Файл: ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ (Понятие готовности к школьному обучению. Основные аспекты школьной зрелости).pdf
Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 2
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
число |
артист |
базар |
береза |
боль |
2 |
хор |
воск |
восток |
гараж |
город |
3 |
камень |
забор |
заяц |
звезда |
звук |
4 |
гриб |
клин |
книга |
крот |
конь |
5 |
кино |
лен |
липа |
ложка |
лопата |
6 |
зонт |
мышь |
небо |
овца |
окно |
7 |
море |
поле |
помидор |
рама |
река |
8 |
шмель |
стул |
соль |
телефон |
токарь |
9 |
лампа |
хлев |
цвет |
часы |
чашка |
10 |
рысь |
волк |
жизнь |
кедр |
лес |
Протокол с десятью короткими односложными и двусложными словами
Методика проведения исследования. Испытуемому зачитываю инструкцию (а). После чего зачитывают ряд слов. По окончанию зачитывания фиксируют запомненные испытуемым слова в протоколе. После чего зачитывают инструкцию (б). После фиксации данных в протоколе опыт повторяется без инструкций. Материал предъявляется несколько раз до полного запоминания либо 5-6 раз. Перед следующими прочтениями материала экспериментатор просто говорит: «Еще раз».
Таким образом, на каждом этапе исследования заполняется протокол. Под каждым воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. Если испытуемый называет «лишнее» слово, оно фиксируется соответствующей графе. После окончания повторения слов, экспериментатор говорит испытуемому: «Через час Вы эти же слова назовете мне еще раз». Спустя час испытуемый по просьбе исследователя, воспроизводит без предварительного зачитывания запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе кружочками.
Протокол исследования
Испытуемый ___________________________________________________ Пол___
Дата рождения ____________ Дата тестирования_________Время опыта_______
Самочувствие испытуемого
до опыта___________________ после опыта_________________________
Таблица 2
№ |
Стимул |
Ответ |
Pi |
Кi |
Через |
Прим |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
||||||
1 |
|||||||||||
2 |
|||||||||||
<..> |
|||||||||||
10 |
|||||||||||
«Лишние» слова |
|||||||||||
V |
Протокол исследования
Словесный отчет испытуемого_______________________________
Наблюдения экспериментатора:_______________________________________
Экспериментатор ___________________________________________________
Инструкции.
Инструкции для детей.
Инструкция (а): «Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова, ты прослушаешь их, а потом повторишь сколько сможешь, в любом порядке».
Инструкция (б): «Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их послушаешь и повторишь – и те, которые уже называл, и те которые запомнишь сейчас. Называть слова можешь в любом порядке».
Инструкции для взрослых.
Инструкция (а): «Сейчас я прочту несколько слов. Слушайте внимательно. Когда я окончу читать, сразу же повторите столько слов, сколько запомните. Повторять слова можно в любом порядке».
Инструкция (б): «Сейчас я снова прочту Вам те же слова, и Вы опять должны повторять их, и те, которые Вы уже назвали, и те, которые в первый раз пропустили. Порядок слов не важен».
Обработка результатов.
- Посчитать общее количество правильно воспроизведенных слов при
каждом повторении, и записать в графе протокола V.
- Построить по этим данным график заучивания. На оси абсцисс
откладываются порядковые номера повторений, а на оси ординат – значения V.
График 1- заучивание слов
- Подсчитать частоту воспроизведения каждого слова за все количество
повторений и вычислить для них коэффициент запоминания по формуле (точность вычислений равна 1%):
, где
Кi —коэффициент запоминания i-го слова,
Рi — его абсолютная частота;
n — количество повторений.
- Построить график частоты запоминания каждого слова. На оси абсцисс
откладываются порядковые номера слов, на оси ординат – значения К
График 2- частота запоминания слов
5. Составить сводные таблицы по показателям V и К для группы испытуемых; вычислить средние показатели и нанести эти данные на индивидуальные графики данного испытуемого. Сопоставить индивидуальные данные со средними значениями по группе.
6. Наряду с этим, можно вычислить процент потери информации через час после запоминания:
, где
V долговрем. — объем долговременной памяти (через один час)
V6 ·— количество воспроизведенных слов в 6-й серии
Интерпретация.
Проанализировать формы полученных графиков, привлекая материал словесного отчета и наблюдений за ходом работы. По форме кривой можно сделать выводы относительно особенностей запоминания.
Так, у здоровых детей с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается, ослабленные дети воспроизводят меньше количество, могут демонстрировать застревание на «лишних» словах. Большое количество «лишних» слов свидетельствует о расторможенности или расстройствах сознания. При обследовании взрослых к третьему повторению испытуемый с нормальной памятью обычно воспроизводит, правильно до 9 или 10 слов.
