Файл: Роль педагога в формировании учебной деятельности младшего школьника (Личностные качества педгога, как пример для школьника).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Учитель - главный источник информации для учеников. Он знает все обо всем, а своим предметом, педагогикой, методиками и психологией владеет в совершенстве [25].

Каждая учебная операция должна быть отработана. Программы развивающего обучения часто предусматривают поэтапную отработку. Ученик, получив полную ориентировку в составе операций (включая определение последовательности своих действий), выполняет операции в материализованной форме, под контролем учителя. Научившись это делать практически безошибочно, он переходит к проговариванию и, наконец, на этапе сокращения состава операций, быстро решает задачу в уме, сообщая учителю готовый ответ [31, с.68].

Учитель - это всегда активная, творческая личность. Он выступает организатором повседневной жизни школьников. Пробуждать интересы, вести учеников за собой может только человек с развитой волей, где личной активности отводится решающее место [28, с.49]. Педагогическое руководство таким сложным организмом, как класс, детский коллектив, обязывает воспитателя быть изобретательным, сообразительным, настойчивым, всегда готовым к самостоятельному разрешению любых ситуаций. Педагог - образец для подражания, побуждающий детей следовать за ним [16, с.34].

Педагог должен помнить, что он является примером для своих воспитанников, и его нравственные взгляды должны отличаться устойчивостью и полнотой. Для этого необходимо знать, что основой нравственных ценностей, взглядов, их формирование зависит от знаний норм, требований и принципов морали, а так же отражение их в педагогической деятельности.

В арсенале учителя шутка, прибаутка, пословица, удачный афоризм, дружеская подковырка, улыбка - все, что позволяет создать в классе положительный эмоциональный фон, заставляет школьников смотреть на себя и на ситуацию с комической стороны [8, с.139].

Диагноз, прогноз, проект становятся основанием для разработки плана учебно-воспитательной деятельности. Его составлением, как мы уже знаем, завершается подготовительный этап педагогического процесса. Хороший учитель не войдет в класс без продуманного во всех деталях, четкого, конкретного, обеспеченного всем необходимым плана [31, с.152].

Среда и ее специфика отражается в нравственном создании (индивидуально) человека, который в ней находиться, так же необходимо понимать, что существует общественное сознание, обоснованное моралью теоретической и идеологической для конкретного общества.

Профессиональные и личностные качества ни отделимы друг от друга в педагогической деятельности.


Среди них: владение предметом преподавания, методикой преподавания предмета, психологическая подготовка, общая эрудиция, широкий культурный кругозор, педагогическое мастерство, владение технологиями педагогического труда, организаторские умения и навыки, педагогический такт, педагогическая техника, владение технологиями общения, ораторское искусство и другие качества. Любовь к своему профессиональному труду - качество, без которого не может быть педагога. Слагаемые этого качества - добросовестность и самоотверженность, радость при достижении воспитательных результатов, постоянно растущая требовательность к себе, к своей педагогической квалификации [9, с.52].

Таким образом, приведены рекомендации по решению выявленных проблем. Необходимо представлять изучаемый материал в простой, удобной для восприятия учащихся форме, показывать учащимся взаимосвязь полученных знаний в межпредметной области, их включенность в обыденную жизнь. Основываясь на психологические особенности характерные младшему школьному возрасту применять наглядные материалы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, выделены цели и задачи педагогической деятельности учителя начальных классов согласно ФГОС НОО. ФГОС НОО включает в себя требования: к результатам, структуре, а так же к условиям реализации основной образовательной программы НОО. Данные требования программы НОО учитывают психологические, индивидуальные, физиологические и возрастные особенности учащихся на данной ступени обучения, и определяют данный этап как фундаментальную часть образования.

Основой стандарта является системно-деятельностный подход. Он предполагает: воспитание и развитие личностных качеств; ориентация на результаты образования; разнообразие форм организации и учета индивидуальных особенностей каждого ученика и другие.

