Файл: Личностные деформации стрессового типа (Влияние стресса на деформацию личности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

– серьезно задуматься и попытаться понять, что помогает снять напряжение, что больше радует, чем занимаетесь с увлечением – отсюда: стараться чаще выкраивать немного времени на занятия, которые приносят удовлетворение и радость.

Глава 2. Социально-психологические деформации личности учителя

Деформация личности - это изменения, нарушающие целостность личности, снижающие ее адаптивность и профессионально-эффективное функционирование.[6]

Освоение человеком профессии неизбежно сопровождается изменениями в структуре его личности. С одной стороны, развиваются такие качества, которые помогают осуществлению деятельности, а с другой стороны, качества личности не участвующие в процессах начинают деформироваться и уничтожаться.

Если эти профессиональные изменения расцениваются как негативные, т.е. нарушающие целостность личности, снижающие ее адаптивность и устойчивость, то их следует рассматривать как профессиональные деформации.[6]

У представителей педагогической профессии деформированность личности деятельностью может проявляться на четырех уровнях:

Общепедагогические деформации,

Типологические деформации

Специфические или предметные деформации

Индивидуальные деформации

Общепедагогические деформации характеризуются изменениями личности у всех лиц, занимающихся педагогической деятельностью. Наличие этих деформаций делает учителей, преподающих разные предметы, работающих в разных учебных заведениях, проповедующих разные педагогические взгляды, с разным темпераментом и характером, похожими друг на друга. Это обусловлено особенностью пространства, в котором существует личность учителя: это выражается в слиянии самой личности со средствами деятельности. Следует отметить, что педагогическая деятельность имеет свой, особенный объект воздействия, который в отличие от большинства профессий обладает существенной активностью. В ходе взаимодействия учитель, используя свою личность как инструмент влияния на субъект, прибегает к более простым приемам воздействия, использующимися в авторитарном стиле руководства. В результате в его личности появляются такие образования, как назидательность, излишняя самоуверенность, догматичность взглядов, отсутствие гибкости.


Типологические деформации вызваны слиянием личностных особенностей с соответствующими структурами функционального строения педагогической деятельности в целостные поведенческие комплексы. В соответствии с полученными в исследованиях данными в педагогической профессии существуют четыре таких типологических комплекса: коммуникатор, организатор, интеллигент (просветитель) и предметник. Особенности каждого из них могут со временем проявиться в структуре личности, которая претерпевает изменения, аналогичные происходящим при акцентуациях.[4] Поясним.

Для учителя-коммуникатора характерна излишняя общительность, говорливость, сокращение дистанции с партнером, обращение к нему как к существу молодому, неопытному, стремление затронуть интимные темы.

Учитель-организатор может стать слишком активным, вмешиваясь в личную жизнь других людей, стремясь научить их «жить правильно». Он пытается подчинить себе окружающих. Нередко учителя-организаторы реализуют свои потребности в каких-нибудь общественных организациях, где их активность выглядит вполне уместной.

Учитель-интеллигент в результате длительного пребывания в профессии может сформировать у себя стремление постоянно рассуждать, мудрствовать. Так же может проявиться стремление к наставлению, «читанию моралей». Такой человек видит вокруг себя только плохое, восхваляет старые времена и ругает молодежь за безнравственность. Либо же он уходит в себя, созерцая окружающий мир и размышляя о его несовершенстве. [6]

Изменения личности учителя-предметника оказываются связанными со знаниями той дисциплины, которую он преподает. В связи с этим учителя данного типа пытаются внести элемент "научности" в любые, даже бытовые ситуации, неадекватно используя наукообразные способы поведения и оценивая других людей через призму их знаний предмета. В силу своих особенностей и многочисленности данный тип профессиональных отклонений представляет собой особый уровень - специфический.

Следующий уровень - специфические или предметные деформации, обусловленые спецификой преподаваемого предмета. Даже по внешним признакам легко определить, какой предмет преподает данный учитель: рисование или физкультуру, математику или русский язык.

Индивидуальные деформации определяются изменениями, которые происходят в самой структуре личности. Происходит развитие качеств, не имеющих отношения к педагогической деятельности. Можно сказать, то личностное развитие происходит вне зависимости от профессиональной направленности.


