Файл: Нотариат в РФ (Теоретические основы создания юридических лиц).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В настоящее время сформировались новые вызовы, ставящие под угрозу саму идею существования независимого и беспристрастного нотариуса - судьи частных соглашений. Часть из них появилась как итог лоббирования интересов определенных общественных групп и объективно встраиваемых в общемировые тенденции противостояния между традициями писанного права и общего права (соттоп law). Другие же - обусловлены внутренней спецификой проведения административной реформы и планами реализации социальных программ. Речь, в частности, идет о проектах по:

  • отмене обязательного нотариального удостоверения договоров ипотеки;
  • резкому снижению размеров нотариальных тарифов (госпошлины), взимаемых за совершаемые нотариальные действия;
  • либерализации доступа к осуществлению нотариальной деятельности.

Оказываемая институтом нотариата юридическая помощь имеет определенные признаки, позволяющие отграничить ее от иных видов юридической помощи, оказываемой государственными и негосударственными органами и институтами.

В настоящее время многие исследователи считают, что компетенция нотариуса, а значит, и перечень нотариальных действий могут и должны быть расширены"[8]. Учитывая, что «публично-правовая компетенция нотариуса недостаточно отражена по наиболее важным видам юридических действий, требующих независимой, профессиональной и ответственной юридической оценки», в литературных источниках предлагается ввести новые виды нотариальных действий, к примеру, «проверки и передачи правоустанавливающих документов на регистрацию в учреждение юстиции» в качестве специфической процессуальной формы участия нотариуса в оформлении прав на недвижимость[9].

Во-вторых, из публичного характера помощи юридического типа, которая оказывается нотариальным институтом, вытекает строгость процессуальной регламентации осуществления действий нотариального типа.

В рамках оказания нотариусом юридической квалифицированной помощи он может, например, осуществлять обязательную экспертизу правового типа в отношении каждого условия сделки, выяснять обстоятельства дела, объяснять участникам правовые последствия, значение и смысл сделки, проверять то, насколько соответствует содержание сделки настоящим намерениям сторон и законодательным требованиям, принадлежность прав на недвижимость, правоспособность юридического лица, полномочия сторон, а также их представителей, устанавливать личности обратившихся за совершением нотариального действия, проверять дееспособность физических лиц. При подготовке проектов нотариальных документов нотариус должен следить за тем, чтобы не возникло ошибок, не были ущемлены интересы участников процесса.


В ходе оказания помощи юридического типа формируется нотариальный акт, то есть документ, который имеет официальный характер, и в некоторых случаях обладает исполнительной силой.

При совершении нотариального действия, нотариус должен соблюдать волю лица, которое обратилось к нему за тем, чтобы совершить нотариальное действие, а также требования закона, какими бы невыгодными они не были для данного лица. При появлении сомнения в отношении законности сделки или истинных намерений сторон у нотариуса появляется обязанность в отказе в совершении действия нотариального типа либо в откладывании (приостановлении) его совершения.

Из рассмотренных признаков оказываемой нотариатом квалифицированной юридической помощи вытекают следующие ее особенности, которые необходимо принимать во внимание не только нотариусам, совершающим нотариальные действия, гражданам и юридическим лицам, обращающимся за совершением нотариального действия, но и законодателю при разработке проектов нормативно-правового регулировании вопросов нотариальной деятельности.

Особенности оказания нотариатом квалифицированной юридической помощи, во-первых, предопределяются особенностями конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи, а во-вторых, основываются на правовой природе и принципах самого нотариата.

Исследователи проблем нотариата и нотариальной деятельности, все закрепляемые законодательством нотариальные действия, подразделяют на группы в зависимости от различных критериев. Все нижеприведенные классификации направлены на установление действительных свойств объекта изучения и указывают на место объекта в системе, поскольку выявляют значимые признаки нотариальных действий: характер воздействия на реализацию прав и свобод; степень обязательности для лица, обращающегося за защитой своего права к нотариусу; вид органа, уполномоченного на их совершение. Именно поэтому их рассмотрение представляется целесообразным при анализе принципов нотариальной деятельности.

Анализ института ответственности государственных и частнопрактикующих нотариусов позволяет заключить, что только имущественная ответственность частнопрактикующего нотариуса, в том числе и своим собственным имуществом, способна оптимально обеспечить права лиц, обращающихся за совершением нотариального действия, в полной мере гарантировав им возмещение ущерба, причиненного при совершении незаконного нотариального действия.


Кроме материальной ответственности за деяния, совершенные при осуществлении профессиональной деятельности и содержащие признаки состава преступления, нотариус может быть привлечен к уголовной ответственности[10].

В случае совершения нотариусом, занимающимся частной практикой, действий, противоречащих законодательству Российской Федерации, его деятельность может быть прекращена судом по представлению уполномоченных должностных лиц либо органов.

Заключение

Из всего вышеназванного можно прийти к следующим выводам.