Учебная деятельность, это в первую очередь очень сложный процесс получение знаний, осуществляемый педагогом по отношению к учащемуся. В такой процесс входит много компонентов, требований, согласно ГОС НОО, все требования разделены на три группы: предметные, метапредметные, личностные. Каждая группа направлена на решение определённых ей задач. Основой учебной деятельности является синтез целей поставленных образовательным стандартом перед учителем. Личностные, предметные, и межпредметные требования взаимосвязаны, взаимоопыляемые и вытекают как следствие друг из друга.


Дали характеристику основным особенностям учебного процесса согласно младшему школьному возрасту. Одной из важных обязанностей школьника в процессе учебной деятельности является получение им знаний, навыков и умений. Выделяются два пути познания, при которых ученик получает обучение, это понимание, усвоение и осознание словесного описания явлений и предметов и путь непосредственного восприятия. Постепенно в процессе обучения у младших школьников формируется отношение к учителю.

Постепенно учебная мотивация смещает мотивацию игры, в ходе развития игры, ребенок выполняет определённые действия направленные на результат, который достигается с помощью определенных знаний и умений, приобретение статуса среди ровесников и взрослых. Эльконин Д. Б. выделила компоненты учебной деятельности: мотивация, учебная задача, учебные операции, контроль, оценка.

Выдели основные психологические особенности у детей начальной школы: мышление развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому; восприятие отличается неорганизованностью и неустойчивостью; память преимущественно наглядно-образная. В данном возрасте имеются большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт учащегося.

Рассмотрели личностные качества педагога, как пример для школьника; Применение своих профессиональных знаний, умений на практике, обучение и воспитание учащихся являются основными функциями учителя. Функции подготовительного этапа: диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование. Функции реализации намерений информационная, организационная, оценочная, контрольная и корректирующая.

Важные качества, определяющие профессионализм учителя - трудолюбие, серьезное отношение к своей работе и обязанностям, дисциплина, ответственность, организованность, умение правильной постановки целей и пути их достижения, творческий подход, душевная чуткость, справедливость, требовательность, чувство юмора, педагогический такт, честь, авторитет.

Таким образом, дали описание, этапы методики по изучению роли учителя начальной школы. Цель диагностики - установить диагноз объекта исследования и дать заключение о его состоянии на дату завершения этого исследования и на перспективу. Задачами области диагностики считаются анализ и прогноз происхождения проблемы человека, устранение их в течение времени, а так же определение действий на их устранение, налаживание мер для правильной работы, исследование объекта дает характеристику изучаемого объекта.


Реализация данного теста: образовательные учреждения, реализовывающие начальное общее образование. Цели проведения тестирования учащихся: получение объективных данных о субъективном мнении учащегося о роли из учителя, преподавателя в учебном процессе; определение групп учащихся или образовательных организаций в целом для проведения работы по активизации роли учителя;

Основные принципы тестирования: добровольность; информированность; конфиденциальность.

Проведение тестирование. Общее время работы – 40 минут. Время проведения работы – 1 урок. Во время проведения мониторинга в классе учащимся предоставляется время для организации учебного места, подготовка ручки, бланки для заполнения выдаются каждому индивидуально. Ответы на задания учащиеся вписывают в поля ответов, предусмотренные в материалах работы. После того как испытуемые выполнят задание, психолог обрабатывает результаты тестирования так, как это описано в инструкции к тесту. Ожидаемые результаты и формы результатов: после сбора информации, результатами тестирования, опросника являют положительные или отрицательные ответы учащихся на поставленные вопросы, проводиться анализ полученных ответов, результат может быть представлен как текст, таблица, схема.

Провели анализ полученных данный, получили результат проведенного исследования; Исследование проводилось на базе Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школы № 1694 «Ясенево» в 4 классе, классный руководитель Гончарова Марина Алексеевна. Общая численность учащихся в классе 21 человек, на момент опроса присутствовало 17 человек, по болезни отсутствовало 3 учащихся, по семейным обстоятельствам один учащийся.

