Файл: Методология исследования особенностей внимания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности и представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент в психике человека.

2. Главная функция внимания — контроль над содержанием действия, психического образа и др. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительная и контрольная части. Эта последняя и представлена вниманием.

3. В отличие от действий, направленных на производство определенного продукта, деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного результата.

4. Внимание как самостоятельный акт выделяется лишь тогда, когда действие становится не только умственным, но и сокращенным. При этом не всякий контроль следует рассматривать как внимание. Контроль вообще лишь оценивает действие, в то время как внимание способствует его улучшению.

5. Если рассматривать внимание как деятельность психического контроля, то все конкретные акты внимания — и произвольного и непроизвольного — являются результатом формирования новых умственных действий.

6. Произвольное внимание есть планомерно осуществляемое внимание, т. е. форма контроля, выполняемого по заранее составленному плану, или образцу.

В заключение следует отметить, что, несмотря на значительное количество имеющихся теорий, проблема внимания не стала менее значимой. По-прежнему продолжаются споры о природе внимания.

ГЛАВА 2 Основные виды внимания

Трудно заставить себя быть внимательным к чему-то, с чем ничего нельзя сделать, что не вызывает нашей внешней или внутренней активности. Впрочем, есть предметы и явления, которые как бы приковывают к себе внимание, иногда даже вопреки нашему желанию. Итак, в одном случае надо заставить себя быть внимательным, а в другом - предмет «сам» обеспечивает внимание, заставляет на себя смотреть, слушать и т. д. Фактически здесь речь идет о двух различающихся видах внимания - произвольном и непроиз­вольном.

Непроизвольное внимании - поток психической жизни психическая деятельность человека устремляются в том или ином направлении как бы, сами по себе, без сознательных волевых усилий личности, без предварительного намерения. Недаром этот вид внимания иногда называют непреднамеренным и пассивным. Такое возникает под влиянием двух рядов факторов: внешних - особенностей предметов и явлений - и внутренних - отношения личности к тем или иным фактам, явлениям, предметам, событиям, благодаря которым они и становятся привлекательными.


Среди внешних причин данного внимания большую роль играет сила, интенсивность раздражителя.

Пожалуй, с еще большим основанием можно утверждать другое: скажи, на что ты обращаешь свое внимание, и я скажу, кто ты. Здесь речь идет уже о другом виде внимания - про­извольном, преднамеренном, активном. Если внимание не­произвольное есть и у животных, то произвольное внима­ние возможно только у человека, и возникло оно благодаря сознательной трудовой деятельности. Для достижения определенной цели человеку приходится заниматься не только тем, что само по себе интересно, приятно, занимательно, делать не только то, что хочется, но и то, что необходимо.

Произвольное внимание - это внимание, связанное с созна­тельно поставленной целью, с волевым усилием. Уровень развития такого внимания характеризует не только направлен­ность интересов человека, но и его личностные, волевые качества: ведь если непроизвольным вниманием, так сказать, командуют, распоряжаются внешние объекты, то хозяином произвольного внимания является сама личность. Формула здесь простая: «Мне надо быть внимательным, и я заставлю себя быть внимательным, несмотря ни на что».

Основная функция произвольного внимания – активное регулирование протекания психических процессов. В настоящее время произвольное внимание понимается как деятельность, направленная на контроль действий, поддерживание устойчивой избирательной активности.

Основные виды внимания - непроизвольное и произволь­ное - тесно связаны между собой и порой переходят друг в друга. Существует также и другой вид внимания, который по происхождению и по сохранившейся сознательной цели напоминает произ­вольное, а по характеру деятельности, по яркости и по тому, что не утомляет человека - непроизвольное внимание. Со­ветский психолог Н. Ф. Добрынин назвал этот вид внимания послепроизвольным[2]

В любой сознательной деятельности постоянно перепле­таются все виды внимания. И каждый из них имеет свои цен­ные качества.

Внимание имеет некоторые особенности, которые у разных людей проявляются в разной степени. Итак, свойствами внимания являются следующие:

Сосредоточенность (концентрация) – выделение сознанием объекта и направление на него внимания.

Устойчивость – большая сопротивляемость отвлечениям, благодаря чему человек длительное время может быть сосредоточен на каком-нибудь предмете или действии.

Объем внимания – количество объектов воспринимаемых одновременно.


Распределение – умение одновременно следить за несколькими предметами или за выполнением различных действий.

Переключение – сознательное перемещение внимания на новый объект.

Особое значение для достижения успеха в любой деятельности имеет сосредоточенность и устойчивость внимания, которые ха­рактеризуют глубину, длительность и интенсивность психической деятельности человека.

Устойчивость сохраняется в практической деятельности с предметами, в активной умственной деятельности. Устойчивое внимание сохраняется в работе, которая дает положительные результаты. Особенно после преодоления трудностей. Что вызывает положительные эмоции, чувство удовлетворения.

Показателем устойчивости внимания является высокая продуктивность в течение относительно длительного времени. Устойчивость внимания характеризуется его длительностью и степенью концентрации.

Устойчивость внимания не означает его статичности. Устойчивость тесно связана с динамическими характеристиками внимания, например с его колебаниями (пунктуациями).

Именно сосредоточенность и устойчивость отличают людей, страстно увлеченных делом, умеющих ради ос­новного отключиться от многочисленных побочных раздражителей.

