Файл: Эволюция антимонопольного законодательства в разных странах (Общая характеристика антимонопольного регулирования в зарубежных странах).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 142

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министр экономики и технологии Германии может санкционировать сделку, которая во всех иных случаях была бы незаконной, если ограничение конкуренции, являющееся следствием сделки, «перевешивается общими экономическими преимуществами слияния или если слияние оправдано более значимым общественным интересом». Антикартельные службы правительств федеральных земель являются самостоятельными структурами, не подчиненными Федеральному ведомству по надзору за деятельностью картелей. Они входят в состав правительства земель и подчиняются министру экономики соответствующего земельного ведомства. Всю политическую ответственность за реализацию конкурентной политики несет соответствующий земельный министр экономики[62].

Независимым органом в Германии стала Монопольная комиссия. Она является специализированным исследовательским и консультационным органом федерального правительства, состоит из пяти членов. Монопольная комиссия проводит постоянный анализ антимонопольной деятельности Федерального ведомства по надзору за деятельностью картелей. В обязанности комиссии входит наблюдение за ситуацией в антимонопольной сфере и представление раз в два года министру экономики и технологии рекомендаций в области экономики, а также указание тенденций, свидетельствующих о концентрации деловых операций в Германии, в том числе в сфере применения положений Закона о контроле над слиянием компаний и поведением на рынке доминирующих компаний. Деятельность Монопольной комиссии направлена на поддержание открытой антимонопольной политики[63].

Антимонопольная политика в Германии, как и во многих государствах, проводится в жизнь главным образом через судебную систему. Частные лица имеют право вмешиваться в проводимые Федеральным ведомством по надзору за деятельностью картелей и обращаться в суд с исками о возмещении убытков, понесенных в результате нарушения требований антимонопольных нормативных актов. Выделяют три вида правовых процессов по применению антимонопольного законодательства в Германии: в рамках административного права, в рамках законодательства о правопорядке, в рамках гражданского права. Административный процесс и процесс по нарушению правопорядка начинается с подачи жалобы в Федеральное ведомство по надзору за деятельностью картелей, гражданский процесс начинается с подачи жалобы в Земельный суд первой инстанции. Решения Федерального ведомства по надзору за деятельностью картелей подлежат обжалованию в Высшем земельном суде и далее в Федеральном Верховном суд[64].


8 июля 2004 г. вступил в силу Закон против недобросовестной конкуренции, который установил запрет горизонтальных соглашений хозяйствующих субъектов и поддержание цен при перепродаже. Ввиду этого, при слиянии крупных компаний необходимо обязательное уведомление соответствующих административных органов[65].

В настоящее время в Германии политика содействия конкуренции признает наличие угрозы для конкурентных отношений на рынке в случае значительного увеличения степени концентрации экономической власти. В этом случае главным является недопущение чрезмерного увеличения экономической власти предприятий, когда таковое приводит к установлению доминирующего положения на рынке, не является поводом для принятия каких-либо мер, если это положение не используется для разного рода злоупотреблений по отношению к конкурентам[66].

Во Франции государственная политика по защите конкуренции традиционно следует политике дирижизма – вмешательства государства в хозяйственную деятельность и четкой регламентации экономических процессов[67].

Франция обладает богатыми традициями как в области развития конкуренции, так и в области управления крупным государственным сектором в экономике. В последние годы был принят ряд новых правил в области конкуренции в связи со значительными структурными преобразованиями в экономике страны. Правительство выступает за дальнейшее развитие конкуренции, осуществляет программы по реформированию естественных монополий, активно участвует в процессе конвергенции законов о конкуренции с законодательством ЕС.

Первым Актом, регулирующим конкурентные отношения во Франции, стала Конституция Франции от 17 марта 1791г., которая провозгласила принцип свободы торговли и предпринимательства. Также Уголовный кодекс Франции запрещал объединения, направленные на подрыв нормального действия закона спроса и предложения. В 1986 г. вступил в силу Ордонанс № 86-1243 «О свободе установления цен и свободной конкуренции». Данный Акт предусматривал конкретные нарушения конкуренции, механизм регулирования рыночных отношений через специально созданный орган – Совет конкуренции, регламентировал цены для отдельных секторов экономики, устанавливал, что Правительство может устанавливать меры против чрезмерного повышения цен, временные меры, вводимые в связи с кризисной ситуацией, чрезвычайными обстоятельствами или любой неестественной ситуацией на рынке в определенной отрасли[68].


Закон «О свободе цен и конкуренции», принятый в 1986 г., утвердил цели и задачи конкурентной политики и определил механизмы для ее успешного проведения. Французский закон содержит несколько основных положений, носящих универсальный характер и касающихся всех секторов экономики. В своей основе он сочетается с основными положениями Римского договора и законодательства ЕС. Главная ценность данного закона — простота его понимания для предприятий, надзорных и судебных органов. Он основывается на базовом положении: конкуренция является не самоцелью, а средством регулирования экономики. Поэтому конкурентные органы Франции широко практикуют так называемый педагогический подход, при котором штрафные санкции применяются только в случае констатации злоупотреблений.

В 2000 г. во Франции был принят Коммерческий кодекс, в частности, книга четвертая данного закона «О свободе цен и конкуренции» регулирует вопросы ценообразования и взаимоотношения между предпринимателями занимающимися экономической деятельностью в одной и той же, либо в смежных сферах, правила об антиконкурентных действиях, об экономической концентрации предприятий[69].

Во французском конкурентном законодательстве принято считать, что слияния и объединения предприятий сами по себе не являются факторами, искажающими условия конкуренции и порождающими злоупотребления доминирующим положением, поскольку иногда такие объединения полезны для повышения эффективности отдельных отраслей и для экономики в целом. В связи с этим закон предусматривает многочисленные изъятия из установленных правил при контроле за экономической концентрацией.

