Файл: Стратегия диверсификации компании ООО «Меридиан-Томск».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы. Стратегия диверсификации позволяет повысить эффективность деятельности предприятий, как в текущий момент времени, так и на длительную перспективу, уменьшить количество и величину предпринимательских рисков, расширить сферы деятельности, повысить гибкость и скорость реагирования предприятия на изменение рыночной конъюнктуры. Проблема выживания предприятия в условиях уже достаточно долгое время продолжающегося экономического кризиса непосредственно связана с его возможностью диверсифицировать свою деятельность, причем, иногда за счет видов деятельности, мало связанных как с основным видом деятельности, так и между собой. Здесь надо отметить, что диверсификация давно вошла уже в общий процесс управления фирмами за рубежом и, став достаточно обыденным явлением, выступает неотъемлемым направлением стратегических планов предприятия.

Устойчивость предприятия при этом достигается за счет появления фактора гибкости, поскольку потери в том или ином виде бизнеса могут компенсироваться освоением других видов деятельности и получением прибыли.

Хотя для российских предпринимателей процессы диверсификации уже не являются чем-то новым, однако в условиях кризиса, когда практически любые шаги становятся стратегическими, не все представляется ясным и понятным.

Цель работы – проведение анализа деятельности компании ООО «Меридиан-Томск» и разработка рекомендаций по диверсификации бизнеса.

Указанная цель предопределила постановку и решение следующих задач:

  1. рассмотреть понятие диверсификации бизнеса;
  2. рассмотреть типы и виды стратегий диверсификации;
  3. провести анализ деятельности ООО «Меридиан-Томск»;
  4. разработать рекомендации по диверсификации бизнеса ООО Компании «Меридиан-Томск».

Объектом исследования является ООО «Меридиан-Томск».

Предмет исследования – оценка возможностей и перспектив диверсификации бизнеса.

Для реализации поставленных задач использованы следующие методы: табличный метод подсчета структурных изменений в составе показателей; графический метод, наглядно и доходчиво выражающий развитие изучаемого явления; интервьюирование; анализ эмпирических материалов; синтез теоретических и эмпирических материалов.

Информационная база исследования включает в себя годовую бухгалтерскую отчетность предприятия за 2013-2015 гг., данные управленческого учета за аналогичный период, а также учебную, научную и справочную литературу по вопросам экономического анализа, менеджмента.


Структура работы. Работа включает введение, три главы, заключение, список литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты стратегии диверсификации

1.1. Понятие диверсификации

В экономической литературе встречается множество определений диверсификации. Но сложность заключается в том, что диверсификация такая концепция, которой нельзя дать однозначное определение. Экономический словарь дает следующее определение диверсификации. Диверсификация (изменение, разнообразие, ориентир), расширение объектов деятельности, номенклатуры продукции, производимой монополистическими объединениями. Под диверсификацией производства понимается его направленность на многономенклатурный выпуск продукции[1]. Диверсификация - это расширение номенклатуры товаров или, образно говоря, «мина под монопродукт». Диверсификация - стратегическая ориентация на создание многопрофильного производства или портфеля ценных бумаг[2].

Эти определения содержат в себе двойственность и не дают точного разграничения, что же такое диверсификация - ориентация, направленность или действие, процесс. Если рассматривать диверсификацию как ориентацию, направленность, то становится невозможно описать механизм ее действия, а такие выражения, как диверсифицировать производство, процесс диверсификации теряют всякий смысл. С другой стороны, в случае, если рассматривать диверсификацию только как процесс, действие теряется связь с общей стратегией предприятия. Очевидно, также стоит вводить уточнения понятию диверсификации, такие как диверсификация производства, диверсификация кредитного портфеля и так далее[3].

Одной из проблем, связанных с определением понятия диверсификация, является проблема, состоящая в том, какое освоение новой продукции принимать за диверсификацию производства, а какое не принимать. Таким образом, диверсификация - это термин, применяемый к процессу перераспределения ресурсов, которые существуют на данном предприятии, в другие сферы деятельности, существенно отличающиеся от предыдущих[4].


В хозяйственной практике может быть предложено большое количество стратегических альтернатив развития и роста фирм в условиях рынка. Одной из таких альтернатив и является диверсификация[5].

Диверсификация дает возможность фирмам «держаться на плаву» при сложной экономической конъюнктуре за счет выпуска широкого ассортимента продукции и услуг: убытки от нерентабельных изделий (временно, особенно по новым) перекрываются прибылью от других видов продукции.

Этот процесс касается, прежде всего, перехода на новые технологии, рынки и отрасли, к которым ранее предприятие не имело никакого отношения; кроме того, сама продукция (услуги) предприятия должна быть также совершенно новой, и, причем, всегда необходимы новые финансовые инвестиции[6].

Диверсификация связана с разнообразием применения продуктов, выпускаемых компанией, и делает эффективность функционирования компании в целом независимой от жизненного цикла отдельного продукта, решая не столько задачи выживания компании, сколько обеспечения устойчивого поступательного роста. Если продукты компании имеют очень узкое применение, то она является специализированной; если они находят разнообразное применение, то это — диверсифицированная компания[7].

