Файл: Методология исследования особенностей внимания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Под влиянием различных видов деятельности внимание старшего дошкольника достигает достаточно высокой степени развития, что обеспечивает ему возможность обучения в школе.

Основными задачами коррекции психического развития ребенка класса КРО является: 1) коррекция отклонений в психическом развитии на основе создания оптимальных возможностей и условий для развития личностного и интеллектуального потенциала ребенка; 2) профилактика нежелательных негативных тенденций личностного и интеллектуального развития.

Основные направления коррекционной работы:

1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

- развитие навыков каллиграфии;

- развитие артикуляционной моторики.

2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

- развитие зрительного восприятия и узнавания;

- развитие зрительной памяти и внимания;

- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

- развитие пространственных представлений ориентации;

- развитие представлений о времени;

- развитие слухового внимания и памяти;

- развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.

3. Развитие основных мыслительных операций:

- навыков соотносительного анализа;

- навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);

- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

- умения планировать деятельность;

- развитие комбинаторных способностей.

4. Развитие различных видов мышления:

- развитие наглядно-образного мышления;

- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т.д.).

6.  Развитие речи, овладение техникой речи.

7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

8.  Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

С помощью данной таблицы можно проверить себя или кого-нибудь на внимательность. Предназначена  как для детей, так и для взрослых. Может быть использована дома, на различных конкурсно-развлекательных мероприятиях, в профессиональной деятельности отдельных категорий граждан.

Цель: проверка или тренировка внимательности.

Кто считает, что в этом нет ничего сложного, - попробуйте, и вы поймёте, что все не так просто. 


Таблица лежит на столе закрытая чем-нибудь или перевернутая на обратную сторону. По команде таблица открывается, засекается время и проверяемый должен указкой (или ручкой) показать по порядку все числа о

1 до 30.

Менее 1,5 минут – очень хороший результат.

1,5 – 2 минуты – хороший.

Более 2 минут – нужно тренироваться.

В конкурсных мероприятиях можно использовать следующим образом

1. На скорость (кто быстрее)

2. Кто больше за минуту.

При желании можно дополнить таблицу до 50. Но тогда придется уменьшить размеры прямоугольников, чтобы таблица поместилась на стандартном листке формата А4. Конечно, такое дополнение существенно усложнит задачу. Но тут надо ориентироваться на категорию проверяемых и на цель проверки.

Можно отказаться от цветовой раскраски, просто распечатав таблицу на черно-белом принтере. Это тоже усложнит задачу.

Можно изменить наклон чисел и их шрифт. Но опять же повторюсь, что нужно ориентироваться на категорию проверяемых.

Желаю успеха! (Приложение Г)

Так же в Рязанских школах проходят мероприятия, посвященные патриотическому воспитанию, мероприятиям связанные с безопасным движением.

Сотрудники рязанского ОМОН посетили школу №7 г.Рязани и провели для младших учеников занятие по патриотическому воспитанию, в ходе которого рассказали о защитниках Отечества и службе полицейского спецназа, а затем ответили на все вопросы любознательных школьников. Также полицейские «познакомили» детей с роботом-взрывотехником.

Сотрудники рязанского ОМОН часто встречаются со школьниками и рассказывают им о возможностях полицейского спецназа. На сегодня некоторые специалисты ОМОН имеют богатый опыт общения с детьми и подростками. Ведь кто как не сотрудники спецподразделения могут рассказать, как почетно защищать Отечество. Бойцы ОМОН понимают, что в ходе встреч со школьниками выступают в качестве примера стража закона и защитника Родины, поэтому стараются не разочаровать ребят.

Особое внимание ребят на этой встрече привлекли медали, приколотые к форме лектора. Капитан полиции Андрей Царев подробно рассказал о каждой награде. Поведать о поступках, за которые были присуждены эти награды, оказалось сложнее – специфика службы в спецподразделении диктует строгие правила. Но Андрей Царев постарался в рамках дозволенного удовлетворить детскую любознательность.

Усилия полицейского были вознаграждены благодарным вниманием и аплодисментами ребят.

После общения в классе полицейские пригласили ребят на улицу «познакомиться» с роботом-взрывотехником. Дети сразу же прозвали его «Валли» и были очарованы возможностями полицейской спецтехники.


Подобные встречи рязанских полицейских со школьниками будут проводиться и впредь.

Недавние проверки по линии Пожнадзора в образовательных учреждениях города показали, что все школы Рязани выполняют установленные противопожарные требования; система оповещения, инвентарь пожаротушения, огнетушители – в наличии. Все акты подписаны. Наступил следующий этап проверки – комплексный.

Во внимание берется наличие необходимого пакета документов по готовности теплосетей к приемке тепла, проведенной опрессовке. Помимо этого, представители комиссии обращают внимание на качество проведенного ремонта. Особое внимание уделено целевому расходованию бюджетных средств.

Так, школе №34, которой в этом году исполняется 50 лет, из городского бюджета было выделено 1,5 миллиона рублей. По словам директора школы Веры Стенищиной,
произведён ремонт первого этажа, который находился в аварийном состоянии. Здесь заменены батареи отопления, пол, оконные рамы, капитально отремонтировано несколько учебных классов, закуплены интерактивные доски, комплект учебников и методическая литература.

По словам заместителя начальника управления образования, науки и молодёжной политики Геннадия Лескина, школа №34 готова к приёму учеников. Оставшиеся недоделки будут полностью устранены к началу учебного года.

