Файл: ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ (Понятие готовности к школьному обучению. Основные аспекты школьной зрелости).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1

2

3

4

5

1

число

артист

базар

береза

боль

2

хор

воск

восток

гараж

город

3

камень

забор

заяц

звезда

звук

4

гриб

клин

книга

крот

конь

5

кино

лен

липа

ложка

лопата

6

зонт

мышь

небо

овца

окно

7

море

поле

помидор

рама

река

8

шмель

стул

соль

телефон

токарь

9

лампа

хлев

цвет

часы

чашка

10

рысь

волк

жизнь

кедр

лес

Протокол с десятью короткими односложными и двусложными словами

Методика проведения исследования. Испытуемому зачитываю инструкцию (а). После чего зачитывают ряд слов. По окончанию зачитывания фиксируют запомненные испытуемым слова в протоколе. После чего зачитывают инструкцию (б). После фиксации данных в протоколе опыт повторяется без инструкций. Материал предъявляется несколько раз до полного запоминания либо 5-6 раз. Перед следующими прочтениями материала экспериментатор просто говорит: «Еще раз». 

Таким образом, на каждом этапе исследования заполняется протокол. Под каждым воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. Если испытуемый называет «лишнее» слово, оно фиксируется соответствующей графе. После окончания повторения слов, экспериментатор говорит испытуемому: «Через час Вы эти же слова назовете мне еще раз». Спустя час испытуемый по просьбе исследователя, воспроизводит без предварительного зачитывания запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе кружочками.

Протокол исследования

Испытуемый ___________________________________________________  Пол___
Дата рождения ____________ Дата тестирования_________Время опыта_______
Самочувствие испытуемого 
до опыта___________________ после опыта_________________________

Таблица 2


стимула

Стимул

Ответ

Pi

Кi

Через 
1 час

Прим

1

2

3

4

5

6

1

2

<..>

10

«Лишние» слова

V


Протокол исследования

Словесный отчет испытуемого_______________________________
Наблюдения экспериментатора:_______________________________________
Экспериментатор ___________________________________________________

Инструкции.
Инструкции для детей.

Инструкция (а): «Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова, ты прослушаешь их, а потом повторишь сколько сможешь, в любом порядке».

Инструкция (б): «Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их послушаешь и повторишь – и те, которые уже называл, и те которые запомнишь сейчас. Называть слова можешь в любом порядке».
Инструкции для взрослых.

Инструкция (а): «Сейчас я прочту несколько слов. Слушайте внимательно. Когда я окончу читать, сразу же повторите столько слов, сколько запомните. Повторять слова можно в любом порядке».

Инструкция (б): «Сейчас я снова прочту Вам те же слова, и Вы опять должны повторять их, и те, которые Вы уже назвали, и те, которые в первый раз пропустили. Порядок слов не важен».
Обработка результатов.

  1. Посчитать общее количество правильно воспроизведенных слов при

каждом повторении, и записать в графе протокола V.

  1. Построить по этим данным график заучивания. На оси абсцисс

откладываются порядковые номера повторений, а на оси ординат – значения V.

График 1- заучивание слов

  1. Подсчитать частоту воспроизведения каждого слова за все количество

повторений и вычислить для них коэффициент запоминания по формуле (точность вычислений равна 1%):

, где

Кi —коэффициент запоминания i-го слова, 
Рi — его абсолютная частота;
n — количество повторений.

  1. Построить график частоты запоминания каждого слова. На оси абсцисс

откладываются порядковые номера слов, на оси ординат – значения К

График 2- частота запоминания слов

5. Составить сводные таблицы по показателям V и К для группы испытуемых; вычислить средние показатели и нанести эти данные на индивидуальные графики данного испытуемого. Сопоставить индивидуальные данные со средними значениями по группе.
6. Наряду с этим, можно вычислить процент потери информации через час после запоминания:

