Файл: Роль педагога в формировании учебной деятельности младшего школьника (Личностные качества педгога, как пример для школьника).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире жизнь меняется, обновляется и это касается всех сфер жизни человека, в том числе и образования. Новая ступень в развитии образования стало внедрение ФГОС НОО (федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования). Данный документ представляет это требования, которые должны соблюдать все образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию. ФГОС НОО определяет начальное образование как одним из важных этапом воспитания, образования ребенка. Знания – это тот самый важный материал, который ребенок должен получить в процессе обучения. На данный документ опирается учитель, педагог при составление учебных планов, конспектов уроков, при составление планов учебной и воспитательной деятельности, которые помогают ему решать поставленные учебные и воспитательные задачи. Учитель так же учитывает особенности обучающихся – психологические, возрастные, индивидуальные.

Именно начальную ступень обучения считается фундаментальной для обучения и воспитания ребенка, в этот момент закладываются первые основы, которые в дальнейшем помогут развиться в полной мере личности учащегося. Каждый ребенок индивидуален, является личностью. Целью современного начального образования является создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка. Установление положительных отношений и взаимоотношений между педагогом и учеником является одним из самых важных условий результативного педагогического процесса.

Объект исследования – педагогическая деятельность.

Предмет исследования – роль педагога в формировании личности школьника.

Цель исследования: выявить роль педагога в формировании учебной деятельности младшего школьника.

Задачи:

  • Выделить цели, задачи педагогической деятельности учителя начальных классов согласно ФГОС НОО;
  • Дать характеристику основным особенностям учебного процесса согласно младшему школьному возрасту;
  • Рассмотреть личностные качества педагога, как пример для школьника;
  • Дать описание, этапы методики по изучению роли учителя начальной школы;
  • Провести анализ полученных данный, получить результат проведенного исследования;
  • Привести рекомендации по решению выявленных проблем

Методы работы: исследования; анализа и синтеза; единство общего и особенного в теории; исторический; системный; сравнительный.


Структура работы: данная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, литературы.

Оценка надежности, использованной литературы. При написании данной работы были использованы наработки российских авторов, изучены коллективные труды и отдельные монографии российских ученых. Все диссертации использованные в работе защищены кандидатом педагогических и технических наук, заслуженными деятель науки РФ, доктором педагогических наук, профессор, действительный член Российской Академии образования. Книги, статьи, диссертации, коллективные труды и отдельные монографии изданы научными журналами «Педагогика», «Педагогическое образование в России», «Педагогика и просвещение», Академией Науки и Образования, Российским психологическим обществом, Международная академия наук педагогического образования (МАНПО), Институт повышения квалификации работников образования (ИПКРО) Республики Алтай, Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет (ЗабГГПУ им. Н.Г. Чернышевского), Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС». Методические рекомендации, приказы по ФГОС НОО, Российский федеральный закон об образовании в РФ №273 от 21 декабря 2012 года взяты с официального сайта Министерства образования и науки РФ.

Степень изученности. Основные цели, задачи педагогической деятельности учителя начальных классов описаны в Федеральном государственно образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО). Данный стандарт Министерством Образования РФ и Федеральный закон об образование в РФ являются одними из основных документов, по которому осуществляется образовательный процесс. На его основе педагоги разрабатывают учебные программы и методические пособия.

Исаева М.М. кандидатом педагогических наук занималась вопросом педагогических условий формирования самостоятельности младших школьников в учебной деятельности. Османов Г.А. кандидат педагогических наук рассматривала педагогические условия формирования учебной деятельности младших школьников. Ветошкина Е.В. кандидат педагогических наук - воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе. Спицын Д. В. кандидат технических наук - методы и система для психодиагностических исследований детей младшего школьного возраста.

Сластенин В.А. (Российский учёный в области педагогики, заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор, действительный член Российской Академии образования.), Исаев И.Ф. (доктор педагогических наук) рассматривают проблему формирования личности в процессе профессиональной подготовки. Асодова Р. исследует научную организацию труда учителя начальной школы.


Масырова Р.Р. кандидат педагогических наук исследовала вопросы общей подготовки учителя начальных классов. Занков Л.В., Ш.А. Амонашвили, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин (психологи, исследователи, авторы научных трудов) внесли значительный вклад в практику учебно-воспитательной деятельности учителя НОО, а так же занимались вопросами обучения младшего школьника и становления его учебной деятельности занимались психологи. Демидова М.Г (доцент кафедры арабской филологии), Орлова А. П. (кандидат технических наук, доцент) разрабатывали проблемы подготовки будущих учителей к коммуникативному взаимодействию с младшими.

Амельченко Т.В., является кандидатом педагогических наук, доцент, профессор кафедры социальной политики, психологии и педагогики профессионального образования, ряд его работ посвящен изучению дидактической подготовки учителя начальных классов

1.ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА НА УЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

1.1.Цели, задачи педагогической деятельности учителя начальных классов согласно ФГОС НОО

ФГОС НОО включает в себя требования: к результатам, структуре, а так же к условиям реализации основной образовательной программы НОО [20]. Данные требования программы НОО учитывают психологические, индивидуальные, физиологические и возрастные особенности учащихся на данной ступени обучения, и определяют данный этап как фундаментальную часть образования.

Основой стандарта является системно-деятельностный подход. Он предполагает: воспитание и развитие личностных качеств; ориентация на результаты образования; разнообразие форм организации и учета индивидуальных особенностей каждого ученика и другие.

На ступени НОО осуществляется, согласно ФГОС НОО:

  • становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся [23];
  • формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе [20];
  • духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей [22];
  • укрепление физического и духовного здоровья обучающихся [24].

Дать определение понятию учебная деятельность, пытались многие ученные, исследователи, например, Л. А. Левшина, В. И. Загвязинского и др. Учебная деятельность, это в первую очередь очень сложный процесс получение знаний, осуществляемый педагогом по отношению к учащемуся. В такой процесс входят много компонентов, требований, согласно ГОС НОО, все требования разделены на три группы: предметные, метапредметные, личностные.

Предметные требования включают в себя:

  • освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению[24];
  • систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира [22].

Метапредметные – это требования, освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями [22].

Личностные требования включают:

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию [20];
  • сформированность мотивации к обучению и познанию;
  • ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности [24].

Так, мы видим, что основой учебной деятельности является синтез целей поставленных образовательным стандартом перед учителем. Личностные, предметные, и межпредметные требования взаимосвязаны, взаимоопыляемые и вытекают как следствие друг из друга.

Рассмотрим результаты, которые должен достичь в процессе обучения ученик начального общего образования.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать [22]:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
  • наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям [24].

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать [22]:


  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами [24].

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать [22]:

Для каждого учебного предмета выделены основные задачи.

Русский язык. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания [24].

Математика. Информатик. Развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности [21]

Окружающий мир. Формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни [24]. Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем [21].

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России [24].

Искусств. Развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру [23].