Файл: Личностные деформации стрессового типа (Влияние стресса на деформацию личности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 134

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Профессиональная деятельность многих мужчин в женщин часто бывает похожа на отчаянный бег по дорожкам конкуренции: в окружающих людях они видят именно конкурентов, даже в друзьях и близких; их сопровождает страх оказаться несостоятельными и проиграть в конкурентной борьбе.[4] Они болезненно реагируют на малейшие детали, проскальзывающие в обычных разговорах, ревнуя к успеху даже тех людей, которых не знают. Наконец, они боятся быть естественными, и для того, чтобы их считали успешными в преуспевающими, ведут себя неестественно, приукрашивая себя и свою жизнь. На «алтарь конкуренции» часто кладется все: силы, здоровье, отказ от радостей жизни, друзей, любви, а подчас и от рождения детей. Человек, отдающий себя конкурентной «гонке», начинает жить «не своей жизнью»: он выбирает работу не по склонности, а в соответствии с престижем, его окружают только «нужные» люди, а на друзей не хватает ни времени, ни сил. И часто наступает не только стресс – появляется реальная психологическая, эмоциональная зависимость, аддикция, известная ученым как «работоголизм».

1.2.Влияние стресса на деформацию личности

Обычно считается, что стресс возникает при неблагоприятных условиях. И это действительно так. Но негативные условия – не единственный источник стресса – интенсивный стресс может испытываться и тогда, когда пришел крупный успех, для достижения которого было затрачено много усилий и много времени. Стресс, настигающий человека в момент наивысшего успеха, выражается в том, что после свершения значимого события часто наступает состояние пустоты, ненужности того, что осуществилось. После достижения значимой цели может возникнуть резкое понижение жизненного тонуса – развиваются апатия, безразличие, становится непонятно, зачем столько времени и сил было отдано всему этому? Ожидалось, что придет огромное счастье, но, в основном, все остается по-прежнему – отсюда разочарование в себе, в людях, в жизни вообще. В таком эмоциональном состоянии человеку кажется, что он не получил всего того, что заслужил тяжким трудом, а теперь не может воспользоваться его плодами – и вот они – депрессия, уныние, болезнь, стресс. Может быть, для того, чтобы не попасть в стресс, связанный с успехом, необходимо не выкладываться до конца и не надрываться для достижения даже самой значимой цели? А в момент достижения не останавливаться и планировать свою жизнь дальше? Помнить, что пустота после успеха – это лишь освобождение для того, чтобы наполниться чем-то новым? Вероятно, сразу же, практически на следующий день, стоит переключиться на другую деятельность и начать что-то новое. И, главное: оставаться активным и направить свою энергию на достижение новой цели.[10]


Осталось добавить о суровых, но вполне понятных взаимоотношениях между стрессом и деньгами: стресс возникает и в тех случаях, когда подарки судьбы обрушиваются неожиданно, когда человек к этому не готов, и, особенно когда это связано с большими деньгами. Замечено, что крупный лотерейный выигрыш или неожиданное наследство в большинстве случаев приносят отнюдь не пользу. [10] Личность часто теряет ориентиры привычной жизни, начинает метаться, совершает странные и неожиданные поступки, тратит огромное количество денег впустую и т. д. Проблема денег и связанных с ними переживаний неоднозначна. «Все зло от больших денег», – эта формула права [когда большие деньги приходят неожиданно].[10] А многие замечают: не приносят счастья деньги, заработанные не собственным реальным трудом. Существует своеобразная «философия денег», которая пока не всем известна в России, потому что большие деньги и искусство обращения с ними – проблемы, с которыми здесь столкнулись недавно. Так, известно, что у каждого человека есть своя индивидуальная «граница» – запрограммированное для него количество денег или богатства. Для одного достаточно купить квартиру, дачу, машину, а дальнейшее наращивание состояния «блокируется» возникающими преградами и неудачами. Для другого даже покупка острова еще далеко не предел. Бывает, что неприятные события, связанные с деньгами, могут казаться неожиданными только для самого человека, а на самом деле они являются прямым следствием объективных закономерностей. Хотя частенько с деньгами связывается только положительное, и совершенно забывается об отрицательных последствиях высокого материального благополучия или богатства. Итак, деньги дают свободу, власть, уверенность в себе, расширяют возможности, обеспечивают высокий уровень жизни. Положение в обществе, хорошее образование, достойное медицинское обслуживание, круг общения, путешествия, удобства, вкусная еда, одежда – это далеко не полный перечень всего того, что можно приобрести, имея солидные деньги. Но деньги связаны и с переживаниями стрессового характера: возникает безудержное желание их не только потратить, но и преумножить. Идя на риск, вкладывая деньги в сомнительные предприятия, человек мостит себе дорогу к тяжелому стрессу, если теряет свои сбережения. Но даже если деньги на месте, всегда остается страхом их потерять.[9]

