Файл: Роль педагога в формировании учебной деятельности младшего школьника (Личностные качества педгога, как пример для школьника).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Подготовка к проведению тестирования. Определяется время и место для проведения тестирования. Так как данный тест проводиться для изучения отношения всех учащихся в классе, удобное время это классный час.

Информирование испытуемых. Для снижения негативных реакций испытуемых на тестовую ситуацию и повышения надежности результатов их исследования необходимо осуществлять следующие действия:

  • обследование должно организовываться и проводиться как обычное мероприятие, а не как экстраординарное событие;
  • испытуемых надо ставить в известность об общей цели исследования [4];
  • мотивировать испытуемых перед началом их работы с методиками;
  • сообщать испытуемым в общих чертах предназначение методик, с которыми они будут работать (в случае, если они этим интересовались), но не сообщать их конкретное предназначение (это можно сделать после завершения обследования);
  • корректно отвечать на вопросы или возражения испытуемых по поводу методик и их заданий [31, с.112].

Общее время проведение тестирования, работы – 40 минут. Время проведения работы – 1 урок.

Во время проведения мониторинга в классе учащимся предоставляется время для организации учебного места, подготовка ручки, бланки для заполнения выдаются каждому индивидуально.

Во время проведения мониторинга в 1-4 классах рекомендуется

  • проводить тестирование анонимно;
  • предварительно рассказать учащимся о правилах заполнения бланков;
  • чтение заданий учителем 2 раза;
  • затем дать время для заполнения бланка.

Допускается размещение в одной аудитории всех учеников класса по 2 человека за партой.

Ответы на задания учащиеся вписывают в поля ответов, предусмотренные в материалах работы.

Обработка и интерпретация данных. После того как испытуемые выполнят задание, психолог обрабатывает результаты тестирования так, как это описано в инструкции к тесту.

Ожидаемый результат: получение анонимной информации от учащихся младших классов о роли их учителя в учебной деятельности.

Представленные вопросы

  1. Ясны ли объяснения материала?
  2. Пробуждают ли занятия интерес к предмету?
  3. Достаточна ли логичность и убедительность изложения материала?
  4. Используется ли учителем наглядность (схемы, таблицы, раздаточный, иллюстративный материал)?
  5. Обладают ли занятия простотой и доходчивостью?
  6. Поощряется ли личная инициатива ученика?
  7. Достаточно ли эмоциональна речь учителя?
  8. Выделяет ли учитель то, что желательно записать?
  9. Отзывается ли учитель на реакцию учеников (умеет ли снять напряжение, усталость)?
  10. Указываются ли пути применения данного предмета в жизни?
  11. Способствуют ли занятия по данному предмету воспитанию интереса к предмету?
  12. Удается ли учителю в процессе занятия влиять на мысли, чувства, убежденность, нравственные позиции?
  13. Доброжелательно ли отношение учителя к ученикам?
  14. Тактичен ли учитель?
  15. Справедлив ли учитель в оценке знаний учеников?
  16. Достаточно ли требователен учитель?
  17. Остается ли хорошее настроение после занятий с данным учителем?
  18. Видит ли учитель в каждом ученике личность?
  19. Не расходятся ли слова учителя с делом?
  20. Можно ли сказать, что данный учитель – творческая личность?
  21. Работает ли учитель индивидуально после уроков с теми, кто не понял и не усвоил пройденный материал? [31, с.114-135]

Варианты ответов: да/нет.

Ожидаемые результаты и формы результатов: после сбора информации, результатами тестирования, опросника являют положительные или отрицательные ответы учащихся на поставленные вопросы, проводиться анализ полученных ответов, результат может быть представлен как текст, таблица, схема.

2.2.Результаты проведенных исследований

Исследование проводилось на базе Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школы № 1694 «Ясенево» в 4 классе, классный руководитель Гончарова Марина Алексеевна.

Общая численность учащихся в классе 21 человек, на момент опроса присутствовало 17 человек, по болезни отсутствовало 3 учащихся, по семейным обстоятельствам один учащийся.

