Файл: ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ (Понятие готовности к школьному обучению. Основные аспекты школьной зрелости).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для исследования непосредственной памяти использовалась методика

А.Р. Лурия «10 слов» (приложение 2).

Применение. Методика может быть использована как для детей (с пяти лет), так и для взрослых.

Цель: оценка состояния слуховой памяти на слова, утомляемости, активности внимания, запоминания, сохранения, воспроизведения, произвольного внимания.
Описание. Методика заучивания десяти слов была предложена А. Р. Лурия. Она позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. Методика может использоваться для оценки состояния памяти, произвольного внимания, истощаемости больных нервно-психическими заболеваниями, а также для изучения динамики течения болезни и учета эффективности лекарственной терапии.
Проведение методики нуждается в соответствующей обстановке. В комнате не должно быть посторонних разговоров. Испытуемому предлагают запомнить 10 слов. Они должны отвечать нескольким условиям:

  • однообразие: все слова - имена существительные в ед. числе, им.

падеже, состоящие из одинакового количества слогов (одно- или двусложные);

  • слова по возможности должны быть не связаны между собой (нельзя

предлагать для запоминания слова: стол -стул; огонь - вода и т. п.).
Воспроизведение - 10 - 7 слов после первого прочтения свидетельствует о высоком уровне слуховой механической памяти, 6 - 4 слов свидетельствует о среднем уровне, 3 - 0 - о низком уровне.

По результатам первичного обследования с низким уровнем 40% (6 детей) воспитанников, со среднем уровнем 60% (9 человек). При повторном исследовании с низким уровнем 27% (4 человека), со средним уровнем 66% (10 человек), с высоким 7% (1 человек).

Произвольное внимание. Пространственное восприятие, сенсомоторная

Координация. Методика «Домик» Н.И. Гуткиной (приложение 3).

Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Задание помогает обнаружить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, точно копировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.

Методика рассчитана на детей 5,5-10 лет, имеет клинический характер и не предполагает получения нормативных показателей.

По ходу работы ребенка необходимо зафиксировать:

  1. какой рукой ребенок рисует (правой или левой);
  2. как он работает с образцом: часто ли смотрит на него, проводит ли

воздушные линии над рисунком-образцом, повторяющие контуры картинки, сверяет ли сделанное с образцом или, мельком взглянув на него, рисует по памяти;

  1. быстро или медленно проводит линии;
  2. отвлекается ли во время работы;
  3. что говорит и о чем спрашивает во время рисования;
  4. сверяет ли испытуемый после окончания работы свой рисунок с

образцом.

Когда ребенок сообщает об окончании работы, ему следует предложить проверить, все ли у него верно. Если он увидит неточности в своем рисунке, то может их исправить, но это должно быть зарегистрировано экспериментатором.

Обработка экспериментального материала проводится путем подсчета баллов, начисляемых за ошибки.

Ошибками считаются:

  • отсутствие какой-либо детали рисунка;
  • увеличение отдельных деталей рисунка более чем в 2 раза при

относительно правильном сохранении размера всего рисунка;

  • неправильно изображенный элемент рисунка;
  • неверное изображение деталей в пространстве рисунка;
  • отклонение прямых линий более чем на 30° от заданного направления;
  • разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть

соединены;

залезание линий одна за другую.

При интерпретации результатов эксперимента необходимо учитывать возраст испытуемого. Так, дети 5,5-6 лет из-за недостаточной зрелости мозговых структур, отвечающих за сенсомоторную координацию, редко безукоризненно справляются с заданием.

В этом задании на первичное обследование у 20% (3 человека) детей низкий уровень знаний, 60% (9 человек) средний уровень, а 20% (3 человека) высокий. На вторичном обследовании 6,7% (1 человек) детей с низким уровнем знаний, 40% (6 человек) детей со средним уровнем, 53,3% с высоким уровнем знаний.

2.2 Адаптация ребенка к школе

Социально - психологическая адаптация представляет собой процесс активного приспособления, в отличие от физиологической адаптации, которая происходит как бы автоматически. Действительно, когда мы из светлой комнаты переходим в темную, то вначале ничего не видим, но вскоре начинаем различать и людей и вещи, чувствительность нашего глаза повышается и он адаптируется к новым условиям. При этом заметим, без целенаправленных специальных действий с нашей стороны. С социально психологической адаптацией дело обстоит иначе. Для того чтобы адаптироваться, необходимо проявить специальные усилия. [26, С. 128][25]

Отношения со средой, к которой надо приспосабливаться, здесь иные. Здесь не только среда воздействует человека, но и он сам меняет социально - психологическую ситуацию. Поэтому адаптироваться приходиться не только ребенку к классу, к своему месту в школе, к учителю, но и самим педагогам к новым для них воспитанникам [18, С.78][26].


Первоначальный этап пребывания в школе как раз и есть период социально - психологической адаптации ребенка к новым условиям.

Дети далеко не с одинаковой успешностью «вживаются» в новые условия жизнедеятельности. В исследовании Г. М. Чуткиной выявлено 3 уровня адаптации детей к школе.

Первая группа детей адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро могут влиться в коллектив, адаптироваться в школе, найти новых друзей в классе; у них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполнять требования учителя. Иногда у них отмечаются сложности либо в контакте с детьми или в отношениях с учителем, потому им трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября происходит знакомство с новыми требованиями, и с новым режимом. Это легкая форма адаптации.