В этот же день в Железнодорожном районе были проверены гимназия №5 и школа №16. В этих учебных заведениях комиссия не усмотрела никаких недочетов. Геннадий Лескин уверен, что в гимназии уже можно смело начинать учебный процесс. Что касается школы №16, то, несмотря на то, что некоторые работы еще продолжаются, здесь к началу учебного года практически все готово. К слову, в этой школе ряд классных комнат и других помещений отремонтирован за счет внебюджетных источников. Всего в образовательном учреждении 31 класс-комплект. Несколько классов занимаются по программам дополнительной спортивной подготовки, поэтому в школе несколько спортивных залов: гимнастический, тренажерный. Есть места для занятий настольным теннисом и борьбой. По словам директора образовательного учреждения Ольги Бабаевой, в этом году в коллектив приходит еще один учитель физкультуры, который уже представил свою программу проведения занятий.

Но не только спорту уделено большое внимание в школе. Здесь приведены в полное соответствие с требованиями СанПиН кабинеты начальной школы. Классы оснащены необходимой техникой и оборудованием. В наличии интерактивные доски, мультимедийные проекторы, ноутбуки. Комиссия одобрила все начинания и инициативы руководства и учительского коллектива.


Комплексные проверки в течение недели пройдут во всех школах Рязани. В каждом из районов города работает своя комиссия. Итоги проведенной проверки будут проанализированы и озвучены чуть позже.

Большой популярностью у Рязанских школьников пользуется конкурс «Goodbye, батарейка!»

С 21 октября по 1 ноября в образовательных учреждениях города Рязани в рамках реализации проекта формирования экологической культуры «Goodbye, батарейка!» пройдет акция по сбору и утилизации батареек.

Организатором акции выступает МБУДО «Центр детского творчества «Феникс», Центр развития социальной активности молодежи «Потенциал». Проект реализуется при поддержке управления образования и молодежной политики администрации г. Рязани.

Содействие в проведении акции оказывают Рязанская региональная общественная организация «Экологический рязанский альянс» («ЭРА»).

Как сообщают организаторы, проект формирования экологической культуры «Goodbye, батарейка!» реализуется в период с 1 сентября 2015 года по 30 июня 2016 года. В его рамках будут проведены два этапа общегородской акции по сбору батареек и распространению информационных брошюр об условиях утилизации батареек:

– первый этап: с 21 октября по 1 ноября 2015 года;

– второй этап: с 22 по 29 апреля 2016 года.

Перед непосредственным проведением акций состоялись инструктивные сборы для участников, в ходе которых были подведены итоги Третьей городской акции «Goodbye, батарейка!».  В 2014 - 2015 году было собрано и утилизировано более 80 000 батареек. Школы-участники были награждены благодарственными письмами. Победителями акции стали: МБОУ «Школа № 40», МБОУ «Школа № 65» и МБОУ «Школа № 44». Школы - победители собрали больше 10 000 батареек. Им были вручены благодарственные письма и памятные подарки.

Участниками акции 2015-2016 года стали не только школы, но и детские сады города Рязани. На инструктивном сборе они были снабжены всеми материалами для проведения акций.

Собранные в образовательных учреждениях батарейки будут приниматься в МБУДО «ЦДТ «Феникс» ( ул Праволыбедская, д 28), с 1 по 7 ноября.

По итогам состоявшихся акций будут выявлены и награждены школы-участники, набравшие наибольшее количество батареек. Всем школам-участникам акций будут вручены благодарственные письма.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Внимание является одним из сквозных процессов, интегрирующих все уровни психики. В теоретических исследованиях Лурия А.Р., Обуховой Л.Ф. внимание рассматривалось, как избирательность (селективность) психических процессов. Внимание — «тот процесс, который поддерживает контроль за четким и организованным протеканием психической деятельности».

Проблема психологической сущности внимания приковывала к себе взгляд многих научных направлений и школ. В частности, Первая механистическая попытка упразднить внимание, намеченная в дви­гательной теории внимания Рибо и развитая у бихевиористов и рефлексологов, сводит внимание к рефлекторным установкам. Вторая, связанная с теорией гештальтпсихологии и рассмотренная в работах Рубина, сводит явление внимания к структурности сенсорного по­ля.

2. Внимание является функцией, производной от психического времени и пространства. В этой функции можно выделить базовую производную от психического пространства (объем внимания), не подверженную произвольной регуляции, и операциональные характеристики (переключение и распределение), которые поддаются произвольной регуляции.

3. Внимание представляет собой многоуровневую систему: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание, которые составляют виды внимания и взаимодополняют друг друга.

Нижний уровень (непроизвольное внимание) выглядит как недифференцированная «масса», которую трудно рассматривать (и, следовательно, исследовать) с точки зрения отдельных параметров. Напротив, в произвольном внимании психолог может экспериментально исследовать такие характеристики, как объем, избирательность, устойчивость, концентрацию, распределение и переключение. Кроме видов внимания выделяются свойства внимания (объем, концентрация, переключение, избирательность, устойчивость). Наиболее интенсивное развитие данных свойств внимания идет в младшем школьном возрасте.

4. В процессе психического развития ребенка внимание претерпевает ряд изменений: сначала оно выступает как ориентировочный рефлекс, далее, концу первого года жизни появляются зачатки будущего произвольного внимания, во второй и третий год жизни развивается первоначальная форма произвольного внимания, в 4,5-5 лет появляется способность направлять внимание под воздействием сложной инструкции взрослого, в 5-6 лет внимание наиболее устойчиво в активной деятельности, в старшем дошкольном возрасте происходят изменения связанные с расширением объема внимания, возрастанием его устойчивости и формированием произвольного внимания.