Файл: Нотариат в РФ (Теоретические основы создания юридических лиц).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Нотариат в России советского периода всегда был лишь государственным. Так было до проведения реформы в 1993 году. Нотариальные государственные конторы в первые десятилетия существования подлежали содержанию за счет поступлений от сборов за нотариальные действия, которые совершались, в рамках сметы, которая утверждалась в 20-е гг. президиумом совета народных судей, а потом Народным комиссариатом юстиции. Суммы, которые оставались после покрытия всех расходов на содержание учреждений нотариального типа, которые были предусмотрены сметой, подлежали перечислению в доход казны. Позже содержание контор нотариального типа стало относиться на бюджет республики согласно смете Министерства юстиции РСФСР. Невзирая на платность нотариальных услуг на протяжении всех лет советской власти и поступление всей взысканной государственной пошлины в государственный доход, обустройству и содержанию контор нотариального типа внимание почти не уделялось.

Нотариальные конторы зачастую были размещены в помещениях, которые были малопригодны для того, чтобы принимать граждан. В городах крупных размеров три-четыре, а иногда и более нотариусов в едином кабинете в одно и то же время осуществляли прием граждан. Штаты тех. работников являлись малочисленными — один секретарь или консультант приходился на несколько нотариусов. Не было достаточного количества пишущих машинок, не существовало техники для копирования. С середины шестидесятых годов прошлого века нагрузка на нотариусов начала увеличиваться стремительными темпами. Тогда во множестве нотариальных контор нотариусы не только осуществляли подготовку проектов документов и действия нотариального типа, но и самостоятельно выполняли всю работу технического характера: осуществляли набор текстов нотариальных документов на машинке либо писали вручную, совершали регистрацию нотариальных действий в реестре. Подобная трудовая организация в нотариате СССР была на протяжении долгих лет. У нотариусов не было возможности изменить что-то в организации, а также обеспечении собственной деятельности.

  1. 1.2. Теоретические основы современной нотариальной деятельности

Проблема правовой природы нотариата в качестве явления юридической действительности с однозначностью не решена в науке о праве. В издающейся сейчас литературе правового содержания термин «нотариата» не обладает однозначным толкованием и применяется в основном в таких значениях: как комплекс органов, которые осуществляют государственную функцию по защите законных интересов, а также прав юридических лиц, граждан, всего общества, органов, которые наделены, согласно законодательству полномочиями властного характера; как институт права, который должен обеспечить стабильный гражданский оборот, а также защиту прав гражданского типа и законных интересов с помощью осуществления действий нотариального характера[2], то есть в качестве отрасли законодательства, нормы которой регулируют деятельность нотариального типа; в качестве отрасли (подотрасли) юридических знаний, включая научно-теоретические, о нотариате в качестве правового института, а, кроме того, как учебного курса, предмет исследования которого – проблема нотариального производства, а также деятельности участников в сфере нотариата [3].


Относительно понятия нотариата можно отметить, что определенные авторы считают, что нотариат представляет собой систему государственных органов, а также должностных лиц, на которые возлагается выполнение действий, которые предусмотрены законом, в порядке, который установлен законом, для обеспечения защиты охраняемых законом интересов и прав граждан, а также юридических лиц[4].

Прочие ученые дают определение нотариату как системе органов юстиции и должностных лиц, которые в силу Основ законодательства Российской Федерации о нотариате имеют право на совершение нотариальных действий[5].

В соответствии со статьей 1 Основ законодательства РФ о нотариате, нотариат должен обеспечить согласно с Конституции РФ, Конституциям республик в составе РФ, Основам законодательства РФ о нотариате защиту прав, законных интересов юридических лиц, а также граждан с помощью осуществления нотариусами нотариальных действий, которые предусмотрены законодательными актами, от имени РФ.