Приведенная классификация относится только к выпущенным на данный момент продуктам или услугам и не затрагивает изменений продукта или услуг. В условиях рынка отнесение предприятия к тому или иному типу абсолютно на данный момент и относительно в длительной перспективе, так как с течением времени специализированное предприятие может быть преобразовано в диверсифицированное и наоборот.

1.2. Причины, условия и методы диверсификации бизнеса

В каждом отдельном случае целый ряд причин диверсификации может играть важную роль, но более слабое влияние других причин может в конечном итоге привести к иному решению проблемы. Основной причиной является несоответствие должному уровню производительности и эффективности[8].

Все причины диверсификации вызваны одним — повысить эффективность деятельности предприятия не только в данный момент или в ближайшем будущем, но и на длительную перспективу. Существует критерий диверсификации. Установление подобного критерия рекомендуется только для предприятия, которое действительно заинтересовано в своей диверсификации. Это первое существенное «прикрытие» неоценимо, так как оно предотвращает различные ошибки и, кроме того, может служить в качестве программы безопасности и хорошего контроля[9].


Процесс выработки оценки и плана диверсификации требует времени, усилий и тщательного изучения. Заключение, которое было сделано за один вечер, не может быть положено в основу изучения рынка, технического исследования процессов и товаров, финансового анализа, даже какого-либо совещания и услуг внешних экспертов по предоставлению какой-либо информации. Действительно, оно необходимо лишь как основа для того, чтобы определиться в самом начале, следует или нет заниматься этой проблемой всерьез. Оценка может показать, что все это действительно хорошо, но не для данной компании[10].

Методы диверсификации находятся в жесткой зависимости с бизнесом и управлением. Диверсификация требует такой степени гибкого подхода, что в самом начале планирования деятельности не следует исключать ни одного из них. Каждый случай диверсификации требует соответствующего подхода и анализа, но одновременно должны быть рассмотрены все возможные методы. Программы по диверсификации могут содержать один из нижеперечисленных методов[11].

1. Весь существующий персонал, а также оборудование должны использоваться для достижения в дальнейшем большего разнообразия товаров и услуг. Этот метод вполне естествен для компаний, персонал которых пропитан духом исследований.

2. Повышение производительности происходит за счет увеличения количества оборудования и качества организации, что, как правило, ведет к увеличению ассортимента продукции[12].

3. Фирма, занятая в определенной сфере деятельности, поглощается путем покупки либо за наличные, либо за акции, либо за их комбинацию. Центральные корпоративные функции распространяются и на новый отдел, и на навыки и опыт управления поглощенной компании и начинают работать в целом и на вновь образовавшуюся компанию.

4. Объединение компаний приблизительно одинакового размера и рода деятельности.

5. Заинтересованность в какой-либо компании, которая проявляется как непосредственное участие либо как контроль над другой компанией, но, тем не менее, присоединившаяся компания продолжает функционировать как независимая структура[13].

6. Весь процесс вовлечения наличных денег, управленческого таланта, технических навыков, патентов и других ресурсов должен протекать таким образом, чтобы компания смогла извлечь из этого определенные виды преимуществ, к примеру, гарантированные поставки сырья и доходы по инвестициям, определенные выгоды от сотрудничества с другими фирмами. В некоторых случаях компании могут образовывать новую корпорацию[14].


7. Оказание поддержки оператору или потребителю в изменении диверсификации или в расширении их деятельности. По большому счету потребности покупателя в санаторно-курортном комплексе можно охарактеризовать как существенно способствующий диверсификации фактор[15].

Все приведенные варианты невозможно привести со всеми подробностями, так как каждой диверсификационной ситуации присущи различные аспекты. Диверсификация охватывает широкий спектр возможностей, варьируясь от довольно ограниченного вторжения в новую область производства только внутри данной страны («узкая» диверсификация) до широкого вторжения в производственные сферы других стран («широкая» диверсификация).

1.3. Виды и типы стратегий диверсификации

Выделяют три основных вида стратегий диверсификации.

Стратегия концентрической диверсификации базируется на по­иске и использовании заключенных в существующем бизнесе допол­нительных возможностей для производства новых товаров, продуктов, услуг, похожих на товары, продукты, услуги предприятия. Как правило, эти товары будут привлекать внимание новых групп клиентов[16].

Стратегия горизонтальной диверсификации предполагает поиск возможностей роста на существующем рынке за счет новой продук­ции, отличной от используемой. При этом новый товар или продукт должен быть ориентирован на прежних клиентов. Важным условием реализации данной стратегии является предварительная оценка пред­приятием собственных возможностей в производстве новых товаров, продуктов и услуг[17].

Стратегия конгломератной диверсификации состоит в том, что предприятие расширяется за счет производства технологически не свя­занных с прежней продукцией новых товаров и продуктов, которые реализуются на рынках[18]. Эта стратегия — одна из самых сложных стратегий развития, так как ее успешное осуществление зависит от многих факторов: компетентности имеющегося персонала, сезонности в жизни рынка, наличия необходимых финансовых средств для вне­дрения инноваций, организации маркетинговых исследований, органи­зации рекламной кампании и других факторов[19].

Типы диверсификации: 1) несвязанная (неродственная) диверсификация – достижение гибкости извне; 2) связанная (родственная) стратегия вертикальной и горизонтальной диверсификации – реализация стратегических соответствий и достижение внутренней гибкости; 3) комбинированная диверсификация[20].