Файл: Нотариат в РФ (Теоретические основы создания юридических лиц).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы.

В юридическом механизме, который обеспечивает в правовом государстве, которым является РФ, режим правопорядка и законности, важным значением обладает нотариат.

Нотариат в качестве несудебной формы защиты прав граждан, а также находящихся под охраной закона интересов представляет собой в соответствии с Резолюцией Европейского парламента «О нотариате в Европейском Сообществе» 1994 г. институт правосудия превентивного типа. В соответствии с документами Конгресса Международного союза судей главные функции нотариата – это, в первую очередь, удостоверение юридических актов, беспристрастное информирование сторон об их существе, а также последствиях правового типа, предотвращение споров гражданско-правового характера.

В 1995 г. нотариат России приняли в Международный союз латинского нотариата, который объединяет свыше семидесяти нотариатов развитых государств. Представление о нотариате в качестве института гражданского общества, защищает права граждан, а также осуществляет правосудие превентивного типа, последовательно приведено в международных актах, например в договоре сотрудничествa между Международным союзом латинского нотариата, а также Международным союзом судей, где сказано, что главная цель нотариата - установление стабильного и здорового правосудия, ограничение расходов, содержание, а также обеспечение его доступности для каждого гражданина.

Обстоятельства, которые были указаны, налагают на законодателя России значительные обязательства по поддержке «высокой планки» в правовом регулировании проблем организации нотариата, а также осуществлении деятельности нотариуса. Необходимо учитывать принципы построения независимого, свободного нотариата латинского типа, влияния на такой правовой институт, также на процессы его внутреннего саморегулирования.

Несовершенство механизма правового типа нотариальной защиты придает сложность реализации субъектами прав, которые принадлежат им.

Остро поставлен вопрос о разработке теоретической базы воздействия государства на институт «свободного нотариата».

В недостаточной степени исследованы и нуждаются в последующей разработке понятия нотариального статуса, деятельности, нотариата в качестве института гражданского общества, который осуществляет деятельность по защите свобод и прав физических и юридических лиц, а также государственных интересов.


Цель этой курсовой работы - исследование проблем и перспектив правового статуса нотариуса в РФ.

В рамках курсовой работы будут решены следующие задачи:

  • Исследованы основные этапы развития нотариата в России;
  • Рассмотрено понятие, принципы и задачи нотариата в РФ;
  • Исследовано понятие и виды нотариальных действий;
  • Рассмотрены современные проблемы нотариата.

Объектом исследования является система нотариата в РФ.

Предмет исследования - нотариальная деятельность, ее основные проблемы и перспективы.

Глава 1. Эволюционное развитие и современная деятельность нотариата в России

  1. 1.1. История развития нотариата в России

Нотариусы-профессионалы в нашей стране появились только в девятнадцатом веке, после того, как было принято Положение о нотариальной части. Оно было принято Правительствующим Сенатом и сначала было озаглавлено как временное, но потом Положение было утверждено императором Александром II 14 апреля 1866 года. С того момента лицом, которое специально наделено властью совершения и свидетельствования нотариальных актов в России, стал нотариус. Нотариусы состояли при судах окружного типа. На местах, где не было введено Положение о нотариальной части, а также не были учреждены нотариальные должности, нотариальную деятельность по-прежнему осуществляли полиция, уездные суды, мировые судьи. Мировые судьи, а также уездные совершали акты нотариального типа, то у полиции нотариальная деятельность была ограничена свидетельствованием доверенностей, а также прочими действиями, которые конкретно названы в законах гражданского характера, а, кроме того, в Торговом и Вексельном уставах. Полиции было разрешено свидетельствовать подписи на определенных актах домашнего типа; подпись, которая была учинена вместо безграмотного по просьбе его и желанию иным лицом на векселе, который был выдан безграмотному (до 1902 года). Было разрешение на свидетельствование и торговых доверенностей (до 1903 года), и доверенностей на ведение судебных дел, и некоторые иные акты[1].


Со временем число нотариусов в России увеличивалось. Конторы нотариального типа появлялись не только в крупнейших городах, но и в тех, что были поменьше, то есть в уездах, местечках и селениях. К концу девятнадцатого века в столице страны Санкт-Петербурге было двадцать пять контор нотариусов, а в 1903 году - уже тридцать.

Нотариусов, согласно статье 420 Учреждений судебных установлений, стали считать равными присяжным поверенным, а также судебным приставам (должностным лицам, состоящим при суде). Однако суды рассматривали профессию нотариуса в качестве коммерческого, а не государственного дела. Судебный надзор за нотариальной деятельностью, как писал А. Боборыкин в книге «Опыт реформы нотариата как сословия» (Киев, 1917), почти сводился к репрессиям дисциплинарного характера, вследствие этого положение нотариусов на службе стало «крайне шатким».

Сначала нотариусы, а также архивы нотариального типа, возглавлявшиеся старшими нотариусами, формировали одно учреждение, однако со временем такое единство нарушилось. Архивы нотариального типа стали особыми отделениями окружных судов. Заботы, а также попечение законодательного типа было сосредоточено лишь на них. При этом число проблем постоянно увеличивалось. О них указывалось самими нотариусами в заметках, а также статьях на страницах еженедельного научно-практического журнала «Нотариальный вестникъ», еженедельного вестника русского нотариата «Нотариусъ», журнала «Вестник права и нотариата» и др., которые издавались в начале XX в.

