Файл: Эволюция антимонопольного законодательства в разных странах (Общая характеристика антимонопольного регулирования в зарубежных странах).pdf
Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 139
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Антимонопольное регулирование в России регулирования
1.1. Антимонопольное регулирование как инструмент государственной политики
1.2. Эволюция антимонопольного регулирования в России
Глава 2. Антимонопольное регулирование в зарубежных странах
2.1. Общая характеристика антимонопольного регулирования в зарубежных странах
2.2. Антимонопольное регулирование в США
2.3. Антимонопольное регулирование в Германии и Франции
Глава 3. Пути развития антимонопольного регулирования в России с учетом зарубежного опыта
Продолжение таблицы 1
1 |
2 |
3 |
4 |
4 |
Проведение количественной оценки структуры отраслевого рынка |
Определение |
На основе предоставленной статистической информации формирование перечня предприятий, функционирующих на рынке за исследуемый интервал времени в рамках выделенной продуктовой группы |
Определение |
Определение общего объема реализации товара в рамках выделенной товарной группы; вычисление рыночных долей всех |
||
Расчет показателей концентрации |
Определение значений коэффициентов концентрации (CRn, индекса Герфиндаля- |
||
5 |
Проведение качественной оценки структуры рывка |
Оценка степени |
Расчет соответствующих показателей на основе данных об объемах ввоза и вывоза продукции в рамках данного региона |
Определение стратегических барьеров |
Выявление на основе количественного анализа фирм, способных воздвигать стратегические барьеры. Определение уровня входных барьеров |
||
6 |
Определение типа отраслевого |
Сопоставление и |
Определение типа рыночной структуры изучаемого товарного рынка, и оценка степени |
Анализ потенциальных возможностей рыночных субъектов |
Измерение рыночного |
Выбор и использование одного из подходов к оценке рыночного потенциала: структурного, то есть анализ положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке; оценка степени эффективности деятельности; анализ зависимости показателей деятельности фирмы от показателей деятельности конкурентов. |
|
Определение |
Определение доминирующих фирм, слабых фирм, у которых есть потенциальная возможность уйти с рынка либо быть |
Продолжение таблицы 1
1 |
2 |
3 |
4 |
8 |
Разработка |
Определение миссии, целей и задач |
Разработка стратегических и текущих целей, стоящих перед предприятием |
Построение стратегических матриц |
Разработка стратегических моделей развития в соответствии с интересующими критериями |
||
Выбор стратегической альтернативы развития |
Выбор определенного направления развития и корректировка целей и задач фирмы в соответствии с ним |
Следовательно, оценка структуры отраслевого рынка предполагает выполнение целого ряда взаимосвязанных этапов расчетов, для каждого из которых необходимо использование соответствующих методик. В совокупности они образуют методологическую базу, позволяющую достаточно всестороннее с соответствующими качественными и количественными параметрами охарактеризовать структуру рынка выявить его тип. Эти расчеты могут использоваться как самостоятельное исследование, ставящее своей целью выявление доминирующих фирм и служащее основой оценки конкурентной среды отраслевого
рынка при формулировании вывода о необходимости вмешательства, как ФАС России, так и его территориальных управлений, в процесс формирования конкурентной среды на анализируемом рынке[23]. При этом выбираются дальнейшие направления, формы и методы указанного вмешательства. Причем в зависимости от различного уровня концентрации, выявленного на отраслевых товарных рынках, дифференцируются и действия антимонопольных органов по отношению к ним (Таблица 2).
Таблица 2
Мероприятия антимонопольных органов в зависимости от различного уровня концентрации отраслевых рынков (составлено по[24])
Степень |
Тип рынка в |
Возможные действия антимонопольных |
Низкая |
Высоко концентрированные |
разработка отраслевых программ демонополизации, контроль за их реализацией |
контроль за рыночным поведением фирм с рыночной долей на рынке определенного товара свыше 35 % |
||
действия по предупреждению и пресечению монополистической деятельности доминирующих фирм |
||
действия по снижению барьеров входа на товарные рынки |
||
увеличение числа фирм на рынке шлем разделения хозяйствующих субъектов, осуществляющих антиконкурентные действия, или содействия новым фирмам для вхождения на рынок |
||
запреты на слияния и создания объединений юридических лиц |
||
пресечение недобросовестной конкуренции |
||
Средняя |
Умеренно концентрированные |
наблюдение за динамикой показателей концентрации, при необходимости разработка мер по развитию конкуренции |
контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов с рыночной долей свыше 35%, при необходимости — осуществление превентивных мер |
||
действия, направленные на ограничение рыночного потенциала доминирующих фирм |
||
слияние фирм и создание их объединений допускается при отсутствии роста рыночного потенциала |
||
пресечение недобросовестной конкуренции |
||
Высокая |
Низко концентрированные рынки |
наблюдение за состоянием концентрации производства и товарного рынка |
пресечение недобросовестной конкуренции |
Выбор и дальнейшее осуществление конкретных мероприятий из представленного списка являются целью разработки программ демонополизации, конкуренции, развития предпринимательства на территории России и ее территориальных образований. Кроме того, выявленная структура отраслевого рынка позволяет делать дальнейшие выводы о его потенциале, а также о возможных стратегических решениях каждого его участника[25].