С целью исследования устойчивости внимания используется метод корректурной пробы. Корректурная проба как метод исследования внимания  впервые была предложена Б. Бурдоном в 1895 году. Суть эксперимента в следующем: испытуемому предлагается таблица с различными знаками, расположенными в случайном порядке, в которой он должен, согласно  инструкции, вычеркивать  определенный  знак. В  настоящее время существует несколько вариантов корректурного  теста: буквенный (Анфимов, 1908), цифровой (Аматуни, 1969) и с кольцами Ландольта (корректурный бланк содержит случайный набор  колец с разрывами, направленными в различные стороны). Традиционная процедура проведения корректурной пробы позволяет оценить устойчивость и концентрацию внимания. Изменяя процедуру эксперимента, можно исследовать переключение и распределение внимания.       Методика используется для  обследования как взрослых, так и детей школьного возраста (для обследования детей младшего возраста более удобен вариант с кольцами Ландольта). Методика широко применяется в клинике,  школьной и профессиональной психодиагностике.[3]

Под распределением внимания понимают субъективно пе­реживаемую способность человека удерживать в центре вни­мания определенное число разнородных объектов одновре­менно. Именно эта способность позволяет совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания. Способность к сосредоточенному или к распределенному вниманию, формируется в процессе практической деятельности путем упражнений и накопления соответствующих навыков.[4]


Для психологической диагностики распределения внимания
используют тест на расстановку чисел. В качестве стимульного материала
подготавливают бланк с 25-ю клетками, в которых записаны в случайном
прядке одно- и двухзначные числа (от 1 - до 99). Испытуемому необходимо показать по порядку все числа, при этом экспериментатор засекает время выполнения.

Многие считают, что распределение внимания, по существу, является обратной стороной его переключаемости. Переключаемость или переключение внимания определяют­ся скрытно, переходя от одного вида деятельности к друго­му. Переключение означает сознательное и осмысленное пе­ремещение внимания с одного объекта на другой. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ори­ентироваться в сложной изменяющейся ситуации. Легкость переключения внимания у разных людей различна и зависит от целого ряда условий (это, прежде всего соотношение меж­ду предшествующей и последующей деятельностью и отно­шение субъекта к каждой из них). Чем интереснее деятель­ность, тем легче на нее переключиться, и наоборот. Переключаемость внимания принадлежит к числу хорошо трени­руемых качеств.

С целью изучения изучение индивидуальных особенностей объема, переключения и распределения внимания используется черно-красная таблица Горбова. В таблице 24 красных числа и 25 черных чисел (7 х 7). Работа состоит из трех серий:

1 серия. Испытуемый находит, показывает и называет черные числа в возрастающем порядке (от 1 до 25).

2 серия. Испытуемый находит, показывает и называет красные числа в убывающем порядке (от 24 до 1).

3 серия. Испытуемый попеременно находит, показывает и называет черные числа в возрастающем, а красные в убывающем порядке.

Экспериментатор фиксирует время работы в каждой серии и следит за правильностью ответов. Если он замечает ошибку, то называет правильный ответ испытуемому, но не показывает его на таблице и работа продолжается без остановки. Ошибкой считается неправильно названное число, цвет или неправильно показанное число и цвет, Исправления, сделанные самим испытуемым в процессе работы, не рассматриваются как ошибки. Время работы и количество ошибок по каждой серии заносятся в таблицу, представленную в приложении Б. Ошибки учитываются как дополнительный показатель. Если испытуемый допускает более четырех ошибок, то его общая оценка снижается на 1 балл.[5]

На основе сравнения собственных результатов со шкалой оценок делается вывод об уровне развития объема, распределения и переключения внимания.


Следующее свойство внимания - это его объем. Человек обладает весьма ограниченными возможностями одновременно воспри­нимать несколько независимых друг от друга объектов - это и есть объем внимания. Важной и определяющей его особенно­стью является то, что он практически не поддается регулирова­нию при обучении и тренировке.

Исследование объема внимания обычно производится пу­тем анализа числа одновременно предъявляемых элементов (чисел, букв и т.п.), которые могут быть с ясностью воспри­няты субъектом. Объем внимания, поэтому является изменчивой величиной, зависящей от того, насколь­ко связано между собой содержание, на котором сосредото­чивается внимание, и от умения осмысленно связывать и структурировать материал. Последнее обстоятельство необ­ходимо учитывать в педагогической практике, систематизи­руя предъявляемый материал изучаемого.

Свойством, противоположным устойчивости, является отвлекаемость. Физиологическое объяснение отвлекаемости - это или внешнее торможение, вызванное посторонними раздражителями, или продолжительное действие одного и того же раздражителя.

Отвлекаемость внимания выражается в колебаниях внимания, которые представляют собой периодическое ослабление внимания к конкретному объекту или деятельности. 

Колебания внимания наблюдаются даже при очень сосредоточенной и напряженной работе, что объясняется непрерывной сменой возбуждения и торможения в коре головного мозга.

Как свидетельствуют исследования психологов, даже частые колебания внимания в короткие промежутки времени (1-5 сек) не сказываются заметным образом на его устойчивости при условии интересной и напряженной работы. Однако через 15-20 мин колебания внимания могут привести к непроизвольному отвлечению от объекта, что лишний раз доказывает необходимость разнообразить в той или иной форме деятельность человека.

 Встречается два вида рассеянности: мнимая и подлинная.

Мнимая рассеянность - это невнимание человека к непосредственно окружающим его предметам и явлениям, возникающее при концентрации внимания на каком-то объекте. Рассеянность как следствие внутренней сосредоточенности не причиняет большого вреда делу, хотя и затрудняет ориентацию человека в окружающем мире. Хуже подлинная рассеянность, когда внимание человека неустойчиво, легко отвлекаемо. Причиной подлинной рассеянности может быть общее расстройство нервной системы (неврастения), малокровие, болезни носоглотки, затрудняющие поступление воздуха в легкие и, следовательно, обедняющие кислородное питание мозговых клеток. Иногда рассеянность появляется в результате физического и умственного переутомления, тяжелых переживаний.