Результаты исследования:

На первый вопрос: «Ясны ли объяснения материала?» 15 учащихся ответило «да», 2 – «нет»

Пробуждают ли занятия интерес к предмету? 16 учащихся ответило «да», 1 – «нет»

Достаточна ли логичность и убедительность изложения материала? 14 учащихся ответило «да», 3 – «нет»

Используется ли учителем наглядность (схемы, таблицы, раздаточный, иллюстративный материал)? 12 учащихся ответило «да», 5 – «нет»

Обладают ли занятия простотой и доходчивостью? 11 учащихся ответило «да», 6 – «нет»

Поощряется ли личная инициатива ученика? 11 учащихся ответило «да», 6 – «нет»

Достаточно ли эмоциональна речь учителя? 5 учащихся ответило «да», 12 – «нет»

Выделяет ли учитель то, что желательно записать? 17 учащихся ответило «да», 0 – «нет»

Отзывается ли учитель на реакцию учеников (умеет ли снять напряжение, усталость)? 11 учащихся ответило «да», 5 – «нет»

Указываются ли пути применения данного предмета в жизни? 4 учащихся ответило «да», 13 – «нет»

Способствуют ли занятия по данному предмету воспитанию интереса к предмету? 9 учащихся ответило «да», 8 – «нет»

Удается ли учителю в процессе занятия влиять на мысли, чувства, убежденность, нравственные позиции? 15 учащихся ответило «да», 2 – «нет»

Доброжелательно ли отношение учителя к ученикам? 11 учащихся ответило «да», 6 – «нет»

Тактичен ли учитель? 14 учащихся ответило «да», 3 – «нет»

Справедлив ли учитель в оценке знаний учеников? 12 учащихся ответило «да», 6 – «нет»

Достаточно ли требователен учитель? 17 учащихся ответило «да», 0 – «нет»

Остается ли хорошее настроение после занятий с данным учителем? 13 учащихся ответило «да», 4 – «нет


Видит ли учитель в каждом ученике личность? 11 учащихся ответило «да», 6 – «нет»

Не расходятся ли слова учителя с делом? 15 учащихся ответило «да», 2 – «нет»

Можно ли сказать, что данный учитель – творческая личность? 10 учащихся ответило «да», 7 – «нет»

Работает ли учитель индивидуально после уроков с теми, кто не понял и не усвоил пройденный материал? 4 учащихся ответило «да», 13 – «нет»

Так согласно опросу удовлетворённость учебным процессом, простым, понятным представленным материалом, использование наглядных материалов, выделяет то, на что необходимо обратить внимание, возникает интерес к учебному предмету, благодаря учителю, составило среднее значение в классе – 14, что составило 82%, не удовлетворенность 3, то есть 18%.

На такие вопросы как поощряется ли личная инициатива ученика, отзывается ли учитель на реакцию учеников, удается ли учителю в процессе занятия влиять на мысли, чувства, видит ли учитель в каждом ученике личность, составило среднее значение в классе положительно – 12, что составило 70%, не удовлетворенность высказало 5 учащихся, то есть 30%.

Достаточно ли эмоциональна речь учителя, указывает он пути применения данного предмета в жизни, воспитает интерес к предмету, работает индивидуально после уроков, составило среднее значение в классе ответ «да» – 6, что составило 35%, не удовлетворенность, ответ «нет» 11 учащихся, то есть 65%.

Такие качества учителя как доброжелательное отношение, тактичность, творческий подход, которые способствуют положительному, хорошему настроению, отметило среднее значение в классе – 12, что составило 70%, отсутствие этого, не удовлетворенность отметило 5 учащихся, то есть 30%.

Справедлив ли учитель в оценке знаний учеников, достаточно ли требователен учитель, не расходятся ли слова учителя с делом, отметило положительно среднее значение в классе – 15, что составило 88%, отсутствие этого, не удовлетворенность отметило 2 учащихся, то есть 12%.

Таким образом, дали описание, этапы методики по изучению роли учителя начальной школы. Цели проведения тестирования учащихся: получение объективных данных о субъективном мнении учащегося о роли из учителя, преподавателя в учебном процессе. Ответы на задания учащиеся вписывают в поля ответов, предусмотренные в материалах работы. Ожидаемые результаты и формы результатов: результатами тестирования, опросника являют положительные или отрицательные ответы учащихся на поставленные вопросы, согласно этим данным проводиться анализ полученных ответов, результат может быть представлен как текст, таблица, схема.


Проведен анализ полученных данный, получили результат проведенного исследования; Исследование проводилось на базе Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школы № 1694 «Ясенево».

