Файл: Роль педагога в формировании учебной деятельности младшего школьника (Личностные качества педгога, как пример для школьника).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конечно же, главными направлениями приложения педагогических усилий являются обучение, образование, воспитание, развитие и формирование учащихся. Не учить, а направлять учение, не воспитывать, а руководить процессами воспитания призван учитель [5, с.28]. И чем он отчетливее понимает эту свою главную функцию, тем больше самостоятельности, инициативы, свободы предоставляет своим ученикам. Настоящий мастер своего дела остается в учебно-воспитательном процессе как бы «за кадром», за пределами свободно осуществляемого учениками, а на самом деле - управляемого педагогом выбора [5, с.29].

Управление как основная педагогическая функция распадается на конкретные педагогические действия. Сущность управленческого процесса в том, чтобы координировать действия учеников по линии совпадения «цель – результат». Управление процессом обучения основывается на возможностях учеников: уровне их подготовленности, работоспособности, отношении к учению и т.д. [14, с.379]. Обо всем этом педагог узнает в процессе диагностирования.

Получив диагноз и опираясь на благоприятный прогноз, учитель приступает к составлению проекта учебно-воспитательной деятельности [10, с.38]. Необходимо продумывать все детали учебного процесса, основанием послужат – диагноз, прогноз, проект.

Диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование - педагогические функции, выполняемые учителями на подготовленном этапе каждого нового цикла учебно-воспитательной деятельности [26, с.184].

На следующем этапе - реализации намерений - учитель выполняет информационную, организационную, оценочную, контрольную и корректирующую функции [11, с.133]. Организационная деятельность учителя связана с вовлечением детей в намеченную работу, сотрудничеством с ними в достижении избранной цели [7, с.136]. Контрольная, оценочная и коррекционная функции необходимы педагогу, прежде всего для создания действенных стимулов, благодаря, которым будет развиваться процесс, и в нем будут происходить намеченные изменения. Учителя все отчетливее осознают - не понукание и принуждение ведут к успеху. При контроле становятся более понятными причины неудач, срывов, недоработок [19]. Собранная информация позволяет скорректировать процесс, вовремя использовать эффективные средства, ввести действенные стимулы. На завершающем этапе педагогического цикла учитель выполняет аналитическую функцию, главным содержанием которой является анализ завершенного дела: какова эффективность, почему она ниже намеченной, где и почему возникли спады, как избежать этого в дальнейшем и т.д. [10, с.41]


Многообразие функций учителя привносит в его труд компоненты многих специальностей - от актера, режиссера и менеджера до аналитика, исследователя и селекционера. Кроме своих непосредственных профессиональных задач педагог выполняет функции общественные, гражданские, семейные [2, с.187].

Считается, что основные качества учителя, педагога это трудолюбие, серьезное отношение к своей работе и обязанностям.

Педагогические способности (талант, призвание, задатки) следует считать важной предпосылкой успешного овладения педагогической профессией, но отнюдь не решающим профессиональным качеством. Сколько кандидатов в учителя, имея блестящие задатки, так и не состоялись как педагоги, и сколько поначалу малоспособных студентов окрепли, вознеслись к вершинам педагогического мастерства. Педагог - это всегда великий труженик [5, с.77].

Так определяются важные качества, определяющие профессионализм учителя - трудолюбие, серьезное отношение к своей работе и обязанностям, дисциплина, ответственность, организованность, умение правильной постановки целей и пути их достижения, творческий подход.

Профессионально необходимыми качествами учителя являются выдержка и самообладание. Профессионал всегда, даже при самых неожиданных обстоятельствах (а их бывает немало) обязан сохранить за собой ведущее положение в учебно-воспитательном процессе. Никаких срывов, растерянности и беспомощности воспитателя ученики не должны чувствовать и видеть [12, с.36].

Душевная чуткость в характере учителя - своеобразный барометр, позволяющий ему чувствовать состояние учеников, их настроение, вовремя приходить на помощь тем, кто в нем больше всего нуждается [3, с.218]. Естественное состояние педагога - профессиональное беспокойство за настоящее и будущее своих питомцев. Такой учитель осознает свою личную ответственность за судьбы подрастающего поколения [3, с.220].

Неотъемлемое профессиональное качество учителя - справедливость. По роду своей деятельности педагог вынужден систематически оценивать знания, умения, поступки учеников. Поэтому важно, чтобы его оценочные суждения соответствовали уровню развития школьников. По ним они судят об объективности воспитателя. Ничто так не укрепляет нравственный авторитет педагога как его умение быть объективным. Предубежденность, предвзятость, субъективизм учителя очень вредят делу воспитания [14, с.402].

Преподаватель обязан быть требовательным. Это важнейшее условие его успешной работы. Высокие требования учитель прежде предъявляет к себе, ибо нельзя требовать от других того, чем не владеешь сам. Педагогическая требовательность должна быть разумной. Мастера воспитания учитывают возможности развивающейся личности [11, с.146].


Нейтрализовать сильное напряжение, присутствующее в педагогическом процессе, помогает воспитателю чувство юмора [27, с.238]. Это способствует положительной атмосфере в классе и на уроке, но все в меру. Так необходимо следить, чтобы учащиеся понимали важность урока и разницу между ним и переменной, физкультминуткой.

Нравственное поведение, которое предусматривает поведение, оценку последствий поступка другими людьми (субъективно) - педагогический такт учителя. В нем проявляется поиск более легкого и менее болезненного пути к цели, что обусловливает творчество и поиск в педагогической деятельности логопеда [2, с.173]. Основными элементами педагогического такта педагога являются уважение к личности, умение сопереживать и слушать собеседника, деловой тон, чуткость, внимательность и т. д.