Предупреждение и преодоление возможных деформаций личности педагога является одной из важнейших задач школьного психолога. Это необходимо для того, чтобы оздоровить психологический климат педагогического коллектива и психическое здоровье детей.

Деформации личности возникают чаще всего под воздействием хронической фрустрации или стресса.

Фрустрация (англ. frustration - "расстройство, срыв планов, крушение") - специфическое эмоциональное состояние, возникающее в тех случаях, когда на пути к достижению цели возникает препятствие и сопротивление, которые или реально непреодолимы, или воспринимаются как таковые.[6]

Перечислим признаки, характерные для состояния фрустрации:

Наличие потребности, мотива, цели, первоначального плана действия.

Наличие сопротивления. Сопротивление может быть внешним и внутренним, пассивным и активным.

В ситуациях фрустрации человек может проявлять себя с двух сторон: либо как зрелая личность, либо как инфантильная. Человек первой категории с усиливает мотивацию, повышает уровень активности для достижения цели, сохраняя саму цель. Неконструктивное поведение, свойственное инфантильной личности, проявляется в агрессии вовне или на себя или в уходе от разрешения сложной для личности ситуации.

Стрессовые ситуации формируют деформации личности, создающие препятствия в профессиональной деятельности учителя. Так же стресс препятствует развитию человека как профессионала, снижая коммуникативную активность учителя в системе переподготовки и повышения квалификации, что негативно сказывается в дальнейшей работе.

Е.В. Руденский выявил ряд «вредоносных эффектов» профессионально-личностной деформации учителя. Он утверждает, что эти вредоносные эффекты для каждого человека индивидуальны, но существуют и общие черты.

Ученый подразделяет эффекты на:

  • эффекты, связанные с мышлением и сознанием - когнитивные эффекты,
  • эффекты, связанные с чувствами, эмоциями, личностью - эмоциональные эффекты

эффекты, затрагивающие когнитивные и аффективные факторы - общие поведенческие эффекты.[6]

Покажем их более подробно.

Когнитивные эффекты слишком сильного стресса:

  1. Концентрированность и объем внимания уменьшаются. Это приводит к тому, что сознанию все труднее оставаться сфокусированным и сила наблюдения ослабевает.
  2. Отвлекаемость увеличивается. Нить обдумываемого или проговариваемого учителем часто теряется даже на половине предложения.
  3. Кратковременная и долговременная память ухудшается. Объем памяти человека уменьшается. Воспроизведение и осознание даже знакомых объектов ослабевают.
  4. Скорость ответов становится непредсказуемой. Действительная скорость ответов уменьшается. Попытки компенсировать это приводят к торопливым, мгновенным решениям.
  5. Частота ошибок увеличивается. В результате всего вышесказанного ошибочность действий в двигательных и когнитивных задачах увеличивается. Принимаемые решения становятся ненадежными.
  6. Сила организации и долговременное планирование ослабевают. Разум не может точно оценивать существующие условия или прогнозировать отдаленные последствия.
  7. Иллюзии и нарушения мышления возрастают. Оценка реальности делается менее эффективной, мощность объективного критического подхода ослабевает, мышление становится спутанным и иррациональным.

Эмоциональные эффекты слишком сильного стресса:

  1. Физическое и психологическое напряжение возрастает. Уменьшается способность к мышечной релаксации, хорошему самочувствию, снятию беспокойства и тревоги.
  2. Болезненная мнительность возрастает. К подлинным расстройствам добавляются воображаемые недомогания, вызванным стрессом. Исчезают ощущение здоровья и хорошее самочувствие.
  3. Личностные особенности изменяются. Аккуратные и заботливые люди могут стать неопрятными, неряшливо одетыми, безразлично относящимися к окружающим; у демократически настроенных возможно появление авторитарных замашек.
  4. Имеющиеся личностные проблемы усиливаются. Возрастают присущие человеку тревожность, повышенная чувствительность, склонность к самозащите и враждебность.
  5. Моральные и эмоциональные ограничения ослабевают. Нормы поведенческого и сексуального контроля ослабевают или, напротив, становятся нереально жесткими. Возрастает число эмоциональных взрывов.
  6. Депрессия и беспомощность появляются. Душевные силы слабеют, возникает ощущение невозможности повлиять на события или отношение к этим событиям и к самому себе.
  7. Самооценка резко падает. Развивается ощущение некомпетентности и неполноценности.