Указанное положение законодательства вместо определения термина «нотариата» делает указание на его цели, то есть на обеспечение законных интересов и прав юридических лиц, а также граждан, а кроме того, на методы достижения таких целей. Отсутствует легальное определение термина «нотариат» также в положениях прочих актов законодательства РФ.

Стоит рассмотреть основные элементы, которые определяют правовую суть нотариата: те, которые содержатся в указанной выше статье, а также те, которые отмечаются наукой о праве.

В первую очередь, давая характеристику современному российскому нотариату, необходимо обратить внимание на то, что он обладает уникальной двойственной природой и функционирует на грани частных и публичных интересов, а по этой причине представляет собой связующее звено между гражданским обществом и государством. Нотариус представляет собой лицо, которое уполномочено государством выполнять государственную функцию по защите свобод и прав граждан, а также действует от имени государства. При этом нотариус – это представитель свободной профессии, который выступает как независимый консультант сторон.

Принцип публичности деятельности нотариуса – это основополагающий принцип, характеризующий юридическую природу нотариата. Публичность в работе нотариальных органов проявляется в различных аспектах.

Формирование нотариата происходит по государственной воле, в частности, формируется правовая база для работы нотариата; значительная роль в учреждении, а также устранении должности нотариуса возлагается на органы системы Министерства юстиции; определяется механизм наделения определенного лица нотариальными полномочиями.


Прежде всего, публичность работы нотариата заключается в том, что нотариусы совершают действия нотариального типа от государственного имени.

Нотариат осуществляет определенный и установленный законодательством тип деятельности — нотариальную деятельность, реализуемую с помощью совершения нотариусами действий нотариального типа согласно законодательству.

Публичная нотариальная деятельность происходит в процессуальных формах, которые строго определены государством; если процессуальные правила не соблюдаются, то это влечет недействительность нотариального действия.

Государство контролирует деятельность нотариусов: судебный контроль за осуществлением функций нотариуса и контроль за исполнением нотариусами, которые работают в нотариальных государственных конторах, их обязанностей.

Государство относительно нотариальных государственных контор технически, а также материально обеспечивает осуществление собственных полномочий, возмещает ущерб, который был причинен нотариусом, который работает в нотариальной государственной конторе, таким образом возлагая на себя ответственность за действия, совершенные нотариусом.

Принцип публичности, который базируется на делегировании государством полномочий по выполнению его функций нотариусу, широко отражается в его деятельности и организации.

Анализ развития нотариата в современных российских условиях, а также за рубежом[6] демонстрирует стойкую тенденцию сокращения числа нотариусов, которые работают в нотариальных государственных конторах: из свыше семи тысяч нотариусов в России 6,4 тысяч - это частнопрактикующие; во множестве регионов страны нотариусы государственного типа полностью вытесняются нотариусами, которые занимаются частной практикой. В Москве каждый нотариус - это нотариус г. Москвы, деление на нотариусов, которые работают в государственных и частных конторах, отсутствует. Законом г. Москвы «Об организации и деятельности нотариата в городе Москве» от 19 апреля 2008 года № 15 в статье 2 закрепляется, что нотариальная деятельность в г. Москва осуществляется нотариусами города Москва, самостоятельно финансирующими собственную деятельность. Все нотариусы Москвы объединены в Московской городской нотариальной палате, которая обладает в их отношении властными полномочиями контрольно-организационного типа[7].

Не вызывает сомнений то, то уже в настоящее время сформированы предпосылки (как материальные, так и правовые) для того, чтобы передавать права совершения любых действий нотариального типа нотариусам, которые занимаются частной практикой.


Необходимо подчеркнуть, что, невзирая на значительные отличия статуса нотариусов, которые работают в нотариальных государственных конторах, от статуса нотариусов, которые занимаются частной практикой, нотариат государственный не способен рассматриваться в качестве элемента комплекса органов власти государства, а представляет собой составную часть одного комплекса нотариата РФ, который представляет собой институт гражданского общества. Определенные моменты в деятельности и организации нотариата государственного типа, которые не в полной мере соответствуют принципам функционирования и существования института гражданского общества, не воздействуют на его правовую сущность и дают возможность рассматривать нотариат в РФ, как единую систему, которая базируется на общих принципах и выполняет одинаковые функции.

