Файл: Эволюция антимонопольного законодательства в разных странах (Общая характеристика антимонопольного регулирования в зарубежных странах).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 139

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Продолжение таблицы 1

1

2

3

4

4

Проведение

количественной оценки структуры

отраслевого

рынка

Определение
численности
продавцов

На основе предоставленной статистической информации формирование перечня предприятий, функционирующих на рынке за исследуемый интервал времени в рамках выделенной продуктовой группы

Определение
рыночной доли

Определение общего объема реализации товара в рамках выделенной товарной группы; вычисление рыночных долей всех
субъектов рынка

Расчет показателей концентрации

Определение значений коэффициентов концентрации (CRn, индекса Герфиндаля-
Гиршмана, Лернера), а также показателей неравенства распределения рыночных долен)

5

Проведение

качественной оценки

структуры

рывка

Оценка степени
открытости рынка для межрегиональной и
международной
торговли

Расчет соответствующих показателей на основе данных об объемах ввоза и вывоза продукции в рамках данного региона

Определение

стратегических

барьеров

Выявление на основе количественного анализа фирм, способных воздвигать стратегические барьеры. Определение уровня входных барьеров

6

Определение типа

отраслевого
рынка

Сопоставление и
анализ количественных и качественных показателен, характеризующих структуру рынка

Определение типа рыночной структуры изучаемого товарного рынка, и оценка степени
развитости конкуренции на нем

Анализ

потенциальных возможностей рыночных субъектов

Измерение рыночного
потенциала

Выбор и использование одного из подходов к оценке рыночного потенциала: структурного, то есть анализ положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке; оценка степени эффективности деятельности; анализ зависимости показателей деятельности фирмы от показателей деятельности конкурентов.

Определение
направлений
использования
рыночного потенциала

Определение доминирующих фирм, слабых фирм, у которых есть потенциальная возможность уйти с рынка либо быть
поглощенными крупными фирмами


Продолжение таблицы 1

1

2

3

4

8

Разработка
стратегий
развития фирм и отрасли в целом

Определение миссии, целей и задач

Разработка стратегических и текущих целей, стоящих перед предприятием

Построение стратегических матриц

Разработка стратегических моделей развития в соответствии с интересующими критериями

Выбор стратегической альтернативы развития

Выбор определенного направления развития и корректировка целей и задач фирмы в соответствии с ним

Следовательно, оценка структуры отраслевого рынка предполагает выполнение целого ряда взаимосвязанных этапов расчетов, для каждого из которых необходимо использование соответствующих методик. В совокупности они образуют методологическую базу, позволяющую достаточно всестороннее с соответствующими качественными и количественными параметрами охарактеризовать структуру рынка выявить его тип. Эти расчеты могут использоваться как самостоятельное исследование, ставящее своей целью выявление доминирующих фирм и служащее основой оценки конкурентной среды отраслевого
рынка при формулировании вывода о необходимости вмешательства, как ФАС России, так и его территориальных управлений, в процесс формирования конкурентной среды на анализируемом рынке[23]. При этом выбираются дальнейшие направления, формы и методы указанного вмешательства. Причем в зависимости от различного уровня концентрации, выявленного на отраслевых товарных рынках, дифференцируются и действия антимонопольных органов по отношению к ним (Таблица 2).

Таблица 2

Мероприятия антимонопольных органов в зависимости от различного уровня концентрации отраслевых рынков (составлено по[24])

Степень
развитости конкуренции

Тип рынка в
зависимости от уровня концентрации

Возможные действия антимонопольных
органов

Низкая

Высоко концентрированные
рынки

разработка отраслевых программ демонополизации, контроль за их реализацией

контроль за рыночным поведением фирм с рыночной долей на рынке определенного товара свыше 35 %

действия по предупреждению и пресечению монополистической деятельности доминирующих фирм

действия по снижению барьеров входа на товарные рынки

увеличение числа фирм на рынке шлем разделения хозяйствующих субъектов, осуществляющих антиконкурентные действия, или содействия новым фирмам для вхождения на рынок

запреты на слияния и создания объединений юридических лиц

пресечение недобросовестной конкуренции

Средняя

Умеренно концентрированные
рынки

наблюдение за динамикой показателей концентрации, при необходимости разработка мер по развитию конкуренции

контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов с рыночной долей свыше 35%, при необходимости — осуществление превентивных мер

действия, направленные на ограничение рыночного потенциала доминирующих фирм

слияние фирм и создание их объединений допускается при отсутствии роста рыночного потенциала

пресечение недобросовестной конкуренции

Высокая

Низко концентрированные рынки

наблюдение за состоянием концентрации производства и товарного рынка

пресечение недобросовестной конкуренции


Выбор и дальнейшее осуществление конкретных мероприятий из представленного списка являются целью разработки программ демонополизации, конкуренции, развития предпринимательства на территории России и ее территориальных образований. Кроме того, выявленная структура отраслевого рынка позволяет делать дальнейшие выводы о его потенциале, а также о возможных стратегических решениях каждого его участника[25].