Приведены рекомендации по решению выявленных проблем. По результатам проведенной работе, было обнаружено не полное удовлетворенность учащихся учебным процессом, проводимое учителем. Учителю необходимо обратить внимание на решение следующих вопросов. Необходимо показывать учащимся взаимосвязь полученных знаний в межпредметной области, их включенность в обыденную жизнь. Основываясь на психологические особенности характерные младшему школьному возрасту представлять изучаемый материал в простой, удобной для восприятия учащихся форме с применением наглядного материала. Применять личностный подход, мотивировать личную учащихся, а так же проводить индивидуальную работу после уроков, для учеников, не усвоивших или недостаточно усвоивших пройденный материал.


БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Амельченко Т.В. Аспекты идентификации личности будущего специалиста в социально-педагогическом образовании // Европа и современная Россия. Интегративная функция педагогической науки в едином образовательном пространстве: Материалы VII международной научной конференции, 18-19 августа 2011 г., Москва – Хельсинки. М.: МАНПО.2011, - С. 458 – 462 
  2. Амельченко Т.В. Структурно-содержательная модель профессиональной компетентности будущего социального педагога // Педагогическая теория: эксперимент, практика. Сб. статей. - Иркутск: ИПКРО, 2009 г. – 211с.
  3. Амельченко Т.В. Формирование профессиональной компетентности в социально-педагогическом образовании: монография. Чита: ЧитГУ, 2011. - 230 с. 
  4. Аннотированный указатель научной и учебно-научной методической литературы, представленной авторами на I-XX всероссийских выставках, проводимых академией естествознания / Материалы для экспозиции на Московском международном Салоне Образования. Москва, ЦВК ЭКСПОЦЕНТР 7-9 октября 2014 г. М-П Москва ИД «Академия Естествознания» 2014 URL: http://rae.ru/ru/chronicle/, http://www.rae.ru/files/mmso2014-6.pdf (Дата обращения: 04.12.2016).
  5. Асадова Р.В. Научная организация труда учителя начальных классов Р.В. Асадова. Ашхабад, 1987. - 232 с.
  6. Байденко В.И. Высшего образования Европы. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов МИСиС, 2004. — 175 с.
  7. Байденко, В.И. Болонский процесс: Структурная реформа вы Международный сборник статей под. ред. М.М. Кашанова. М.; Ярославль: «Российское психологическое общество», 2005. – 186 с.
  8. Ветошкина Е.В. Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе: Дис. канд. пед. наук 13.00.01 – Защищена 8.09.2012. – Екатеренбург, 2012. – 147 с.
  9. Гуткина Н.И «Психологическая готовность к школе». - М.: Академический Проект, 2000. — 3-е изд., перераб. и доп. — 184 с/
  10. Демидова Л. И. Проблемы ХХI века: личность, инвалидность, психологическая адаптация (реадаптация) / «Проблемы общества и человека в ХХI веке». Материалы Международной научно-практической конференции (март 2002 г.). - Новосибирск: «Сибвузиздат», 2002. - 35 – 41 с.
  11. Демидова Л. И. Современные методы исследования личности. // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. - Новосибирск: СГУПСа, 2012.- Вып. 27. - 132-135 с.
  12. Демидова Л. И., Залесов Г. М. Управление конфликтом: Практикум - Новосибирск: СГУПСа, 2010. - 70 с.
  13. Закон об образовании РФ последняя редакция 2015/ URL: http://www.federalniy-zakon.ru/zakon-ob-obrazovanii-rf-poslednyy-redakciya-2015/ (дата обращения: 06.12.2016)
  14. Занков, Л.В. Избранные педагогические труды Л.В. Занков; вступ. ст. Ш.А. Амонашвили. М.: Повая школа, 1996. - 432 с.
  15. Исаев, И.Ф. Аксиологический и культурологический подходы к исследованию проблем педагогического образования в научной школе В.А. Сластенина, И.Ф. Исаев, Е.И. Шиянов Известия Российской академии образования. 2000. – 379 с.