Общие поведенческие эффекты слишком сильного стресса:

  1. Речевые проблемы возрастают. Имеющиеся нарушения, заикание и нерешительность увеличиваются и могут проявиться у людей ранее здоровых.
  2. Заинтересованность ослабевает. Устремления и жизненные цели могут быть оставлены. Увлечения заброшены. Лелеянные предметы обладания теряют свою притягательность.
  3. Уклончивость в поведении усиливается. Благодаря реальным или вымышленным болезням, а также сфабрикованным оправданиям, опоздание или отсутствие на работе становится проблемой.
  4. Злоупотребление лекарствами и наркотиками усиливается. Потребление алкоголя, кофеина, никотина, предписанных и незаконных лекарственных препаратов становится более очевидным.
  5. Уровень энергетического обеспечения поведения снижается. Энергетическое обеспечение падает или может значительно колебаться день ото дня без какой-либо видимой причины. 
  6. Картина сна нарушается. Возникают трудности с засыпанием или сохранением активного бодрствования в течение более чем 4 часов подряд.
  7. Цинизм по отношению к клиентам и коллегам возрастает. Развивается тенденция возлагать вину на других.
  8. Игнорируется новая информация. Даже потенциально полезные новые сведения или новые инициативы отвергаются.
  9. Переносится на других ответственность. Возрастает тенденция пересматривать границы ответственности, исключая при этом неприятные обязанности.
  10. Проблемы «решаются» с возрастающий поверхностностью. Принимается как линия поведения использование временных мер и краткосрочных решений. В некоторых областях необходимые вопросы не решаются.
  11. Появляются причудливые поведенческие особенности. Возникают странные манеры, непредсказуемость и нехарактерные поведенческие черты.
  12. Могут делаться заявления, содержащие угрозу самоубийства. Появляются такие фразы, как «покончить со всем этим», «продолжение не имеет смысла».[6]

Длительный стресс формирует, согласно позиции Л.А. Китаева-Смыка, ряд субсиндромов. Для профессионально-личностной деформации учителя определяющую роль играет субсиндром изменения общения. Схема развития представлена ниже.

Схема 1. Схема развития субсиндромов.[8]

Диагностика коммуникативных деформаций учителей позволяет выделить следующие типы поведения в учебном процессе:

  • Конфронтационный, направленный на дезорганизацию системы учебной коммуникации.
  • Агрессивно-конфликтный, срывающий логику общения посредством интенсивной постановки провоцирующих лектора вопросов.
  • Коммуникативно-нейтральный, демонстрирующий отсутствие интереса к теме общения.
  • Экспансивный, утверждающий необходимость особого к себе отношения в учебном общении.
  • Отчужденный, интеллектуально не включающийся в общение.[6]

Ядром всех типов коммуникативных деформаций учителя в педагогическом общении являются аффективные нарушения системы диспозиционной регуляции процессов коммуникативного взаимодействия.[6]

Данное явление деформирует коммуникативные установки учителя. Это приводит к нарушению норм общения.

Для организации коррекционной деятельности ученые рассматривали транстеоретическая модель коррекции аддиктивного поведения А.В. Прохорова, У.Ф. Велисера, Дж. О. Прочаска.

Данная модель позволила создать новую модификацию коррекции коммуникативных деформации учителя, которая включает следующие процессы:

а) рост осознания - через увеличение информации о собственной личности и стоящих перед ней профессионально-педагогических проблемах;

б) переоценка собственной личности и своего профессионального статуса - через оценку того, что учитель думает о себе и своей профессии применительно к данной проблемной ситуации;

в) трансформация когнитивных компонентов коммуникативных установок - через информационно-мотивационное осмысление значимости - коммуникаций в системе повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров;

г) самоосвобождение от когнитивных и акциональных стереотипов - через презентацию смысла коммуникативной активности;

д) освоение новых навыков коммуникативного действия в роли обучающегося - через специальный коммуникативно-игровой тренинг;

е) катарсис - через активацию и максимальное напряжение в учебной деятельности, организуемой в форме игры;