Файл: Информация в материальном мире (информация как научная дисциплина).pdf
Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 149
Скачиваний: 2
Виниловых пластинок, записал звук на целлулоиде пленки хранятся фотографии и фильмы. Магнитные ленты в кассетах используется для хранения аудио- и видеокассеты хранятся фильмы. Магнитные диски различных размеров и плотности (дискеты, жесткие диски), магнитооптические диски, оптические диски (CD и DVD) используются для хранения различных видов информации (текстов, фильмов, музыки, результатов экспериментов, математических расчетов и т. д.). Эти методы постоянно совершенствуются, изобретаются новые устройства и носители. Обработку информации (воспроизведение, преобразование, передача, запись на внешние носители) выполняет процессор компьютера. С помощью компьютера можно создавать и сохранять новую информацию всех видов, какие специальные программы, используемые на компьютерах, и устройства ввода.
Особым видом информации в настоящее время можно считать информацию, представленную в глобальной сети Интернет. Он использует особые приемы хранения, обработки, поиска и передачи распределенной информации больших объемов и особые способы работы с различными типами информации. Постоянно совершенствуется программное обеспечение, обеспечивающее коллективную информацию всех видов.
Информация всегда связана с материальным носителем.
Средств массовой информации - среда для записи, хранения и передачи информации.
СМИ могут быть:
- любой материальный предмет;
- волны различной природы;
- вещество в различных состояниях.
Знак и сигнал-форма передачи информации. Передача сигнала-это физический процесс, которые имеют информационную ценность.
Символ-это знак или сигнал, полной смысла.
Сигнал может быть непрерывным (аналоговым) или дискретным.
Аналоговый сигнал - сигнал, непрерывно изменяющийся по амплитуде и во времени.
Сигнал называется дискретным, если он может принимать лишь конечное число значений.
Аналоговый сигнал может быть представлен в дискретном виде, например, в виде последовательности чисел.
Процесс представления какой-либо величины в виде последовательного ряда ее отдельных (дискретных) значений называют дискретизацией.
Сигнал не может принимать менее двух различных значений.
Сигналы, передаваемые в электрической форме (носитель - электромагнитные волны), обладают множеством достоинств:
- они не требуют движущихся механических устройств, медленных и
подверженных поломкам;
- скорость передачи электрических сигналов приближается к максимально
возможной скорости - скорости света;
- электрические сигналы легко обрабатывать, сравнивать и
преобразовывать с помощью электронных устройств, отличающихся чрезвычайно высоким быстродействием.
Вывод по главе 1:
Таким образом, учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что фиксируемые воспринимаемые факты окружающего мира представляют собой данные. При использовании данных в процессе решения конкретных задач - появляется информация. Результаты решения задач, истинная, проверенная информация (сведения), обобщенная в виде законов, теорий, совокупностей взглядов и представлений представляет собой знания. Необходимо также отметить, что понятие «информация», становясь предметом изучения многих наук, в каждой из них конкретизируется и обогащается. Понятие «информация» является одним из основных в современной науке и поэтому не может быть строго определено через более простые понятия. Можно лишь, обращаясь к различным аспектам этого понятия, пояснять, иллюстрировать его смысл.
ГЛАВА 2 ИНФОРМАЦИЯ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА
2.1 Информация в материальном мире
Мы живем в материальном мире. Все, что нас окружает и с чем мы сталкиваемся ежедневно, относится либо к физическим телам, либо физических полей. Из физики мы знаем, что абсолютного покоя не существует и физические объекты находятся в состоянии непрерывного движения и изменения, которое сопровождается обменом энергии и ее преобразования из одной формы в другую.
Все виды энергообмена сопровождаются появлением сигналов (1 бит), то есть, все сигналы основаны на энергии материальной природы. При взаимодействии сигналов с физическими телами в последних есть определенные изменения свойств - это явление называется регистрацией сигналов. Такие изменения можно наблюдать, измерять или фиксировать иными способами - при этом возникают и регистрируются новые сигналы, то есть, образуются данные. Данные - это зарегистрированные сигналы. 0 - логическое нет, а 1 - логическое да.[11]
Почему в науке при изучении каких-либо объектов часто стремятся разделить эти предметы на группы по определенным критериям? Иными словами, какова цель классификации исследуемых объектов? Есть некоторые общие свойства информации и общие законы. Но текст рассказа отличается от работы над партитурой музыкального произведения и организацией расчетных формул имеет мало общего с созданием мультфильма. Таким образом, есть некоторые особенности информационных процессов в различных информационных. Зная типы информации, которая поможет вам выбрать наиболее подходящие инструменты и методы для работы с ним.
Какие виды информации можно выделить? Какие признаки можно выбрать в качестве основы деления?
Поскольку большая часть информации, которую мы связываем с восприятия и осознания сигналов, поступающих от человека, она может быть разделена, как информация воспринимается народом.
Человек имеет пять чувств:
- видение, по которому люди различают цвета, воспринимают
зрительные образы; информация -визуальная;
- слуховая- по которой звук воспринимается информация - речь,
музыка, мелодии, шум, и информации -слуховой;
- обоняние, с помощью которого люди получают информацию о запахах
окружающей среде; информация -обонятельная;
- вкус - с помощью вкусовых рецепторов языка можно получить
информацию о том, что предмет - горький, кислый, сладкий, соленый;- вкус;
- прикоснуться кончиками пальцев (и весь кожный покров) дают человеку
информацию о температуре предмета- это его горячим или холодным, качество его поверхности - гладкий или шероховатый; информация - тактильная.