3.РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕШЕНИЮ ВЫЯВЛЕННЫХ ПРОБЛЕМ

По результатам проведенной работе, было обнаружено не полное удовлетворенность учащихся учебным процессом, проводимое учителем. Учителю необходимо обратить внимание на решение следующих вопросов, хронология расстановки по мере остроты вопроса:

  • Указывать применение предметных знаний и их воспитательную функцию в жизни;
  • Излагать материал в простой, удобной для восприятия учащихся форме;
  • Применять наглядный материал в педагогической учебной деятельности;
  • Проводить индивидуальную работу после уроков, для учеников не усвоивших или недостаточно усвоивших пройденный материал;
  • Вести урок более эмоционально и творчески, приводить примеры из жизни, для более понятности материала;
  • Обращать внимание на поведение, настроение, наличие усталости, напряжения у учащихся. И предоставление педагогической, психологической помощи ребенку;
  • Применять личностный подход, мотивировать личную инициативу учащихся;

Особое внимание заслуживают следующее

  • Правильность подачи учебного материала, логичность, доступность и убедительность его изложения;
  • Положительное отношение к учебному предмету;
  • Педагогическая тактичность, нравственность пример для учеников, основа спокойствия.

Высокий уровень оценки заслужили следующие вопросы, но не удовлетворенность у небольшого количества учащихся позволяет дать рекомендацию учителю, обратитесь внимание:

  • Интерес к предмету явно выражен благодаря работе учителя, его личным примером,
  • Учитель в процессе работу влияет на интерес, чувства, мысли, позиции по определённым вопросам у учащихся.

Ясность изложенного материала, акцентирование на определённых важных этапах и их письменная фиксация, требования учителя дали положительную оценку со стороны учеников.

В начальной школе учитель - идеал, требования его - закон. Что бы там ни говорили дома, категорическое «А Марья Ивановна сказала так» моментально снимает все проблемы. Увы, идеализация учителя продолжается недолго и имеет тенденцию к сокращению. Помимо всего прочего, сказывается влияние дошкольных учреждений: дети видят в учителе того же детсадовского воспитателя [17, с.33].


Педагогической среде педагога в системе нравственности огромная роль отводиться педагогическому, ученическом, родительском коллективу, так же большое влияние играет среда, в которой ученик находиться за пределами учебного заведения. Обычно дети, решая много конкретных задач, сами стихийно открывают для себя общий способ их решения, причем этот способ оказывается осознанным в разной мере у разных учеников, и они допускают ошибки, решая аналогичные задачи.

Ребенку необходим так называемый пооперационный контроль - за правильностью и полнотой выполнения операций, т.е. за процессом учебной деятельности. Научить ученика контролировать сам процесс своей учебной работы - значит, способствовать формированию такой психической функции, как внимание [31, с.83].

Хотя ребенок и слышит от родителей, от учителя слова о сущности и значении школьного обучения и даже может повторять, что «учиться надо, чтобы приносить пользу Родине», но на первых порах до его сознания еще не доходит глубокий смысл этих слов, он по-настоящему не понимает, зачем надо учиться. Но вот проходит некоторое время, и ученик обнаруживает, что учение - это не своеобразная новая игра, а труд, требующий усилий, напряжения, самоограничений. Приходится делать не то, что хочется, а то, что надо. То и дело слышишь: «не вертись», «не мешай», «не разговаривай». Если ко всему этому ребенок не привык, если он пользовался излишней свободой дома, родители не требовали строгого соблюдения им режима, то у него часто наступает разочарование, возникает отрицательное отношение к учению [17, с.35].

7 – 11 лет считается третьим периодом умственного развития по Пиаже – период конкретных мыслительных операций. Мышление ребенка ограничено проблемами, касающимися конкретных реальных объектов [28, с.117]. Эгоцентризм, присущий мышлению дошкольника, постепенно убывает, чему способствуют совместные игры, но не исчезает полностью. Конкретно мыслящие дети часто ошибаются, прогнозируя результат. Вследствие этого дети, однажды сформулировав какую-нибудь гипотезу, скорее отвергнут новые факты, чем изменят свою точку зрения. На смену децентрации приходит способность сосредоточиться на нескольких признаках сразу, соотносить их, учитывать одновременно несколько измерений состояния объекта или события. У ребенка развивается также способность мысленно прослеживать изменения объекта [16, с.75].

Начиная с шестилетнего возраста, дети все больше проводят времени со сверстниками, причем почти всегда одного с ними пола. Усиливается конформизм, достигая своего пика к 12 годам. Популярные дети обычно хорошо адаптируются, чувствуют себя среди сверстников комфортно и, как правило, способны к сотрудничеству [8, с.95].