Кривая запоминания может указывать на ослабление внимания, и/либо выраженную утомленность. Повышенная утомляемость регистрируется в том случае, если испытуемый (взрослый или ребенок) сразу воспроизвёл 8-9 слов, а затем, с каждым разом все меньше и меньше (кривая на графике не возрастает, а снижается). Кроме того, если испытуемый воспроизводит все меньше и меньше слов, это может свидетельствовать о забывчивости и рассеянности. Зигзагообразный характер кривой свидетельствует о неустойчивости внимания. Кривая, имеющая форму «плато», свидетельствует об эмоциональной вялости ребенка, отсутствии у него заинтересованности.
При черепно-мозговой травме или нейроинфекции испытуемые запоминают первое и последнее слова. При этом объем запоминания материала не изменяется.
При неврозах запоминание медленное, график зигзагообразный, необходимо большее число предъявлений. Зигзагообразность также свидетельствует о неустойчивости внимания и его колебаниях.
Следует обратить внимание на наличие «краевого эффекта».
Число слов, удержанных и воспроизведенных в первой серии, показывает объем слуховой кратковременной памяти. Нормой считается объем, равный 7±2 слов (единицы информации).
Число слов, удержанных и воспроизведенных один час спустя, показывает объем слуховой долговременной памяти.
Приложение 3.
Произвольное внимание
Пространственное восприятие, сенсомоторная координация
(Методика «Домик» Н.И. Гуткиной)
-
Кулагина И.Ю. Возрастная психология - М., 2011 .- С. 335 ↑
-
Психология личности: норма и патология : избранные психологические труды / Б. В. Зейгарник; под ред. М.Р. Гинзбурга; Москва: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК, 2014. — С. 414. ↑
-
Хухлаева О.В. Лесенка радости. – М.: 1998. – С. 80. ↑
-
Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению «Психологическое образование», 2014. – С.235. ↑
-
Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — С.384. ↑
-
Венгер Л.А., Эльконин Д. Б. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста. - М., 2015. – С. 142. ↑
-
Венгер Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе? - М., 2014. – С. 179. ↑
-
Запорожец А.В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики. /Под ред. Запорожца А.В., Марковой Г.А. - М., 2012. – С.250 - 257. ↑
-
Эльконин Д.Б. Особенности психического развития детей 6 – 7 летнего возраста. /Под ред. Эльконина Д.Б., Венгера А.Л. - М., 2012. - С.189. ↑
-
Дубровина И. В. Диагностическая и координационная работа школьного психолога. -М., 2013, -С. 87. ↑
-
Бугрименко Е.А. Цукерман Г.А. Школьные трудности благополучных детей. - М., 2014.-С.49 ↑
-
Готовность к школе / Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: 2015.-С.44 ↑
-
Гуткина Н.Н. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению «Психологическое образование».-М.: 2015. –С. 186. ↑
-
Дубровина И. В., Зацепин В.В. Хрестоматия. Возрастная и педагогическая психология - М.:-2013.- С.156. ↑
-
Серова Л.И. Готовность ребенка к школе. М., 2014.-С.13. ↑
-
Учимся общаться с ребенком, под ред. Петровского В. А., Виноградова А. М. М.: Педагогика, 2015.-С. 164. ↑
-
Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. –М.: ТЦ «Сфера»,.2012. –С.68-70. ↑
-
Эльконин Д.Б. Особенности психического развития детей 6 – 7 летнего возраста. /Под ред. Эльконина Д.Б., Венгера А.Л. - М., 2014. - С.252. ↑
-
Эльконин Д.Б. Особенности психического развития детей 6 – 7 летнего возраста. /Под ред. Эльконина Д.Б., Венгера А.Л. - М., 2014. - С.54-59. ↑
-
Кравцов Г.Г., Кравцов Е.Е. Психологическая готовность к школе М., -2015. -С. 57,86,91. ↑
-
Волкова Е. Т. Готов ли ребенок к школе /Дошкольное воспитание. -2015. -№12.-С.35-37. ↑
-
Хрестоматия. Возрастная педагогическая психология, Дубровина И. В., Зацепин В. В. –М.,- 2012.-С.77. ↑
-
Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. –М.: ТЦ «Сфера», 2012. –С.67-70. ↑
-
Кравцов Г.Г., Кравцов Е.Е. Психологическая готовность к школе М., -2015, -С. 42-46. ↑
-
Чейпи Дж. Готовность к школе: Как родители могут подготовить детей к успешному обучению в школе / Пер. с англ. Н.В. Елизаровой. – М.: 1992. – С. 128. ↑
-
Мухина В. С. Детская психология - М., 2013. –С.78 ↑
-
Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Психологическая готовность к школе. М., 2015.-С.106. ↑
-
Божович Л. И. Избранные психологические труды / Под ред. Д. И.Фельдштейна – М., 2015.-С.42. ↑
-
Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации //Начальная школа. – 2012.- № 1.-С.2. ↑
-
Эльконин Д.Б.Избранные психологические труды. – М.: 1989. –С. 287. ↑
-
Амоношвили Ш. А. Здравствуйте дети. – М., 2014.-С. 212. ↑