Следует отметить, что органы чувств человека, называются анализаторов, поскольку именно через эти органы от внешнего мира поступают в головной мозг для анализа и осмысливания.[12]
Около 80-90% информации человек получает при помощи органов зрения (визуально), примерно 8-15% - при помощи органов слуха (аудиалъно) и только 1-5% - при помощи остальных органов чувств (обоняния, вкуса, осязания).
А вот, например, лисы, собаки и многие другие животные, большинство информации усваивается нос. У них хорошо развито обоняние. Для летучих мышей главная информация - аудио, они воспринимают ее своими большими, чувствительными ушами.
Когда мы изучаем не личности, а группы людей - социальные системы, вряд ли имеет смысл делить информации, циркулирующей в таких системах, по способу ее восприятия индивидуумом. В этом случае полезно рассмотреть и другие основания классификации. Например, можно распределить информацию на виды по степени значимости для общества, отдельных групп, отдельных индивидов.
Информация может быть:
- личной: это знания, опыт, интуиция, умения, планы, прогнозы, эмоции,
чувства, наследственная память конкретного человека;
- специальной, значимой для определенной группы людей; это такие виды
информации, как:
- научная;
- производственная;
- техническая;
- управленческая;
- общественной, значимой для большинства членов общества; это такие виды
информации, как:
- общественно-политическая (то, что мы получаем в основном из средств
массовой информации);
- научно-популярная (научно осмысленный опыт всего человечества,
исторические, культурные и национальные традиции и др.);
- обыденная (которой мы обмениваемся в процессе повседневного
общения);
- эстетическая (изобразительное искусство, музыка, театр и др.).
Но информация вряд ли будет полезной, когда речь идет о технических или социотехнических системах. В этом случае проценты могут быть разделены на виды в зависимости от формы представления информации.
Общение между людьми (да и любая коммуникация в общем случае) не мыслится без передаваемая информация была выражена, записанные с помощью знаков или сигналов, предназначенных в соответствии с правилами, понятными всем субъектам общения.[13]
Рассмотрим некоторые виды информации в зависимости от формы ее представления.
Текстовая информация: Текст в учебнике, тетради состав, реплика актера в спектакле, прогноз погоды, радио.
Обратите внимание, что в устном общении (личная беседа, разговор по телефону, радиопостановка спектакля) информация может быть представлена преимущественно в словесной, текстовой форме.
Числовая информация: Таблица умножения, арифметический пример, счет в хоккейном матче, время прибытия поезда, статистические данные о численности населения, и др.
В «чистом» виде числовая информация встречается редко, разве что на мой тест по математике. Наиболее часто используется смешанная отчетности.
Вы получили телеграмму: «Встречайте двенадцатого. Поезд прибывает в восемь вечера». В данном тексте «двенадцатого» и «восемь» мы понимаем как числа, хотя они и выражены словами.[14]
Графическая информация: рисунки, схемы, чертежи, фотографии.
Такая форма представления информации в наиболее наглядной и доступной для восприятия и осознания, так как он передает необходимый образ, а словесная и числовая требуют умственной реконструкции изображения. В то же время графическая форма представления часто не предоставляют исчерпывающую информацию о передаваемых данных.
Поэтому наиболее эффективно сочетание текста, чисел и графических изображений.[15]
При решении задач по геометрии мы одновременно используем чертеж (графика), текст (текст), численные расчеты (числа и операции над ними).
Звук: речь, музыка, звуковые сигналы.
Этот тип информации имеет важное значение также в процессе коммуникации. Звуковые сигналы привлекают наше внимание (звонок на перемены, вой сирены), пробуждают чувства (музыкальные произведения), создают определенный настрой (голос собеседника).
Некоторое представление о разнообразии подходов к выделению видов информации может определить информацию, содержащуюся в Энциклопедическом словаре, где говорится, что информация-это общенаучный термин, который включает в себя обмен сведениями между людьми, человеком и машиной, машиной и машиной, сигналов обмена в растительных и животных видов; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму.
В приведенном определении выделены четыре вида информации по различным способам (субъектам) обмена:
- социальная (человек - человек);
- техническая (человек - автомат, автомат - автомат);
- биологическая (информация в животном и растительном мире);
- генетическая (передача признаков от клетки к клетке, от организма к
организму).
Существуют и другие варианты классификации информации по видам:
- по сфере применения информации (экономическая, географическая,
социологическая и пр.);
- по характеру источников информации (первичная, вторичная,
обобщающая и пр.);
- по характеру носителя информации (информация, «зашифрованная» в
молекулах ДНК или в длинах световых волн; информация на бумажном или магнитном носителе и пр.).
Конкретный исследователь выбирает для себя ту или иную классификацию в зависимости от стоящей перед ним проблемы, от тех взаимосвязей, которые он изучает.[16]
Химики, физики, биологи используют классификацию по характеру СМИ. В теории информации, в первую очередь рассматриваются источники информации. В социологии наиболее интересные масштаба и социальной значимости информации.
Когда дело доходит до компьютера, чаще всего выделяются типы информации в зависимости от формы ее представления.
Компьютер помогает человеку, хранить, передавать, преобразовывать информацию, текст, числовой, звуковой, графический и комбинированный тип.
В настоящее время мультимедийная (мульти-медиа, смешанная) представления информации становится основной в компьютерные науки. Цветная графика сочетается в этих системах со звуком и текстом, с движущимися видео изображения, так и трехмерные изображения.
В теории информации в наше время разрабатывают много систем, методов, подходов, идей. Однако, ученые считают, что современные тенденции в теории информации и добавлять новые, появятся новые идеи.