Непосредственными историческими предпосылками возникновения института нотариата были: необходимость фиксации и закрепления возникающих в процессе товарно-денежных отношений прав субъектов гражданского оборота, придания им бесспорности и доказательственности; потребность в создании условий для функционирования и защиты института собственности; нуждаемость частных лиц в оказании юридической помощи при заключении сделок, юридическом признании и закреплении приобретаемых прав; содействие осуществлению правосудия.

Институт нотариата, изначально обладая характером относительно независимой, автономной от государства профессиональной корпорации, имеющей органы нотариального самоуправления, зародился и развивался в тесном взаимодействии с публичной властью, государством, судебной властью. Нотариусы назначались на должность государством, находились на государственной службе. Государство осуществляло контроль за осуществлением нотариальной деятельности и придавало нотариальным документам официальный характер.

Роль нотариата исторически объективно предопределила постепенное расширение его функций — от ведения архивов и фиксации фактов до полноценного процессуального свидетельствования документов, обеспечения контроля за соответствием закону сделок, разрешения бесспорных дел.

Нотариат выполняет определенные законом полномочия по осуществлению государственной функции по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Эти полномочия делегированы ему государством, и для их реализации нотариат в лице нотариусов наделяется определенными властными полномочиями, в силу чего его деятельность приобретает публичный характер и реализуется от имени Российской Федерации.

Нотариат представляет собой уникальный институт с двойственной правовой природой, сочетающий в своей организации и деятельности принцип публичности с выражением и защитой частных интересов конкретных индивидов, в результате чего деятельность нотариата имеет ярко выраженное частноправовое содержание.


Анализ нотариального законодательства и практики нотариальной деятельности позволяет выделить следующие формы оказания нотариатом квалифицированной юридической помощи:

  • совершение нотариусом предусмотренных законом нотариальных действий в интересах, обратившихся к нему физических и юридических лиц;
  • составление проектов сделок, заявлений и других документов, имеющих правовой характер;
  • разъяснение обратившимся за совершением нотариального действия физическим и юридическим лицам их прав и обязанностей, предупреждение о последствиях совершаемых нотариальных действий, с тем, чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред.

Нотариальную деятельность следует определять как урегулированную нормами нотариального права профессиональную непредпринимательскую деятельность нотариусов и иных уполномоченных лиц по защите прав и законных интересов граждан, юридических лиц, государства и общества в целом, осуществляемую путем совершения в соответствии с определенной законом процедурой нотариальных действий от имени Российской Федерации, включающую также разностороннюю деятельность нотариуса по обеспечению нотариального действия.

Совершенствование законодательного регулирования нотариальной процедуры должно, в частности, идти по следующим направлениям:

  • укрепление гарантий прав лиц в процессе совершения нотариального действия путем закрепления института отвода нотариус по заявлению участников нотариального действия (при ведении наследственных дел); предоставления по отдельным видам нотариальных действий (свидетельствование завещаний, удостоверение сделок с недвижимостью и пр.) возможности по желанию сторон присутствовать свидетелям, предупреждаемым о тайне нотариального действия, с разъяснением им сущности и последствий совершаемого нотариального действия;
  • усиление значимости нотариального акта посредством: придания ему особой доказательственной силы с закреплением определенной процедуры его оспаривания; законодательного закрепления исполнительной силы нотариального акта с внесением соответствующих изменений в законодательство об исполнительном производстве.

Список литературы:

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. М., 2008.
  2. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате: Закон Российской Федерации от 11.02.1993 г. № 4462-1. С послед. изм. и доп. // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1993. № 10. Ст. 357.
  3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 г. № 138-ФЗ. С послед, изм. и доп. // СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.
  4. Герасимов В. Потенциал нотариата не востребован // Российская юстиция. 2014. № 1. С. 31—32.
  5. Гражданский процесс / Отв. ред. Ю. К. Осипов. М., 2014.
  6. Гражданский процесс: Учебник / Под ред. М. К. Треушникова. М., 2014.
  7. Зайцева Т. И., Галеева Р. Ф., Ярков В. В. Настольная книга нотариуса. Т. 1.М.: БЕК, 2014.
  8. Качур Н. Ф., Тарбагаева Е. Б. Некоторые проблемы государственной регистрации недвижимости // Применение гражданского законодательства в нотариальной практике. Красноярск, 2014. С. 3—10.
  9. Мерлотти М. Основные принципы свободного нотариата и роль ^Ударства в организации его деятельности // Нотариальный вестник.
  10. Подгорецкий П. Свидетели при нотариальном акте // Нотариальный вестникъ. 1904. № 36. С. 4-5
  11. Проблемы и пути совершенствования законодательства о нотариате. Астана, 2014.
  12. Российская юридическая энциклопедия / Под ред. А. Я. Сухарева. М., 2014.
  13. Черемных Г. Г. Новый нотариат — надежный защитник прав граждан. М., 2014.
  14. Ярков В.В. Будущее нотариата: попытка прогноза // Российская юстиция. 2014. № 11. С. 31—33.