После того, как случилась Октябрьская революция, и были упразднены Декретом о суде № 1 от 24 ноября 1917 года2 судебные органы, нотариусы в нашей стране почти прекратили деятельность, хоть в Декрете не было сказано о том, что нотариальные конторы упраздняются. При этом спустя год в Декрете о суде № 23 было предусмотрено, что действия нотариального типа осуществляются нотариусами. При этом, какие нотариальные действия и как их совершают, не было определено еще на протяжении четырех лет: только 4 октября 1922 года был принят первый законодательный акт о нотариальной деятельности в советском периоде — Положение о государственном нотариате РСФСР4. В России советского периода нотариат сразу учредили в качестве государственного органа и в различные периоды его существования он входил в судебную систему или в систему органов юстиции.

Согласно Положению от 4 октября 1922 г. исполкомы местных властных органов осуществили открытие государственных нотариальных контор в каждом республиканском городе. Исполкомам разрешалось учреждение контор также на ярмарках (временно), на пристанях, на узловых станциях, в сельской местности и т.п. Общее количество нотариальных государственных контор было утверждено Народным комиссариатом юстиции.


Сегодня, когда Россия активно двигается по направлению к системе рыночной экономики, необходимо не только кардинально изменить экономическую систему как основу реформирования, но и нормы права, представляющие собой правовую оболочку этих процессов. Вследствие необходимости нового осмысления рынка перед нами встает задача: внимательно и профессионально построить почти новую систему экономических взаимосвязей, и это должно быть сделано как можно быстрее.

Один из институтов, который необходимо совершенствовать, представлен институтом государственной регистрации юридических лиц. Он является сравнительно новым правовым комплексом в России, введенным в действие в 2002 г. согласно Федеральному закону  Этот институт имеет большое значение.

Основное правовое (или юридическое) значение государственной регистрации юридических лиц – это предоставление юридическому лицу правоспособности (п. 3 ст. 49 ГК РФ), что дает возможность обладать гражданскими правами, соответствующими целям деятельности, о которых говорится в его учредительных документах, и нести вытекающие из этой деятельности обязанности [1]. Другие значения правового характера исходят из правоспособности: они могут быть представлены различными правомочиями, обязанностями юридических лиц, наличием ответственности за осуществление неправомерной деятельности и т.д.

На современность и насущную необходимость исследования выбранной темы во многом оказывает влияние развитие в России экономики рыночного типа, при которой, безусловно, предполагается 

главные участники гражданского оборота. Именно ими производится большая часть товаров и услуг, они – это главные налогоплательщики.

В нынешнее время не только нет четко выработанного понятия реорганизации юридических лиц, но даже единое направление для определения этого понятия не существует.

Предмет исследования представлен нормами гражданского законодательства Российской Федерации, которые регулируют создание, реорганизацию и ликвидацию юридических лиц, практикой арбитражных судов Российской Федерации, разработками ученых-цивилистов, касающихся темы исследования.

Цель выпускной квалификационной работы состоит в изучении основных видов юридических лиц, теоретико-правовых проблем, возникающих при создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, основываясь на анализе теории

исследование эволюции правовых процессов создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц, основываясь на анализе российского законодательства, которое действует ныне, а также нормативных правовых актов, которые уже утратили свою силу;


исследование правовой природы, сущности создания, ликвидации и реорганизации юридических лиц;

рассмотрение правового содержания некоторых способов реорганизации юридического лица;

оценка достаточности зафиксированных законодательством правовых механизмов;

попытка выработки предложения, направленного на совершенствование действующего законодательства, которое касается создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц.

Что касается методологической основы выпускной квалификационной работы, то в настоящем исследовании мы воспользовались следующими методами научного познания: диалектическим, комплексным, историко-правовым, сравнительно-правовым, системным анализом, формально-логическим, социологическим и др.

Нормативная база исследования представлена Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральными законами и другими нормативно-правовыми актами, регулирующими правоотношения по реорганизации юридических лиц. Основные положения выпускной квалификационной работы базируются на научных трудах, созданных известными дореволюционными и советскими учёными: М.М. Агарковым, Ю.С. Гамбаровым, Д.М. Генкиным, О.С. Иоффе, И.Б. Новицким, В.А. Рясенцевым, Б.Б. Черепахиным, Г.Ф. Шершеневичем, и др. В ходе исследования были использованы также труды таких российских ученых-цивилистов, как: М.И. Брагинский, A.B. Бенедиктов, A.B. Гуляев, В.П. Грибанов, Д.В. Коровайко, O.A. Красавчиков, A.B. Ломакин, Б.И. Путинский, Ю.К. Толстой, К.Т. Трофимов, Д.С. Шапкин и некоторые другие.

Гипотеза выпускной квалификационной работы – проведение системного анализа правовой природы создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц, изучение ее сущности и значения, выделение формы реорганизации юридических лиц.

Структурно работа[1] включает в себя введение, три главы, заключение, список использованных источников и приложения.

1. Теоретические основы создания юридических лиц

1.1. Юридические лица: сущность и классификация

Административное право довольно долго не содержало понятия «юридическое лицо». Более традиционными терминами для него были «коллективный субъект», «предприятие», «учреждение», «организация».