, где 

V долговрем. — объем долговременной памяти (через один час) 
V6 ·— количество воспроизведенных слов в 6-й серии
Интерпретация. 
Проанализировать формы полученных графиков, привлекая материал словесного отчета и наблюдений за ходом работы. По форме кривой можно сделать выводы относительно особенностей запоминания.
Так, у здоровых детей с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается, ослабленные дети воспроизводят меньше количество, могут демонстрировать застревание на «лишних» словах. Большое количество «лишних» слов свидетельствует о расторможенности или расстройствах сознания. При обследовании взрослых к третьему повторению испытуемый с нормальной памятью обычно воспроизводит, правильно до 9 или 10 слов.
Кривая запоминания может указывать на ослабление внимания, и/либо выраженную утомленность. Повышенная утомляемость регистрируется в том случае, если испытуемый (взрослый или ребенок) сразу воспроизвёл 8-9 слов, а затем, с каждым разом все меньше и меньше (кривая на графике не возрастает, а снижается). Кроме того, если испытуемый воспроизводит все меньше и меньше слов, это может свидетельствовать о забывчивости и рассеянности. Зигзагообразный характер кривой свидетельствует о неустойчивости внимания. Кривая, имеющая форму «плато», свидетельствует об эмоциональной вялости ребенка, отсутствии у него заинтересованности. 
При черепно-мозговой травме или нейроинфекции испытуемые запоминают первое и последнее слова. При этом объем запоминания материала не изменяется.
При неврозах запоминание медленное, график зигзагообразный, необходимо большее число предъявлений. Зигзагообразность также свидетельствует о неустойчивости внимания и его колебаниях.
Следует обратить внимание на наличие «краевого эффекта».
Число слов, удержанных и воспроизведенных в первой серии, показывает объем слуховой кратковременной памяти. Нормой считается объем, равный 7±2 слов (единицы информации).
Число слов, удержанных и воспроизведенных один час спустя, показывает объем слуховой долговременной памяти.


Приложение 3.

Произвольное внимание

Пространственное восприятие, сенсомоторная координация

(Методика «Домик» Н.И. Гуткиной)

  1. Кулагина И.Ю. Возрастная психология - М., 2011 .- С. 335

  2. Психология личности: норма и патология : избранные психологические труды / Б. В. Зейгарник; под ред. М.Р. Гинзбурга;  Москва: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК, 2014. — С. 414. 

  3. Хухлаева О.В. Лесенка радости. – М.: 1998. – С. 80.

  4. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению «Психологическое образование», 2014. – С.235.

  5. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — С.384.

  6. Венгер Л.А., Эльконин Д. Б. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста. - М., 2015. – С. 142.

  7. Венгер Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе? - М., 2014. – С. 179.

  8. Запорожец А.В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики. /Под ред. Запорожца А.В., Марковой Г.А. - М., 2012. – С.250 - 257.

  9. Эльконин Д.Б. Особенности психического развития детей 6 – 7 летнего возраста. /Под ред. Эльконина Д.Б., Венгера А.Л. - М., 2012. - С.189.

  10. Дубровина И. В. Диагностическая и координационная работа школьного психолога. -М., 2013, -С. 87.

  11. Бугрименко Е.А. Цукерман Г.А. Школьные трудности благополучных детей. - М., 2014.-С.49

  12. Готовность к школе / Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: 2015.-С.44

  13. Гуткина Н.Н. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению «Психологическое образование».-М.: 2015. –С. 186.

  14. Дубровина И. В., Зацепин В.В. Хрестоматия. Возрастная и педагогическая психология - М.:-2013.- С.156.

  15. Серова Л.И. Готовность ребенка к школе. М., 2014.-С.13.

  16. Учимся общаться с ребенком, под ред. Петровского В. А., Виноградова А. М. М.: Педагогика, 2015.-С. 164.

  17. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. –М.: ТЦ «Сфера»,.2012. –С.68-70.

  18. Эльконин Д.Б. Особенности психического развития детей 6 – 7 летнего возраста. /Под ред. Эльконина Д.Б., Венгера А.Л. - М., 2014. - С.252.

  19. Эльконин Д.Б. Особенности психического развития детей 6 – 7 летнего возраста. /Под ред. Эльконина Д.Б., Венгера А.Л. - М., 2014. - С.54-59.

  20. Кравцов Г.Г., Кравцов Е.Е. Психологическая готовность к школе М., -2015. -С. 57,86,91.

  21. Волкова Е. Т. Готов ли ребенок к школе /Дошкольное воспитание. -2015. -№12.-С.35-37.

  22. Хрестоматия. Возрастная педагогическая психология, Дубровина И. В., Зацепин В. В. –М.,- 2012.-С.77.

  23. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. –М.: ТЦ «Сфера», 2012. –С.67-70.

  24. Кравцов Г.Г., Кравцов Е.Е. Психологическая готовность к школе М., -2015, -С. 42-46.

  25. Чейпи Дж. Готовность к школе: Как родители могут подготовить детей к успешному обучению в школе / Пер. с англ. Н.В. Елизаровой. – М.: 1992. – С. 128.

  26. Мухина В. С. Детская психология - М., 2013. –С.78

  27. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Психологическая готовность к школе. М., 2015.-С.106.

  28. Божович Л. И. Избранные психологические труды / Под ред. Д. И.Фельдштейна – М., 2015.-С.42.

  29. Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации //Начальная школа. – 2012.- № 1.-С.2.

  30. Эльконин Д.Б.Избранные психологические труды. – М.: 1989. –С. 287.

  31. Амоношвили Ш. А. Здравствуйте дети. – М., 2014.-С. 212.