Во Франции контроль над монополистической деятельностью возложен на Совет по вопросам конкуренции, Министерство экономики и суды общей юрисдикции. Совет по вопросам конкуренции считается независимым административным органом, на решения которого министр экономики не может налагать вето: он выполняет консультативные функции по заказу различных учреждений и организаций, а в определенных случаях сам налагает соответствующие санкции[70].

Важной составляющей частью контроля над монополистической практикой во Франции является проверка экономической концентрации на рынке[71]. Согласно французскому законодательству, если министр экономики, финансов и промышленности посчитает, что проект слияния или уже свершившееся слияние может нанести вред конкуренции, он запрашивает экспертное заключение Совета для принятия решения и на основании этого заключения выдает свое предписание предприятиям прекратить сделку, вернуться к первоначальному состоянию, изменить или дополнить условия совершения сделки и принимает все меры для восстановления конкуренции[72]. Решение министра публикуется одновременно с заключением Совета по конкуренции.


Полномочия совета вступает в силу в случаях, если совокупная доля объединяющихся предприятий на рынке становится больше 25%, или если их совокупный оборот до налогообложения превышает 150 млн евро, или если оборот во Франции каждого участника сделки превышает 15 млн евро[73].

Основные положения закона касаются контроля за антиконкурентными соглашениями, включающими соглашение по крайней мере между двумя физическими или юридическими лицами, работающими в государственном или частном секторе, причем юридическая форма соглашения не имеет значения. Примерами соглашений могут служить: обмен информацией по ценам и маржам, договоры об эксклюзивной или селективной продаже, общие условия продажи, уступки на конкурсах, разделение рынка, создание барьеров по вхождению в рынок.

Еще одно направление регулирования — это контроль за злоупотреблением доминирующим положением. Органами государственного регулирования во Франции является Совет по конкуренции и Генеральная дирекция по конкуренции, потреблению и борьбе со злоупотреблениями Министерства экономики и финансов. Рассматриваемые ими дела подведомственны Суду первой инстанции. Генеральная дирекция осуществляет проведение расследований, решения принимаются независимой инстанцией — Советом по конкуренции, который предоставляет заинтересованным лицам право на защиту интересов. При этом Совет по конкуренции и Суд первой инстанции следят за соблюдением европейского законодательства, а Генеральная дирекция как государственный орган проведения конкурентной политики Франции представляет страну в европейских конкурентных ведомствах.

Независимость Совета по конкуренции гарантирована его организационной структурой и практикой проведения расследований и рассмотрения дел. Совет состоит из 17 членов, работающих в трех коллегиях. Члены назначаются правительственным постановлением по представлению министра экономики на срок 6 лет; вывести члена Совета из его состава можно только в исключительных случаях. Совет по конкуренции призван исполнять две основные функции — юридическую и консультативную. Первая предусматривает контроль над соглашениями, злоупотреблениями доминирующим положением или экономической концентрацией путем проведения расследования, которое может быть начато как по инициативе министра экономики, так и по просьбе предприятий, профессиональных организаций или организаций потребителей[74].


Юридическая функция Совета по конкуренции заключается в том, что он как орган, специализирующийся на регулировании конкуренции на рынках товаров и услуг, имеет юридические полномочия по пресечению антиконкурентных действий, мешающих свободному функционированию рынков, и может не только выдавать заключения и рекомендации, но и наказывать виновных в нарушении законодательства о конкуренции[75].

Поскольку французское конкурентное право распространяется на все виды экономической деятельности, Совет осуществляет деятельность на всех рынках без исключения[76]. Консультативная функция Совета предусматривает оказание консультативных услуг правительству и парламенту, профессиональным организациям потребителей по вопросам регулирования конкуренции на французском рынке, а также по условиям выполнения директив ЕС по открытию рынков в секторах, подлежащих дерегулированию (общественный транспорт, в том числе железные дороги, аэропорты; телекоммуникации, электроэнергетика и газоснабжение, СМИ, а также кабельное, спутниковое телевещание) [77].

Совет отвечает за общую конкурентную политику во всех секторах экономики и изучает комплекс экономических и юридических аспектов деятельности рынков. Следует отметить, что французский опыт проведения конкурентной политики в условиях экономики с сильным государственным сектором, сочетание национальных и общеевропейских интересов в антимонопольном регулировании экономики, особенно отраслей естественных монополий, интересны для более детального изучения и разработки новых подходов и приемов конкурентной политики в России[78].

Основные направления антимонопольного регулирования по законодательству Франции – контроль за злоупотреблением доминирующим положением со стороны хозяйствующих субъектов, за антиконкурентными соглашениями, а также сделками экономической концентрации. Основная роль в процессе принятия Правительством решений в области защиты конкуренции возложена на Антимонопольный орган, который наделен полномочием по своей инициативе исследовать и анализировать экономическую деятельность отдельных секторов рынка.

Выводы.

Анализ законодательства о конкуренции и ограничении монополистической деятельности зарубежных стран позволяет сделать вывод, что традиционно можно выделить две модели конкурентного права: американскую и европейскую. В американской модели антитрестовское законодательство, направлено на запрет монополий и включает ряд норм о недобросовестной конкуренции, преобладающими являются меры уголовно-правового характера. В европейской же модели законодательство, направленное на борьбу со злоупотреблениями монополистического характера и обеспечение контроля над монополиями, сосуществует с законодательством о недобросовестной конкуренции. Формы и методы правовой поддержки и охраны конкурентных отношений в зарубежных странах разнообразны, так как степень государственного вмешательства в экономические отношения неодинакова.