Файл: Эволюция антимонопольного законодательства в разных странах (Общая характеристика антимонопольного регулирования в зарубежных странах).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 145

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. Современные экономические системы национальных экономик в большинстве своем строятся на рыночных принципах хозяйствования, обязательном признании свободы частной собственности и предпринимательства, включая субъекты естественных монополий. Процессы рыночной саморегуляции присутствуют лишь при одновременном государственном регулировании, определенной степени вмешательства государства в социальную и экономическую сферы общества.

Динамичное развитие рыночных отношений обусловливает важность комплексного всестороннего изучения связей между отдельными предприятиями
внутри отраслевых структур, между структурой рынка и его результативностью. Цель проведения данных исследований на макроуровне — осуществление эффективной промышленной и антимонопольной политики внутри страны,
выявление приоритетных направлений структурных преобразований экономики, решение целого ряда других проблем, направленных на выбор стратегических направлений развития национальной экономики.

Целенаправленное государственное вмешательство в эту сферу обусловлено необходимостью воздействия на стихийные экономические процессы, а также возможные негативные последствия рыночного функционирования частных
собственников и монополистов. Инструментом воздействия в этом случае выступает антимонопольная политика.

Цель курсовой работы – исследование российского и зарубежного опыта антимонопольного регулирования.

Задачи работы:

  • исследовать антимонопольное регулирование как инструмент государственной политики;
  • рассмотреть эволюцию антимонопольного регулирования в России;
  • дать общую характеристику антимонопольного регулирования в зарубежных странах;
  • охарактеризовать антимонопольное регулирование в США;
  • рассмотреть антимонопольную политику в Германии и Франции;
  • определить направления совершенствования антимонопольного регулирования в России с учетом зарубежного опыта.

Предмет исследования – антимонопольное регулирование.

Объект исследования – антимонопольное регулирование в России и зарубежных странах.

Теоретической основой исследования являются труды, публикации в области государственного регулирования экономики, антимонопольное законодательство РФ и зарубежных стран.

Информационной базой исследования послужили действующие нормативно-правовые акты Российской Федерации, зарубежных стран, информация периодических изданий, сети Интернет.


Структура работы. Работа включает введение, три главы, заключение, список литературы.

Глава 1. Антимонопольное регулирование в России регулирования

1.1. Антимонопольное регулирование как инструмент государственной политики

Антимонопольная политика — это комплекс государственных мер,
включающий систему соответствующего законодательства, систему налогообложения, систему поощрения предпринимательства, направленных против монополизации производства, на усиление, развитие и защиту конкуренции. При этом монополизм можно рассматривать как абсолютное преобладание на рынке единственного хозяйствующего субъекта, использующего исключительные права на осуществление экономической деятельности в определенной сфере.

Основные теоретические постулаты концепции, лежащей в основе антимонопольной политики, следующие[1]:

Конкуренция, стимулируя развитие производства, внедрение инноваций,
эффективность распределения ресурсов, в конечном итоге приводит к максимизации благосостояния потребителя, способствуя его экономическому развитию, что объясняет поддержку конкуренции государством.

Максимизация благосостояния общества, достигнутая при конкуренции, не
означает справедливое распределение доходов и благ между членами общества.
Например, наиболее эффективно работающие и достаточно конкурентные
хозяйственные субъекты в ходе осуществления хозяйственной деятельности могут получить более высокую норму прибыли, чем конкуренты[2]. В долгосрочном плане это может привести несостоятельности ряда организаций, в должной мере не выдерживающих конкуренцию[3]. Как результат несостоятельности — банкротство предприятий, высвобождение работающих, рост безработицы, чтозачастую может вызвать негативное отношение к конкуренции. Принимая во внимание тот факт, что не все рынки являются конкурентными, конкурентная борьба на них ведется не всегда честными методами, а также что рыночный механизм, основанный на конкуренции, не всегда обеспечивает справедливое распределение доходов, государственное вмешательство становится оправданным[4].


Нерегулируемая конкуренция не всегда служит национальным интересам и
может привести к негативным социально-экономическим последствиям, поскольку экономические интересы предпринимателей направлены первую очередь на достижение собственной выгоды путем захвата власти, поощрения неэффективности производства, снижения объемов выпуска, роста цен, если это выгодно предпринимателям. Поэтому рыночный механизм в обязательном порядке корректируется и дополняется воздействием государственных институтов регулирования, направленных на защиту конкуренции и ограничение монопольной власти[5].

Следовательно, государственная антимонопольная политика в первую очередь нацелена на предотвращение таких последствий монопольной власти, возникающих по сравнению с конкуренцией, как: установление более высоких цен при ограниченном объеме производства; извлечение сверхприбыли путем присвоения значительной части потребительского излишка; препятствие эффективному распределению ресурсов; препятствие эффективной рыночной конкуренции путем установления высоких барьеров входа, установления фиксированных высоких цен, заключения жестких контрактов[6].

Антимонопольное регулирование является одним из основных средств7 повышения эффективности рыночной экономики и представляет собой комплекс антимонопольных мер и механизмов их реализации. Правовой формой антимонопольного регулирования рыночных отношений выступает антимонопольное законодательство, представленное в виде законодательно закрепленных антимонопольных правил и ограничений, определенных способов принуждения к их выполнению, целью которых является гарантированная правовая защита и поддержка конкуренции[7].

