорчение,
к воздействиям - отражает желание готовность ребенка его действия откликнуться на . Чувствительность проявляется ответных на сверстника действиях , в чередовании и ответных , в согласованности действий с другого, в замечать пожелания настроения сверстника подстраиваться под ,
преобладающий эмоциональный - проявляется в окраске взаимодействия со сверстниками: , нейтрально-деловой негативной.
Шкалы параметров и
Критерии оценки |
Выраженность в |
Инициативность |
|
- отсутствует: не проявляет активности, играет одиночестве или следует за ; |
0 |
- слабая: ребенок редко проявляет и предпочитает за другими ; |
1 |
- средняя: ребенок проявляет инициативу, он не настойчивым; |
2 |
- ребенок привлекает окружающих к своим и предлагает варианты взаимодействия |
3 |
к воздействиям |
|
- отсутствует: ребенок не отвечает предложения сверстников; |
0 |
- : ребенок лишь редких случаях на инициативу , предпочитая индивидуальную ; |
1 |
- средняя: ребенок всегда отвечает предложения сверстников; |
2 |
- : ребенок с откликается на сверстников, активно их идеи действия |
3 |
Преобладающий фон |
|
- негативный; - -деловой; - позитивный |
поведения детей помощью данного позволит более определить характер ребенка к . Так, отсутствие слабо выраженная (0-1 балл) может о неразвитости в общении сверстниками или неумении найти к ним. и высокий инициативности (2-3 балла) о нормальном развития потребности общении.
Отсутствие к воздействиям , своеобразная «коммуникативная » (0-1 балл) говорит неспособности видеть слышать другого, является существенной в развитии отношений.
3.3 Констатирующий
На этапе эксперимента была первичная диагностика отношений старших в экспериментальной по двум «Два домика» «Лесенка».
Основная этого этапа - избирательных предпочтений дошкольников в и выявление детей в . Для этого провели замеры психодиагностическим методикам. данные представлены виде гистограмм (. 1).
Рисунок 1. Количество выборов среди по методике « домика» до программы
Как из гистограммы детей в нет, а принятых и детей больше, звёзд. Так принятых и детей больше, это означает, всё-таки группе есть дети, с мало общаются играют редко. вот из наблюдается, что выборов не много как бы. Есть дети, с мало общаются мало играют. детей нет, всё-таки выборов мало. это значит, дети общаются с теми , которых выбрали. этого следует, в группе не сформирован, сплочённости и друг к .
Также рассмотрим диагностики по «Лесенка», которые в гистограмме (. 2).
Рисунок 2. Данные методике «Лесенка» проведения программы
гистограмме показано, у детей низкая, а значит, что не уверенны себе и доверяют друг , хотя многие предполагают, что поставят их высокие ступеньки. этого следует, у детей удовлетворённости в . В коллективе напряжённая обстановка, закрыты для . У детей сформированы навыки общения со .
Также проводилось для ориентации реальных детских . Данные наблюдения на рисунке №3.
гистограмме показано, детей с отношением к больше, чем позитивным. Из следует, что в группе предотвращать конфликт, постоянно спорят, друг с , они не находить подход к другу, детей не потребность в друг с , что является в развитии отношений.
Рисунок 3. наблюдения по детей в до проведения -развивающей программы
игра межличностный
2.4 Формирующий эксперимент. -развивающая программа
шагом в стал формирующий , целью которого развитие межличностных старших дошкольников использованием развивающей .
Назначение программы:
программа предназначена детей старшего возраста (6 лет), трудности в общении в сверстников. Занятия всей группой 2-3 в неделю, продолжительность 20-35 минут.
программы: улучшение отношений детей дошкольного возраста театрализованной игры, способствует формированию межличностных отношений группе между .
Задачи программы:
1. межличностные отношения дошкольников.
2. Устранить ситуации между .
. Научить взаимодействовать окружающими.
. Установить обстановку в .
Методы:
Беседы
на выражение
Игры на воображения
Разыгрывание с помощью видов театра.
Каждое занятие из 3 частей ():
1. Игровая ситуация - детей к , настроить детей занятие.
2. Основная - игровые упражнения, на достижение цели занятия, , разыгрывание сказок.
. часть - приведение равновесие эмоционального детей.
Ожидаемые :
1. Осознание детьми межличностных отношений окружающими людьми.
2. умения применять жизни, полученные (например - как конфликт или из сложившейся ситуации)
. Повысить групповой сплочённости.
направления работы детьми:
1. Театральная .
Задача: учить ориентироваться в , равномерно размещаться площадке, строить с партнёром заданную тему.
2. .
Задача: развивать реагировать на или музыкальный , готовность действовать .
3. Культура и речи.
Задача: речевое дыхание правильную артикуляцию, дикцию.
4. Основы культуры.
Задача: детей с терминологией, с видами театрального , воспитывать культуру в театре.
5. над спектаклем.
: развивать навыки с воображаемыми ; развивать умение интонациями.
Занятия в доступной интересной для форме. В используются игры развитие воображения, на выражение , эмоций, мимике, ; разыгрывание сказок различными видами .
этап коррекционно- программы. (сентябрь--ноябрь)
Цель: дружелюбную обстановку коллективе, раскрепостить .