  16. Исаева М.М. Педагогические условия формирования самостоятельности младших школьников в учебной деятельности: Дис. канд. пед. наук 13.00.01 – Защищена 28.12.2009. – Махачкала, 2009. – 140 с.
  17. Масырова Р. Р. Особенности формирования видения целостного педагогического процесса у будущих учителей начальных классов Дис. канд. пед. наук 13.00.01 – Защищена 18.11.1989. - Алма-Ата Махачкала, 1989. – 173 с.
  18. Масырова Р.Р. Внедрение педагогической технологии уровневой дифференциации знаний младших школьников / Масырова Р.Р. // Нач.шк.Казахстана. - 2003. - N1.- С.5-8
  19. Масырова Р.Р. Иск в арбитражном процессе [Электронный ресурс]: дипломная работа / Р. Р. Насырова; СГАП. - Электрон. текстовые дан. - Саратов, 2010. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM) URL: http://lib.sgap.ru/cgi-bin/irbis64r_01/cgiirbis_64.exe?Z21ID=&I21DBN=DIPL&P21DBN=DIPL&S21STN=1&S21REF=&S21FMT=fullwebr&C21COM=S&S21CNR=30&S21P01=0&S21P02=1&S21P03=A=&S21STR=%D0%9D%D0%B0%D1%81%D1%8B%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0,%20%D0%A0%D0%B0%D0%B9%D1%81%D1%8F%20%D0%A0%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B0 (Дата обращения: 04.12.2016).
  20. Министерство образования и науки РФ// ФГОС НОО URL: http://минобрнауки.рф/документы/543 (дата обращения: 06.12.2016)
  21. Министерство образования и науки РФ// ФГОС. НОО Приказ № 373, от 6 октября 2009. URL: http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/543/%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB/745/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%B7%20%D0%9E%D0%B1%20%D1%83%D1%82%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8%20373.rtf (дата обращения: 06.12.2016)
  22. Министерство образования и науки РФ// ФГОС. НОО Приказ № от 17 декабря 2010 г. № 1897. URL: http://минобрнауки.рф/документы/543/файл/749/приказ%20Об%20утверждении%201897.rtf (дата обращения: 06.12.2016)
  23. Министерство образования и науки РФ// ФГОС. НОО Приказ № от 17 декабря 2010 г. № 1897. URL: http://www.federalniy-zakon.ru/zakon-ob-obrazovanii-rf-poslednyy-redakciya-2015/ (дата обращения: 06.12.2016)
  24. Нормативная база современного дошкольного образования: Закон об образовании, ФГОС НОО, порядок организации образовательной деятельности// URL: http://www.методкабинет.рф/index.php/fgosnoo.html (дата обращения: 06.12.2016)
  25. Организационно-методические рекомендации по переходу образовательных, систем Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина В.В. Давыдова на четырехлетнее начальное обучение под ред. И.А. Петровой. М.: ЦПРО «Развитие личности», 1998.
  26. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики А.Б. Орлов. М., 2002. – 234 с.
  27. Орлов А.П. Организационно-педагогические основы управления подготовкой учителя: дис. Док. пед. наук А.Н. Орлов. М., 1992. - 334 с.
  28. Османов Г.А. Педагогические условия формирования учебной деятельности младших школьников: Дис. канд. пед. наук 13.00.01 – Защищена 25.04.2013. – Махачкала, 2013. – 173 с.
  29. Российский федеральный закон об образовании в РФ №273 / Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года / URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 06.12.2016)
  30. Сластенин В.А. Рефлексивная культура и профессионализм учителя Педагогическое образование и наука. - М.: «Академия», 2013. - 576 с.
  31. Спицын Д. В. Методы и система для психодиагностических исследований детей младшего школьного возраста: Дис. канд. техн. наук 05.11.17 - Защищена – 1.12.2006. - СПб., 2006. - 197 с.
  32. Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии К.Д. Ушинский пед. соч.: в 6 т./ сост. Ф. Егоров. М., 1990. Т.5. 528 с.