Таким образом, государственная политика в области антимонопольного
регулирования направлена, прежде всего, на всестороннее обеспечение поддержки конкуренции путем формирования соответствующей нормативно-правовой базы, условий для осуществления эффективной и результативной конкурентной борьбы, предотвращении монополизации рынка, что обеспечивает условия повышения конкурентоспособности экономики страны в целом и свидетельствует о необходимости поддержания конкуренции на должном уровне в национальном масштабе[26].

1.2. Эволюция антимонопольного регулирования в России

Современное российское антимонопольное законодательство берет своё начало в 1991 г. после принятия Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», который «продержался» 15 лет и был поправлен законодателем 10 раз.

В 1999 г. российское антимонопольное законодательство пополнилось Федеральным законом от 23 июня 1999 года № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг». Данный закон действовал 7 лет и был поправлен 2 раза.

Указанные законы были положены в основу нового антимонопольного законодательства - Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»[27], за 10 лет существования которого было принято 35 федеральных законов, вносящих в него те или иные изменения и дополнения (см. таблицу 3).

Таблица 3

Распределение принятых федеральных законов, вносящих изменения и дополнения в Закон о защите конкуренции, по годам

Год

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016 (1-е полугодие)

Всего

Кол-во

1

3

4

3

7

2

7

2

6

0

35


При этом одни законы вносили концептуальные изменения (вводились новые статьи и главы или признавались утратившими силу некоторые положения), другие носили «косметический» характер и связаны были в основном с юридико-техническими правками. Как видно из таблицы 4 количество изменений, вносимых каждым из принятых федеральных законов в Закон о защите конкуренции, различно и не имеет однозначной связи с численностью последних, и достигло, по состоянию на 1 июля 2016 г. значения 466.

Таблица 4

Количество изменений, внесенных федеральными законами
в Закон о защите конкуренции

Год

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016 (1-е полугодие)

Всего

Внесено дополнений (новых пунктов, абзацев, частей, статей, глав)

0

10

28

1

58

2

1

2

65

0

167

Изложено в новой редакции, произведено замен

1

8

57

3

108

2

40

1

57

0

277

Признано утратившими силу, исключено

0

3

1

0

6

0

4

0

8

0

25

Итого:

1

21

86

4

172

4

45

3

130

0

466


Приведенные данные свидетельствуют о повышенном внимании законодателя к антимонопольному законодательству и продолжающейся «рецепции общеевропейских норм и институтов конкурентного права»[28].

При этом нововведения в антимонопольное законодательство в истекшем десятилетии шло путём содержательных новаций, затрагивающих функции, полномочия, права и обязанности участников отношений, связанных с защитой конкуренции при сохранении общей структуры Закона о защите конкуренции.

Всего в Закон о защите конкуренции за время его действия было внесено 20 статей и новый институт «Недобросовестная конкуренция», регламентируемый 8 статьями[29].

Новый институт развил сферу пресечения недобросовестной конкуренции, детализировав перечень форм недобросовестной конкуренции. Что касается новых статей, то большинство из них восполняют пробелы в процедуре:

1. проведения проверок соблюдения антимонопольного законодательства (ст. 25.1 «Проведение проверок антимонопольным органом», ст. 25.2 «Доступ должностных лиц антимонопольного органа на территорию или в помещение для проведения проверки», ст. 25.3 «Осмотр», ст. 25.4 «Истребование документов и информации при проведении проверки», ст. 25.5 «Общие требования, предъявляемые к протоколу, составленному при проведении действий по осуществлению антимонопольного контроля», ст. 25.6 «Оформление результатов проверки»). Приведенные нормы расширяют и уточняют права антимонопольного органа при проведении проверок соблюдения антимонопольного законодательства;

2. рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства (ст. 41.1 «Сроки давности рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства», ст. 42.1 «Иные лица, участвующие в рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства», ст. 42.2 «Отводы членов комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства», ст. 45.1 «Доказательства и доказывание по делу о нарушении антимонопольного законодательства»[30], ст. 45.2 «Порядок доступа лиц, участвующих в деле о нарушении антимонопольного законодательства, к материалам дела, содержащим коммерческую тайну», ст. 48.1 «Заключение об обстоятельствах дела», ст. 51.1 «Разъяснение решения и (или) предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства. Исправление описки, опечатки и арифметической ошибки», ст. 51.2 «Пересмотр решения и (или) предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства по новым и (или) вновь открывшимся обстоятельствам»). Указанные новеллы напрямую не влияют на состав полномочий антимонопольного органа, но имеют важное значение для участников процесса[31].