Результаты изучения профессионального (рабочего) стресса, его причин и проявлений, механизмов купирования и преодоления и других вопросов сегодня еще недостаточно раскрывают такие аспекты этой проблемы, которые связаны со спецификой современных видов деятельности, отражающей характер развития технического и технологического, электронного и компьютерного оснащения практически всех сфер производства. [9] Характер информационного взаимодействия человека и техники, высокая ответственность и сложность и ряд других особенностей обусловливают не только возможность развития у специалистов состояния стресса, но и специфические источники его формирования (помимо прочих организационных, физических, социальных факторов), связанные с информационной (умственной) рабочей нагрузкой, процессами преобразования информации, содержанием сообщений и с другими факторами соответствующих профессий.[9]


Профессиональный стресс можно попытаться определить как многомерный феномен, выражающийся в физиологических и психологических реакциях на сложную трудовую ситуацию. Такой подход позволяет выделить следующее:

1) определить, какие изменения (параметры) данного феномена соответствуют рассматриваемому виду трудовой деятельности;

2) выявить «желательные области» (как с точки зрения субъективных, так и объективных реакций рабочего) в каждом из исследуемых измерений;

3) стандартизировать отклонения, с тем, чтобы соотнести реакции в каждом из изучаемых измерений. В идеале эти отклонения отразят паттерны реагирования, а также величины и длительность этих отклонений;

4) определить «вес» каждого из исследуемых измерений [8]

Главным в исследованиях профессионального стресса сегодня является понятие контроля (то есть оценки и коррекции) способов и результатов профессиональной деятельности. Так, существует гипотеза о том, что переживание стресса возникает при взаимодействии между двумя факторами – ответственностью и контролем («широта работы» и «психологические требования»). Высокую напряженность имеет такая работа (профессия), в которой индивид при большой ответственности имеет недостаточный контроль за способами и результатами выполнения заданий. «Активные» профессии предъявляют большие требования, но также дают большую степень контроля (врачи, адвокаты, руководители). Есть и профессии с высоким уровнем контроля, но относительно низкими требованиями (или требованиями с отдаленной по времени реализацией) – ученые, архитекторы, ремонтники – они считаются наименее стрессовыми. Пассивные профессии (сторожа, вахтеры) дают мало возможностей для контроля, но предъявляют и низкие психологические требования к работнику[6].

Существует ряд моделей профессионального стресса, среди которых наиболее известной является так называемая Мичиганская модель (и ее варианты), созданная в Институте социальных исследований Мичиганского университета (США). Эта модель стресса, вызванного социальным окружением, отражает особенности восприятия человеком факторов этого окружения и его реакций, а также возможные последствия влияния этого состояния на здоровье индивида.

Индивидуальные различия и элементы социального окружения могут изменять эти отношения[5].

Согласно другой модели источником стресса, как и в модели социального окружения, является объективная (реальная) ситуация, которая посредством механизма ее оценки воспринимается как субъективно отраженная. Эта оценка переходит в фазу принятия решения о проявлении специфической реакции, которой является, главным образом, сознательное поведение, а не сочетание поведенческих, физиологических и психологических реакций, как в модели социального окружения. Хотя эти две модели и согласуются между собой, они отличаются типом конечных результатов[5].


Общая модель профессионального стресса отражает содержание и характер взаимосвязи основных компонентов. В целом, факторы системы труда могут вызывать прямые стрессовые реакции, которые регулируются личностными и когнитивными характеристиками[6]. Если эти краткосрочные стрессовые реакции становятся хроническими, они могут привести к значительным негативным последствиям для здоровья и работы[6].

