Файл: Стратегия диверсификации компании ООО «Меридиан-Томск».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Несвязанная диверсификация. Эта новая деятельность, которая предполагает полное отсутствие открытых связей стратегических зон хозяйствования с уже имеющимися сферами бизнеса. Речь идет о расширении деятельности компании за счет производства нового продукта, технологически никак не связанного с текущим производством, который подлежит реализации на совершенно другом рынке[21]. Выбор направления деятельности при этом осуществляется, исходя из следующих признаков:

  • капитал вкладывается только в привлекательные отрасли при относительно невысоких затратах на вхождение;
  • в приоритете стратегические зоны с ускоренным финансовым ростом;
  • реализация диверсификации происходит через приобретение стратегической зоны, а не с учетом их создания.

Несвязанная диверсификация не требует пересмотра при стабильном росте прибыли компании, поскольку обладает достаточными преимуществами (внешней гибкостью, эффективным использованием финансовых ресурсов). Вместе с тем, она является наиболее сложной для реализации, так как зависит от множества различных факторов[22].

В свою очередь, связанная диверсификация может быть вертикальной или горизонтальной. Основной критерий определения типа диверсификации – принцип слияния. При функциональном слиянии объединяются предприятия, связанные в процессе производства. При инвестиционном слиянии объединение происходит без производственной общности предприятий[23].

Связанная вертикальная диверсификация, или вертикальная интеграция, – это процесс приобретения или включения в состав предприятия новых производств, входящих в технологическую цепочку выпуска основного продукта на ступенях до или после процесса производства. Стратегия интеграции оправданна, когда предприятие может повысить свою рентабельность, контролируя стратегически важные звенья в цепи материально-технического снабжения, производства и сбыта продукции. При этом возможны различные типы вертикальной интеграции: полная интеграция производственной деятельности; частичная интеграция, в этом случае часть необходимых комплектующих закупается у других предприятий; квазиинтеграция – создание стратегических альянсов предприятий, заинтересованных в интеграции без перехода прав собственности[24].

В зависимости от направленности интеграции и положения предприятия в производственной цепочке, выделяют две формы связанной диверсификации: интеграция «вперед», или прямая интеграция; интеграция «назад», или обратная интеграция[25].


Стратегия обратной интеграции используется для того, чтобы защитить стратегически важный источник снабжения или получить доступ к новой технологии, важный для базовой деятельности.

При обратной интеграции предприятие присоединяет функции, которые ранее выполнялись поставщиками, то есть приобретает (устанавливает) контроль над источниками сырья и производством комплектующих изделий. Прямая интеграция заключается в приобретении или усилении контроля над структурами, находящимися между предприятием и конечным потребителем, а именно системой распределения и продажи товаров. Данный тип стратегии используется, когда предприятие не может найти посредников с качественным уровнем обслуживания клиентов или стремится лучше узнать потребителей.

Связанная горизонтальная диверсификация, или горизонтальная интеграция, – это объединение предприятий, работающих и конкурирующих в одной области деятельности. Главная цель горизонтальной интеграции – усиление позиций фирмы в отрасли путем поглощения определенных конкурентов или установления контроля над ними[26].

Горизонтальное объединение позволяет добиться экономии на масштабе производства, расширить спектр товаров и услуг и таким образом получить дополнительное конкурентное преимущество. Часто основной причиной горизонтальной диверсификации является географическое расширение рынков. В этом случае объединяются компании, производящие однотипную продукцию, но выступающие на различных региональных рынках[27].

Нередко для диверсификационного роста компании может быть реализован один из вариантов смешанного (комбинированного) типа диверсификации. Выбор между типами диверсификации зависит от сопоставления роста прибыльности и дополнительных затрат на управление[28].

Альтернативой диверсификации является создание стратегического альянса между компаниями с использованием новых возможностей для бизнеса каждой из них. Компания инициирует создание стратегии диверсификационного роста, который максимально соответствует ее позиции на рынке.

Выводы.