На этом используются такие как: беседы, на имитацию и на воображения.
1. На контактов, согласованности .
Беседа с игры на : «Что такое ?», занятие «Виды ».
2. На снятие напряжения:
изображение : «Удивление», «Сердитый », «Вкусные конфеты», «На море».
3. развитие групповой .
Разыгрывание сказки «» с помощью -перчаток; занятие « кем я ?», разыгрывание сказки элементами драматизации « кот моется еды?», разыгрывание «Заюшкина избушка» помощью пальчикового .
4. этап коррекционно- программы. (декабрь--февраль)
Цель: в преодолении коммуникации в «ребёнок-сверстник».
на данном коррекционной работы использовать коммуникативные и упражнения, помогают детям общаться друг другом, получать со стороны , научиться ориентироваться чувства и сверстников, добиваться результатов в .
На данном игровые упражнения направлены на:
. развитие коммуникативных : игра «Где были мы скажем, а делали покажем» (. в приложении №16); «Свободное место»; «Одинаковые воздушные »; игра «Музыкальные »; игра «Испорченный »; игра «Паровоз».
. формирование представления об эмоциональных , умение их и понимать.
«Угадай настроение», «-Несмеяна»; «Радость»; «Страх».
. На умения добиваться результатов.
Разыгрывание с помощью театра «Волк семеро козлят»; сказки «Снегурочка»; сказки «Морозко»; -драматизация «Спрятанная »; чтение русских сказок; разыгрывание -ролевых игр разную тему 3 коррекционно-развивающей .
Третий этап направлен на поведенческого «репертуара» , развитие у умения позитивно проблемные ситуации. дружелюбного коллектива, раскрепощённости и в себе.
1. чувство раскрепощённости.
на развитие движений игра- сказки В. «Под грибом».
2. чувство ощущения коллектива и в себе.
сказки В. «Под грибом» группе; показ «Заюшкина избушка» детей.
Реализация в условиях .
В начале занятия использовалась ситуация или момент, для , чтобы дети дальнейшим сюжетом . На обычных я также элементы театрализованной , делая занятие интересным и к театру, ребята всё и ближе с театром. образом ребята окунались в театра.
В занятия я ребятами садилась кружок и обсуждали, что нового узнали, понравилось, а было трудным.
с удовольствием, большим интересом театром. Ребята большим нетерпением когда же снова будем новую сказку. с азартом в игры воображение, в на различные , игры на выразительных движений. же дети полюбили психогимнастику, можно было красивую и музыку представить -то интересные . Также дети полюбили различные театра, им водить куклу, за неё, с ней -то действия.
с интересом играли в на коммуникацию, мы участвовали группой, были целым коллективом.
мы показывали В. Сутеева « грибом» малышам, отнеслись к показу ответственно очень тщательно свою роль движения в . Затем также ребята готовились показу сказки « избушка» своим .
Также для коррекционно-развивающей были привлечены родители детей, которых я несколько консультаций значении театра развитии детей. заинтересовались программой с большим приняли участие, именно помогли ширму для театра и пальчиковый театр.
того чтобы изменились ли отношения детей проведённых мероприятий сделаны предварительные по тем методикам, что в констатирующем .
Но, чтобы действительно ли действенна, следующим стал контрольный .
2.5 Контрольный эксперимент
реализации коррекционно- программы были те же методики, в же условиях, и на констатирующего эксперимента.
по методике «» после программы.
гистограмме показано, самооценка у выросла, а говорит о , что дети комфортнее ощущать в коллективе; детей наблюдается в общении; дружелюбная обстановка коллективе.
Также видно и результатам наблюдения, показано на .
Данные наблюдения взаимодействию детей группе после коррекционно-развивающей .
На гистограмме , что негативного к сверстникам нет, а показатель позитивного увеличился. Таким , у детей желание привлечь себе внимание , побудить к деятельности, появилось и готовность воспринять действия и откликнуться его предложение. дети научились пожелание и сверстника. В можно сказать, у детей благоприятные межличностные между сверстниками.
был проведён анализ с метода математической по критерию , для того, увидеть имеются значимые различия показателями.
Все результаты были математической обработке статистической программе версия 11.5 for . Использовались методы статистики, т.. они не от характера данных: тест связных выборок .
Был проведен анализ изучаемых в экспериментальной до и реализации программы тесту Вилкоксона. получены достоверно сдвиги по позитивное отношение сверстникам, итоговые , взаимные выборы и друзей.
Среднее значение |
значимости |
||
до |
|||
1 позитивное отношение |
4,81 |
8,1 |
≤ 0,05 |
2 негативное отношение |
0,29 |
0,1 |
> 0,05 |
3 итог |
5,19 |
8,19 |
р≤ 0,05 |
4 выбор |
3,67 |
5,67 |
р≤ 0,05 |
5 к самому |
5,1 |
6,0 |
р≤ 0,05 |
6 друзья |
4,67 |
4,43 |
> 0,05 |
7 друзья |
6,4 |
5,71 |
р≤ 0,05 |
8 |
6,88 |
6,79 |
р> 0,05 |
Показатели
1 отношение |
4 взаимный |
7 друзья |
2 негативное |
5 отношение к себе |
8 друзья |
3 |
6 друзья |