Существование в нашей стране двух категорий нотариусов дает нотариату качество некоторой неопределенности, которое не согласуется с общим трендом преобразований государственности в направлении формирования государства правового типа, которое базируется на принципах признания общества гражданского типа, свободы гражданского оборота. Государственному нотариату нужно реформирование, согласно принципам организации, а также деятельности института общества гражданского типа для того, чтобы придать нотариату России одного непротиворечивого статуса.

Мировая правовая и государственная практика говорит о том, что нотариусы, которые занимаются практикой частного типа, могут составить институт, базирующийся на принципах независимости и беспристрастности (также и от государства) и который действительно будет способен по-настоящему защищать права и законные интересы юридических лиц, а также граждан. Нотариат подобного типа зачастую именуют «свободным нотариатом», а также «небюджетным». Первое наименование представляет собой сокращенную форму от определения «нотариат, действующий в форме свободной профессии», или, другими словами — «латинский нотариат».

Нотариус представляет собой должностное публичное лицо, которое получает от государства полномочия, реализует их под его контролем и от его имени;

Основной функцией нотариуса является придание аутентичного характера частным соглашениям, а также особой исполнительной и доказательственной силы, а, кроме того, защита публичного интереса; 

Нотариус за то, то совершает нотариальные акты, получает тариф нотариальный, порядок уплаты и размер которого устанавливает государство. Нотариальный тариф представляет собой в одно и то же время основной источник для самостоятельного финансирования нотариальной деятельности; 


Нотариусы объединяются в органы коллективного типа: палаты нотариальные, которые выполняют функции контрольного и административного типа. Членство нотариусов в палатах является обязательным.

Глава 2. Актуальные проблемы частной и государственной практики нотариальных контор

Среди традиционных проблем, снижающих эффективность нотариата в сфере гражданского оборота, можно выделить такие:

  • несовершенство форм и методов осуществления нотариальной деятельности. Переход на небюджетную основу организации нотариата в России не повлёк следующего, логически оправданного шага - совершенствования нотариальной процедуры, которая в целом осталась прежней. В этом смысле, осуществление нотариальной деятельности нередко носит технический характер, не благоприятствуя настоящему достижению лицами с заинтересованностью правовых желаемых последствий, а только давая их действиям определенный официальный и формально-законный вид;
  • отрицание социальной значимости нотариата. Несовершенство нотариальной процедуры, а, кроме того, непонимание смешанной - публично-правовой и частноправовой - природы функций нотариата стали причинами формирования отрицательного отношения к нотариату у некоторых представителей населения и власти. В обществе получили распространение представления о нотариате как о бюрократическом дополнительном барьере, который влечет, к тому же, дополнительные издержки, с другой стороны можно наблюдать фактическое приравнивание деятельности нотариуса к предпринимательству;
  • размывание компетенции нотариуса и нивелирование нотариальной формы. В определенных случаях присущие по причине своей специфической природы, значительной важности или прямого указания закона полномочия нотариата переходят к органам и лицам, которые не связаны такими же требованиями к ответственности, процедуре и квалификации, как нотариусы.

Это приводит к тому, что снижается уровень гарантий юридического типа частноправовых отношений, происходят нарушения прав их субъектов. При этом необходимо принимать во внимание, что первичный факт, который определяет эффективность нотариата в качестве института правоохранительного типа, а также его востребованность социумом, это качество нотариальных публичных услуг. От государства требуется наблюдение за обязательностью и публичностью нотариальных действий, так как таким образом обеспечивается необходимая принудительная сила актов нотариального типа, которая основана на законе.