Диверсификация - это процесс перераспределения ресурсов, которые существуют на данном предприятии, в другие сферы деятельности, существенно отличающиеся от предыдущих.

Диверсификация касается, прежде всего, перехода на новые технологии, рынки и отрасли, к которым ранее предприятие не имело никакого отношения; кроме того, сама продукция (услуги) предприятия должна быть также совершенно новой, и, причем, всегда необходимы новые финансовые инвестиции.


Основной причиной диверсификации является несоответствие деятельности предприятия должному уровню производительности и эффективности.

Глава 2. Анализ деятельности ООО «Меридиан-Томск»

2.1. Характеристика предприятия

ООО Компания «Меридиан-Томск» - лидер на томском туристическом рынке, туроператор (ВНТ 014377 в Едином реестре туроператоров о 23.03.15 г.) входит в группу компаний: ООО Компания «Меридиан» туроператор по международному и внутреннему туризму (свидетельство № МВТ 003471, выдано 22 июня 2007 г.), ООО Компания «Меридиан-Агент» (аккредитация в ТКП №02ОВБ 92-1 2153 6 от 13.05.2014 г.)

ООО Компания «Меридиан» - ведущий агент авиакомпаний: ООО «Аэрофлот-российские авиалинии», ОАО «Авиакомпания «Сибирь», ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр», ОАО «Оренбургские авиалинии», Авиакомпания «Алроса», ОАО А/К «Уральские авиалинии», LUFTHANSA, Air Baltic, Finnair, Air France, EMIRATES AIRLINE, SWISS AIR, KLM. Это гарантирует выбор самого выгодного перелета по цене, аэропорту, типу воздушного судна, времени вылета, удобства стыковки по любому направлению, в том числе и международному, положительного решения любых возникающих проблем при организации деловых поездок.

ООО «Компания Меридиан-Томск» - член Томской Торгово-Промышленной Палаты Томской области, успешно работает в г. Томске с 2002 г., имеет огромный положительный опыт участия в тендерах, электронных торгах и аккредитованы на всех основных электронных площадках (ЭТП Сбербанк-АСТ, УТП Сбербанк-АСТ, ЕЭТП, ЭТП ММВБ, РТС-тендер, B2B-Center, ЭТП ГПБ).

В таблице 1 представлены данные о динамике финансовых результатов от реализации туристических услуг. Данные таблицы 1 позволяют заключить, что объем выручки от реализации туристических путевок ООО Компания «Меридиан-Томск» к 2015 г. снизился до критического минимума. Снижение выручки от реализации было обусловлено снижением объемов продаж по выездному туризму на 4 557 тыс.руб.

Таблица 1

Данные о динамике финансовых результатов от реализации туристических услуг ООО Компания «Меридиан-Томск»

Наименование показателя

2013 год

2014 год

2015 год

Изменения
от 2013 к
2014

Изменения
от 2013 к
2015

Выручка, тыс. руб.

5399

6901

7993

1502

2594

Внутренний туризм, тыс. руб.

456

2700

1366

2244

910

Выездной туризм, тыс. руб.

4943

4201

386

-742

-4557

Услуги по продаже билетов, тыс.руб.

0

0

6241

0

6241

Себестоимость, тыс.руб.

4290

3161

7178

-1129

2888

Внутренний туризм, тыс.руб.

365

2160

1222

1795

857

Выездной туризм, тыс. руб.

3954

3361

351

-594

-3603

Услуги по продаже билетов, тыс.руб.

0

0

5605

0

5605

Прибыль, тыс.руб.

1109

3740

815

2631

-294

Внутренний туризм, тыс.руб.

91

540

144

449

53

Выездной туризм, тыс.руб.

989

840

35

-148

-954

Услуги по продаже билетов, тыс.руб.

0

0

636

0

636


По внутреннему туризму к 2015 г. объем продаж возрос на 910 тыс.руб. Общий спад продаж в туризме негативно отразился на валовой прибыли, которая в 2015 г. сократилась на 259 тыс.руб.