Практическая реализация антимонопольной политики осложняется тем, что в ее основе лежат преимущественно экономические механизмы, пока еще
недостаточно развитые в нашей стране, поэтому ее эффективность обусловлена
развитостью национального рынка и объективностью применяемого государственного антимонопольного регулирования[8].

Основным нормативным документом по регулированию антимонопольной
деятельности и прямой защите конкурентной среды и хозяйствующих субъектов от монополизма является Федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»[9]. В 1991 г. было также сформировано Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства на базе действовавшего ранее Государственного комитета по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. Принятие этого закона послужило импульсом для начала активизации регулирования и поддержки конкуренции в различных сферах национальной экономики, что нашло отражение в принятие целого ряда законов и нормативных актов, регулирующих поддержку конкуренции в отдельных сферах национальной экономики.


Так, в 1994 г. была принята Государственная программа демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках РФ (утверждена постановлением Правительства от 9 марта 1994 г.), целью которой являлось повышение эффективности общественного производства на основе рыночного регулирования экономических процессов[10]. Положения Государственной программы послужили основой для формировании ряда других федеральных программ в части структурной перестройки развития национальной экономики, а также программ социально-экономического развития регионов. Инструментами государственного воздействия и регулирования в данном случае являются инвестиционная, экспортно-импортная политика, ряд антиинфляционных мер, другие меры, позволяющие обеспечивать финансовую стабилизацию[11].

В 1995 г. антимонопольное законодательство РФ расширилось за счет принятия таких нормативных актов, как Указ Президента «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)»[12] а также Федерального Закона «О естественных монополиях»[13].

В законе естественная монополия определена как состояние товарного рынка, «при котором удовлетворение спроса эффективно в отсутствии конкуренции». Под такое определение попадает деятельность предприятий, функционирующих в таких отраслях, как транспортировка нефти, нефтепродуктов и газа по магистральным трубопроводам, производство электрической и тепловой энергии и предоставление услуг по их передаче: железнодорожные перевозки в труднодоступные районы страны; услуги транспортных терминалов, морских и речных портов и аэродромов; услуги общедоступной электрической и почтовой связи[14]. В законе закреплены правовые основы особенностей функционирования естественных монополий, учитывающие соблюдение баланса их интересов и интересов потребителей[15].

В 1997 г. в соответствии с Указом Президента вступили в силу Основные
положения структурной реформы в сфере естественных монополий, целью которой обозначены повышение эффективности функционирования естественных монополий, снижение издержек, обеспечение прозрачности их деятельности и финансовой отчетности[16].

Немаловажный аспект государственного регулирования - поддержка и
укрепление предпринимательского сектора экономики страны, что нашло отражение в Федеральном Законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» и Федеральном Законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»[17], закрепляющем формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства. В развитие этого Закона Постановлением Правительства утверждается Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в РФ на определенный период, направленная на обеспечение условий устойчивого развития малого предпринимательства, формирование целенаправленной системы государственной поддержки субъектов малого предпринимательства[18].


Важным этапом реформирования системы государственного антимонопольного регулирования стал 2004 г., когда Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства было реорганизовано в Федеральную антимонопольную службу (ФАС РФ), основным направлением деятельности которой является создание условий для развития конкуренции и выработка единой государственной политики поддержки конкуренции[19].

Согласно Приказу ФАС РФ от 285.04.2010 №220 «Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке»[20] процедуру оценки структуры товарного рынка можно представить в виде выполнения следующих этапов (таблица 1):

1. Определение границ рынка

2. Сбор статистической информации

3. Оценка внешних факторов

4. Проведение количественной оценки структуры отраслевого рынка

5. Проведение качественной оценки структуры рынка

6. Определение типа отраслевого рынка

7. Анализ потенциальных возможностей рыночных субъектов

8. Разработка стратегии развития фирм и отрасли в целом[21].

Таблица 1

Определение структуры отраслевого рынка[22]

этапа

Название этапа

Промежуточные этапы

Характеристика

1

2

3

4

1

Определение границ рынка

Определение
временных границ

Устанавливается временной интервал, интересующий аналитика

Определение
локальных границ

Ограничивается территория, в рамках которой исследуется рынок, при этом определенная группа покупателей на выделенной
территории должна иметь экономическую возможность приобрести рассматриваемый
товар и не иметь такой возможности за пределами этой территории.

Определение продуктовых границ

Процедура определения товара (его потребительских свойств), товаров - заменителей и формирования товарной группы (группы товаров, рынки которых расцениваются как один товарный рынок).

2

Сбор статистической
информации

Формулировка
необходимо перечня показателей

Выявление необходимых для анализа показателей, исходя их форм отчетности, передаваемой предприятиями в статистические
органы

Передача информационного
запроса в статистические органы или консалтинговые фирмы

Оформление официального запроса, заключение договора на предоставление информационных услуг, осуществление оплаты за
предоставленную информацию

Проведение мониторинга (при
необходимости)

Выбор предприятий, подлежащих обследованию, составление набора вопросов или использование унифицированных форм анкет для сбора и анализа информации о степени конкуренции отраслевого рынка

3

Оценка внешних
факторов

Обзор и группировка внешних факторов

Выявление политических, нормативно-правовых, экономико-географических, научно-технических, социально-демографических, социально-культурных, экологических факторов, оказывающих
воздействие на отрасль и отраслевой рынок

Оценка

нестратегических
барьеров входа

Выявление из внешних факторов тех, которые могут быть отнесены к нестратегическим барьерам входа