Таким образом, государственная политика в области антимонопольного
регулирования направлена, прежде всего, на всестороннее обеспечение поддержки конкуренции путем формирования соответствующей нормативно-правовой базы, условий для осуществления эффективной и результативной конкурентной борьбы, предотвращении монополизации рынка, что обеспечивает условия повышения конкурентоспособности экономики страны в целом и свидетельствует о необходимости поддержания конкуренции на должном уровне в национальном масштабе[26].
1.2. Эволюция антимонопольного регулирования в России
Современное российское антимонопольное законодательство берет своё начало в 1991 г. после принятия Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», который «продержался» 15 лет и был поправлен законодателем 10 раз.
В 1999 г. российское антимонопольное законодательство пополнилось Федеральным законом от 23 июня 1999 года № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг». Данный закон действовал 7 лет и был поправлен 2 раза.
Указанные законы были положены в основу нового антимонопольного законодательства - Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»[27], за 10 лет существования которого было принято 35 федеральных законов, вносящих в него те или иные изменения и дополнения (см. таблицу 3).
Таблица 3
Распределение принятых федеральных законов, вносящих изменения и дополнения в Закон о защите конкуренции, по годам
Год |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 (1-е полугодие) |
Всего |
Кол-во |
1 |
3 |
4 |
3 |
7 |
2 |
7 |
2 |
6 |
0 |
35 |
При этом одни законы вносили концептуальные изменения (вводились новые статьи и главы или признавались утратившими силу некоторые положения), другие носили «косметический» характер и связаны были в основном с юридико-техническими правками. Как видно из таблицы 4 количество изменений, вносимых каждым из принятых федеральных законов в Закон о защите конкуренции, различно и не имеет однозначной связи с численностью последних, и достигло, по состоянию на 1 июля 2016 г. значения 466.
Таблица 4
Количество изменений, внесенных федеральными законами
в Закон о защите конкуренции
Год |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 (1-е полугодие) |
Всего |
Внесено дополнений (новых пунктов, абзацев, частей, статей, глав) |
|||||||||||
0 |
10 |
28 |
1 |
58 |
2 |
1 |
2 |
65 |
0 |
167 |
|
Изложено в новой редакции, произведено замен |
|||||||||||
1 |
8 |
57 |
3 |
108 |
2 |
40 |
1 |
57 |
0 |
277 |
|
Признано утратившими силу, исключено |
|||||||||||
0 |
3 |
1 |
0 |
6 |
0 |
4 |
0 |
8 |
0 |
25 |
|
Итого: |
1 |
21 |
86 |
4 |
172 |
4 |
45 |
3 |
130 |
0 |
466 |
Приведенные данные свидетельствуют о повышенном внимании законодателя к антимонопольному законодательству и продолжающейся «рецепции общеевропейских норм и институтов конкурентного права»[28].
При этом нововведения в антимонопольное законодательство в истекшем десятилетии шло путём содержательных новаций, затрагивающих функции, полномочия, права и обязанности участников отношений, связанных с защитой конкуренции при сохранении общей структуры Закона о защите конкуренции.
Всего в Закон о защите конкуренции за время его действия было внесено 20 статей и новый институт «Недобросовестная конкуренция», регламентируемый 8 статьями[29].
Новый институт развил сферу пресечения недобросовестной конкуренции, детализировав перечень форм недобросовестной конкуренции. Что касается новых статей, то большинство из них восполняют пробелы в процедуре:
1. проведения проверок соблюдения антимонопольного законодательства (ст. 25.1 «Проведение проверок антимонопольным органом», ст. 25.2 «Доступ должностных лиц антимонопольного органа на территорию или в помещение для проведения проверки», ст. 25.3 «Осмотр», ст. 25.4 «Истребование документов и информации при проведении проверки», ст. 25.5 «Общие требования, предъявляемые к протоколу, составленному при проведении действий по осуществлению антимонопольного контроля», ст. 25.6 «Оформление результатов проверки»). Приведенные нормы расширяют и уточняют права антимонопольного органа при проведении проверок соблюдения антимонопольного законодательства;
2. рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства (ст. 41.1 «Сроки давности рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства», ст. 42.1 «Иные лица, участвующие в рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства», ст. 42.2 «Отводы членов комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства», ст. 45.1 «Доказательства и доказывание по делу о нарушении антимонопольного законодательства»[30], ст. 45.2 «Порядок доступа лиц, участвующих в деле о нарушении антимонопольного законодательства, к материалам дела, содержащим коммерческую тайну», ст. 48.1 «Заключение об обстоятельствах дела», ст. 51.1 «Разъяснение решения и (или) предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства. Исправление описки, опечатки и арифметической ошибки», ст. 51.2 «Пересмотр решения и (или) предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства по новым и (или) вновь открывшимся обстоятельствам»). Указанные новеллы напрямую не влияют на состав полномочий антимонопольного органа, но имеют важное значение для участников процесса[31].