Необходимо отметить тот факт, что под влиянием внешнерыночных факторов, обусловленных кризисной геополитической ситуацией, ростом курса иностранной валюты, в структуре выручки к 2015 г. внутренний туризм занимает 17,09%, тогда как выездной туризм составляет 4,83%, что свидетельствует о популяризации внутрироссийского отдыха. В 2015 г., в условиях общего спада продаж на рынке массового туризма, компания провела стратегию переориентации. Основная выручка и прибыль были получены от комиссии за реализацию авиа, железнодорожных и автобусных билетов. Стратегия перепрофилирования спасла ООО Компания «Меридиан-Томск» от банкротства, как многие предприятия туристической сферы, однако, данный вид деятельности не приносит высокой прибыли.

В таблице 2 представлена динамика конечных финансовых результатов ООО Компания «Меридиан-Томск» в 2013-2015 гг.

Таблица 2

Динамика конечных финансовых результатов ООО Компания «Меридиан-Томск» в 2013-2015 годах

Наименование показателя

2013

год

2014

год

2015

год

Изменения

от 2013 к

2014 году

Изменения

от 2013 к

2015 году

Выручка, тыс.руб.

5399

6901

7993

1502

2594

Себестоимость, тыс.руб.

0

0

7178

0

7178

Валовая прибыль, тыс.руб.

5399

6901

815

1502

-4584

Проценты к уплате, тыс.руб.

3161

4290

141

1129

-3020

Прибыль после уплаты процентов,
тыс.руб.

2238

2611

674

373

-1564

Прочие доходы, тыс.руб.

0

1

0

1

0

Прочие расходы, тыс.руб.

121

83

94

-38

-27

Прибыль до налогообложения,
тыс.руб.

2117

2529

580

412

-1537

Налог на прибыль, тыс.руб.

162

0

245

-162

83

Чистая прибыть, тыс.руб.

1955

2529

335

574

-1620

Рентабельность продаж, %

41,45

37,84

8,43

-3,62

-33,02

Рентабельность чистой прибыли, %

36,21

36,65

4,19

0,44

-32,02


Как свидетельствуют данные таблицы 2, компания в течение анализируемого периода несколько раз меняла систему налогообложения. В 2013 г. компания уплачивала налоги по общей системе налогообложения и учитывала себестоимость туров, как процентные расходы, с 2015 г. система налогообложения на предприятии упрощенная и себестоимость продаж учитывается по обычной схеме.

Результаты приведенных расчетов свидетельствуют о том, что, не смотря на перепрофилирование деятельности и рост выручки компании к 2015 г. на сократилась на 2 594 тыс.руб., а прибыль после уплаты процентов сократилась на 1 564 тыс.руб. К 2015 г. конечный финансовый результата компании снизился на 1 620 тыс.руб. На предприятии наблюдается негативная динамика рентабельности продаж. Сокращение рентабельности прибыли после уплаты процентов составило на 33,02% или более чем в пять раз, а сокращение рентабельности чистой прибыли составило 32,02% или более чем в 6 раз.

2.2. Анализ ассортиментной политики компании

В таблице 3 представлена динамика объемов продаж по основным туристическим направлениям в 2013-2015 гг.

Таблица 3

Динамика объемов продаж по основным туристическим

направлениям в 2013-2015 гг.

Наименование показателя

2013

год

2014

год

2015

год

Изменения

от 2013 к

2014

Изменения

от 2013 к

2015

Туры по России, тыс.руб.

456

2700

1366

2244

910

Экскурсии по Золотому кольцу, тыс.руб.

108

498

481

390

373

Отдых на черноморском побережье, тыс.руб.

269

1330

386

1061

117

Отдых в Крыму, тыс.руб.

79

872

499

793

420

Отдых за рубежом, тыс.руб.

4943

4201

386

-742

-4557

Выручка, тыс.руб.

5399

6901

1752

1502

-3647