Личность современного учителя во многом определяется его эрудицией, высоким уровнем культуры. Тот, кто хочет свободно ориентироваться в современном мире, должен много знать. Учитель всегда являет собой наглядный образец для подражания, он - своеобразный эталон того, как принято и как следует себя вести [5, с.97].

Понимание и осознание своего поведение, норм поведения, ценностных качеств, взаимоотношений, что в свою очередь закрепляется в чувствах, привычках является нравственным сознанием.

Нравственные убеждения педагога рассматриваются педагогической этикой как знания, которые стали нормой поведения педагога его положение в обществе, отношение в обществе, труду, учащимся, родителям, коллегам, профессии, то есть всему, что его окружает. Нравственно-идейные убеждения педагога являются ориентирами поведения формирования личности его учеников.

Одним из важных условий взаимоотношений между воспитанником и педагогом является доверие и требовательность (разумная) для формирования личности в каждом человеке.

Кодекс профессиональной этики педагога определяет совокупность нравственных требований, вытекающих из принципов и норм педагогической морали, и регулирует его поведение и систему отношений в процессе педагогической деятельности [2, с.197]. Одной из основ кодекса профессиональной этики педагога является установление основных требований, которые определяют отношение педагога к самому себе, к педагогическому труду, к ученическому и педагогическому коллективам и т.д. [14, с.389]

Таким образом, выделены цели и задачи педагогической деятельности учителя начальных классов согласно ФГОС НОО. Цели, поставленные ФГОС НОО: воспитание и развитие личностных качеств; ориентация на результаты образования; разнообразие форм организации и учета индивидуальных особенностей каждого ученика и другие. Учебная деятельность – это педагогический процесс, в который входят требований, разделённые на три группы: предметные, метапредметные, личностные. Каждая группа направлена на решение определённых ей задач.


Дали характеристику основным особенностям учебного процесса согласно младшему школьному возрасту. Одной из важных обязанностей школьника в процессе учебной деятельности является получение им знаний, навыков и умений. Выделены компоненты учебной деятельности: мотивация, учебная задача, учебные операции, контроль, оценка.

Рассмотрели личностные качества педагога, как пример для школьника; Применение своих профессиональных знаний, умений на практике, обучение и воспитание учащихся являются основными функциями учителя. Важные качества, определяющие профессионализм учителя - трудолюбие, серьезное отношение к своей работе и обязанностям, дисциплина, ответственность, организованность, умение правильной постановки целей и пути их достижения, творческий подход, душевная чуткость, справедливость, требовательность, чувство юмора, педагогический такт, честь, авторитет.

2.ДИАГНОСТИКА РОЛИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

2.1.Методика по изучению роли учителя начальной школы

Понятие «диагностика» имеет греческие корни, обозначающие «распознавание», «определение».

Цель диагностики - установить диагноз объекта исследования и дать заключение о его состоянии на дату завершения этого исследования и на перспективу. Осуществив цель на основании данных диагноза, можно выработать правильную и грамотную экономическую, политическую, социальную политику, стратегию и тактику [1, с.34].

Задачами области диагностики считаются анализ и прогноз происхождения проблемы человека, устранение их в течение времени, а так же определение действий на их устранение, налаживание мер для правильной работы, исследование объекта дает характеристику изучаемого объекта [3, с.133]. Задачи диагностики тесно переплетаются с двумя другими задачами - прогнозом и анализом происхождения. Исследование процесса развития объекта помогает лучше уяснить его нынешнее состояние.

Согласно работе Спицына Д. В. «Методы и система для психодиагностических исследований детей младшего школьного возраста» метод тестирования, опроса в таком возрасте является самым продуктивным методом по изучению ребенка, его отношений.


Научно-практическая деятельность в области разработки и применения психодиагностических методов включает несколько этапов. Она начинается с постановки проблем и вопросов, затем следует этап формулирования гипотез, выбора методов для их проверки и определения диагноза [31, с.97].

Формулировка проблемы зависит от задачи, которая ставится перед психологом - исследователем. На основе этой задачи психолог должен сформулировать одну или несколько проблем [5, с.97].

Каждый вопрос позволяет сформулировать целый ряд гипотез. Гипотезы служат основанием выбора психодиагностических методик, с помощью которых их можно либо подтвердить, либо опровергнуть [31, с.99].

В психодиагностике выделяется психологическое тестирование, задачей, которого является изучение свойств и качеств человека. Данный метод используется при приеме на работе, в психотерапии, консультировании. Это необходимо для более подробного изучение личности.

Рассмотрим характеристики психологических тестов:

  • Валидность – соответствие полученных из теста данных той характеристике, для которой тест проводится;
  • Надёжность – соответствие полученных результатов при повторном тестировании;
  • Достоверность – свойство теста давать истинные результаты, даже при намеренных или непреднамеренных попытках их искажения испытуемыми;

Репрезентативность – соответствие нормам [14, с.168]

Данные опросника будут составляться, согласно результатам, полученным в первой главе данной работы, то есть будет представлен список вопросов по основным критериям роли учителя начальных классов в учебной деятельности. Так ссылаясь на возрастные особенности учащихся, данные вопросы адаптированы для понимания учеников 1-4 классов.

Реализация данного теста: образовательные учреждения, реализовывающие начальное общее образование.

Цели проведения тестирования учащихся:

  • Получение объективных данных о субъективном мнении учащегося о роли из учителя, преподавателя в учебном процессе;
  • Определение групп учащихся или образовательных организаций в целом для проведения работы по активизации роли учителя;

Основные принципы тестирования:

  • Добровольность;
  • Информированность;
  • Конфиденциальность [4].

Организаторы и исполнители: студент педагогического института, учитель, классный руководитель, педагог организатор.

Участники/целевая группа: обучающиеся общеобразовательной школы, начальной ступени обучения