Высокий уровень адаптации:

  • первоклассник положительно относится к школе;
  • предъявляемые требования воспринимает адекватно;
  • учебный материал усваивает легко;
  • глубоко и полно овладевает программным материалом;
  • решает усложненные задачи;
  • прилежен;
  • внимательно слушает указания, объяснения учителя;
  • выполняет поручения без внешнего контроля;
  • проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе;
  • готовится ко всем урокам;
  • общественные поручения выполняет охотно и добросовестно;
  • занимает в классе благоприятное статусное положение.

Вторая группа детей имеет длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем и детьми. Как правило, эти дети испытывают трудности в овладении учебной программой. Только к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям школы. Это форма умеренного адаптации.

Средний уровень адаптации:

  • первоклассник положительно относится к школе;
  • ее посещение не вызывает отрицательных переживаний;
  • понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и

наглядно;

  • усваивает основное содержание учебных программ;
  • самостоятельно решает типовые задачи;
  • сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений,

указаний взрослого, но при его контроле;

  • бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него

интересным;

  • готовится к урокам и выполняет домашние задания почти всегда;
  • общественные поручения выполняет добросовестно;
  • дружит со многими одноклассниками.

Третья группа- дети, имеющие социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями; кроме того, они не усваивают освоить учебную программу, у них наблюдаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. На таких детей чаще всего жалуются учителя, родители. Это тяжелая форма адаптации. Постоянные неудачи в учебе, отсутствие контакта с учителем создают отчуждение и отрицательное отношение сверстников. Среди этих детей могут быть те, кто нуждается в специальном лечении – ученики с нарушениями психоневрологической сферы, но могут быть и ученики, которые не готовы учиться. Если вовремя не разобраться в причинах плохого поведения, не скорректировать затруднения адаптации, то все вместе может привести к фрустрации, задержки в развитии и неблагоприятно повлияет на состояние ребенка. Так или иначе, плохое поведение – сигнал тревоги, повод внимательнее посмотреть на ученика и вместе с родителями разобраться в причинах трудностей адаптации к школе.

Низкий уровень адаптации:

  • первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе;
  • нередки жалобы на нездоровье;
  • доминирует подавленное настроение;
  • наблюдаются нарушения дисциплины;
  • объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно;
  • самостоятельная работа с учебником затруднена;
  • при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет

интереса;

  • к урокам готовится нерегулярно;
  • ему необходим постоянный контроль, систематические напоминания и

побуждения со стороны учителя и родителей;

  • сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для

отдыха;

  • для понимания и нового и решения задач по образцу требует

значительной учебной помощи учителя и родителей;

  • общественные поручения выполняет под контролем, без особого

желания;

  • близких друзей не имеет;
  • знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.

В числе наиболее благоприятных факторов - адекватная самооценка своего положения, правильные методы воспитания в семье, отсутствие в ней конфликтных ситуаций, благоприятный статус в группе сверстников [14, С.82][27].

Влияние неблагоприятных факторов на адаптацию ребенка к школе, по данным того же исследования, имеет следующую нисходящую последовательность:

  • неправильные методы воспитания в семье;
  • функциональная неготовность к обучению в школе;
  • неудовлетворенность в общении с взрослыми;
  • неадекватное осознание своего положения в группе сверстников;
  • низкий уровень образования матери, конфликтная ситуация из – за

алкоголизма;

  • отрицательный статус ребенка до поступления в первый класс;
  • низкий уровень образования отца, конфликтная ситуация в семье;
  • отрицательный стиль отношения к детям учителя подготовительного

класса, неполная семья.

Важную роль в адаптации ребенка к школе имеет преемственность методов работы и педагогического общения воспитателя детского сада и педагогов школы, работающих с детьми шестилетнего возраста. Дело в том, что одна из частых причин трудностей адаптации шестилетних к школе состоит в резкой смене стиля общения педагога с детьми [3, С.42][28].

Таким образом, для успешной организации работы с детьми старшего дошкольного возраста по подготовке их к школе необходимо учитывать следующие рекомендации:

  • Формирование психологической готовности к школе предполагает

сочетание игровой, продуктивной, учебной и других видов деятельности;

  • Для достижения эффективности в обучении шестилеток необходимо

формирование положительного, эмоционального отношения к занятиям;

  • Руководство деятельностью детей шестилетнего возраста следует

осуществлять, широко используя (особенно в I полугодии) методы дошкольного воспитания с частичным применением школьных методов;

  • В педагогической работе в первом классе необходимо соблюдение

преемственности не только в методах работы, но и в стилях педагогического общения;

  • Необходимо соблюдение преемственности дошкольных и школьных

методов работы и при формировании коллектива детей первых классов и организации их межличностного общения;

  • Использовать большие воспитательные возможности совместной

деятельности;

  • Формировать способности к ролевому и личностному общению как

важному условию в подготовке смены ведущей деятельности;

При формировании психологической готовности к школе необходимо учитывать индивидуально- психологические особенности, которые проявляются в уровне обучаемости, в темпе усвоения знаний, отношении к интеллектуальной деятельности, особенностях эмоций и волевой регуляции собственного поведения [1, С.2][29].

Психологическая готовность к школьному обучению определяется, прежде всего, для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.