Представители когнитивного подхода считают, что рассогласование между требованиями деятельности и когнитивными ресурсами субъекта инициирует активность одного из управляющих контуров, обеспечивающих уменьшение рассогласования. Первый контур включает такие стратегии, как «работать напряженнее» (в краткосрочном, оперативном плане) или приобретение новых навыков (в долгосрочном плане). Это попытки активной адаптации – они направлены на снятие рассогласования с помощью управляющего решения усилить использование когнитивных ресурсов. Два других контура также направлены на снятие рассогласования, но путем изменения оценки уровня требований и (или) целей деятельности (второй контур) или управления внешними условиями труда (третий контур). Последнее возможно только для тех видов трудовой деятельности, где высок уровень субъективного контроля. Все эти три варианта регуляции стресса характеризуются различными уровнями затрат ресурсов[4] В первом случае (прямой когнитивный контроль) деятельность сохраняется на должном уровне ценой возросшего усилия и физиологической активности. Во втором (когнитивная переоценка) – стабильность психического состояния индивида достигается ценой снижения эффективности деятельности. В третьем (косвенный когнитивный контроль) эффективная деятельность может быть сохранена без дополнительных усилий путем, например, более целесообразного планирования или лучшей организации труда. В контексте этой модели напряженность определяется как затруднения в сохранении (удержании) целей деятельности и связана с использованием прямого когнитивного контроля. Напряженность возникает чаше всего при высокой нагрузке (когда усилия и так достаточно высоки), особенно в условиях, когда низкий субъективный контроль за деятельностью не дает свободы в выборе стратегии. Напряженность связана с активной поведенческой адаптацией и включает высокие субъективные усилия, активацию и компенсаторную регуляцию деятельности. При этом напряженность и усилия не тождественны[7].

Разработка концепции профессионального стресса как проблемной ситуации подразумевает рассмотрение двух базовых компонентов: ориентацию и контроль (управление), которые, в свою очередь, также могут быть разделены на отдельные компоненты:


– ориентация включает процесс идентификации проблемы (сканирование характеристик проблемы, ее определение, субъективные оценки и целеполагание) и процесс формирования стратегий решения проблемы;

– в контроле можно выделить реализацию деятельности по решению проблемы и приобретение новых адаптационных навыков.[6]

Если результатом ориентировки будут неудачи в идентификации проблемы и ошибки в формировании стратегий решения проблемной ситуации, то неизбежно возникновение стрессогенного состояния и сопровождающего его чувства беспокойства, беспомощности и неопределенности. Ошибки контроля, обусловленные чрезмерными усилиями или обратной связью от предшествующих ошибок контроля, возвращают индивида на фазу идентификации проблемы или провоцируют компенсаторную деятельность. В обоих случаях проблемная ситуация не получает своего разрешения.

Сопоставление различных теорий и концепций профессионального стресса свидетельствует о том, что они отражают две позиции: с одной стороны, процессуальную и регулятивную, с другой стороны – предметную и коррелятивную (причинно-следственную). Эти два аспекта тесно между собой связаны – любая профессиональная деятельность может порождать психологические причины развития стресса или отражение в психологическом статусе и в поведении эффектов неблагоприятного воздействия факторов физической и социальной среды, так же как любой психологический стресс внутри-личностной и межличностной природы находит свое отражение в поведенческой, в том числе и рабочей, активности человека.

Может ли работник научиться регулировать собственное состояние и поведение в условиях профессионального стресса и перестроить свой стрессовый сценарий? В профессиональной деятельности более успешны люди, умеющие владеть собой, имеющие развитую психотехнику личной саморегуляции, знающие свои сильные и слабые стороны, умеющие вовремя сдержаться, проявить терпение, затормозить или заморозить свои внутренние порывы и сохранить самообладание.

В принципе есть и несколько правил саморегуляции в условиях профессионального стресса:

– полезно понаблюдать за самим собой;

– успешность построения личной программы защиты от профессионального стресса зависит от того, насколько точно и своевременно будет замечено начало вступления полосы стресса и потери самоконтроля;

– необходимы поиски способов остановки самого себя (пауза в общении с сотрудниками, помолчать несколько молчание, выход из комнаты, кабинета и пр., смена занятия);